Деятельность Союза Безбожников СССР на примере Белорусской Гомельщины в 1920-е гг.

В советском государстве антирелигиозная пропаганда являлась одной из главнейших форм борьбы за социалистическое преобразование общества. Основная ее цель заключалась в разоблачении классовой сущности религии, распространении атеистического мировоззрения. Так, с середины 1920-х гг. заметную роль в общественной жизни стал играть Союз Безбожников, который создавался как большая антирелигиозная организация, основу которой составляли местные антирелигиозные секции и кружки.

Долой Пасху!

Целью данного исследования является рассмотрение деятельности Союза Безбожников   в 1920-х гг. на территории Гомельщины. При исследовании данной проблематики были использованы архивные материалы из Государственного архива общественных объединений Гомельской области и из Государственного архива Гомельской области.

Процесс формирования «безбожной» организации был начат еще в начале 1920-х гг., когда появилась сеть антирелигиозных кружков по всему Советскому государству. С конца 1922 г. начале 1923 г. появляются центральные печатные антирелигиозные органы «безбожник» и «Безбожник у станка». Вокруг журнала «Безбожник у станка» сгруппировались главным образом московские кружки Безбожников, а вокруг газеты «Безбожник» провинциальные, объединившиеся в «Общество друзей газеты «Безбожник»» (ТСГБ). Подобного рода товарищества действовали и на территории Гомельщины. Так, с 1924 г. есть данные о деятельности общества «Безбожник» Гомельской железнодорожной школы II степени имени Калинина. У данной организации был свой устав, в котором были определены цели и задачи общества: «объединить под знаменами атеизма всех противников религии для организации активной борьбы за духовное воспитание трудящихся; содействовать внедрению нового быта на основе новых социалистических традиций; распространение антирелигиозной литературы». Однако, уже с 1925 г. начинается процесс официального оформления Союза Безбожников. Открытие состоялось на I съезде ТСГБ, который проходил в Москве 19-26 апреля 1925 г. Съездом был принят устав общества, избран Центральный совет, состоявший из 40 человек. Пленум ЦС ТСГБ выбрал исполнительное бюро в составе 10 человек во главе с Ем. Ярославским. 5 июня 1925 г. президиум исполнительного бюро ЦС ТСГБ принял решение о переименовании общества в «Союз Безбожников СССР». По территориальному признаку структурная организация была следующей: главным органом был Центральный совет Союза Безбожников, ниже Губернский (областной) совет, которому был подчинен уездный (окружной) Совет Союза, а самой малой структурной единицей являлась местная ячейка. Ячейки СБ создавались в городах на предприятиях, при учебных заведениях, а также в деревнях при колхозах, при домах-читальнях. Они обладали правами юридического лица, имели устав, штамп и печать.

Членом Союза Безбожников   мог быть каждый гражданин СССР, обладавший выборными правами, не придерживался никакого религиозного культа. При вступлении в Союз необходимо было заплатить вступительные. Так, вступительный взнос устанавливался в деревне от 2 коп., а членские взносы от 1-й коп. до 5-ти коп.; в городе вступительный взнос составлял 4 копейки, а членские взносы 5 коп. Что касается материальной базы ячеек, то основным средством получения денег являлись процентные отчисления от членских взносов. Так, 50% ячейка оставляла для личных нужд, а 50% отсылала в вышестоящие структуры СБ. 

Комсомольская пасха в Москве

Для всех ячеек были разработаны и разосланы на месте примерные планы работы. Так, например, согласно плану Мозырского СБ основным содержанием труда являлось: организация и оформление ячеек в городе при клубах и в деревне при Доме-читальне; разработать программы антирелигиозной работы в клубах, домах; поставить вопрос перед Белгоскино об обеспечении рабочих клубов антирелигиозными фильмами; добиться выписки школами антирелигиозной литературы и т. п. 

Надо отметить, что проводились окружные съезды «Безбожников», на которые приглашались члены районных советов ВБ, представители атеистической организации из села. Делегировались они посредством выборов через местные ячейки. На такие съезды приглашались представители центральных Советов Союза Безбожников  БССР и СССР . Проводились и районные конференции «Безбожников» на которых подводились итоги антирелигиозной работы за определенный период, принимался план антирелигиозной работы на следующий, проводились выборы в районный Совет Союза, разрабатывался план организации новых ячеек ВБ. Отчет о проведенной конференции необходимо было прислать в Окрсовет СБ. 

Основной формой антирелигиозной работы Союза Безбожников   на местах являлась организация естественнонаучных кружков, проведение художественных вечеров, иллюстрированных докладов, театральных постановок, проведения лекций по антирелигиозным вопросам. В деревнях, при домах-читальнях проводилась громкая читка газеты «Безбожник», создавали уголок «безбожника». Широкая антирелигиозная работа проводилась и во время религиозных праздников.

Для подготовки антирелигиозных кадров создавались специальные кружки при ячейках Безбожников так же подготовка антирелигиозных кадров проводилась и посредством так называемого заочного семинария. Так, по ячейкам ВБ присылается программа и список литературы для семинария по подготовке пропагандистов-антирелигиозников рассчитанная на 20 недель. По каждой теме проводилась контрольная письменная работа, которую участники заочного семинария отсылали в Окрсовет. 

Надо отметить, что сеть Безбожников   организаций разрасталась. Так, с кружка «Общество друзей газеты «Безбожник»» выросла массовая организация во главе с Ем. Ярославском, которая развернула свою деятельность по всей стране. Однако, недостаточность и тщательная подготовка антирелигиозных кадров, нехватка антирелигиозной литературы, надзорных средств агитации не решили задач, которые ставила перед собой антирелигиозная организация Союз Безбожников. Население так и не стало массово атеистичным. Уже на на II Съезде Союза Безбожников СССР, который проходил в Москве 11-15 июня 1929 г., пришли к единому мнению о переименовании организации в Союз Воинствующих Безбожников, подчеркнув тем самым необходимость боевого, наступательного идейного состязания с религией.

Автор: Настасья Козлова

 

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ "СОВЕТСКИЙ СПОРТ"

 
 
Яндекс.Метрика