Онлайн советские журналы
Храбрый капитан
Эстафета на коньках — весёлая игра и прекрасная тренировка для всех конькобежцев: и хоккеистов, и бегунов, и фигуристов.
Н. Александрова
Правый край в нападении
Будь у Славы выбор, он не за что не взял бы Валю Иванова в свою команду. В хоккее нужна смелость, азарт, нужно прорываться к воротам, обгонять, обманывать противников. Иначе и хоккей не хоккей! А Валя? Ну, на что годен такой тихоня, «кисель», как мысленно называл его Слава.
Но выбора не было. В пятом классе хоккейная команда только рождалась, игроков было мало. Пришлось Валю взять, благо он был высок ростом и бегал быстрее других. Слава даже поставил его в нападение, на правый край.
Первую игру команда проиграла. Проиграла лихо, как говорится, «с треском» — 0:0! Валя решил, что после такого разгрома лучше и не играть. Но Слава только засмеялся:
— Чудак! Да скоро мы сами будем всех обыгрывать! Посмотришь, всех обыграем!
Слава сказал это тотчас после поражения. Вот это было мужество! Валя воспрянул духом. С таким капитаном не пропадёшь! Валя очень любил Славу и верил ему. Может быть, именно из-за Славы (хотя об этом никто не знал) он и записался в команду... Робкий, застенчивый Валя всегда стыдился, что не умеет, как другие ребята, дать «сдачи», не знает, чем ответить на насмешки, неловок в движениях. Он как будто стыдился самого себя. Может быть, из-за этого даже и сутулился. Бывает так с застенчивыми людьми: хочется им стать меньше, ниже, незаметнее...
А в Славе Валя находил как раз то, чего не хватало ему самому. И всё, решительно всё нравилось ему в этом непутёвом, озорном мальчишке: и то, что он невысок ростом и широк в плечах, и то, что ни- когда не полезет за словом в карман, не остановится ни перед какой опасностью. Даже жёсткая, порыжевшая курточка, в которой Слава бегал на коньках, казалась Вале прекрасной боевой формой. Он знал про дурную славу капитана. При Вале как-то в школу пришёл незнакомый человек и, крепко держа Славу за руку, сказал директору:
— Полюбуйтесь на своего ученика. Он прыгает на ходу в электричку, не берёт билета и вообще безобразничает. Примите, пожалуйста, меры...
Но и в этих проделках Славы Валя увидел только смелость и бесстрашие. О, если бы он мог стать хоть немного похожим на Славу!
— Нет, ты не годишься для нападения, — хмуро сказал ему Слава после первых двух игр.— Стоишь,
глядишь по сторонам. Я гоню шайбу, ворота рядом. Кажется, ясно: хватай, бей! А ты? Нет уж, переходи в защиту!
Валя не стал спорить. Он и в самом деле не умел во-время броситься кому-нибудь наперерез, перехватить шайбу. Такой уж. у него был характер: не хватало для этого смелости, боевого духа!
Слава сначала и не подумал о своём разжалованном нападающем. Но, увидев в классе унылого Валю, он пожалел его.
— Это ты из-за хоккея, да? — спросил он дружески. — Брось, Валька. В защите играть даже лучше, интереснее. Я сам играл.
11, чтобы утешить «дылду», предложил:
— Давай, после уроков пойдём гулять...
Слава повёл Валю на станцию. Решили прокатиться в электричке. Билетов они не взяли, и Валя чувствовал себя в вагоне очень неуютно, ему всё время казалось, что пассажиры смотрят на них с презрением. Вся радость от поездки с капитаном была отравлена.
— Ловко мы? — радовался Слава, когда мальчики вышли на платформу. — Со мной, брат, не пропадёшь, всё знаю. В это время контролёров никогда не бывает.
— Да, удачно мы попали, — невесело согласился Валя. Он не за что не решился бы сказать Славе, что поездка ему не понравилась.
С тех пор Валя, как тень, следовал за Славой. Он шёл за капитаном, куда бы тот ни позвал. Даже если не хотелось. Вот такой он был — не умел постоять за себя, пойти наперерез другому. Что Слава говорил, то Валя и делал.
Но вскоре отношения их изменились. Случилось это после происшествия на катке, когда Слава стал самым известным человеком в школе.
Происшествие на катке
Каток, на котором играли школьные команды, ребята устроили сами на ближайшем пруду. Каждую зиму, хотя это было совсем не так просто, они доставали насос и заливали свой каток из шланга, как следует.
Ребята провели на каток электрический свет, чтобы кататься, но вечерам, сделали хоккейные ворота. Сколотили из досок нечто вроде шалаша и написали на нём: «Раздевалка». Каток стал любимым детищем школы, его расчищали, о нём заботились...
Но нигде, ни в каких официальных документах каток не значился как школьный. В посёлке все имели на этот пруд равные права. Вот почему сельпо как-то решило заготовлять на пруду лёд для своих складов.
В то утро, когда рабочие сельпо пришли с ломами, на катке как раз была команда Славы. Разъезжая на коньках, ребята сметали снег в кучки и отгребали его к бортам. Так всегда начиналось утро, на школьном катке.
И вдруг Слава увидел, как пришедшие, скинув полушубки, начали ломами рубить лёд.
— Кто вы такие? — закричал он сердито. — Зачем лёд портите?
— Ты, воробей, во-первых, не кричи. Здесь люди постарше тебя, — спокойно осадил его пожилой рабочий. — А во-вторых, мы будем заготовлять здесь лёд для наших продуктовых складов. Ясно?
Слава быстро сообразил, что против взрослых ребята ничего сделать не смогут. Надо было звать учителя. «Да-а! А пока бегаешь, они тут весь лёд искрошат!»— мелькнула у него мысль. Он послал в школу Юру, а сам остался на катке и выстроил перед рабочими всю свою команду в цепочку:
Каток, на котором играли школьные команды, ребята сделали сами.
— Не дадим ломать каток — и всё.
Конечно, рабочие, в два счёта могли раскидать эту цепочку. Но не драться же было с мальчишками... И пятиклассники, как солдаты, стояли перед ними до тех нор, пока не пришли учитель физкультуры и директор школы. Они уже успели куда-то позвонить и договорились, что на пруду остаётся каток.
Так была отбита атака сельпо. Слава стал героем дня. Все бегали смотреть на него. И на Славу это оказало самое неожиданное действие: он заважничал, стал заноситься, начал покрикивать на ребят, грубо отвечал учителям. А с игроками своей хоккейной команды обращался, как хозяин с батраками.
— Балда! Дурак! — только и слышалось на поле.
Всё чаще он стал придираться к Вале. Ещё раньше, переводя Валю из нападения в защиту, Слава удивлялся тому, что Валя не стал спорить с капитаном, не отказался идти в защиту. Ну, и человек — совсем не умеет за себя постоять! Слава тогда пожалел Валю, а теперь, забрав над ним власть, стал презирать. Так покоряться чужой воле! Как телок — веди его куда хочешь! Своё презрение Слава не скрывал, он жестоко насмехался над Валей. И на поле, когда играли в хоккей, Слава не давал ему покоя. Валя изо всех сил старался быть смелее, побороть свою нерешительность, а капитан словно подставлял ему на каждом шагу подножку.
— Не давай ему шайбу, не давай! Опять упустит! — кричал Слава, если кто-нибудь пытался пасовать Вале.
Вскоре все ребята стали считать, что Валя — самый плохой игрок.
Валя часто думал, что лучше бы ему совсем не ходить на каток. Но игра неудержимо влекла его. И он всё-таки ходил на тренировки, утешая себя тем, что Слава ругает его по-товарищески. Но порой в робкой и застенчивой его душе просыпалась решимость, протест против Славы. Ему хотелось начать новую, хорошую жизнь,
«Восстание» команды
— Я больше с ним играть не буду! — сказал Валя.
— И я! — неожиданно раздался другой голос.
— Ия! — сумрачно добавил третий.
Валя был удивлён. Ему всегда казалось, что ребята ему нисколько не сочувствуют, когда Слава над ним смеётся. Всегда казалось, что в своём горе он одинок. И вдруг — он не один, ещё двое ребят сердиты на Славу. Значит, другие тоже думают, как и он? Может быть, даже переживают и его обиды?
Они шли втроём — Валя Иванов, Юра Дегтярёв и Коля Свиридов,— шли после игры, в которой их команда одержала победу над пятым «Б». Но радость победы была омрачена: Слава подбил на поле игрока из другой команды. Тот упал. Из носу у него пошла кровь.
Гнев его неожиданно обрушился на Валю.
Это был уже не первый случай со Славой. Он играл грубо, и не раз ребята предупреждали его:
— Брось, Славка, подшибать. Неужели без таких штук не выиграем?!
Но Слава не слушал их.
— А пусть не лезут под ноги! — отвечал он.
В этот раз он играл с особенным азартом. Команда пятого «Б» была новая, слабая, и обыграть её было легко. Счёт шёл «всухую». II Слава мечтал не дать противнику «размочить» его. А' когда Коля Соколов, игрок пятого «Б», вдруг провёл шайбу к воротам и Слава увидел, что честным путём эту шайбу не отнять, он налетел на Колю сзади, ударил своей клюшкой сверху по его клюшке и толкнул его в спину.
Резко прозвучали слова учителя физкультуры:
— Если когда-нибудь повторится что-либо подобное, команда пятого «А» будет дисквалифицирована.
Команде Славы дали штрафной бросок, и «сухая» была «размочена».
Слава знал, что виноват, знал, что сам открыл свои ворота. Но он никогда не признавал свою вину. И гнев его неожиданно обрушился на Валю:
— Стоит, дурья башка, смотрит!
Жестокая несправедливость Славы ошеломила Валю. На этот раз он играл хорошо и даже несколько раз спас свои ворота. II всё вдруг встало перед мальчиком: и насмешки Славы, и чувство унижения, и постоянное сознание своей слабости и бессилия перед капитаном — всё, всё, что он так долго терпел... Решение пришло сразу, и он сказал об этом товарищам:
— Я больше играть с ним не буду!
— Давайте создадим другую команду, без Славы, — предложил Юра.
С этим все согласились.
— Но где же мы будем играть?— озабоченно спросил Юра.
— А пруд на что?..— начал было Валя и запнулся.
Мальчики ясно читали мысли друг друга. Нет, Слава не даст им играть на пруду, он будет их преследовать, со всей своей настойчивостью. Так, решив «освободиться» из-под власти Славы, мальчики всё ещё боялись его, всё ещё не решались столкнуться в открытую, лицом к лицу.
— Давайте сделаем каток на своей улице, — предложил Валя, — и будем там тренироваться.
Свой каток... Мальчики подумали о том, как это будет трудно. Каток на пруду делала вся школа, а ведь их только трое. Но мысль о новой команде, в которой все будут равны и никто никого не будет унижать, воодушевила их, и они тотчас пошли искать подходящее место Для нового катка.
В этот раз ребята играли с особенным азартом.
...Слава ничуть не обеспокоился, когда. Валя не пришёл на тренировку* «Явится», — пренебрежительно подумал он. Но когда он увидел, что Юры и Коли тоже нет, он встревожился.
— Как? Ты ещё не знаешь? — не без ехидства спросил его кто-то из ребят. — Они строят свой каток. Там у себя, на Поклонной. И Витька, говорят, к ним собирается перейти.
Слава сразу же пошёл на Поклонную улицу. Он шёл и сердито размышлял о том, что они просто с ума сошли. Какой там ещё каток!
Он застал всех троих на сквере. На земле подле них стояли вёдра с водой, и уже слегка поблёскивал тонким ледком будущий каток.
Увидев Славу, мальчики побледнели.
— Эй, ты! — грозно крикнул он Вале. — Ну-ка бросай ведро!
— Не тронь! — кинулись к нему Юра и Коля.
Валя тоже шагнул вперёд.
— Ты зачем сюда пришёл? — быстро спросил Юра капитана. — Зачем? Драться?
Слава с усмешкой ответил:
— Поглядеть...
Он старался держаться по-прежнему независимо, но чувствовал, что ребята стали совсем иными, особенно Валя. И Слава сразу потерял свою прежнюю уверенность.
— Не хотим больше с тобой играть! — крикнул Коля.— Никакой ты нам не капитан.
— Дерёшься, ругаешься, — тихо добавил Валя.
Славе не страшно было подраться и с тремя. Но ледяная полоска нового катка беспокоила его. Значит, они решили всерьёз. Значит, прощай, команда! Его команда, которую он организовал, тренировал...
— А что, что я такое сделал? — вдруг вырвалось у него.
И тут ребята, торопясь и перебивая друг друга, высказали ему всё, что думали. Раньше он просто не стал бы их слушать. А тут вдруг Слава увидел себя в настоящем свете.
— Эх ты, герой, смельчак, храбрец! А помнишь, как ты отнял коньки у малыша на пруду? Зачем? Чтобы показать свою силу, обидеть того, кто слабее тебя. Помнишь, как ты толкнул девочку в спину, и она упала? Помнишь, обругал прохожего? Он мирно шёл своим путём. Твоя храбрость дёшево стоит! А как ты списывал уроки у .других ребят? Списывал и ещё смеялся: «Корпят, чудаки, дома над уроками!». Как последний воришка, без чести, без совести, присваивал себе и чужой труд, и знания, и время. А над Вадькой зачем насмехался? Нет, никогда — ни в жизни, ни в игре — ты не видел никого, кроме себя. Сам себе казался героем, смельчаком, а если взглянуть вот так, со стороны, ты совсем ещё неважный человек.
Больше всех в тот день говорил Валя. Он первый раз в жизни пошёл наперерез капитану.
...С тех пор п-прошёл год. Многие уже и забыли про «восстание» команды. Но Слава не забыл. Он сильно изменился. Никому и не приходит в голову, что такое превращение могло случиться с ним на катке. Команда оказалась хорошим тренером и крепко проучила своего заносчивого капитана.
А Валя? Валя играет сейчас нападающим. Что ж, он всегда хорошо бегал на коньках. Только наперерез не умел идти. Но это, если как следует захочешь, придёт!
КАК СДЕЛАТЬ ХОККЕЙНУЮ КЛЮШКУ?
Уважаемая редакция!
Прошу вас написать, как сделать хоккейную клюшку и из каких пород дерева её можно делать.
Мизенцев Юрий, Станция Ага, Читинской обл.
Дорогой Юрий!
Хоккейную клюшку сделать совсем несложно. Дерево для неё ты найдёшь всегда, хорошо брать для клюшки берёзу или клён. Но, конечно, самая прочная клюшка получится, если ты сумеешь достать доски из дуба, бука или ясеня — твёрдых пород дерева.
Тебе понадобятся две доски. Одна сантиметров сорок длиной — для крючка. Другая на метр больше — для рукоятки. Крюк сделай длиной 25—30 сантиметров, толщиной один, а шириной 6—7 сантиметров.
Некоторые спортсмены, например, Бобров или Бабич, играют клюшками с длинными крюками — сантиметров в 30—33, а другие предпочитают короткие: в 25—28 сантиметров.
Длина рукоятки может быть различной: тоже зависит от желания самого хоккеиста. Нельзя делать её более 134 сантиметров, но укорачивать, подгоняя к своему росту, можно. Всякий хоккеист сам чувствует, какой клюшкой ему удобнее играть. Обычно клюшку подбирают такой длины, чтобы она доставала до подбородка или до плеча. Начинающим хоккеистам лучше брать клюшку покороче: длинной играть трудно.

Напиши нам, Юра, хорошей ли получилась твоя клюшка.
Государственный тренер по хоккею А. Новокрещенов.


Тайна «Зелёного дола»
Интерес к повести С. Антонова «Зелёный дол» возникает уже с первых её страниц. Агроном Александр Александрович Гусев, приехавший на работу в колхоз со своей дочкой Лёлей, привёз пакет с семенами ветвистой пшеницы. Этот пакет был прислан академиком Лысенко не какому-нибудь знатному полеводу, а двенадцатилетнему мальчику Пете Иванову.
Неужели сам Петя возьмётся выращивать эти драгоценные двадцать зёрен? Ведь тут требуются знания и опыт. Да и разрешат ли взрослые рисковать семенами? Удивлённый поступком академика, агроном Гусев проявляет к Пете явное недоверие.
По правде говоря, и сам Петя растерялся. Высокое доверие, оказанное ему учёным, ко многому обязывало. Это было первое настоящее дело в жизни Пети и такое серьёзное и ответственное, что мальчик не решился взяться за него один. По ои с детства видел, как спорится дело в колхозе, когда все дружно берутся за него.
И вот в колхозе появилась «пятая секретная полеводческая бригада», которую составили петины друзья: блестящий математик Федя, ловкий на всевозможные выдумки Костя, мечтательный Толя, дочка агронома Лёля, весёлая девочка, жаждущая больших, трудных дел, и, наконец, петин брат Дима.
Ребята решили проводить все свои опыты в тайне. Но кто-то, проведав об опыте с пшеницей-«чародейкой», подаёт ребятам при помощи записок мудрые советы. Кто этот неизвестный доброжелатель, почему он не выдал тайну бригады, зачем скрывается?
Ещё многие и встают один за другим, нетерпеливо ждёшь, что будет дальше, стараешься угадать, но не тут-то было — всё происходит гораздо интереснее и совершенно неожиданно...
И вот дочитана последняя страница, а с книгой не хочется расставаться. И если вы станете перечитывать её, вы обнаружите много такого, чего при первом чтении не заметили. В этом — сила настоящего художественного произведения: чем больше вдумываешься, тем больше узнаёшь, тем интереснее оно становится. Так, может быть, многие из вас, ребята, сразу и не поймут, хороший или дурной человек отец Лёли. Это человек со сложным и противоречивым характером. С одной стороны, он не жалеет своих сил и делает всё для того, чтобы помочь колхозникам собрать высокий урожай, а с другой стороны, ом относится с недоверием к юным опытникам. И это отталкивает от него и героев рассказа н читателя. И. может быть, тому, кто читал книгу недостаточно внимательно, он покажется плохим человеком. Но в конце книги каждому становится ясно, что это хороший человек. Образ агронома Гусева, его характер показаны писателем в движении, в развитии.
ussr_pioner_1955_01.jpg
Изменились и главные герои повести — ребята. Лёля всей душой полюбила сельскую жизнь, здесь она впервые почувствовала радость дружбы в труде, радость творческой борьбы. Минувшее лето помогло Пете утвердиться в выборе своей будущей профессии — советского хлебороба, хозяина колхозных полей. Тонко и поэтично рисует писатель зарождение серьёзной и нежной дружбы между Петей и Лёлей.
Интересно проследить судьбу и других ребят, членов бригады,— это совсем разные люди, и писатель показывает, как они растут, умнеют, учатся дружить, познают первые навыки коллективного труда, как в этом труде раскрываются лучшие черты их характера — сообразительность и самообладание Феди, изобретательский огонёк Кости.
Немало замечательных людей в колхозе «Зелёный дол»: умная и милая девушка Дуся, заведующая Агро лабораторией, тракторист Голубов, учительница Клавдия Васильевна — чуткий и умный друг, любящий ребят и незаметно для них помогающий в решении смелых планов. Все эти люди становятся дороги читателю.
«Зелёный дол», эта интересная и поучительная книга, рассказывает о дружном творческом труде советских людей, и взрослых и ребят, и внимательный читатель задумывается над тем, как он сам живёт, всё ли хорошо в его отряде, в школьном коллективе.
Н. Макарова
СЕРГЕЙ АНТОНОВ ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ ПОВЕCTb
Две книжки про автомобили
Взрослые учатся тоже.
Вот мне, например, пришлось этим летом засесть за учебники по автомобильному делу: я сдавал экзамен на шофёра-любителя.
Признаться, наука давалась мне е трудом. С двигателями я до этого дела не имел, а в учебниках так всё замысловато изложено, что сразу и не разберёшься, что к чему.
Тогда-то я И увидел в библиотеке книжку в яркой обложке: по широкому шоссе бегут автомобили. Название книжки меня заинтересовало — «Рядом с водителем». Написана она инженером В. Иерусалимским, издана Детгизом.
Эту книжку я прочёл от начала до конца за один день, не отрываясь, настолько она меня увлекла. Я узнал из неё, какими были автомобили пятьдесят лет назад п какими они будут ещё через пятьдесят лет. Автор рассказывал, как ещё в давние времена люди пытались строить различные самодвижущиеся повозки, используя то силу ветра, то силу пара, то попросту силу своих рук или ног. Но все эти «самобеглые коляски» были очень тяжелы и тихоходны. Лишь с изобретением лёгкого и мощного двигателя внутреннего сгорания удалось создать первый автомобиль.
Когда я прочёл эту книжку, мне стало совершенно ясно, как устроен автомобиль и что заставляет его двигаться. В. Иерусалимский умеет очень понятно и просто объяснить работу каждого механизма. Ему помогает художник Е. Меркульев. Рисунки его словно раскрывают внутренность мотора или передачи и показывают наглядно, что происходит в машине во время движения. В результате эта интересная книжка прекрасно помогает понять устройство автомобиля.
Книжку В. Иерусалимского я советовал бы прочесть каждому школьнику. Ведь, как правильно говорит её автор, «больше половины всех грузов перевозится у нас на автомобилях. Если хоть на день остановятся автомобили, заводы и фабрики останутся без топлива, магазины без товаров, жители без продуктов, стройки лишатся кирпича и цемента, остановятся без грузов товарные поезда».
Это очень верно. Сегодня ни одна наша стройка, ни один город, завод, колхоз не могут обойтись без услуг автомобиля. По производству грузовиков наша страна занимает первое место в мире. Со временем уметь управлять автомобилем должен будет каждый, как каждый умеет читать и писать.
Если же ты внимательно прочтёшь книжку «Рядом с водителем», тебе будет гораздо легче разобраться и в учебнике по автомобильному делу ц в самом автомобиле.
Недавно Детгизом выпущена и другая книжка В. Иерусалимского — «Наши автомобили». Эту книжку с большим интересом и читаешь и рассматриваешь.
Именно рассматриваешь. Потому что художники В. Тамби и Е. Войшвилло нарисовали для неё множество больших и маленьких картинок в красках, на которых они замечательно изобразили всевозможные советские автомобили за работой.
Каких только машин здесь нет!
Вот движется мощный автомобиль-тягач. А на прицепе он везёт... поставленный на платформу паровоз. На радиаторе автомобиля виден медведь. Это марка Ярославского завода тяжёлых грузовиков.
А вот ещё более сильная машина. Она так велика, что каждое её колесо выше целого «Москвича». На капоте мотора изображён серебряный зубр. Эти гигантские грузовики выпускает Минский завод. Каждая машина может взять двадцать пять тонн груза!
А чего только не умеют делать наши автомобили! Одни из них механически погружаются и разгружаются. Другие — подметают, моют и поливают улицы или сгребают снег, как заправские дворники. На одних машинах установлены сильные краны для подъёма тяжёлых грузов, на других установлены башенки, которые могут подниматься к самой верхушке высокого уличного фонаря. Есть автомобили-цистерны для перевозки молока, бензина, есть автомобили пикапы, на которых почтальоны развозят газеты и письма. Нарядные автобусы доставляют пассажиров из Москвы в Крым. Белые машины скорой помощи перевозят больных. Красные пожарные автомобили мчатся на пожар.
Есть у нас и автомобили-вездеходы. Они могут взобраться на крутую гору или переправиться через быструю речку. Им не страшен ни глубокий снег, ни рыхлый песок.
Обо всех этих автомобилях подробно рассказано в книжке «Наши автомобили», и все они показаны на картинках. Перелистывая эту книжку, понимаешь, какую мощную автомобильную промышленность создал наш народ.
А. Дорохов