Читать онлайн детский журнал Пионер - подшивка 1955 года

Стр. 54-59 Пионер 1955 №1 (В тайге, Почему телёнок стал бодливым, Наша почта) - ЧИТАТЬ

Онлайн советские журналы

 В ТАЙГЕ

юный охотник
Хорошо бродить по чащам, выслеживая птиц и зверушек!
Осенью, когда по полянам среди тёмной зелени брусничников красными гроздьями горят спелые ягоды, выводки рябчиков перебираются сюда на кормёжку.
Рябчики в эту пору хорошо отзываются на призыв манка-пищика и подходят близко, а глупые молодые рябчики, ещё недавно научившиеся взлетать на деревья, спокойнёхонько подпускают охотника на выстрел.
Вот и приманивает их юный охотник, которого вы видите на этом снимке. Взгляните: он притаился у толстого ствола старой пихты и уже поднёс к губам свой  манок-пищик. Всю осень и начало зимы идут рябчики на призыв манка, пока не лягут глубокие снега. Тут уж рябчиков не так легко найти. Они уходят в самые глухие, самые непроходимые дебри, на манок не идут, и увидеть их в лесу можно лишь случайно.

Почему телёнок стал бодливым 

Куддус Мухаммади
Нет в кишлаке смирней быка. 
Чем папа этого телка,
Его родная мама 
Нисколько не упряма.Куддус Мухаммади
Так почему же сам телок 
Порой ребят сбивает с ног? 
Бодлив он, непокорен, 
Хозяевам с ним горе.
Когда телок совсем был мал, 
Он кроток был и смирен,
Но, бедный, в руки он попал 

К озорнику, задире.

А звать озорника Тешой. 

Теша и ростом небольшой,
И отроду ему всего 
Примерно лет двенадцать,
Но все животные его 
Не любят и боятся.
Теша телёнка бил дрючком. 
Привязывал к ограде,
Садился на него верхом. 
Тайком подкравшись сзади. 
Теша в проказах был не прост —
Придумывал их тонко,—

Теленок

Не просто дёргал он за хвост 
Несчастного телёнка,
А, действуя исподтишка,
Поднявшись спозаранку,
Привязывал к хвосту телка 
Какую-нибудь банку.
Тот, по душевной простоте,
Бежал, как угорелый,
И банка на его хвосте 
Болталась и гремела.
Смешно Теше-озорнику,
А каково его телку?
Теша с телёнком был жесток, 
Цеплял ведро ему на рог,
А то телку на спину 
Тяжёлый взвалит он мешок, 
Верёвкой схватит поперёк 
И машет хворостиной,
Не маленькой, а длинной.
Не мог понять Теша никак, 
Телёнок — это не ишак.
Телёнок слаб, телёнок мал,
Он беззащитен, нем он.
Теша телёнку расшатал 
Всю нервную систему.
Что делать, бедному, ему? 
Пожаловаться?
Но кому?
Куда ему податься?Пастух
Телёнок стал бодаться.
Не слушается он, ревёт, 
Брыкается, верёвку рвёт,
В саду и в огороде 
На всех он страх наводит. 
Относится он к людям так,
Что держит в страхе весь кишлак. 
И мне обидно от души:
Ведь это всё из-за Теши.
Почему телёнок стал бодливым

Перевёл с узбекского Н. Гребнев.

Рисунки Ф. Лемкуля.

ussr_pioner_1955_01.jpg

НАША ПОЧТА

Верны друзья

Друзья

В раннем детстве я тяжело заболела. Другие ребята пошли в школу, а я лежала дома и не могла даже ходить.

Но однажды к нам в комнату вошла молодая женщина и сказала: «Давай знакомиться, я учительница из школы, Галина Филипповна Кузнецова. Будем с тобой заниматься».

Так я стала первоклассницей, потом перешла во второй класс, в третий.

Наконец врачи разрешили мне встать. Я научилась ходить, бегать, увидела наш посёлок, лес, речку.

1 сентября 1950 года я запомнила на всю жизнь. В этот день я первый раз в жизни пришла в школу, сразу в третий класс.

Вместе с ребятами учиться было очень интересно. Ещё лучше стало с тех пор. как нас приняли в пионеры. В 6-м классе наше звено называли «Звеном дружных». Мы всё делали сообща, везде бывали вместе, помогали друг другу в учёбе. Мы очень увлекались театром. Сами репетировали и ставили спектакли «Флаги над Краснодоном», «Снежок». Как-то мы посмотрели пьесу «Её друзья» и задумались: а если с кем-нибудь из нас случится несчастье, как тогда?

Беда пришла через несколько дней. Я опять заболела. В первые дни растерялась. В школе идут занятия, а я отстаю. Не ужели я не буду учиться? Л потом пришли ко мне ребята, всё наше дружное звено, и учителя пришли. В этот вечер было сказано немного слов, просто приняли решение: я не должна отставать. Девочки рассказали, что задано на дом. А учителя сказали: «Мы тоже будем приходить к тебе, спрашивать уроки и объяснять новый материал».

Когда они ушли, я долго не могла уснуть. Всё думала: есть у меня настоящие друзья, они не бросят меня в беде!

Учебный год продолжался. И я по-прежнему училась хорошо, а весной перешла в следующий класс.

Сейчас я учусь уже в 7-м классе. Я ещё не поправилась, и мои друзья Нина Соколова, Света Ткаченко, Витя Кукуев, Валя Терехина и другие ребята по-прежнему почти каждый день приходят ко мне. Они приносят книги, рассказывают школьные новости и всегда во всём стараются помочь мне.

Сейчас мы все вместе мечтаем о том дне, когда вступим в комсомол.

Замечательные у меня друзья! Они помогли мне не упасть духом в трудную минуту, и я, как прежде, чувствую себя в дружном школьном коллективе.

Паля Смольянкина,

посёлок Клязьма, Московской области.

Сынок

МедвежонокОдни раз, вернувшись из дальней командировки, папа привёз мне подарок — живого медвежонка, маленького, пушистого.

Я попробовала взять его на руки, но он тут же цапнул меня за палец. Пришлось быть с ним осторожнее. Мы устроили медвежонка под туалетным столиком, на маленьком матрасике. Он сам выбрал это место. Вечером Сынок — так назвали мы медвежонка — рано заснул. Мы думали, что он спокойно проспит до утра, но среди ночи он проснулся и начал бегать по комнате: стаскивал одеяла, шумел, урчал, карабкался на стулья, на кровать.

С этого момента начались мишкины проказы: то стул повалит, то скатерть со стола сдёрнет и что-нибудь разобьёт. Тогда мы решили его дрессировать. Если Сынок начинал слишком шалить, я грозила ему пальцем, слегка хлопала по носу и говорила: «Нельзя, Сынок, нельзя!» Он быстро всё понял. И теперь стоит только погрозить пальцем, он сразу же лапами закрывает нос и смотрит так жалобно, виновато. 
Кормят медвежонкаКормят медвежонка
Летом мы переехали на дачу. Там Сынку стало совсем привольно. И ухаживать за ним мне приходилось уже не одной. Все знакомые и даже не очень знакомые ребята приходили к нам, всем хотелось повозиться с малышом. И мы решили установить дежурства. Сделали Сынку домик, заготовили подстилки. Дежурный варил медвежонку геркулес, кормил, водил гулять, следил за его режимом дня.
Аппетит у Сынка рос изо дня в день. Сначала ему на день хватало стакана молока, а через полтора — два месяца он уже в один приём выпивал трёхлитровую бутылку жидкой геркулесовой каши.
В лес, на пруд мы всегда ходили всей гурьбой, и чем больше было ребят, тем Сынок был веселее. По дороге он боролся с ребятами, бегал от одного к другому, кувыркался. В лесу он с удивительной лёгкостью лазил по деревьям. Мы убегали от него и прятались где-нибудь в кустах, тогда мишка кубарем скатывался с дерева и со всех ног бежал искать нас, боялся, что мы бросим его в лесу одного. Один раз Сынок нас очень удивил.

Медвежонок Распустил вязание, запутал нитки,Медвежонок Распустил вязание, запутал нитки,

Мишка лезет на березуПришли мы с ним на пруд, стали купаться, а его оставили на берегу. Смотрел он на нас, смотрел и вдруг сам полез в воду. И оказалось, что он отличный пловец.
Когда поспели овощи, мы стали их давать Сынку. Очень интересно он ел огурцы. Зажмёт между лапами, откусит верхушку и выбросит, потом начинает аккуратно выковыривать ногтем серединку, а кожицу выбрасывает.
 
Как-то я кормила медвежонка. Он съел бутылку каши и не наелся, а вторую я не успела быстро поднести ему к мордочке. Сынок рассердился, зарычал и схватил меня за палец. Я попробовала отдёрнуть руку, но не тут-то было. Он вцепился ещё сильнее. Наконец я вырвала палец, но кровь лила ручьём. Медвежонок ещё больше рассвирепел и вцепился мне в ногу. Хорошо, что я успела схватить его за ошейник и втащила в клетку. Вечером я побоялась подойти к Сынку, и медвежонка кормил папа. Они долго играли, и Сынок снова был добрым и ласковым, урчал и сосал лапу, когда его брали на руки. Но с тех пор мы уже не забывали, что он всё-таки дикий зверь.
Сейчас Сынок уже большой, ему скоро исполнится год, и хотя он всё такой же смирный, ласковый и весёлый, мы начинаем задумываться, что мы будем делать с ним дальше. Наверное, придётся нам расстаться.
Лера Кицанда, ученица 7-го класса 661-й школы.
Сынок с удивительной лёгкостью лазил по деревьям.
 

«В школу».

Рисунок Юры Трофимова, г. Боровики, Новгородской области. Дом пионеров.Рисунок Юры Трофимова, г. Боровики, Новгородской области. Дом пионеров.

ФотоаппаратОхота с фотоаппаратом

Мне хочется рассказать о том, как можно пользоваться аппаратом «Любитель» для макросъёмок, то есть съёмок различных мелких животных и растений крупным планом. Заниматься этим так лее интересно, как ходить на охоту, да это и есть своеобразная охота.


Аппарат «Любитель» обычно считают непригодным для макросъёмок, но я решил попробовать приспособить его.

Я купил насадочную линзу +3,5 диоптрии и начал опыты.ussr_pioner_1955_01111.jpgСмелый ящерёнок снят с расстояния 20—30 сантиметров. Это можно было сделать только с линзой.

Надев линзу па верхний объектив «Любителя» и открыв откидную лупу, я приставлял к ней глаз, как при обычной наводке на резкость. Двигая камерой взад и вперёд, добился наибольшей резкости фотографируемого предмета на матовом кружке.

Съёмка в аппарате «Любитель» происходит через нижний объектив, поэтому мне надо было переставить линзу с верхнего объектива на нижний, так как объективы «Любителя» сопряжены, то есть связаны между собой зубчатой оправой, и, следовательно, если изображение объекта через верхний объектив было резким, то таким же оно будет и на фотоплёнке, через нижний объектив.

Как будто всё хорошо, но тут начались трудности. Во время перестановки линзы нужно держать аппарат в руках так, чтобы он не шелохнулся, потому что при малейшем колебании всего на один — два сантиметра резкость изображения пропадает.

Без насадочной линзы

Без насадочной линзы сделать такой чёткий и крупный снимок «Любителем» невозможно.

Поэтому мои первые опыты были не очень удачны. Негативы получались большей частью нерезкими. Как ни старался я, всё же аппарат сдвигал. Возить с собой штатив не всегда удобно, да и какое животное, кроме моллюсков, станет ждать, пока перед ним на расстоянии 20—40 сантиметров будут проводить все подготовки к съёмке!

Выходило, что снимать можно только растения, да и то лишь в безветренную погоду.

Чтобы мне не нужно было переставлять линзу с верхнего объектива на нижний, я приобрёл несколько комплектов линз (по 2 штуки) разной оптической силы (обычные линзы для «Любителя»: +4Д; +3,5Д; + 2Д) и получил возможность делать снимки с различных расстояний — от 10 до 50 сантиметров. Одинаковые линзы я надевал на объективы, после этого, вращая верхний объектив, добивался необходимой резкости изображения у обоих объективов и потом производил съёмку. Чтобы определить границы кадра по верхнему объективу, я учитывал, что изображение на негативе окажется несколько ниже, чем то, которое я вижу на матовом стекле аппарата. Это смещение происходит из-за различного положения объективов по отношению к снимаемому предмету.

Казалось, теперь всё готово и можно сколько угодно снимать бабочек, стрекоз, жуков, растения. Но мне пришлось испытать ещё немало трудностей. Много неприятностей доставляла диафрагма: я вначале

стремился снимать с большими отверстиями диафрагмы. Это снижало резкость изображения. Наилучшей оказалась диафрагма 11 или 16. Глубина резкости при этом (для линзы + 2,5Д), равная 35 миллиметрам, достаточна для многих съёмок.

Охотясь за мелкой «дичью», за птицами, насекомыми, моллюсками, я узнал много интересного из их жизни.

Я очень доволен своей камерой и только теперь понял, какими неоценимыми возможностями обладает простой «Любитель».

Сейчас я хочу научиться снимать водных животных в аквариуме. Думаю, что это тоже можно делать «Любителем».

В. Николаевский, г. Одесса.

СКАЧАТЬ ЖУРНАЛ

"Пионер" 1955 №1 - Читать

Яндекс.Метрика