Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка (Подгаецкая) 1985 год

Скачать учебник времен СССР

Грамматические игры и загадки (Кондрашов) 1961 год

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ирина Мечиславовна Подгаецкая

 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…3 

      ЧАСТЬ I 

      Основные виды нестандартных заданий 

      Глава 1. Учебно-поисковые задания… 

      Фонетика. Графика. Орфография… — 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…11 

      Язык науки 

      Лексика…31 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…32 

См. оглавление полностью...

      Язык науки 

      Словообразование…78 

 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…79 

      Язык науки 

      Морфология…96 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. 

      Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…97 

      Язык науки 

      Синтаксис. Пунктуация.. 120 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги 121 

      Язык науки 

      Орфография…145 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…146 

      Язык науки 

      Задания, совмещающие явления разных уровней языка…161 

      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. 

      Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги… 

      Язык науки 

      Заключение…172 

      Глава 2. Исследовательские задания…17!) 

      ЧАСТЬ II 

      Изучение литературы по русскому языку с использованием нестандартных заданий 

      Научно-популярная литература 

      Словари…201 

      Литература 203 

 

Скачать учебник  СССР - Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка 1985 года  

Скачать...Скачать

 

См. Отрывок из учебника...

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

В процессе изучения рассматриваемых лексических понятий необходимо обращать внимание учащихся на количество слов и количество предметов (признаков, действий), обозначаемых ими: омонимы — два и более слов и столько же несходных пред­метов (признаков, действий); синонимы — два и более слов и один и тот же предмет (признак, действие); антонимы — два слова и два противопоставленных в каком-либо отношении пред­мета (признака, действия). В конце изучения этих тем целесо­образно составить таблицу, отражающую указанные соотноше­ния слов и реалий, ими называемых.

Ознакомление учащихся с рассматриваемыми явлениями можно провести в такой последовательности:

1) анализ материала для наблюдения (выясняется количест­во слов в группе и количество обозначаемых этими словами предметов);

2) работа над определением изучаемого лексического явле­ния (количество частей в определении; признаки лексического явления, отраженные в определении);

3) анализ способов отражения в толковом словаре каждого из лексических явлений; показ словарей омонимов, синонимов и антонимов, если они есть в школе или у учителя;

4) выяснение роли изучаемых лексических явлений в языке (они пополняют его словарный состав, делают его богаче);

5) выяснение роли омонимов, синонимов и антонимов в раз­ных функциональных стилях;

6) закрепление полученных знаний с помощью следующих видов заданий:

7) назвать среди данных слов омонимы (синонимы, антони­мы) и обосновать свой ответ;

8) выписать такие словосочетания с омонимами (синонима­ми, антонимами), чтобы они точно показывали, в каком значе­нии употреблено слово;

9) исправить неточности в употреблении омонимов (синони­мов, антонимов);

10) выявить отличия в лексическом значении омонимов (сино­нимов, антонимов);

11) выяснить роль омонимов (синонимов, антонимов) в худо­жественном произведении;

12) составить предложения с омонимами (синонимами, анто­нимами), чтобы их значение было ясным.

Целесообразно провести урок, посвященный использованию синонимов в речи. Приводим возможный его вариант.

На уроке ставятся задачи: 1) познакомить с функциями си­нонимов в речи, 2) научить употреблять синонимы в собствен­ной речи учащихся; 3) сформировать у них представление о богатстве синонимов в русском языке, развить стремление овладевать этим богатством.

I. Проверка домашрего задания.

Устно (в виде ответов на вопросы): Какие слова называются синонимами? Чем слова-синонимы могут отличаться друг от друга? Проверка письменного задания (упр. 313): назвать среди данных слов-синонимов те, которые отражают наше отношение (болтовня, долговязый, очи, обскакать, черепаший).

II. Объяснение нового. Новые сведения сообщает учитель:

Вы теперь знаете, что в русском языке много слов-сино­нимов. Они составляют наше лексическое богатство. Синони­мы— могучее средство, с помощью которого можно разнооб­разно и выразительно высказывать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Прочитаем несколько текстов в учебнике.

III. Закрепление полученных знаний:

Выяснить смысловую роль (функцию) синонимов в речи (упр. 315); учащиеся отмечают, что, говоря о пастушонке, А. А. Фадеев использует синоним залился (смеялся долго и звонко), а о Метелице — прыснул (не мОг удержаться от смеха, видя забавного паренька). Далее дети пробуют заменить гла­голы: вместо залился — прыснул, а вместо прыснул — залился. Чтение получившегося текста показывает, что мысль оказалась неточно выраженной. Вывод: здесь синонимы в первую очередь использованы для более точного выражения мысли.

Определить стилистическую роль (функцию) синонимов в речи (упр. 316); учащиеся находят синонимы к слову смотреть (созерцать, взирать, глазеть, глядеть). Все они обозначают «уст­ремить на что-то взгляд». Здесь в тексте они употребляются как для преодоления неоправданного повторения слова смот­реть, так и со стилистической целью: по отношению к девушке — нейтральные слова смотреть, созерцать, глядеть, а по отношению к толпе — слова, выражающие авторское отношение осуж­ния: глазеть, взирать — в значении «смотреть с бесцельным лю­бопытством».

Найти недочеты, заключающиеся р неоправданном повто­рении одних и тех же слов (упр. 317); для замены слов уча­щиеся используют синонимы, помещенные на полях (с. 136).

Домашние задания по лексике и их провер­ка. В качестве устной работы по лексике предлагаются следую­щие виды заданий:

1) выучить определение изучаемого явления, подобрать нужный пример и обосновать его отнесение к данному явлению;

2) прочитать параграф, составить план й подготовить по не­му сообщение об изучаемом понятии.

Для письменной работы по лексике предлагаются упраж­нения следующих видов:

найти в тексте изучаемое явление (с использованием сло­варя или без него);

использовать изучаемые лексические явления в словосоче­тании, предложении или тексте, составляемых учащимися.

Задания по пройденным темам включаются в письменные упражнения по лексике, например: в виде подчеркивания орфо­грамм, разбора предложения, обозначения главного слова в словосочетании, обозначения морфологических особенностей слов, от которых зависит выбор орфограмм, и т. д.

В начале очередного урока в первую очередь проверяется работа по лексике, которая оценивается с учетом выполненных дополнительных заданий '.

Повторение пройденного по лексике проводит­ся по вопросам, которые имеются в учебнике (к ответам на них учащиеся предварительно готовятся дома, получив задание на предыдущем уроке).

По характеру содержания повторяемый материал членится на три группы: сведения об изучаемом разделе; сведения об ос­новной единице лексики— слове; сведения о группах слов, объ­единяемых какими-либо ассоциативными связями. Обобщение и систематизацию целесообразно провести по этим группам све­дений. Организовать урок можно двумя путями: 1) сначала по­вторить сведения о лексике, а затем выполнить необходимые уп­ражнения; 2) повторять сведения о лексике частями, выполняя одновременно упражнения, которые необходимы для закрепле­ния лексических умений.

Для повторения сведений об изученном разделе «Лексика» ставится первый вопрос (с. 139): что такое лексика? Учащие­ся должны сказать, что это совокупность всех слов языка. Да­лее необходимо обратить внимание школьников на то, что сло­вом лексика обозначается как совокупность всех слов, так и раздел науки о языке, изучающий слова. Какая же единица язы­ка изучается в этом разделе? (Слово.)

Затем целесообразно поставить следующие вопросы:

Какие еще разделы науки о языке вы уже изучали в этом году? (Синтаксис и фонетику.)

Какие единицы языка в них изучались? (Предложение и звук.) 1

 Более подробно об этом см. в консультации М. Т. Баранова «Про­верка домашнего задания по русскому языку в IV—VIII классах» (Русский язык в школе, 1975, № 4, с. 121—125).

По ней учащиеся дают связные ответы на вопросы: какие разделы науки о языке изучены? Какие единицы языка в них изучаются?

Далее повторяются сведения о слове — учащиеся отвечают на второй и третий вопросы и выполняют четвертое и пятое задания. Предварительно можно поставить такой вопрос: чем отличается слово от других единиц языка? (Оно служит наиме­нованием предметов, признаков, действий.) В связи с ответом на третий вопрос (с. 139) желательно спросить, для чего ис­пользуются слова с переносным значением. При выполнении пя­того задания (с. 139) полезно вспомнить, чем омонимы отлича­ются от многозначных слов. (Омонимы обозначают ни в чем не схожие предметы, признаки, действия и имеют разные лекси­ческие значения.)

При повторении сведений о словах, объединенных в группы по ассоциативным связям (синонимы и антонимы), используют­ся седьмой вопрос и шестое и восьмое задания (с. 139). При этом необходимо вновь обратить внимание учащихся на то, что синонимы — это несколько слов, служащих для называния одно­го и того же предмета, признака, действия, и что синонимы на­до называть сразу группой, а не по отдельности.

Для закрепления повторенных знаний о синонимах и анто­нимах предлагается:

1) составить таблицу «Количество слов и предметов (при­знаков, действий), обозначаемых синонимами и антонимами». 

Расширения для Joomla
 
 
Яндекс.Метрика