Восстановление и образование на Мозырщине после войны (1944-первая половина 1945 гг.)

 

В результате осенне-зимнего наступления Красной Армии 1943-1944 гг. полностью или частично было освобождено 40 районов Белоруссии, среди них был и Мозырский. В документах того времени отмечалось, что деятельность партийных и советских органов на освобождаемой территории должна быть направлена на мобилизацию рабочих «на оказание помощи Красной Армии в деле полного разгрома немецко-фашистских захватчиков, на скорейшее восстановление народного хозяйства».

 Восстановление и образование на Мозырщине после войны

Одним из главных направлений деятельности являлось восстановление системы образования, которая происходила в сложных условиях. Книжные фонды, лабораторное оборудование и хозяйственный инвентарь были ограблены или полностью сожжены фашистскими оккупантами. Из 13 043 довоенных школ Белоруссии во время оккупации было уничтожено 6000 тысяч, остальные были также приведены в негодное состояние. Восстановить сеть начальных, семилетних и средних школ, провести ремонт школьных зданий и восстановление и ремонт зданий детских домов, интернатов, детских садов в республике предусматривалось к началу 1944/1945 учебного года.

 

Из общего количества убытков - 5 млрд. рублей., которые были нанесены войной народного хозяйства Полесской области, кроме предприятий республиканского и союзного значения, на народное образование приходилось 115 млн. Так, в Мозыре - центре Полесской области — в довоенное время работало 11 школ, в том числе 4 средних, неполных средних — 6, начальных-1, где училось 3340 учеников. За время оккупации в городе было уничтожено 9 школ, а по Мозырскому району все 54 школьных здания.

 

Нужно отметить тяжелое материальное положение как всего населения Беларуси того периода, так и наставничества. «Как эвакуированные, так и оставшиеся на оккупированной территории учителя, — отмечалось в справке Наркомата просвещения БССР от 5 июня 1944 г., - сильно обносились. Внешний вид учителя совершенно неприглядный. Некоторые учителя босые, верхняя одежда вся в зарплатах. Местные торг организации не в состоянии обеспечить одеждой и обувью учителей. Необходимо целевым назначением выделить хотя бы по 10 000 комплектов одежды и обуви для продажи учителям».

 

Мозырь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 14 января 1944 г. и уже к 1 февраля 1944 г. решением Полесского облсовета депутатов трудящихся соответствующие структуры обязывались провести учет всех ребят школьного возраста и возобновить работу школ «с полным охватом всех детей, подлежащих всеобщему обучению». В феврале в городе уже действовали шесть школ с общим количеством 960 учеников. 18 апреля 1944 г. вышло постановление ЦК КП (б) Б и СНК БССР «о восстановлении сети школ в освобожденных от немецких оккупантов районах БССР», требовавшее соблюдение закона об обязательном начальном обучении. Часть школьников по той или иной причине приостанавливала учебу и поэтому план по всеобщему обучению был не выполнен. Так, в 1944/1945 учебном году в Полесской области не училось свыше 8000 человек, что составляло 9,4% от общего числа детей школьного возраста.

 

Не хватало школьных зданий, в связи с чем под школы использовали помещения государственных и общественных организаций и т.д. Значительный вклад в восстановление материальной базы учреждений просвещения был сделан населением, получившим название «метода народной стройки». Таким образом, была восстановлена часть школ и на Мозырщине. В то же время, когда школьных зданий не хватало, отдельные организации и учреждения ими пользовались. Так, в мае 1944 г. три школьных здания в центре Мозыря и один на ст. Мозырь был занят военными частями.

 

В восстановлении БССР участвовали все союзные республики, и в первую очередь РСФСР. Мозырянам значительную помощь оказали жители Ульяновска, которые в 1944 г. вместе с оборудованием для промышленных предприятий и строительными материалами, прислали в Мозырь школьные пособия. Одежду и игрушки для воспитанников детских домов.

 

К началу 1944/45 учебного года в Полесской области было подготовлено 244 новые школы. В это время по Полесской области детей школьного возраста насчитывалось 85097 человек, 88% из них должны были учиться в начальной школе. Это явление было характерно для всей республики и было связано с тем, что большинство детей во время войны не училось. Учитывая это обстоятельство, Наркомат просвещения БССР принял решение о принятии в первый класс детей в возрасте от 8-12 лет, во второй — 10-14 лет, в третий — 10-14 лет, в четвертый — 11-15 лет. Создавались специальные классы для переростков.

 

В январе 1945 г. в Мозыре работало уже 8 школ, в том числе: 1 средняя, 3 семилетние, 4 начальные, в которых обучалось 2180 учеников и работало 93 учителя, в Мозырском районе действовало 36 школ, где работало 154 учителя.

 

Из общего количества средств, которые были выделены на народное образование Беларуси, более половины (52%) выделялось на содержание школ. Благодаря этому в республике до лета 1945 г. были восстановлены 10 462 школы, количество учеников составляло 1 260 тыс. человек. В Полесской области в это время уже работало 667 школ, в которых обучалось 73 829.

 

Народный комиссар просвещения БССР Уралова А. И., подводя итоги 1944/1945 учебного года, отмечала, что «наши школы работали в чрезвычайно тяжелых условиях: не хватало учебников, оборудования, топлива. Но школы работали, не прекрасная своих занятий ни на один день. Не было учебников, и учителя изготовляли самодельные пособия по естествознанию, языку, истории».

 

Большому количеству мальчиков и девочек, потерявших своих родителей в военные годы, требовалась поддержка со стороны государства. На 1 июня 1945 г. в системе народного образования БССР насчитывалось 203 детских дома, где находилось 282000 человек, в том числе в специальных детских домах воспитывалось 13900 детей-сирот, родители которых погибли на фронте или в партизанских отрядах, сражаясь с врагом. Рабочие Белоруссии взяли на воспитание 228999 детей. В Мозыре действовал детский распределитель и детский дом, где насчитывалось 180 человек. В марте 1945 г. в Мозыре был проведен месячник по сбору средств в фонд помощи семьям военнослужащих и детей-сирот. Было собрано 90 тыс. рублей.

 

Внимание к развитию школьного дела нашло отражение на страницах периодической печати. Так, 1 сентября 1944 г. в Областной газете «Большевик Полесья» была размещена большая статья «неотложные задачи нашей школы», в которой определялись главные направления в деятельности учебных заведений. Предусматривалось обязательное посещение школы с семилетнего возраста, вводились правило для учеников и ученический билет, устанавливалась пятибалльная цифровая оценка знаний и поведения учащихся, сообщалось о раздельном учебе ребят и о прекращении социалистического соревнования по вопросам учебы среди учеников и учителей и т.д..

 

«Правило поведения для учеников» Мозырским горсоветом были утверждены в феврале 1945 г., они предусматривали, чтобы дети до 16 лет после 20 часов на улице, в общественных учреждениях появлялись только в сопровождении взрослых. В будние дни предусматривалось только коллективное посещение школьниками культпросветных учреждений. Запрещалась индивидуальная продажа билетов в кино, театр для детей до 16-ти лет во все дни недели за исключением воскресенья, праздников и каникул.

 

В течение 1943/44 и 1944/1945 учебных лет Мозырь жил по условиям военного времени. Это повлияло как на учебный процесс, так и на общественную жизнь учителей и учеников. В школах велось обучение по программе противовоздушной и химической защиты. Активное участие принимали ученики вместе с учителями по восстановлению города, его благоустройству.

 

Первоочередное значение придавалось воспитательной функции школы. Причем это касалось не только учеников, но и учителей. В постановлении ЦК ВКП (б) «о ближайших задачах партийных организаций КП(б)Б в области массово-политической и культурно-просветительской работы среди населения» (август 1944 г.) подчеркивалось, что к началу 1944/45 учебного года все учителя “возвращающихся вновь на работу в советскую школу” должны пройти месячные курсы, не реже одного раза в месяц партийные органы должны были организовать чтение лекций для учителей на общеполитические темы, а также создать кружки для изучения учителями марксистско-ленинской теории.

Значительное внимание уделялось воспитательной работе среди молодежи, которая во времена оккупации «была решающим объектом немецкой агитации и усвоила некоторые отрицательные идеи. Политический кругозор молодежи снизился» - отмечал в 1944 г. на республиканском совещании по пропаганде и агитации секретарь ЦК КП(б)б п. К. Пономаренко. Преподавание в школах было глубоко идейным, политически заостренным. Ученики воспитывались в духе ненависти к врагу и непоколебимой вере в Победу советского строя. На областном народе учителей в августе 1944 г. подчеркивалось, что «нужно больше и лучше популяризировать героическую борьбу Красной Армии и на этом воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине в сердцах советской детворы».

 

Любовь к Родине сами Мозырские педагоги ярко проявили во времена войны. Областная газета «Большевик Полесья» 15 августа 1944 г. сообщала об учителе математики Мозырского педучилища Павле Ивановиче Дубинине, который во времена оккупации распространял среди населения сводки Сов информбюро, историке педучилища красноармейце Коваленаке. Среди участников Мозырского подполья было значительное количество учителей: Котлинский К. В., Замыкание Н.В., Муравьев А. С., Хархалев В. Ф., Есьман Т. Я. и др. Учителя-подпольщики срывали отправку молодежи в Германию, сумели сделать так, что за времена оккупации немцы так и не смогли открыть школы в Мозыре.

 

Развитие просвещения в послевоенное время задерживалось из-за нехватки учителей. Когда перед началом войны в школах Белоруссии работало 54 600 учителей, а в начале 1944/45 учебного года их насчитывалось лишь около 30 тыс. Весной 1944 г. в школах Полесской области работало 1678 учителей — не хватало-1500 человек. В связи с расширением количества школ до 1944/45 учебного года школам области требовалось 3065 учителей.

Учителей не хватало, а часть специалистов с педагогическим образованием работала в других отраслях народного хозяйства. В связи с этим, в 1945 г. на республиканском совещании Н. Авхимович - секретарь ЦК КП (б)б по кадрам отмечал, что «...Мы небережливо относимся к педагогическим кадрам, не сохраняем их. Учителя можно встретить на работе во всех советских и хозяйственных организациях, а отделы кадров обкомов и райкомов партии не следует за правильным использованием учителя, не возвращают на педработу тех учителей, которые работают не по специальности».

 

Предусматривалось, что в определенной степени улучшить положение по обеспечению народного образования специалистами их возвращение в школу. Часть учителей вернулась в белорусские школы из эвакуации, но главным источником пополнения педагогического корпуса республики являлась подготовка новых специалистов. В этой связи большое внимание в республике уделялось развитию педагогического образования. 23 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление № 57, в котором говорилось о возобновлении деятельности Рогачевского учительского института в городе Мозыре. В дальнейшем он стал называться Мозырским государственным учительским институтом.

 

Вот как вспоминал о первых месяцах деятельности высшего учебного заведения на Полесье профессор А. Карафан: «март 1944 года. Фронт стоял в 30 километрах к западу от Мозыря, а в Областной газете «Большевик Полесья» был объявлен набор студентов в Мозырский государственный педагогический институт. Это было первое высшее учебное заведение, открытое в республике после освобождения Белоруссии от немецких оккупантов» 15 марта 1944 года институт начал функционировать в составе отделений: историко-филологического, физико-математического, природа-географического. Занятия в институте начались 1 октября 1944 г..

 

Министерство просвещения Белоруссии 28 февраля 1944 года приняло решение о направлении на работу в Мозырь специалистов: Жаврида М. Ф., Абрамовича А. Т., Андрущенко А. Н., Шнитко И.И., Балашова Е. I., Горелика В. Б., Окуня Д. Л., Васильева В. К., Рисовца А. Д., Никитина А. С., Лозовского А. I., Писарчика I. В., Дайнову Э. Ц. и др..

 

Министерством высшего образования СССР были утверждены для Мозырского учительского института следующие кафедры: педагогики и психологии, языка и литературы, основ марксизма-ленинизма, истории, математики, физики, естествознания и географии, военного дела.

 

Значительное внимание в институте уделялось научно-исследовательской работе. Профессорско-преподавательский состав работал над различными научными темами: «Полесская область» (комплексный экономико-географический очерк), «изучение морфопогии берегов реки Припять», «история высшего образования в СССР», «операторная концепция числа» и др.

 

Полезная учебная площадь института составляла 712 м кв., было 5 аудиторий, рассчитанных на 50 человек, одна аудитория на 75 человек, несколько кабинетов. Библиотека института насчитывала 15 тыс. книг. Не хватало учебной литературы, программ, методических разработок. Особенно страдали от этого студенты-заочники, которые имели возможность пользоваться литературой только во время сессии. Для того, чтобы каким-то образом улучшить это положение «в период сессии библиотека, читальный зал и учебные кабинеты института работали с утра до 12 ночи.» Учитывая острую потребность в учительских кадрах и принимая во внимание тот факт, что большая часть учителей не имела педагогического образования, СНК БССР 9 октября 1944 г. принял решение «о восстановлении сети заочного педагогического образования». Набор студентов на заочное отделение выполнялся с трудом.

 

Одновременно с учительским институтом в Мозыре начало действовать и педагогическое училище, которое готовило учителей начальных классов для школ Полесского региона.

 

Вместе с созданием педагогических училищ для подготовки учителей начальных классов была создавались курсы, на которых в 1944/1945 учебном году в Полесской области занималось 250 человек. Острую потребность в педагогических кадрах приходилось удовлетворять путем подготовки учителей на краткосрочных курсах. Так, создавались месячные курсы для переподготовки учителей младших классов, которые не имели специального образования и опыта работы. Курсы по переподготовке учителей истории, географии, математики и физики действовали и при Мозырском педагогическим институте.

 

Таким образом, органы народного просвещения и педагогические учебные заведения Мозырщины, в сложных условиях 1943/44 и 1944/1945 учебных лет, руководствуясь правительственными решениями, провели большую организационную работу по восстановлению системы народного образования, работали над совершенствованием учебного и воспитательного процесса, внесли определенный вклад в подготовку педагогических кадров Белорусского Полесья.

 

 
 
Яндекс.Метрика