Советские актеры. Биография и творческий путь Людмилы Целиковской

Людмила Целиковская

 

Детство и юность

 

 Будущей звезде советского кино Людмиле Целиковской довелось появиться на свет 8 09 19 г. в Астрахани в культурной и интеллигентной семье. Папа будущей артистки был известным режиссером, мама оперной певицей. 

 

Вскоре после рождения дочери по совету врачей семья перебралась в столицу. Девочку сразу отдали в гнесинскую музыкальную школу, но больших успехов она там не достигла из-за очень маленьких пальчиков. Зато ее актерские способности были оценены самим Рубеном Симоновым, который прослушав девушку, посоветовал той поступить в театральное училище. Что та и сделала, пройдя после школы успешный отбор в Щукинское училище, где как всегда был огромный конкурс. После учебы ее приняли в вахтанговский театр.

 

Театр и Кино

 

Еще учась в "Щуке", Людмила сыграла вожатую Валю в картине "Молодые капитаны". Несмотря на небольшую роль на молодую студентку обратил внимание режиссер Юдин, который пригласил ее позднее на роль Александры Мурашовой в "Сердцах четырех". Но из-за начавшейся войны эту картину отложили на полку, советской стране тогда было не до комедий. Зато после войны фильм имел шумный успех у зрительской аудитории. А вот картину "Антон Иванович сердится", где Целиковской предложили роль Симы Вороновой, успели показать.

 

В войну актрису вместе с театром эвакуировали в Алма-Ату. В "Воздушном извозчике", снятом в военные годы, специально под Целиковскую написали в сценарии роль Наташи Куликовой. Легендарный режиссер Сергей Эйзенштейн пригласил талантливую актрису сыграть царицу Анастасию в своей киноленте "Иван Грозный". После выхода картины все главные герои кроме Целиковской получили Сталинскую премию. А ее имя, оказывается, было вычеркнуто из списка самим Сталиным с формулировкой, что таких цариц не бывает.

 

В это же время актрису увольняют из театра из-за постоянных отлучек на киносъемки. Только благодаря заступничеству Эйзенштейна ее опять восстановили в штате. Ее муж Михаил Жаров снял первую картину "Беспокойное хозяйство" с участием актрисы. Все музыкальные номера Целиковская исполняла, как и в других картинах, сама. Зрители тепло приняли картину, а критики обвинили ее в дурновкусии.

 

В "Повести о настоящем человеке" артистке доверили серьезную роль Зиночки, снялась она у Райкина в картине "Мы с вами где-то встречались". Роль Ольги Дымовой в "Попрыгунье" критики опять не оценили, зато картина была удостоена "Серебряного льва" на кинофестивале в Венеции.

 

После этой роли актриса на время перестала сниматься, серьезных ролей ей больше не предлагали, а в проходных ролях артистка не хотела сниматься сама. Все нерастраченные силы Целиковская отдавала театру.

 

Но в 70-х годах актриса все же снялась в нескольких картинах - в "Семье как в семье", "Дамах и гусарах". Роль Ксении Замятиной а "Репетиторе" стала для артистки последней работой в кинематографе.

 

 

 

Семья

Личная жизнь актрисы была под таким же пристальным вниманием, как и ее кинематографические роли. Первый брак с однокурсником по училищу Алексееевым-Месхиевым распался очень быстро. Затем она вышла замуж за прозаика Бориса Войтехова, но и этот брак через 2 года распался, когда на авансцене объявился успешный Михаил Жаров. Но и этому браку суждено было продержаться не более 5 лет. В браке с архитектором Каро Алабяном у актрисы наконец-то родился первенец, которого назвали Сашей.

 

После смерти Алабяна пятым и последним мужем актрисы стал режиссер Юрий Любимов, хотя и он в итоге ушел к своей венгерской переводчице. 3 последних года Людмила Васильевна боролась с тяжелой онкологией, которая в итоге в 92 г. и стала причиной смерти Народной артистки РСФСР. Похоронили актрису на Новодевичьем кладбище.

 

 
 
Яндекс.Метрика