левая ссылка

Как советские летчики во время второй мировой войны определяли местоположение самолета и прокладывали его курс?

Навигация советских летчиков в Великую Отечественную Войну

 

В годы ВОВ советские летчики ориентировались по звездам.

Источником навигационной информации советских летчиков в период ВОВ были небесные светила (днем — Солнце, ночью — Луна, звезды и планеты). Для определения места самолета секстантом измерялась высота двух светил, каждая из которых давала линию положения самолета, а их пересечение, приведенное к одному моменту времени, давало место самолета.

По каким приборам советские летчики должны были уметь ориентироваться в годы войны на военных самолетах?

 

Истинный курс самолета определялся советскими летчиками астрономическим компасом путем измерения курсового угла светила.

 Оба прибора очень просты по устройству, расчеты при их применении также просты, правда, довольно трудоемки. Курс летательного аппарата определялся с высокой точностью, а вычисленное место самолета давало надежную общую ориентировку.

 Для применения астрономической навигации ночью советским летчикам необходимо было хорошо знать звездное небо и уметь находить среди двух-трех тысяч звезд нужные. На практике это не вызывало большого затруднения. Несколько тренировок — и однажды самостоятельно найденное созвездие запоминается навсегда. Планеты отыскиваются по их значительно большей яркости, по их немерцающему виду, по цвету. Но планеты — блуждающие светила. Чтобы убедиться, что наблюдаемый небесный объект действительно нужная планета, необходимо сверить ее положение с «Астрономическим ежегодником». Практически советские штурманы используют только те небесные объекты, для которых были составлены таблицы высот и азимутов: это Солнце, Луна, четыре наиболее яркие планеты — Венера, Марс, Юпитер, Сатурн — и 27 наиболее ярких звезд, называемых навигационными.

 В период второй мировой войны у советских летчиков не было  комплексных навигационных систем, которые способны автоматически обобщать богатейшую навигационную информацию и выдавать на индикаторы итоговый результат, как это делается теперь на современных российских самолетах. Но и тогда в основе успешных полетов лежало комплексное применение всех имеющихся навигационных средств с учетом их преимуществ и недостатков в различных условиях. В каждом конкретном случае экипаж советских летчиков выбирал и применял такие средства и способы самолетовождения, которые в данных навигационных условиях и тактической обстановке обеспечивали наибольшую надежность и точность выполнения боевой задачи.

 Истинный курс самолета в советском воздушном флоте в период второй мировой войны легко определялся по астрокомпасу. Например, для определения места полета на высоте 8 км можно измерить высоту Арктура (созвездие Волопаса) и высоту Капеллы (созвездие Возничего). Для контроля измеряем высоты Беги и Регула. Место самолета подтверждается, и вносится соответствующая поправка к счислению пути. При подборе светил для пеленгации нужно учитывать их яркость, высоту и разность азимутов. Разность азимутов подбиралась близкой к 90 или 270°. Это давало минимум погрешности в определении координат своего местонахождения. Правда, точность этого определения невелика, но вполне достаточна для общей ориентировки. Эта точность не позволяет выйти точно на цель, а только в район цели. Для выхода на цель приходилось пробивать облака и дальше следовать по визуальной ориентировке. Надо заметить, что для определения места крылатой машины с помощью секстанта необходима высокая точность показаний часов-хронометров. Большая ошибка в определении времени измерения высоты светила соответственно дает большую ошибку в определении места самолета.

 


левая ссылка
Яндекс.Метрика