Сергей Граховский 1913-2002 гг. Заслуженный деятель культуры БССР

Сергей Иванович Граховский - поэт, прозаик, переводчик, публицист, критик – один из тех, чей жизненный путь был омрачен десятилетиями сталинского ГУЛАГа. Творчество этого талантливого поэта, a был он прежде всего поэт, определяется в белорусской литературе необычайно плодотворными и весомыми художественными достижениями в самых разных жанрах, привлекает внимание гуманистической направленностью, искренним лиризмом и сильным публицистическим пафосом.

Сергей Граховский за написанием книги. 

    Родился будущий писатель 25 сентября 1913 года в местечке Нобель Пинского уезда Минской губернии (ныне Заречнянский район Ровенской области, Украина) в крестьянской семье. В 1914 г. вместе с родителями переехал в местечко Глуск на Могилевщине. В 1930 г. начал работать рабочим на Бобруйском деревообрабатывающем комбинате. В 1931-1932 гг. работал корректором в Госиздательстве БССР, в газете "Красная смена". Окончил газетно-издательское отделение литературного факультета Минского педагогического института (1935), работал редактором на Белорусском радио, преподавателем литературы на рабфаке при БГУ.    Почти двадцать лет Граховский был лишен свободы и права заниматься любимым творческим трудом. Его безосновательно арестовали 19 октября 1936 года, осудили на десять лет и сослали на лесозаготовки. После освобождения преподавал русский язык и литературу в Урецкой средней школе Слуцкого района (1946-1949). В 1947 году с Сергея Граховского снята судимость. Однако через три года после освобождения, в 1949 году, Граховского арестовали снова за принадлежность к "антисоветской националистической группе" и выслали на вечное поселение в Новосибирскую область. В Беларусь писатель смог вернуться только после реабилитации (19 октября 1955 года).

С. Граховский в семьей в Сибири.С. Граховский в семьей в Сибири.

    После реабилитации с 1956 по 1973 гг. работал на радио, в журналах "Березка" заведующим отделом редакции (1957-1959), "Вяселка" (1960-1973); литконсультантом Союза писателей БССР (1959-1960). В 1973-1974 гг. работал ответственным секретарем Комитета по государственным премиям БССР в области литературы, искусства и архитектуры. С 1956 г. являлся членом СП СССР. В этот же период Сергей Граховский отдал все свои творческие силы литературному делу, компенсируя утраченное, ненаписанное за годы заключения, издал один за другим поэтические сборники. Только в годы "оттепели" и застоя вышли: "День рождения" (1958), "Ожидание" (1960), "Тебе завидует солнце" (1963), "Память" (1965), "Три измерения" (1967), "Поэма дорог" (1970), "Зазимок" (1976), "Очарованность" (1978), "Осенние гнезда" (1982).

    Более полувека писатель активно сотрудничал с радио и телевидением. В 80-x годах вел регулярную литературно-образовательную телепередачу "Литературная Беларусь".

    Творческую биографию Сергея Граховского можно назвать драматической. Первое его стихотворение было напечатано в журнале "Белорусский Пионер" (1926), когда автору исполнилось 13 лет. Первый же стихотворный сборник "День рождения" (1968) увидел свет только через 32 года. А между этими датами-потерянная молодость, оборванные юношеские мечты и надежды, мученический путь, разделенный с миллионами невольников, "запятнанных страшным клеймом 58-й пробы".

    Многие стихи первого сборника обозначены жгучей болью души, напоминают о жизненных потерях, являются воспоминаниями о молодости, матери, возлюбленной ("Белые липы", " Я тебя вспомнил", "Ночь над Минском", "Мама", "Ты помнишь июньские ночи").

В центре – Сергей Граховский В центре – Сергей Граховский (в кепке)

    После возвращения из лагерей и ссылок приходит "второе дыхание". Особенно сильно чувствуется в произведениях писателя связь с родной землей, припадая к которой он жадно вдыхал ее целебный аромат. Как после войны, оглохшая от раскатов грома, литература некоторое время избегала военной тематики, залечивая раны, так и бывшие лагерники заживали боль души, проходили адаптацию в новых условиях, набирались опыта. Вот почему основные темы стихов и поэм Сергея Граховского - "вечные" и менее опасные: пейзажные зарисовки, стихи о молодости и любви, обилие человеческой души. Они и сегодня не утратили свежести восприятия.

    Среди произведений Сергея Граховского немало пейзажных зарисовок, которые ярко передают многоголосый птичий звон, пестрые оттенки красок осени, снежную белизну зимних дней, весеннее пробуждение земли (стихи "Цветы", "Весной", "Предвестник", "Дуновение лета", "Осенний день", "Декабрь", "Вьюга"). Поэт, восхищаясь окружающей красотой, передает бесконечный путь и непостоянство в природе, от которых самому хочется искать, гореть, творить: я не стою на распутье, мне определенный путь давно виден: вся жизнь в путешествии — от первых до последних дней. ("Путешествие") своими стихами поэт создал своеобразный гимн природе, ее непревзойденному великолепию, которое изображается всеми цветами, где переливаются светлые, золотые, белые, зеленые краски разных времен года. Пейзажная лирика попутно проникнута раздумьем над жизнью человека, как частички природного мира. Поэт подчеркивает органическую слитность человека и природы, раскрывает глубину чувств своего лирического героя от соприкосновения с нею, утверждая, что человек должен существовать в гармонии с природой. ("Подснежники", "Хмель", "Весна", "Земляничный сок", "Сказка" и др.) Я с детства читаю Зеленую книгу, как страницы, листаю луга и поля. Что шумят, шелестят и галдят потихоньку, и сочиняют извечную песню земли... ("Зеленая книга") поэт утверждает, что человеку и природе нужно не только сострадание, но прежде всего доброта, людское внимание и любовь. Он выражает глубокую обеспокоенность состоянием природы, с болью и тревогой говорит о неразумном, неэкономном пользовании ее благами. Ему невыносимо видеть меченные шрамами, беспощадной вырубкой леса, изможденные реки, осушенные без меры болота, атомные грибы.

    Беспощадный XX век уничтожил природу так, как не сумели ее искалечить за миллионы лет. И уже не мы просим милости у природы, "природа молит пощады в нас" (стихотворение "Предупреждение", поэма "Тревожный монолог земли").    Многие произведения Сергея Граховского имеют гуманистическую направленность, проповедуют добро, справедливость, прославляют любовь, любовь, счастье и, по определению Олега Лойко, способствуют "воспитанию чувств добрых и красивых" (стихи "Нужен человеку человек", "Доверие", "Любовь", "Как я жил без тебя?").

Высота : стихи / Сергей Граховский ; авторизованный перевод с белорусского Николая Сидоренко. – Москва : Советский писатель, 1966.Высота : стихи / Сергей Граховский ; авторизованный перевод с белорусского Николая Сидоренко. – Москва : Советский писатель, 1966.

Поэт понимает не абстрактно, a конкретно, как активную деятельность, необходимость "творить добро, как дышать и любить" ("Когда приходит сюрприз постоянство...", "Болит душа за каждого калеку...", "Нельзя ни забыть, ни отложить...", "Сердце"," Праздник души", "Жажда души"). Умение творить добро рассматривается поэтом как высочайшее проявление духовности, как своеобразный талант ("Доброта"): все проходит, будто дождь неровный, — и боль, и злоба, и мелкая мразь, а остается важен и главный и самый светлый талант — доброта. ("Доброта") доброта, любовь, любовь, счастье — эти философские категории являются основными в лирическом раздумье С. Граховского. Способность проявлять любовь к людям, к земле, к каждому маленькому существу является необходимым условием для счастья ("Нужен человеку человек"," Любовь","Доверие").    Стихи о любви, как и пейзажная живопись, составляют лучшие страницы книг поэта и свидетельствуют об истинном эстетическом достоинстве авторского мастерства, реализованного прежде всего в искренности и естественности чувств.

    Любовь для поэта-счастливый дар судьбы, проявление щедрости души и гуманности. Поэт говорит о любви с высоким эстетическим мастерством, естественными искренними интонациями, что дает возможность почувствовать, с каким большим уважением, поклонением относится автор к женщине, открывает тайны души, неподкупную чистоту и благодать – любимой, жены, матери – за которыми часто упоминаются реальные прототипы ("Как я жил без тебя?..", "Будь музою моей ...", "Нас разлучали версты и годы...", "Брак"): видимо, нужно было провалиться в ад. Терять близких, страдать, мерзнуть, гореть, спасаться, чтоб лютая стужа не срубила, чтоб тебя под Полярною звездой встретить и узнать. ("Признание") много своих произведений поэт посвятил матери. В стихах разных лет не раз припомнится дорогой образ: "Начало дороги "(1959), "Вместе с матерью" (1969). Мать видится всегда в работе: "то жнет, то стелет лен в непогоду, то месит хлеб на рассвете в деже". Присутствие матери в сыновней судьбе ощущается неизменно: то зрительно осязаемо, то психологически. Как ангел-хранитель, она оберегает сына от несчастий и бед.

Некоторые книги Сергея Граховского

    В книге" круги надежды " (1985) есть стихотворение "Снится и снится мать", в котором кажущееся сочетается с реальным. Мать приходит в сны сына, "смотрящая скорбящими глазами", говоря, что страдала вместе с ним в тревожные годы, оберегая, ходила по его стопам: она в тревожные годы моим страдала горем и еле заметные следы искала за студеным морем, прошла со мной свет и мрак, болело у меня и у нее болело ... ("Снится и снится мать") к сожалению, после войны поэту не удалось отыскать даже могилу матери ("Разговор с матерью").

    В лирике Сергея Граховского есть немало стихов, где декларируется верность Родине, готовность отдать за нее жизнь: "Вера" (с посвящением В. Межевичу, вместе с которым страдал на этапных дорогах), "Беларусь"," Родина","Батькивщина".

    Осознание национального достоинства подкрепляется следующим стихотворением, в которым засвидетельствована приобщенность к истокам: и тем всегда горжусь, что в счастливую пору я родился в Белоруссии и так, как мать, говорю. ("Моя родословная") нельзя не отметить, что любовь к родительской земле, к Белоруссии неизменна, искренна, выверена жизненными испытаниями поэта. Через творчество Сергея Граховского проходит лейтмотив приобщённости личной судьбы поэта к судьбе Отечества, Белоруссии.

    Сергей Граховский плодотворно работал и в прозе – очерк "город молодости" (1960), сборник рассказов "какой великий день" (1966), документальная повесть " Рудобельская республика "(1968), повести "Ранний снег" (1975), "Жаркое лето "(1974) и др. В 1988 году издал сборник стихов и поэм " И радость и боль". Это самая заметная и весомая книга в творческой биографии поэта. В ней много новых сведений о прежней жизни самого автора и его товарищей, незаконно казненных в 1930-е годы.

В центре – Сергей Граховский. Слева – Слава Захаринский. Дело – Леонид Артишевский. Глуск. 1999 г. Фото автораВ центре – Сергей Граховский. Слева – Слава Захаринский. Дело – Леонид Артишевский. Глуск. 1999 г.

Отдельное место в его творчестве занимают документально-мемуарные произведения, посвященные осмыслению трагического прошлого. Это книга поэзии "Исповедь"(1990), повести "Такие синие снега" (1988), "Зона молчания" (1990), " С волчьим билетом"(1991), поэма "Болезненная память". В этих произведениях воссоздаются картины, эпизоды, детали нечеловеческой лагерной жизни, растоптавшей молодость и силы, но не смогло истребить память, веру, надежду. Писатель в подробностях описывает условия лагерного быта и непосильного рабского труда, жизнь в оцеплении лагерных проводов, овчарок и сторожевых, атмосферу человеческих отношений. Он рассказывает о трагической судьбе без вины виноватых "врагов народа", которые поднялись над сплошным страхом и подлостью, не запятнали своей совести. Вместе с тем писатель, как свидетель тех событий, доносит правду и о тех, кто сделался участником кровавых преступлений (следователей, судей, конвойных, различных бюрократов и чиновников). Сергей Граховский поднимает вопрос беззащитности человека перед государственным беспределом, пытается разоблачить его причины, исследует диалектику добра и зла. Произведения определяются не только болью от незаживающих ран, но и человеческой заботой о родной земле, за судьбу новых поколений, за завтрашний день.

Воспоминания об известных и преждевременно погибших литераторах уместились в книге "Да и было" (1986). По документальной повести "Рудобельская республика" поставлены спектакли театрами имени Янки Купалы и Гомельским областным драматическим в 1968 году; в 1972 г. создан одноименный кинофильм. Издана книга "Минск"(1971) и очерк на морально-этическую тему "Отцы и дети"(1972).

    Писатель много создал и для детей. Вышли книги стихов "От весны до весны" (1959), "Сегодня и завтра" (1961), "Горит костер" (1966),"Солнечная тропа"(1980), "Находка" (1985), сборник рассказов "Огонек в окне" (1972). Немало интересных стихов, сказок, легенд адресовано детям: "Дятел", "Лосенок", "Ходит сон","Вася Веселкин летит на Луну", "Слон" и другие.    

 памятная доска установлена на доме № 47 Памятная доска установленная на доме № 47 на проспекте Независимости, в котором писатель прожил последние 44 года. До самой смерти в декабре 2002 года жил в Минске. Похоронен на кладбище «Восточное»

Сергей Граховский известен и как переводчик. На белорусском языке в его переводах красиво прозвучали многие произведения латышских (Иоанна Райниса, Иоанна Судрабкална, Андрея Балодиса), литовских (С. Нерис, А. Жукаускаса, Ю. Марцинкявичюса), русских (А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, Я. Смелякова, С. Орлова), украинских (Тараса Шевченко, Леси Украинки, М. Рыльского, В. Сасюры, М. Нагнибеды) поэтов. Он перевел также повесть А. Гайдара "Военная тайна", романы Жуль Верна "80000 лье под водой" и Р.  Тагора "Крушение". А стихи самого писателя переводились на английский, французский, польский, болгарский, русский, украинский и другие языки.    Музыку на его стихи писали композиторы С. Альхимович, Г. Вагнер, Д. Каминский, Д. Лукас, Р. Пукст, Л. Сверло, Ю. Семеняко, Д. Смольский, К. Тесаков, В. Иванов и др. Его имя вписано в историческую, универсальную, литературную энциклопедии, в новую историю белорусской литературы, о его творчестве написано много статей и рецензий. Своим талантом, общественно-литературной деятельностью, честно и творчески прожитой жизнью Сергей Граховский стоял далеко впереди большинства своих современников.

Центральный парк и мемориальная доска С. Граховского. Фото Романа ТычиныЦентральный парк и мемориальная доска С. Граховского. Фото Романа Тычины

    Талантливый писатель прошел долгий, хотя и сложный жизненный путь, оставил своим потомкам большое количество произведений, наполненных искренностью и добротой. Сергей Граховский-лауреат Государственной премии Белоруссии за сборник "Исповедь"(1992), литературной премии имени Аркадия Кулешова за сборник "Осенние гнезда"(1983), награжден медалью Франциска Скорины за значительный вклад в развитие белорусской литературы, активную общественную деятельность (1994), Почетный гражданин Глуска (1995). Наследие Сергея Граховского сегодня хранится в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства.

 

ВСЕ О СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 
 
Яндекс.Метрика