Исчезновение Сигизмунда Леваневского

Экипаж самолета ДБ-А борт №209.Экипаж самолета ДБ-А борт №209.

Читая про необъяснимые исчезновения воздушных судов, наш российский эрудит тешит себя надеждой, порой переходящей в твердую уверенность, что подобные инциденты возможны только на «загнивающем Западе», что отечественные самолёты и вертолеты никогда и никуда не пропадают. Что отечественная авиация по части необъяснимых исчезновений и прочих феноменов – самая надёжная в мире (насчёт всего остального сомневаются даже пилоты, но не об этом речь). А если наш самолёт и пропадает в неизвестном направлении, то его относительно быстро находят и устанавливают причину случившегося. Может для кого-то эта информация и окажется шоком, но все вышеперечисленное далеко не отображает реального положения дел: таинственных исчезновений и загадочных авиакатастроф, после которых невозможно порой не только установить истинную причину произошедшего, но и порой просто найти обломки самолёта и тела погибших для достойного погребения. В истории отечественной авиации таких фактов хватает, только в отличие от зарубежных коллег, информацию о них советские, а затем и российские следователи старались не выставлять напоказ, а предпочитали тихо и мирно решать поставленную перед ними задачу, распутывая клубок обстоятельств, приведших в итоге к катастрофе. Но не всегда им это удается. Пожалуй, наиболее известным случаем исчезновения самолёта в истории отечественной авиации стало исчезновение рекордного самолёта ДБ-А под командованием Сигизмунда Леваневского – второго по счёту Героя Советского Союза.

 

Сигизмунд Александрович Леваневский появился на свет 15 мая 1902 года в польской шляхетской семье. Несмотря на своё происхождение в 1917 году он поддержал большевиков, ветеран Гражданской войны в России. В 1925 году он закончил Севастопольскую школу морской авиации, но в 1930 году был отправлен в запас из-за дворянского происхождения и брата – пилота польской военной авиации, после чего, до 1933 года, когда попал в Главсевморпуть, работал завучем в Всеукраинской школе лётчиков ОСОВИАХИМа. С 1933 года – полярный лётчик, участвовал в спасении американского лётчика-рекордсмена Джеймса Маттерна на Чукотке и экипажа парохода «Челюскин», за что ему в 1934 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Пользовавшийся абсолютным доверием Советской власти и лично Сталина пилот в 1937 году выбрал самое сложное из возможных заданий – коммерческий перелёт в США через Северный полюс на новом дальнем бомбардировщике, что являлось ещё и демонстрацией силы. 12 августа 1937 года самолёт ДБ-А под командованием Леваневского оторвался от взлётно-посадочной полосы Центрального аэродрома. Несмотря на праздничное настроение, царившее на аэродроме, экипаж был подавлен: штурман Алексей Левченко перед вылетом отказался от завтрака, а сам Леваневский мрачно пошутил насчёт брата Юзефа Леваневского, погибшего в 1933 году:

 

«Юзек себе могилу на Повонзки заграбастал – загляденье! Нам обоим места хватит».

 

Перелёт, тем не менее, отменять не стали и, по крайней мере, до кромки паковых льдов он проходил нормально. 13 августа с борта самолёта Леваневского пришла радиограмма, что Северный полюс прошли, также сообщалось о плохих метеоусловиях и отказе двигателя. Когда через 3 часа наступило время следующего сеанса связи, Леваневский не ответил. Этому поначалу не придали значения: в Арктике много так называемых «зон тишины», где радиосвязь полностью отсутствует. К тому же в это время там бушевала магнитная буря, но когда самолёт не вышел на связь и на следующий день, в Москве и Анкоридже забеспокоились и начали поиски силами советской и американской полярной авиаций, была обследована огромная территория, но не было обнаружено никаких следов пропавшего самолёта. В августе 1938 ввиду полной бесперспективности поисковая операция была прекращена, а экипаж Леваневского был признан погибшим.

 

О том, что случилось с Леваневским, споры идут до сих пор. Большинство экспертов склоняются к тому, что самолёт всё-таки совершил аварийную посадку и вопрос стоит в том, где он её совершил. Путём логических умозаключений был сделан вывод, что Леваневский совершил посадку в районе шельфового ледника Уорд Харт на острове Элсмир. Этот район в ходе поисков был наиболее тщательно прочёсан, но поисковики ничего не обнаружили. Как и любое другое загадочное событие, исчезновение Леваневского, быстро обросло различными сплетнями и слухами. Самым распространённым из которых являлся слух о том, что Леваневский долетел до США, но опасаясь репрессий на Родине, решил стать невозвращенцем и в качестве платы передать американцам новейший советский самолёт (сотрудники НКВД быстро установили не только недостоверность этой информации, но и её источник – авиаконструктора Андрея Туполева, который тут же угодил под суд). Более правдоподобной кажется версия, основанная на радиограмме, пойманной одним радиолюбителем, согласно которой ДБ-А сбился с курса и разбился в Кобяковском улусе Якутии. У озера Себян-Кюель в 1983 году нашли странную могилу с повышенным содержанием золота (из золота были сделаны консервные банки с икрой, которые советские лётчики везли в США). Последующие экспедиции её обнаружить не смогли, впрочём, сейчас идёт активное освоение Якутии и верится, что в истории полёта Леваневского будет, наконец, поставлена точка.

 
 
Яндекс.Метрика