левая ссылка

Знак качества или качество знака

Когда в СССР появился знак качества и как это происходило?

 

В 1824 году купцы, имевшие репутацию надежных поставщиков товара безусловного качества для Императорского дома России, стали гордо именоваться «Поставщиками Двора Его Императорского Величества». Носили звание два года, а затем его надо было подтверждать заново. Ко Двору поставлялось только лучшее, а носить звание было чрезвычайно почетно.

Графический знак был утвержден значительно позже, в 1901 году. А к 1915 году Поставщиками Императорского Двора были такие знаменитые марки, как шоколад Теодора Эйнема, ювелирные мастерские Карла Фаберже, мармелад от фабриканта Абрикосова, галоши фабрики «Треугольник», шампанские вина Голицына, печатня и книготорговое дело Сытина и многие, многие другие.

Большевики в 1917 году отвергли все старорежимное в надежде на революционную сознательность масс. Но задор первых пятилеток быстро иссяк, количество производимого упрямо не хотело переходить в качество, и к 60-м годам двадцатого века продукция, произведенная в СССР, не выдерживала никакого сравнения с зарубежными аналогами. Когда это коснулось и стратегически важной области – производства вооружения, государство перешло к решительным действиям. В 1962 году был подписан «Закон о товарных знаках», в 1967 году вышло положение о Государственном знаке качества. А в 1970 году, в ознаменование юбилея вождя пролетариата, первый по счету знак качества СССР был присвоен электродвигателям завода имени того же Ильича. 

Внешне Государственный знак качества страны Советов выглядел, как пятиугольник с заключенной в нем перевернутой буквой «К». Она изображала горизонтально расположенные весы на циркуле-балеринке. Такое начертание должно было означать установленное качество продукции, воплощение перехода от измерения к соответствию. На деле, введенный в оборот знак качества устанавливал соответствие того или иного товара ГОСТу и наносился на товары только высшей категории качества.

Право на нанесение изображения знака качества присваивалось на срок до трех лет на основе аттестационной процедуры. А правила его изображения на этикетках и упаковке товаров регламентировались Государственным стандартом.

По задумке, введение Государственного знака качества должно было стимулировать производителей в их движении к мировому уровню. Но, увы, этого не происходило. Хотя знак качества подразумевал, возможность увеличения на 10% наценки на товар, его узнаваемости и популярности, привыкшие работать в условиях абсолютного отсутствия какой-либо конкуренции заводы и фабрики продолжали выпуск стандартно безликой продукции. Отношение покупателей к знаку было безразлично-прохладным.

Иная картина наблюдалась, когда в 80-е некоторые товары стали маркироваться слоганом «Made in USSR». Эти редкие образцы, достойные внимания потребителей, уходили на экспорт. Если же какие-то крохи и доставались родным покупателям, те только удивлялись: «Умеют же, когда хотят». Знаменитая надпись латиницей стала неким брендом, знаком престижа, а как крылатое выражение, знак того времени, живо и сейчас.

После распада в 1991 году Советской державы в России возникла необходимость разработки новой системы стандартов. Документы были приняты 1996 году, но многочисленные попытки создать национальный знак, присуждаемый качественным и популярным товарам, не давали должного результата. Народная марка, Золотая марка, Всероссийская марка качества… Тем временем графическое изображение знака качества СССР не уходило из памяти и все еще хорошо узнаваемо. Поэтому Минпромторг России выбрал для нового «Знака качества» логотип, очень схожий с советским, аналогичны и задачи знака. Первые товары с этим знаком могут появиться в конце года.


левая ссылка
Яндекс.Метрика