левая ссылка

 

 

Советский лайнер «Иосиф Сталин» построили в Амстердаме и спустили на воду в 1939 году. Семипалубный турбоэлектроход мог перевозить в каютах 512 человек, общая грузоподъемность была 1272 тонны. Мощность двух электродвигателей составляла 11 800 лошадиных сил. При эвакуации советских войск с полуострова Ханко корабль затонул, подорвавшись на минах. На его борту находилось 5 589 красноармейцев. Эвакуация происходила в декабре 1941 года. Во время посадки бойцов на турбоэлектроход противник начал обстрел порта. Погрузку прекратили до следующего дня. В путь тронулись поздно вечером, в темноте. Впереди шли пять тральщиков и эсминец «Стойкий». «Иосиф Сталин» сопровождали также эсминец «Славный», тральщик и катер «Ямб». Сзади в составе каравана шли семь катеров (морских охотников) с четырьмя торпедными катерами. У трех передних тральщиков повредило тралы взрывами мин. В час четырнадцать рвануло у борта турбоэлектрохода.

 

Повредило рули. Идя по кривой, «Иосиф Сталин» напоролся на минное поле и под вторым - правым бортом прогремел взрыв. К турбоэлектроходу подошел на 20 метров эсминец «Славный», ему было приказано взять на буксир поврежденное судно. А у кормы и носа «Иосифа Сталина» взорвались еще две мины. Оторвался якорь и ушел на дно. Ещё один корабль - тральщик подошел на помощь, но подорвался на мине, повредив аппарат для защиты от мин. Турбоэлектроход выключил двигатели и дрейфовал. «Славный» тем временем пытался взять на буксир пострадавшее судно. И тут финская береговая батарея начала обстрел. Один снаряд угодил в носовой трюм турбоэлектрохода. А там были снаряды и солдаты, сидевшие на мешках, в которых находилась мука. Конечно, произошла детонация. Ужасающий взрыв разнес нос корабля, он начал погружаться в воды Балтики. Дул холодный зимний ветер, волнение мешало эвакуации с «Иосифа Сталина» бойцов. Подошедшие тральщики и катера, однако, начали операцию по спасению людей. Началась паника, красноармейцы падали в воду, пытаясь быстрей перебраться на палубу спасателей. Спасли 1740 человек. Паникеров расстреляли. В трюмах поврежденного теплохода оставалось более двух с половиной тысяч бойцов, раненых и здоровых. Корабли сопровождения ушли.

 

 

На «Иосифе Сталине» боролись за живучесть корабля, откачивая помпами воду. До ближайшего берега было 9 километров. Обсуждался вопрос, подобно «Варягу» открыть кингстоны и уйти на дно. Ветром дрейфующее судно загнало на мель. Оно начало крениться из стороны в сторону, затем ветер усилился, и теплоход стащило с мели. Волокло к эстонскому берегу. Подошли немецкие тральщики, на «Иосифе Сталине» военнослужащие рвали документы, бросая клочки в водку. Советское командование (капитан первого ранга И. Святов) отдало приказ торпедным катерам потопить транспорт. Два катера двинулись его выполнять. Но, дойдя до траверзы маяка Родшер, на катерах получили радиограмму об отмене приказа. «Иосиф Сталин» оказался в плену противника, в Таллинне. Люди попали в концлагерь. Таким образом, судьба «Варяга» не повторилась. Некоторые красноармейцы, попавшие в плен, дожили до победы 9 мая. А многие погибли, замученные эсесовцами. После окончания войны турбоэлектроход разрезали на металлолом.


левая ссылка
Яндекс.Метрика