левая ссылка

В СССР в концертных организациях действовал давно скомпрометировавший себя принцип уравниловки. Зарплата исполнителей зависела не от таланта, не от пролитого пота и даже не от дохода — кстати, весьма немаленького, — который артист приносил государству, а единственно лишь от числа отработанных концертов. И получается, что тот, кто отработает пять выступлений в зале на тысячу зрителей, получит в пять раз большую зарплату, чем тот, кто даст лишь один концерт, но в пятитысячном зале. О качестве выступления речи вообще нет. Таким образом, у артиста практически не было стимула к творческому совершенствованию, даже к тому, чтобы быть популярным. Ведь на концерт могут прийти 5000 или 10 зрителей — деньги будут те же.

 

пластинки советских певцов

 

Теперь конкретно о заработках. Концертная ставка успешного певца в конце существования Союза — 19 рублей. За сольный концерт получали двойную ставку плюс пятидесятипроцентную надбавку за мастерство. Впрочем, это самый высокий гонорар — такой получали очень и очень немногие. Более типично положение музыкантов групп. Музыканты тоже имели ставку 10 рублей, им тоже было положено за концерт по две ставки. Прежде существовала норма: артист мог дать в месяц не более 16 концертов. Потом норму отменили, но фонд заработной платы при этом остался прежним.

 

Нетрудно подсчитать, что даже если артист с командой музыкантов даст в месяц 20 концертов (а больше артисту просто трудно отработать физически), то ребята заработают около 400 рублей. Минус 50 рублей подоходного налога. Это максимум, потолок. Бывает, что концертов меньше, бывает, артисты работают в студии грамзаписи и вообще не выступают.

Лев Лещенко и Валентина Толкунова на сцене

Добавим к этому несистематический заработок на телевидении и радио. Он небольшой: все та же концертная ставка, иногда двойная. Причем деньги выплачивались лишь за «премьеру» записи. Так что если по телевидению или по радио звучит уже знакомая песня, артист за нее не получал ни копейки.

 

И, наконец, грамзапись. Тут тоже заработок зависит не от качества пластинки, не от ее тиража, не от популярности исполнителя. Только время звучания берется во внимание. К примеру, за свой диск-гигант популярная в Союзе певица Анне Вески получила... 78 рублей. Вот так вот! Хотя, конечно, выход пластинки — сам по себе уже награда артисту. Но, как видите, не слишком подкрепленная материально.

 

большой  диск Анне Вески

 

А теперь займемся вычитанием. По 8—10 месяцев артисты проводят вне дома. Любой человек, который еще помнит советской время, подтвердит, что командированному прожить на выделяемые бухгалтерией 2 рубля 60 копеек в сутки невозможно. Гостиничный быт недешев, питание — тоже дорогое и случайное.

 

Что касается зарубежных поездок, то свои суточный (они, кстати, одинаковы для всех, будь ты солист или грузчик) артисты, как правило, старались использовать «для пользы дела»: приобрести концертный костюм или еще что-то необходимое для работы.

 

пластинка София Ротару

 

Кстати, о костюме. Это еще одна статья расхода.

 

В принципе, например, филармония могла оплатить счет за костюм, но... лишь купленный в определенном магазине. А там нет ничего яркого, праздничного, в чем можно было бы выйти на сцену перед тысячами людей. В итоге артистам приходилось переплачивать тройную цену за красивую ткань, импортные туфли...

 

Сейчас обо всех этих проблемах слышать удивительно и даже немного смешно.

Похожий материал: Какие были зарплаты руководителей нашей страны в годы СССР и наше время?


Источник: http://ussrvopros.ru/search?searchword=%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82&searchphrase=all

 

 

 

 


левая ссылка
Яндекс.Метрика