левая ссылка

Шел 1924 год. Закончилась гражданская война. Что можно было разрушить - разрушено. Промышленности нет. Инженеров уничтожили. Не стало и самой России, на том месте возник СССР. Началось отстраивание экономики, а для этого нужен транспорт. Правительство понимало, что на импорте транспорта далеко не поедешь: и валюты нет, и все равно нужна своя промышленность. В том же 1924 году из ворот московского завода АМО вышел первый советский автомобиль. Больше автомобильных заводов у Стране Советов не было. Ему, первенцу, присвоили марку АМО – Ф15. 

Первенец советского автомобилестроения
 
Проект базировался на итальянском грузовике фирмы ФИАТ. И хотя итальянец и был уже устаревшим, но выбора не было, остановились на том, что было под рукой. Это уже был настояний грузовой автомобиль. К тому же как нельзя лучше приспособлен к бездорожью. Низкооборотный четырехцилиндровый бензиновый двигатель давал мощность у 35 лошадиных сил. Да и скорость была на то время приличная – от 15 до 30 км/час, в зависимости от качества дороги. А самое больше можно развить и 50 км/час. Сейчас скорость 15 – 30 км/час вызовет разве что ироническую улыбку. И напрасно. Ведь эра автомобилей только зародилась, монополией дорог были лошадиные повозки, телеги, пролетки, кареты. С какой скоростью обычно движется нагружена телега? А тут самая малость аж 15 километров всего за час, да еще 1,5 тонны груза!
 
 
Конечно, привычного сейчас электростартёра не было и быть не могло, запускали мотор с ручки. Охлаждался потоком воздуха. Не нашел бы современный автолюбитель и катушку зажигания. Вместо ее высоковольтный ток для искры давало магнето. Зато сцепление состояло аж из 41 диска, помещенных у масляной ванну. Коробка скоростей, или передач правильно, обеспечивала четыре передачи вперед и одну заднюю. Вращение на задние колеса обеспечивали уже не цепи, а карданный вал. Прогресс очевиден. Да и колеса уже не наборные, а штампованные стальные диски. Мягкость движения обеспечивали рессоры. Для повышения проходимости надо уменьшить давление шин на дорогу. Для этого задние колеса ставили по - парно. Таким образом увеличили площадь опоры на дорогу. Тормоза были механические с ножным и ручным приводом. По той причине, что ножной тормозил карданный вал, он требовал значительных усилий. Поэтому шофер, обычно, предпочитал ручной, так было легче. В деревянной кабине, накрытой от дождя тентом, предусмотрено еще и место для пассажира. Им мог быть экспедитор. Грузовой кузов выполнен из дерева. Три его борта откидывались. На него можно было нагрузить аж до 1,5 тонны груза! Для такого силового агрегата это таки не так уж и мало. Советский легковой «Запорожец», для сравнения, имел 40 сил. Сидеть за рулем – шоферу не позавидовать - очень утомительно, ведь об эргономике не то что не думали, но и термина такого не знали. Это уже потом кабины стали делать полностью деревянными и с передними защитными стеклами. Да и стояночный тормоз в первой модели находился вне кабины.
 
 
Первая модернизация коснулась, кроме упомянутой кабины, муфты сцепления. Место 41 диска в масляной ванне заняло сухое сцепление только с двумя дисками. Да и рычаг стояночного тормоза занял место там, где надо – в кабине под рукой шофера.
 
И все равно из-за отсутствия амортизаторов на советских дорогах пустой грузовик изрядно трясло. Тем не менее даже в таких условиях бездорожья и погодных колебаниях весна – лето – осень - зима он показал высокую прочность и завидную живучесть. Упрощенный в процесс се модернизации механизм руля обеспечивал очень высокую манёвренность. Так, для полного разворота радиус составлял всего 7,5 метра. На то время это весьма важно. Ведь автомобилей было мало, в основном лошадиные повозки. О привычных правилах дорожного движения речь не шла. Так что шоферу приходилось постоянно лавировать.
 
 
Несмотря на очевидное несовершенство конструкции с АМО – Ф15 удалось выжать все, что только мыслимо. Здесь описан грузовик. Но за период с 1924 года по 1931 на его базе построено еще и 9 легковых машин. Кроме того из заводских ворот вышли пожарные и санитарные машины. И уж совсем непривычно на шасси АМО – Ф15 с двигателем всего в 35 лошадиных сил - пассажирские автобусы и бронеавтомобили для Красной Армии!
 
 
В ноябре 1931 года эра АМО – Ф15 закончилась как для автомобиля, так и завода. Эстафету принял ЗиС.

левая ссылка
Яндекс.Метрика