левая ссылка

О  дважды Герое Советского Союза летчике Амет-Хан-Султане. Как воевал, чем занимался после войны, как погиб.

 

Дважды Герой Советского Союза летчик Амет-Хан-Султане

 

Имя Амет-Хан-Султана известно сегодня немногим. А это дважды Герой Советского Союза. Летчик-истребитель родом из крымских татар по матери и из лакцев Дагестана по отцу. Сражался храбро. Однажды таранил немецкий Ю-88D-1 над Ярославлем, спасся на парашюте. Летал тогда на «Харрикейне». Воевал в небе Сталинграда. Был сбит, но уцелел. Воевал на многих типах самолетов от И-15 до «Аэрокобры». В вылетах на свободную охоту искал в небе фашистских асов вместе с товарищами-летчиками. В 1944 году пленил «Физелер-Шторх» заставив приземлиться на советский аэродром. Над Берлином Амет-Хан-Султан летал уже на Ла-7, тогда новейшем истребителе. Там же сбил свой последний самолет «Фоке-Вульф-190». Это произошло 29 апреля 1945 г. На следующий день покончил с собой главный фюрер Германии. В 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. С 1947 года начал работать летчиком-испытателем, а вскоре получает 3 класс. Через четыре года уже первоклассный летчик-испытатель начал осваивать полеты на сверхзвуке. Со стратегического бомбардировщика Ту-95К им запускались испытательные крылатые ракеты. Принимал участие Амет-Хан-Султан и в испытании катапультных кресел. Однажды случился взрыв в воздухе пиропатрона, пробило топливный бак, керосин хлынул в кабины самолета, летели на УТИ МиГ-15. Амет-Хану удалось приземлиться на аэродром. Он спас парашютиста Головина и свою жизнь. Катапультирование тому было невозможно из-за повреждения направляющей кресла. Хладнокровие помогло бывшему военному истребителю действовать умело и расчетливо в труднейшую минуту.

​Музей Амет-Хана Султана

 Очень жаль, что погиб Амет-Хан пятидесятилетним летчиком, испытывая новый реактивный двигатель, который, вероятно, взорвался .в момент выпуска из фюзеляжа и запуска. Его Ту-16 упал в болото вместе с экипажем.

В самолете Амет-Хан Султан

 Сегодня в Алупке стоит самолет Ла-5 памятником знаменитому асу. На борту его нарисовано белой краской 25 звездочек. Это по числу уничтоженных Амет-Ханом противников. На самом деле он сбил только лично 30 самолетов, не считая групповых побед. Провел 150 боев в воздухе.

Командиры Эскадрильи

 В детстве будущий летчик смотрела на полет парящих над горами орлов. Отучился в «ремеслухе», начал работать слесарем, а затем и подручным котельного в депо, одновременно занимался и в аэроклубе города Симферополя. В Качинскую школу летчиков поступил в 1939 году, сразу определившись в истребительную авиацию. Хорошая реакция и отличное зрение способствовали этому. А бедовый характер летчику-истребителю не помеха, а подмога. Начало войны встретил в Одесском военном округе. Пилотировал тогда биплан И-153 (прозвище самолета было «Ласточка»). Разбил на нем колонну фашистских войск у Кишинева при штурмовке. Осенью 1941 года переучился на английский самолет модели «Харрикейн». После тарана над Ярославлем «Юнкерса» выпрыгнул с парашютом и приземлился у деревни Дымокурцы. Разбил при таране голову. Выскочили и немцы из своего бомбардировщика с парашютами, угодили в Волгу, но были пойманы советскими солдатами. За воздушный таран Амет-Хан-Султана наградили именными часами и орденом Ленина. Воюя на Як-7А под Сталинградом, летчик сбил несколько самолетов противника, среди них был и Ме-109. На досуге в перерыве между боями Амет-Хан увлеченно играл в шахматы. В небе же этот человек обыгрывал по пилотажу немецких асов, фон баронов, так как сам был Султан. В победу над Германией он внес свою лепту, весьма ощутимую.

Документ для Амет-Хан Султан


левая ссылка
Яндекс.Метрика