левая ссылка

За три последних года существования СССР только в Москве число неформальных объединений перевалило за пятьсот. Психологи и социологи отмечали не только количественный, но и качественный скачок в организации неформалов. Если до 1985 года только единицы имели возможность выезжать в другие города для встречи с членами аналогичных объединений, то спустя пару лет сотни футбольных фанатов, металлистов, рокеров, хиппи, панков отправлялись в дорогу.

 

Советские неформалы

 

Спецслужбы попытались классифицировать неформальные объединения, чтобы впоследствии взять их под свой контроль.

 

К первой группе отнесли так называемых подражателей Запада — панков, хиппи, рокеров, футбольных фанатов, металлистов, брейкеров...

Митьки в СССР

Во вторую группу записали объединения, появившиеся в стране с началом перестройки. Это люберы, мандры, ломпасники, телогреечники, фуражисты, аквариумисты, ленинцы, «5-й Интернационал», «Свеча», «Спасение», «Очаг», «Община», «Эпицентр», «Память», «Демократия и гуманизм»... Почти каждое из этих объединений и групп желало участвовать либо в решении политических, либо экономических, социальных, правовых проблем, оказывать нуждающимся психологическую помощь, охранять и восстанавливать исторические памятники, налаживать интернациональные связи. Объективности ради стоит, правда, отметить, что не все объединения этой группы занимались полезным для страны делом, без лишнего шума и демагогии. Были среди них и такие, кого характеризовали честолюбивые устремления, а то и вовсе настроения недоброжелательства по отношению к Советской власти, политике партии. Вольно или невольно по ним стали судить и о других группах и объединениях. В основном страсти кипели вокруг «Памяти».

Люберы

Третья группа неформалов — сугубо творческие объединения. В каждом из них — десятки, сотни, иногда и тысячи человек. Это объединения коллекционеров, молодых поэтов и художников, людей, занятых розысками кладов и реликвий и т. д.

Художники неформалы в СССР

Основная задача каждой из групп неформальных объединений — это организация досуга с учетом вкусов, запросов и потребностей членов объединения.

 

КГБ считал необходимым охарактеризовать позиции наиболее ярких представителей групп. К представителям хиппи, или, как они еще себя называли, «системы», у милиции особых претензий не было. Хотя это вовсе не означает, что хиппи не совершали никаких противоправных действий. Совершали. Но не более, чем другие группы молодежи.

 

Как правило, среди «системников» преобладала молодежь в возрасте 15—18 лет. Они вели полуголодную разъездную жизнь, не претендуя на материальное благосостояние. Впрочем, это они и ставили себе в заслугу, в разговорах не забывая упомянуть, что такая жизнь — это протест против «торгашей», взяточников и т. д. «Система» отрицала проходимцев и деляг. Все вроде бы приемлемо. Вопрос только в том, что сами представители «системы» палец о палец не ударили, чтобы искоренить пороки. Полнейшая свобода и... долгие, скучные рассуждения об искусстве, музыке. «Изобилию льющихся на нас помоев «масскультуры» мы противопоставляем свою культуру», — говорили хиппи.

 

Важнейшими компонентами их «культуры» являлись рок-музыка, сюрреализм, абстракционизм. Собственно говоря, «представители свободы» не очень-то обременяли себя работой или учебой. «Мы стараемся жить для себя и по мере возможности быть свободными от всяких забот». Но такие слова можно частенько услышать и сегодня от самых настоящих бездельников, не прячущихся под маску неформалов.

 

Тусовка молодежи в СССР

 

Практически все появляющиеся новые неформальные группы и активисты придерживались официальной государственной линии. Именно тогда многие лидеры объединений были завербованы КГБ. Родившиеся в последние два-три года существования Союза объединения отвергали авторитеты. Закончилось это также, как и со страной - разбродом и шатанием.

 

Беда общественных организаций и комитетов заключалась в том, что многие слеты и сборы неформалов оставались за пределами общественной жизни. Так, например, в августе 1987 года в Таганроге прошел слет самодеятельной группы. 27 человек по собственной инициативе съехались из разных городов страны, чтобы в спокойной обстановке самим обсудить и разобраться в политических, экономических, философских и правовых проблемах общества. Смело? Еще бы! Но еще смелее были вопросы, поставленные для обсуждения.

 

Диалога с молодежью не получилось. Власти отказывались слушать новое поколение. Это привело к развалу страны. Сегодня власть также не очень прислушивается к молодежи. К чему это приведет? Вопрос остается открытым...


левая ссылка
Яндекс.Метрика