левая ссылка

Далекий 1949 год охарактеризовался не только знаковыми изменениями на мировой политической арене и испытанием в СССР первой атомной бомбы. Ознаменовался этот год еще и созданием первого паромобиля в Советском Союзе.

Паромобиль в ссср
 
Человеку, неискушенному, такое событие может показаться нонсенсом. Как же – атомная бомба, преодоление звукового барьера и … автомобиль на дровах. Однако, на то были свои причины.
 
В то время СССР еще не был одним из крупнейших в мире добытчиков нефти и газа, более-менее разработанными были всего два месторождения нефти. А вот лесов всегда было практически в избытке, причем большое количество политических и послевоенных заключенных делали добычу данного ресурса практически бесплатной. А необходимость обеспечения сельского хозяйства и строек машинами, работавшими практически на «подножном» топливе была очень существенной. По слухам, сам товарищ Сталин курировал эти разработки.
 
Лесовоз на пару
 
 
Газогенераторные машины, способные работать на любом виде твердого топлива (дрова, торф, уголь, брикеты, прессованная солома) начали разрабатывать еще до войны. Однако, двигатели внутреннего сгорания существенно теряли мощность при переходе на такие виды топлива, были неудобными и чересчур громоздкими.
 
Тем не менее, даже такие развитые страны, как Англия и США производили такие автомобили. Например, английский Sentinel 1938 года выпуска расходовал менее 200 кг угля на каждые 100 км пробега и мог нести до 6000 кг груза, а помимо водителя ему еще был необходим кочегар.
 
Советские инженеры пошли другим путем и решили не переделывать, а просто создать паромобиль на дровах, которому не потребуется кочегар. Таким образом в 1949 г появился первый НАМИ – 012. Характеристики этой машины были вполне приемлемыми для того времени, при 100 л.с. он имел даже чуть меньшие габариты, чем такие же дизельные автомобили, однако тяжелый паровой котел и лоток с дровами усугубляли положение.
 
Паромобиль  - лесовоз
 
 
Дрова, напиленные одинаковыми чурками определенных размеров, укладывались в лоток, откуда под собственным весом подавались в топку при прогорании предыдущих.
 
 
На 100 км пробега требовалось около 400 кг дров, что составляло практически полную загрузку лотка. Впрочем, использование такого авто в сельском хозяйстве или на стройке делало несущественной эту проблему. Подготовка к выезду занимала около получаса времени, воду для котла можно было брать из любой лужи или реки, это существенно упрощало эксплуатацию.
 
Всего за 2 года было выпущено несколько таких агрегатов, которые могли работать в диапазоне температур от – 40 до + 50 ?С. Был даже зарегистрирован случай пробега такой машиной более 25000 км без дополнительного техобслуживания и сервиса.
 
Однако, прошло время и со смертью товарища Сталина все разработки в этом направлении были прекращены. А на территории РФ не осталось ни одного работающего экземпляра паровых автомобилей.
 

левая ссылка
Яндекс.Метрика