Риторика

Искусство лектора (Фалькович) 1960 год - печать СССР

Скачать Советскую научную и учебно-техническую литературу

 Искусство лектора (Фалькович) 1960

Назначение: Умение увлечь публику не дается легко. Оно достигается лишь в результате напряженного труда, длительных наблюдений и творческих исканий.

В данной книге, задуманной как пособие для молодых пропагандистов и лекторов, делается попытка подсказать, как им повысить научно-познавательную ценность и общественную значимость своих выступлений и как совершенствовать свое мастерство.

© "Госполитиздат" Москва 1960

Авторство: Фалькович Э.М.

Формат: DjVu, Размер файла: 5.08 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Г Л & В & П 6 р в & я

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Научность и достоверность в освещении действительности 5

а) Конкретное рассмотрение и решение вопросов. Без -

шаблона и догматизма

б) Подлинные факты, правильные обобщения и верные

выводы 16

в) Литература, искусство и пропаганда 24

г) Объективность и партийность 31

2. Расположение материала согласно требованиям методики 37

а) От простого и известного к сложному и неизвестному —

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

б) Методика определения 43

в) Выделение наиболее важных положений .... 48

г) Наглядность 52

д) Раскрытие темы по существу, без общих мест, без

излишних деталей 59

3. Стройность и последовательность в изложении материала 64

а) Без разрывов и неувязок   —

б) Без противоречий 69

4. Вскрывать логическую несостоятельность и лживые утверждения противника 71

Рлава вторая

ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ЛЕКТОРСКОЙ РЕЧИ

1. Понятие о слове 84

2. Говорить ясно, точно, доступно 88

а) Общенародный язык

б) Терминология 94

в) Без туманности и напускной учености 100

г) Просто, без вульгаризации 104

д) Определенно, без двусмысленностей 109

3. Актуально, уместно, целенаправленно 113

4. Сжато, экономно 127

5. Живо, образно 136

Глава третья

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В РЕЧИ ЛЕКТОРА

1. Характеристика. Эпитет 141

2. Сравнение 146

3. Перенос значения. Метонимия и метафора 150

4. Исторические и литературные образы 157

5. Литературные изречения, пословицы, поговорки . . .163

6. Синонимы. Градация. Перифразы 171

7. Антонимы и другие противопоставления 176

8. Повторения. Параллелизмы 179

9. Грамматические и другие приемы оживления речи . . .182

а) Вопросно-ответный прием

б) Прямая речь 184

в) Обращение 185

г) Эллиптические и назывные предложения . . . .186

д) Замена времен глагола 189

е) Замена личных форм глагола 190

ж) Единственное число вместо множественного . . .192

з) Обратный порядок слов 194

и) Неожиданный вывод и игра слов 195

к) Концессия. Стилизация 196

л) Ирония, шутка 198

10. Просто, естественно, без гипербол и мишуры . . . .201

11. Благозвучие и произношение 207

Глава четвертая

ПОДГОТОВКА ЛЕКЦИИ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

1. Организация работы. Изучение и оформление материала 213

а) Тема и целевая установка

б) Разработка темы 215

в) Составление плана 223

г) Изучение материала 229

д) Записи 234

е) Цитирование и цитатничество 237

ж) Оформление текста лекции 243

2. Подача материала и поведение лектора в аудитории . . 246

а) Владеть материалом

б) Знать слушателя 250

в) Завоевать внимание аудитории 251

г) Следить за речью и поведением 254

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 259

Скачать бесплатно научно-учебно-техническое издание времен СССР - Искусство лектора (Фалькович) 1960 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из КНИГИ...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Пропаганда научных знаний, в особенности марксизма-ленинизма, имеет .для „ нас огромное значение. Она приобщает народные массы к достижениям материальной и духовной культуры человечества. Благодаря пропаганде наши люди становятся более сознательными, более активными, более ревностными строителями коммунистического общества.

Одной из самых важных и доступных форм распространения политических и научных знаний является лекция. Тщательно подготовленная и хорошо прочитанная лекция обогащает слушателя новыми сведениями из определенной области, приучает мыслить шире и глубже, помогает лучше ориентироваться в сложных явлениях природы и общества. Хорошая политическая лекция воспитывает слушателя в духе верности принципам пролетарского мировоззрения, марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к любым проявлениям буржуазной или мелкобуржуазной (мещанской) идеологии и морали, призывая слушателя действовать в интересах народа и всего человечества.

Составить такую лекцию может только политически и в своей области вполне грамотный, партийно целеустремленный лектор. Хорошая лекция немыслима без отбора интересного познавательного материала, способствующего формированию диалектикоматериалистического мировоззрения у слушателей, без связи материала с жизнью, с практической борьбой

за успешное выполнение задач, стоящих перед советским народом.

Однако этого еще мало. Успех лекции во многом предопределяется тем, насколько умело лектор владеет речью, как он излагает факты, аргументы и выводы. ««Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора», — говорит В. И. Ленин, — в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» *.

Сказанное Лениным относится в особенности к лектору, ведущему пропаганду в различных по жизненному опыту и культурному уровню массовых аудиториях. Лектор должен уметь говорить о сложнейших проблемах и самых высоких истинах простым языком.

Это умение особенно важно сейчас, когда перед лекторами ставится задача довести до широчайших масс города и деревни великие идеи XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза, вдохновить их на борьбу за выполнение семилетнего плана, за претворение в жизнь программы коммунистического строительства.

Но такое умение не дается легко. Оно достигается лишь в результате напряженного труда, длительных наблюдений и творческих исканий.

В данной книге, задуманной как пособие для молодых пропагандистов и лекторов, делается попытка подсказать, как им повысить научно-познавательную ценность и общественную значимость своих выступлений и как совершенствовать свое мастерство.

Автор будет весьма признателен читателям за указания недостатков книги.

1 В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 304. Здесь и в дальнейшем Ленин цитируется по 4-му изданию.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Лектор выполняет высокую гуманистическую и патриотическую миссию. Он несет в гущу народа великую правду — правду марксизма-ленинизма. Он зовет Людей на труд и на подвиги во имя народа.

Обогащая слушателей новыми для них сведениями из той или иной области науки и жизни, лектор старается не только исправлять и уточнять их представления о вещах и явлениях, но и учить их мыслить правильно, последовательно, партийно, без противоречий, помогая отсталым людям изжить свои предрассудки, не допускать идеализма и двойственности в вопросах философских, политических и житейских делах.

Лектор разъясняет слушателям, что коммунизм предполагает высокую принципиальность и идейность, нравственную чистоту, сознательное служение обществу, деловитость и скромность, коллективизм и товарищество, умение сочетать личное с общественным, интернациональные чувства с любовью к Родине, к своему народу.

Лектор призывает слушателей активно участвовать в создании материальных и духовных благ для народа, бороться против бесхозяйственности, расточительства, нерадивого отношения к народному добру, против бюрократизма и рутины, против всего того, что вредит коммунистическому строительству.

Лектор зовет слушателей на практические дела, чтобы не когда-то в будущем, а сейчас, немедленно,

на каждом участке, на каждой стройке улучшить работу, добиться повышения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения качества продукции.

Чтобы хорошо выполнить свою миссию, лектор должен работать и работать не только до лекции, но и после нее. Ибо лекция по-настоящему «дозревает» на публике, и лишь после ряда повторений становится полноценной. К этим повторениям надо серьезно готовиться. Надо прежде всего критически оценить свое выступление в аудитории, учесть недостатки и достоинства. Надо еще раз внимательно просмотреть важнейшие источники, которыми вы пользовались, готовясь к лекции. При повторном чтении материала нередко обнаруживаешь в нем немало интересного, ранее незамеченного. Необходимо изучить и ряд других источников, которые остались вне поля зрения при подготовке к лекции или которые появились позже. Полученные таким образом новые сведения следует внести в соответствующие места текста лекции как исправления или дополнения либо использовать их для новой темы.

Добросовестный лектор непрестанно работает над повышением своих знаний и мастерства. Он следит за общественной жизнью и достижениями науки, интересуется литературой и искусством. Он изучает речи выдающихся ораторов прошлого и наших дней. На докладах, лекциях, собраниях он обращает внимание не только на содержание, но и на построение речей, на приемы ораторов, на их ошибки и удачи, отмечая в особенности то, что вызывает расположение и интерес аудитории.

Словом, он старается быть мастером, специалистом своего дела, чтобы сегодняшнее выступление было лучше вчерашнего, а завтрашнее лучше сегодняшнего.

Добросовестный советский лектор всегда готов по первому зову нести свои знания народным массам, памятуя, что на него возложена благороднейшая задача — развивать, воспитывать, воодушевлять человека — строителя нового, коммунистического общества.

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика