левая ссылка

История красного флота

Красный флот Часть - 4 "Ошибочность программы "Большой флот", чего можно было избежать"

Что же нужно было реально для советского флота? 

Учитывая, что война с Германией и ее союзниками может начаться в 1941-42г.г., советское военно-морское руководство должно было сосредоточиться на постройке тех кораблей, которые годятся именно для такой войны – сухопутной, могут быть построены в кратчайшие сроки и не требуют большого количества дефицитных металлов. Поэтому следовало отказаться от постройки линкоров и покупать у Германии крейсер «Лютцов» стоимостью около 260 млн. рублей. Также вместо 7 крейсеров 68 проекта нужно было строить 5, которые можно закончить уже в 1942г. Какие же корабли нужно было строить на сэкономленные деньги -1,28 млрд. рублей? Во-первых, тяжелые мониторы - этот тип кораблей появился в Первую Мировую войну, дешевые, простые в постройке корабли размером с крейсер, не быстроходные, зато с мощной артиллерией и хорошей защитой, особенно противоминной. За основу можно было взять английские мониторы «Эрибус» постройки еще 1916г., такие корабли можно было вооружать 305 мм орудиями для обстрела побережья и 130 мм для самообороны. Сильная противоминная защита была особенно важна для реалий войны на Балтике. Учитывая невысокую стоимость подобных кораблей, их можно было строить довольно большой серией, вместо линкоров, при этом монитор раз в 20 дешевле линкора. А сколько бы пользы они могли принести, поддерживая своим огнем наши войска в прибрежных районах. Во-вторых, нужно было форсировать строительство эсминцев 7-У проекта, самых универсальных советских кораблей, причем средняя стоимость такого корабля где-то 24 млн. рублей, 20 лишних эсминцев очень бы пригодились нашему ВМФ. В-третьих, флоту были нужны подводные заградители типа «Л», которые оказались очень универсальными и живучими кораблями. В четвертых, необходимо было начать массовое строительство базовых тральщиков Фугас, которые были очень дешевыми и при этом универсальными, использовались и как тральщики, и как сторожевики, и для нападений на конвои, и как быстроходные транспорты. Именно нехватка этих кораблей привела к тяжелым потерям советского ВМФ на минах в 1941г., особенно в Таллиннском переходе. Также имело смысл сосредоточится на двух типах гражданских кораблей, которые было легко превратить в военные: это т.н. «Эльпидифоры», которые в мирное время использовались как транспортные корабли, паромы, а военное - превращались в мощные канонерские лодки и десантные корабли. Именно их еще в 1917г. планировалось использовать для десанта в Константинополь; буксирные пароходы «Ижорец» - в годы Великой отечественной войны активно использовались как рейдовые тральщики. Исходя из приблизительных расчетов, к осени 1941г. вместо так никогда и не построенных 3 линкоров, 2 тяжелых крейсеров и 2 легких крейсеров, а так же недостроенного «Лютцова-Петропавловска» можно было построить 6 тяжелых мониторов, 20 эсминцев, 12 подводных минных заградителей типа «Л», 72 базовых тральщика, 18 «Эльпидифоров», 80 буксиров-тральщиков «Ижорец». Будь эти корабли в составе советского ВМФ в первые месяцы войны, наступление противника в приморских районах развивалось бы меньшими темпами, резко бы сократились потери советских кораблей и судов на минах, а противник понес большие потери в живой силе и матчасти. В любом случае, это лучше, чем просто законсервировать металл и денежные средства на огромные суммы в так и не построенных кораблях.
 

левая ссылка
Яндекс.Метрика