левая ссылка

Замечательный детский писатель, сценарист, журналист, автор многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам Юрий Яковлев начинал свой литературный путь как поэт.

 

Советский детский писатель Юрий Яковлев



Кто из детей не помнит мультфильма о белом медвежонке Умке? А увлекательные истории из жизни взрослых и детей, о льве, живущем в семье, кепке-невидимке или семерых солдатиках.

Кепка невидимка

 



Парадокс, но прекрасно написанные сказки и повести, талантливые сценарии фильмов этого писателя сегодня иногда воспринимаются как некий анахронизм. Да и вообще, знакомясь с биографией этого незаурядного человека, приходишь к выводу, что, несмотря на удачную карьеру, жизнелюбивый характер и фантастический творческий потенциал, судьбу писателя вряд ли можно назвать счастливой. Почему?

Попробуем поискать ответ на этот вопрос. Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в тогдашнем Петрограде. Его детство и юность пришлись на становление нового мышления, как тогда считали, на построение новой педагогики и новых принципов воспитания строителей светлого будущего. И мальчик искренне верил в это самое будущее, был пионером, комсомольцем. Все, казалось бы, складывалось вполне закономерно и благополучно для тех времен. Но именно в тот день, когда юноше исполнилось девятнадцать, одна из самых жестоких войн человечества докатилась до его страны.

Умка



Патриотически-настроенный Юрий Яковлев находился в рядах Красной армии с ноября 1940. Этому шагу не помешала даже его чрезвычайная любовь к матери. И страшной трагедией для молодого человека стало то, что его мать не эвакуировалась, осталась в блокадном Ленинграде, а впоследствии и погибла там. До конца жизни Юрий не избавится от горечи этой потери и чувства вины перед ней. Сам молодой солдат пройдет всю войну, будет ранен, снова вернется на фронт и именно там начнет писать стихи. Его первые литературные опыты будут опубликованы в одной из фронтовых газет.

Вернувшись к мирной жизни, юноша, который, собственно, еще хорошо той взрослой мирной жизни и не знал, становится перед выбором дальнейшего пути. И выбирает для себя высокую планку - Литературный институт имени Максима Горького! Вскоре в 1949 году, выходит его первая книга «Наш адрес». Затем, в 1961-м, он дебютировал и как киносценарист.

Юрий Яковлев начинает писать в традициях детской «гайдаровской» литературы. Он создает несколько повестей о героях-пионерах времен Великой Отечественной войны, описывает и школьное, и пионерское житье-бытье. Основной идеей своих произведений писатель провозглашает героизм, чувство благодарности учителю и матери, благородство и соблюдение собственных нравственных идеалов. Основной ценностью в человеческом характере, которую следует воспитывать с детства, он считает доброту к людям и к животным, а также чувство дружбы и верности в отношениях с товарищами. Работает журналистом, ездит по всей стране, от Прибалтики до Курил, но, кроме публицистики, не забывает и о литературной деятельности.

Его признают, ведь общечеловеческие ценности писатель не ставил в противоположность коммунистической идеологии, а наоборот, утверждал, что эти моральные качества присущи именно советским людям. Тогдашней власти это импонировало, поэтому по сценариям Яковлева охотно снимают фильмы, его вводят в редколлегии известного популярного киножурнала «Фитиль» и художественного совета студии «Союзмультфильм». Это был настоящий успех. Но...

Какой-то темный рок бросает тень на темы, за которые берется Юрий Яковлев. Стоило ему увлечься идеей дружбы с диким зверем и написать повесть, а потом и сценарий к фильму «У меня есть лев», как эта почти библейская история заканчивается страшной трагедией. Развернул свое видение педагогического эстетического учения в «Мистерии. Страсти по четырем девочкам », в которой речь идет о персонажах официального советского культа «борьбы за мир», как одна из известных героинь Саманта Смит погибает в авиакатастрофе. Даже повесть и фильм «Верный друг Санчо», о мальчике из одной из стран Латинской Америки «понадобились» только в начале семидесятых прошлого века.

Впрочем, благодаря настоящему незаурядному литературному таланту книги, написанные Яковлевым, легко читаются, их герои вызывают искреннее сочувствие у читателя, а захватывающий сюжет до сих пор привлекает внимание любителей качественной детской литературы.

Еще учась в Литературном институте, Юрий Яковлев знакомится с Николаем Тихоновым, Михаилом Светловым, Агнией Барто. А его соседом был не кто-нибудь, а Рувим Фраерман, известный автор «Дикой собаки динго».

Кстати, сам писатель с детства очень любил животных, поэтому в его творчестве много рассказов о братьях наших меньших. В его доме всегда были четвероногие любимцы - собаки, кошки. Как он сам признавался, никогда не мог избежать соблазна «почесать кого-то за ушком». Юрий Яковлев был убежден, что тот, кто любит собак, не может не любить людей.

 

Юрий яковлев




«В детях я всегда стараюсь увидеть завтрашнего взрослого человека», - писал он. Может, поэтому так убедительны его маленькие герои. А писать его учил сам Лев Кассиль. И не только учил, был наставником писательского отношения к жизни. Как признавался впоследствии Яковлев, Кассиль был больше, чем учитель и больше, чем друг.

В одной из повестей («Балерина политотдела») Юрий Яковлев описал подлинную историю юных танцовщиков Ленинградского дворца пионеров, которые вместе со своим учителем поехали из блокадного Ленинграда на фронт и дали там более трех тысяч концертов!

Балерина палитотдела

 

Понятен восторг человека, который сам прошел через войну и признавался, что не может не писать о той войне. Но сегодня нам совсем не понятны мотивы взрослых, которые отправляли детей на фронт. Да, были в истории пионеры-герои, но война, видимо, все-таки не место для детей, даже патриотически-настроенных.

Даже в наше время интересно читать и сопереживать героям таких произведений Юрия Яковлевича, как «Девочка, хочешь сниматься в кино?" или «Дочь преферансиста». Там нет лишнего пафоса, зато есть время непростой жизни и настоящие человеческие чувства. Его Малявкин или Рыцарь Вася - внешне обычные, казалось бы, неудачники, над которыми смеются одноклассники. А на самом деле - необычные личности, способные на благородные поступки и восхищение.

«Нет ничего страшнее в мире, чем забвение. Забвение - ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое», - писал Юрий Яковлев. Да, забвение - страшная вещь, особенно для писателя. Но еще есть такой фактор, как время. Оно отсеивает все конъюнктурное, несущественное. И оставляет истинные ценности. Если писателю есть что сказать, его будут слушать во все времена.

 

 


левая ссылка
Яндекс.Метрика