Влияние ритуалов в советском мире

Одним из спорных по настоящее время остается вопрос: может ли человек жить без веры. Не без религии, а именно веры. Перелистав множество статей на эту тему, прочитав доказательства и аксиомы по данной теме, можно отметить следующее: однозначного ответа не существует. Даже самые неверующие люди убеждены, что вера – нечто атавистическое, ненужное. И отрицание веры – и есть их вера. Опустив все эти споры, остается одна из истин: с верой или без, но у человека есть свой взгляд на жизнь, способ взаимодействия с людьми и вещами, свои отношения с астральным, духовным миром (отрицание духовного мира – тоже один из способов взаимодействия с этим миром).

 Советские праздники и обряды

Именно поэтому говорить о светском государстве как о бездуховном – в корне неверно. Определение исходит из способа управления: в светском государстве управление осуществляется не по нормам принятой религии – и это уже совершенно иной вопрос, касающийся политики.

Что же насчет советского государства, то именно в самой структуре управления жизнью населения и скрывается тот самый подводный камень веры.

Ритуалы и обряды советского народа.

Уже не единожды было доказано, что идея коммунизма, навязанная Российской империи, приобрела непредсказуемое воплощение. Помимо замены образа Бога культом личности, церковных песнопений – гимнами и партийными песнями, появился новый календарь, где вместо праздников святых отмечались дни трудовых профессий, а также революционные праздники. Интересно, что в это время вновь приобретает силу сакральные события: рождение детей, свадьба, проводы в армию (как обряд посвящения во взрослую жизнь). И хотя целью подобных мероприятий было обратное – изжить старые порядки и ересь – так же, как и в ситуации с христианством, всё пошло по иному пути развития, приобретая характерную для культуры двойственность, когда рядом уживались наследия обоих направлений. После бракосочетания в ЗАГСе молодые отправлялись за стол – отмечать в кругу друзей и родственников, т.е. отмечались и в рамках государства, и в рамках своего рода. Всё чаще возникают случаи «двойной свадьбы»: гражданской (во Дворце Бракосочетания) и венчальной (в церкви).

Советское бракосочетание

Не всегда, но случалось такое, когда портреты вождей, трудовые ордена или вымпелы становились не символом человеческих достижений, а амулетом, помогающим достичь успеха, а иногда и славы.

Создание новых обрядов на основе существующих.

Интересна и традиция выбора имени для ребенка этого времени. Не секрет, что имена, складывающиеся, в основном, из знаковых имен или событий, не всегда были благозвучны, а иногда и вовсе дико звучали для современного человека. Однако это ещё одна попытка заменить церковную традицию имянарекания детей в честь святых (чтобы защитить их на жизненном пути). Ведь всевозможные сложения значимых для советского человека событий и имён в одно – стремление приобщить будущего гражданина к традициям государства, в котором он будет жить. И даже дать защиту: подсознательно или осознанно, имя, складывающееся из великих символов государства, имело бльший вес и бльшее воздействие на окружающих. Это ещё одно из противоречивых стремлений светского государства: с одной стороны – наделить будущую личность своей судьбой, согласованной с путем процветания государства, когда, с другой стороны, в то же время утверждалось, что главным гражданином является тот, кто, отбросив все религиозные и нематериальные предрассудки, добивается успеха только своим трудом.

Праздник труда

Впоследствии, когда надобность в ритуалах и символах отпала, они, уже как часть жизни человека, продолжили жить. И в настоящее время используются наряду с древними обрядами и ритуалами. Например, когда необходимо сплотить коллектив или привлечь удачу, вспоминаются советские песни, наполненные необходимыми знаковыми символами – и результат не заставляет себя ждать.

 
 
 

 

Яндекс.Метрика