Искусство лектора (Фалькович) 1960 год - печать СССР
Скачать Советскую научную и учебно-техническую литературу

Назначение: Умение увлечь публику не дается легко. Оно достигается лишь в результате напряженного труда, длительных наблюдений и творческих исканий.
В данной книге, задуманной как пособие для молодых пропагандистов и лекторов, делается попытка подсказать, как им повысить научно-познавательную ценность и общественную значимость своих выступлений и как совершенствовать свое мастерство.
Авторство: Фалькович Э.М.
Формат: DjVu, Размер файла: 5.08 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Г Л & В & П 6 р в & я
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКЦИИ
1. Научность и достоверность в освещении действительности 5
а) Конкретное рассмотрение и решение вопросов. Без -
шаблона и догматизма —
б) Подлинные факты, правильные обобщения и верные
выводы 16
в) Литература, искусство и пропаганда 24
г) Объективность и партийность 31
2. Расположение материала согласно требованиям методики 37
а) От простого и известного к сложному и неизвестному —
б) Методика определения 43
в) Выделение наиболее важных положений .... 48
г) Наглядность 52
д) Раскрытие темы по существу, без общих мест, без
излишних деталей 59
3. Стройность и последовательность в изложении материала 64
а) Без разрывов и неувязок —
б) Без противоречий 69
4. Вскрывать логическую несостоятельность и лживые утверждения противника 71
Рлава вторая
ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ЛЕКТОРСКОЙ РЕЧИ
1. Понятие о слове 84
2. Говорить ясно, точно, доступно 88
а) Общенародный язык —
б) Терминология 94
в) Без туманности и напускной учености 100
г) Просто, без вульгаризации 104
д) Определенно, без двусмысленностей 109
3. Актуально, уместно, целенаправленно 113
4. Сжато, экономно 127
5. Живо, образно 136
Глава третья
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В РЕЧИ ЛЕКТОРА
1. Характеристика. Эпитет 141
2. Сравнение 146
3. Перенос значения. Метонимия и метафора 150
4. Исторические и литературные образы 157
5. Литературные изречения, пословицы, поговорки . . .163
6. Синонимы. Градация. Перифразы 171
7. Антонимы и другие противопоставления 176
8. Повторения. Параллелизмы 179
9. Грамматические и другие приемы оживления речи . . .182
а) Вопросно-ответный прием —
б) Прямая речь 184
в) Обращение 185
г) Эллиптические и назывные предложения . . . .186
д) Замена времен глагола 189
е) Замена личных форм глагола 190
ж) Единственное число вместо множественного . . .192
з) Обратный порядок слов 194
и) Неожиданный вывод и игра слов 195
к) Концессия. Стилизация 196
л) Ирония, шутка 198
10. Просто, естественно, без гипербол и мишуры . . . .201
11. Благозвучие и произношение 207
Глава четвертая
ПОДГОТОВКА ЛЕКЦИИ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА
1. Организация работы. Изучение и оформление материала 213
а) Тема и целевая установка —
б) Разработка темы 215
в) Составление плана 223
г) Изучение материала 229
д) Записи 234
е) Цитирование и цитатничество 237
ж) Оформление текста лекции 243
2. Подача материала и поведение лектора в аудитории . . 246
а) Владеть материалом —
б) Знать слушателя 250
в) Завоевать внимание аудитории 251
г) Следить за речью и поведением 254
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 259
Скачать бесплатно научно-учебно-техническое издание времен СССР - Искусство лектора (Фалькович) 1960 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пропаганда научных знаний, в особенности марксизма-ленинизма, имеет .для „ нас огромное значение. Она приобщает народные массы к достижениям материальной и духовной культуры человечества. Благодаря пропаганде наши люди становятся более сознательными, более активными, более ревностными строителями коммунистического общества.
Одной из самых важных и доступных форм распространения политических и научных знаний является лекция. Тщательно подготовленная и хорошо прочитанная лекция обогащает слушателя новыми сведениями из определенной области, приучает мыслить шире и глубже, помогает лучше ориентироваться в сложных явлениях природы и общества. Хорошая политическая лекция воспитывает слушателя в духе верности принципам пролетарского мировоззрения, марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к любым проявлениям буржуазной или мелкобуржуазной (мещанской) идеологии и морали, призывая слушателя действовать в интересах народа и всего человечества.
Составить такую лекцию может только политически и в своей области вполне грамотный, партийно целеустремленный лектор. Хорошая лекция немыслима без отбора интересного познавательного материала, способствующего формированию диалектикоматериалистического мировоззрения у слушателей, без связи материала с жизнью, с практической борьбой
за успешное выполнение задач, стоящих перед советским народом.
Однако этого еще мало. Успех лекции во многом предопределяется тем, насколько умело лектор владеет речью, как он излагает факты, аргументы и выводы. ««Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора», — говорит В. И. Ленин, — в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» *.
Сказанное Лениным относится в особенности к лектору, ведущему пропаганду в различных по жизненному опыту и культурному уровню массовых аудиториях. Лектор должен уметь говорить о сложнейших проблемах и самых высоких истинах простым языком.
Это умение особенно важно сейчас, когда перед лекторами ставится задача довести до широчайших масс города и деревни великие идеи XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза, вдохновить их на борьбу за выполнение семилетнего плана, за претворение в жизнь программы коммунистического строительства.
Но такое умение не дается легко. Оно достигается лишь в результате напряженного труда, длительных наблюдений и творческих исканий.
В данной книге, задуманной как пособие для молодых пропагандистов и лекторов, делается попытка подсказать, как им повысить научно-познавательную ценность и общественную значимость своих выступлений и как совершенствовать свое мастерство.
Автор будет весьма признателен читателям за указания недостатков книги.
1 В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 304. Здесь и в дальнейшем Ленин цитируется по 4-му изданию.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Лектор выполняет высокую гуманистическую и патриотическую миссию. Он несет в гущу народа великую правду — правду марксизма-ленинизма. Он зовет Людей на труд и на подвиги во имя народа.
Обогащая слушателей новыми для них сведениями из той или иной области науки и жизни, лектор старается не только исправлять и уточнять их представления о вещах и явлениях, но и учить их мыслить правильно, последовательно, партийно, без противоречий, помогая отсталым людям изжить свои предрассудки, не допускать идеализма и двойственности в вопросах философских, политических и житейских делах.
Лектор разъясняет слушателям, что коммунизм предполагает высокую принципиальность и идейность, нравственную чистоту, сознательное служение обществу, деловитость и скромность, коллективизм и товарищество, умение сочетать личное с общественным, интернациональные чувства с любовью к Родине, к своему народу.
Лектор призывает слушателей активно участвовать в создании материальных и духовных благ для народа, бороться против бесхозяйственности, расточительства, нерадивого отношения к народному добру, против бюрократизма и рутины, против всего того, что вредит коммунистическому строительству.
Лектор зовет слушателей на практические дела, чтобы не когда-то в будущем, а сейчас, немедленно,
на каждом участке, на каждой стройке улучшить работу, добиться повышения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения качества продукции.
Чтобы хорошо выполнить свою миссию, лектор должен работать и работать не только до лекции, но и после нее. Ибо лекция по-настоящему «дозревает» на публике, и лишь после ряда повторений становится полноценной. К этим повторениям надо серьезно готовиться. Надо прежде всего критически оценить свое выступление в аудитории, учесть недостатки и достоинства. Надо еще раз внимательно просмотреть важнейшие источники, которыми вы пользовались, готовясь к лекции. При повторном чтении материала нередко обнаруживаешь в нем немало интересного, ранее незамеченного. Необходимо изучить и ряд других источников, которые остались вне поля зрения при подготовке к лекции или которые появились позже. Полученные таким образом новые сведения следует внести в соответствующие места текста лекции как исправления или дополнения либо использовать их для новой темы.
Добросовестный лектор непрестанно работает над повышением своих знаний и мастерства. Он следит за общественной жизнью и достижениями науки, интересуется литературой и искусством. Он изучает речи выдающихся ораторов прошлого и наших дней. На докладах, лекциях, собраниях он обращает внимание не только на содержание, но и на построение речей, на приемы ораторов, на их ошибки и удачи, отмечая в особенности то, что вызывает расположение и интерес аудитории.
Словом, он старается быть мастером, специалистом своего дела, чтобы сегодняшнее выступление было лучше вчерашнего, а завтрашнее лучше сегодняшнего.
Добросовестный советский лектор всегда готов по первому зову нести свои знания народным массам, памятуя, что на него возложена благороднейшая задача — развивать, воспитывать, воодушевлять человека — строителя нового, коммунистического общества.
Расширения для Joomla