левая ссылка

Как погиб летчик Чкалов?

Приручая самолеты, Чкалов не раз оказывался на волосок от гибели. Не раз он горел, падал, не раз взрывался двигатель, на куски разлеталась машина. Но летный гений хранил пилота.

 

 Но в середине декабря уходящего 1938 года спасительный волосок судьбы оборвал злой рок.

15 декабря Чкалов проводил испытания нового И-180. Первый круг самолет прошел идеально, начал второй, но по какой-то причине резко повернул налево и скрылся за зданиями аэродрома. Разбитую машину обнаружили у дровяного склада. Летчика вместе с сиденьем выбросило, словно с катапульты. Удар о штабель толстых железных прутьев стал смертельным.
Чкалов мог спастись, спланировав на какой-нибудь барак, но в последний миг он — как и всегда — подумал о людях.

Версия

Катастрофу расследовала специальная комиссия. Среди ее причин фигурировали две основные: отказ мотора и поспешный выход самолета на испытания. Итог расследования звучал весьма недвусмысленно: преждевременная гибель Чкалова произошла в результате преступной заводской халатности, испытателю предоставили изначально неработоспособный самолет.

 


Однако никто из заводской верхушки не пострадал. Если не сказать больше, несмотря на всю свою строгость, Иосиф Виссарионович, он поручил конструктору Поликарпову сделать новый скоростной истребитель в память о Чкалове...

Хотя основные документы от расследователей скрыли, Байдуков понимал, что дело тут нечисто. У него не выходили из головы беспомощно-путаные ответы Поликарпова на допросе комиссии.
Через много лет генерал Байдуков нашел новые документы и сделал вывод, что Чкалова фактически убили, обязав вылететь на недоделанном самолете. Помимо полусотни дефектов у самолета были... нелетные крылья. Но директор завода Усачев заставил контролера подписать на них паспорт.

48 дефектов

Слухи об этих "накладках" дошли до НКВД. Берия сразу же направил письмо Сталину, где сообщалось, что испытуемый И-180, имеет 48 дефектов, которые с угрожающей вероятностью приведут истребитель к катастрофе. На что получил весьма туманный ответ: 12 декабря испытания не проводить... Хотя из подробного доклада Берии было ясно, что такую машину в ближайшее время вообще нельзя выставлять на испытания.

В результате описанной выше переписки 12 декабря на завод был послан представитель НКВД. Чкалов под его наблюдением провел первичный этап испытания истребителя - пилотирование на земле, который закончился выходом из строя тяги нормального газа. Прошло три дня, неполадку устранили, а пилота заверили: все исправлено.

А на дворе стоял 1938 год, людей сажали направо и налево. А заводскому начальству отчего-то было не страшно. «Отчаянный» Усачев продолжал толкать самолет на аэродром вопреки указаниям высочайших инстанций. Более того, 14 декабря руководство завода утвердило документ о полной готовности истребителя к полету, где говорилось, что дефекты (это 48 «штук»!) — не являются причиной отмены испытаний И-180 и главный конструктор вполне согласен с этим.

Чкалов уже взлетал, когда Усачев телефонировал Кагановичу за разрешением на вылет. По существующим правилам в такой ситуации требовалось письменное «добро»...


левая ссылка
Яндекс.Метрика