Атеистическое воспитание на уроках химии (Ефремов) 1972 год

Скачать Советский учебник

 Атеистическое воспитание на уроках химии (Ефремов) 1972

Назначение: Пособие для учителей 

Книга содержит фактический материал, который с успехом может быть использован учителями химии для формирования материалистического антирелигиозного мировоззрения у учащихся. Автору удалось на обширном и в то же время хорошо отобранном материале связать антирелигиозную пропаганду с достижениями современной науки.

Книга поможет учителю создать систему в работе по антирелигиозному воспитанию на уроках и во внеурочное время.

© "Просвещение" Москва 1972 

Авторство: Ефремов А. Н.

Формат:DjVuРазмер файла: 3.14 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Содержание научно-атеистической работы среди учащихся 12

Активное противопоставление научного объяснения мира несостоятельности религиозных взглядов на мир

Разоблачение классовой природы и вреда религии ... 55

Использование данных из истории взаимоотношении науки и религии 66

Подтверждение идеи познаваемости мира фактами научного предвидения 83

Освещение в атеистической работе среди учащихся успехов советской науки и техники и их роли в строительстве коммунизма

Несколько замечаний о методике научно-атеистической работы среди учащихся 124

Заключение 131

. 134

Литература

Скачать бесплатный учебник  СССР - Атеистическое воспитание на уроках химии (Ефремов) 1972 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 В наши дни все более возрастает значение идеологической работы среди трудящихся нашей страны, что отражено во всех важнейших документах КПСС.

В выступлении на Международном совещании коммунистических и рабочих партий (1969) Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Теперь, как никогда, важно помнить предупреждение Ленина о том, что всякое ослабление коммунистами идеологической работы, всякое отстранение от нее ведет к усилению влияния буржуазной идеологии» .

Нельзя осуществлять коммунистическое воспитание трудящихся без борьбы за их научно-атеистические взгляды на природу и общество. Коммунистические убеждения несовместимы с какой бы то ни было разновидностью религиозных верований, суеверий и предрассудков. В программе Коммунистической партии Советского Союза научно-атеистическая пропаганда рассматривается как составная часть работы по коммунистическому воспитанию народных масс. «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При 

этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах» .

В определении содержания и методов научно-атеистической пропаганды среди населения наша партия исходит из совета В. И. Ленина: «...массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» .

Конкретные указания по вопросам идеологической борьбы за атеизм народных масс в современных условиях даны в постановлении ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», где раскрыта коренная противоположность науки и религии, показана роль науки в построении коммунистического общества, определены задачи, содержание и методы научно-атеистической работы среди трудящихся. «...В основу научно-атеистической пропаганды,— говорится в этом постановлении,— следует положить популярное разъяснение наиболее важных явлений в жизни природы и общества, таких вопросов, как строение вселенной, происхождение жизни и человека на Земле, достижений в области астрономии, биологии, физиологии, физики, химии и других наук, подтверждающих правильность материалистических взглядов на развитие природы и общества» .

Коммунистическое воспитание подрастающего поколения нашей Родины представляет собой одну из главных задач советской школы. Составной частью этого воспитания является научно-атеистическая работа школы среди учащихся.

Важная роль в научно-атеистическом воспитании учащихся принадлежит естественным наукам и в их числе химии. При изучении этих наук формируется материалистический взгляд на явления природы и понимание необъятных возможностей воздействия человека на природу в процессе труда. Крупнейший советский педагог Н. К. Крупская ярко охарактеризовала значение естественных наук в научно-атеистической пропаганде: «В деле разрушения всяких предрассудков, суеверий и религиозности в том числе — ничто так радикально не действует, как привычка добираться до причин явлений. Если мы всерьез хотим вести антирелигиозную пропаганду, мы должны поставить на должную высоту преподавание естествознания» .

Учитель химии в своем повседневном труде обязан участвовать в воспитании активного строителя коммунистического общества — убежденного атеиста, способного противостоять религиозным влияниям и бороться за распространение атеизма.

Решение советской школой задачи подготовки учащихся к общественно полезному труду и жизни должно быть связано с усилением работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся. За последние годы накоплен немалый опыт научно-атеистической работы среди учащихся. Многие учителя химии ведут эту работу с большой убежденностью и желанием, систематически и результативно. Однако есть еще такие учителя, которые недооценивают эту сторону воспитания и ведут научно-атеистическую работу среди детей эпизодически, фрагментарно, что соответственно отражается на взглядах учащихся. Иногда вопрос о научно-атеистическом воспитании в преподавании химии решается упрощенно и односторонне. В отдельных школах на уроках или школьных вечерах главный упор делают на постановку химических опытов, имеющих целью разоблачение некоторых «чудес», причем пытаются их «воспроизводить» с помощью таких химических средств, которые стали известны человеку лишь сто—двести лет назад. Так, история свидетельствует, что «чудеса» самовозгорания «священного» огня в далеком прошлом не представляют вымысел, а действительно устраивались жрецами разных религий с помощью всевозможных ухищрений и обмана верующих. Однако демонстрировать явление- самовозгорания действием воды на смесь порошков иода и алюминия для разоблачения этих «чудес» древности неразумно, потому что иод был впервые получен Б. Куртуа в 1811 г., а алюминий — Ф. Вёлером в 1827 г.

Увлечение таким подходом иногда приводит к «воспроизведению» внешней стороны мифических чудес. Например, «евангельское чудо» — превращение воды в вино кое-где инсценируют с помощью растворов едкой щелочи и фенолфталеина. Это не приносит пользы, так как легенды об этих чудесах — чистый вымысел. Внимание учащихся в таких случаях привлекают без всякой надобности к различным религиозным сказаниям, а серьезной критики этих мифов не проводят. Сводить научно-атеистическую работу среди школьников лишь к критике и разоблачению «чудес» — это значит обеднять, занижать и сокращать возможности идеологической борьбы с религией на материале учебного предмета химии.

Жизнь требует, чтобы учитель находился в постоянной готовности к борьбе с религиозными заблуждениями и суевериями. Поэтому, чем лучше он будет знать свои возможности, чем больше будет стремиться к активной борьбе против религии, тем чаще, при каждом удобном случае, сможет с большей естественностью и умением выступать на своих уроках и внеклассных занятиях против религиозной идеологии всех оттенков. Если религиозность не свойственна большинству учащихся конкретного класса, что закономерно для советской школы, это еще не может служить поводом для сокращения научно-атеистической работы в данном детском коллективе. Возможность возникновения религиозности среди школьников в силу чуждых влияний окружения нельзя считать исключенной. Поэтому наступательный характер научно-атеистической работы должен сохраняться при всех обстоятельствах.

Научно-атеистическое воспитание детского коллектива необходимо сочетать с индивидуальной работой среди учащихся. Сложность последней состоит в том, что противоречия в их сознании между научным мировоззрением, прививаемым советской школой, и религиозными взглядами, воспринятыми под влиянием религиозных членов семьи или кого-либо из окружающих, приводят детей к скрытности, замкнутости, отходу от коллектива. Это создает затруднения в учебно-воспитательной работе учителя. Поэтому в индивидуальной работе с детьми особенно необходима осторожность и задушевность в беседах, нужны широкий атеистический кругозор учителя и знание им особенностей местных религиозных направлений, умение расположить к себе ученика, завоевать его доверие.

Некоторых преподавателей смущает то, что при проведении научно-атеистической работы иногда приходится говорить учащимся о незнакомых им суевериях или религиозных легендах. Если учитель ведет эту работу наступательно, такие опасения напрасны. Критика религии не может быть беспредметной, так как одним декларированием невозможно обеспечить ее убедительность. Несомненную опасность в учебно-воспитательной работе представляет замалчивание учителем вреда религиозных заблуждений, уход от критики религии. Факты показывают, что в соответствующем случае не каждый ученик может критически воспринять пересказы верующими религиозных легенд и вымыслов.

Характеризуя в разумных пределах древние верования, можно убедить учащихся в том, что современные религии развились на материале обожествления закрепленных классовыми интересами эксплуататоров, непонятных людям далекого прошлого явлений и сил природы и, в частности, отдельных химических процессов, причем ошибочное толкование этих явлений отвечало интересам эксплуататорских классов и поэтому всячески ими поддерживалось. Этим снимается с современной религии и ее обрядов ореол таинственности. Исторический подход в таких случаях помогает осуществлять критику религиозной идеологии с большой глубиной и убедительностью.

«Показать,— пишет советский ученый И. А. Кры- велев,— какая конкретно-историческая обстановка

обусловила появление того или иного мифа, того или иного религиозного представления или учения,— значит лишить их того вневременного надысторического, «вечного» смысла, который придают им защитники религии» .

Проповедники современных религий отрицают преемственность своих верований первобытным религиям, которые они называют заблуждением, язычеством, и твердят, что только исповедуемая ими вера представляет истину. Неоспоримые доказательства науки свидетельствуют о том, что современные вероучения сформировались на основе примитивных древних верований, переработанных в дальнейшем в соответствии с интересами господствующих классов.

Задача каждого учителя советской школы состоит не только в том, чтобы передать учащимся некоторую сумму знаний, но и выработать у них устойчивые убеждения, сделать их атеистами, что невозможно без активной мыслительной деятельности учащихся. Поэтому дело не в том, чтобы учитель на занятиях говорил о необходимости отрицательного отношения к религии, а в том, чтобы он раз от раза больше и больше убеждал школьников в несостоятельности и вреде религии. При проведении научно-атеистической работы с детьми учитель должен заботиться об исторической достоверности примеров и фактов, которые он приводит, о доказательности и доступности данных науки для учащихся. Эта работа наиболее плодотворна в тех случаях, когда сочетается с общим подъемом идейно-политического уровня всей учебно-воспитательной деятельности учителя и максимально связывается с практикой и задачами коммунистического строительства. Учитель должен формировать у учащихся убежденность в необходимости активной борьбы с религией в целях полного осуществления задач строительства коммунизма.

В соответствии с Программой КПСС важнейшее значение приобретает проблема систематичности научно-атеистической работы среди учащихся. Под этим следует понимать не только постоянный характер этой работы, но и продуманность, разнообразие ее содержания, последовательность, дозировку и методику проведения.

Система научно-атеистической работы среди учащихся в значительной мере определяется содержанием. Продуманность содержания работы позволяет избежать ее однообразия, подходить к критике религии с разных сторон, оперировать данными из истории отношений религии и науки, а также фактами современности. Недооценка содержания этой работы делает ее малоубедительной и формальной. При определении содержания научно-атеистической работы учителю химии необходимо иметь не только серию конкретных примеров для использования на уроках при изучении соответствующих тем программы, но и знать основные направления этой работы, чтобы свободно пользоваться также разнообразными местными примерами и фактами применительно к конкретной педагогической ситуации.

Опираясь на опыт передовых учителей химии, в содержании научно-атеистической работы среди учащихся можно выделить следующие основные направления:

1. Активное противопоставление научного объяснения мира несостоятельности религиозных взглядов на мир.

2. Разоблачение классовой природы религии, роли религии в эксплуататорском обществе и ее вреда при социализме.

3. Использование данных из истории взаимоотношений науки и религии:

а) примеры борьбы религии с наукой;

б) примеры борьбы передовых мыслителей человечества за атеизм.

4. Подтверждение идеи познаваемости мира фактами научного предвидения.

5. Освещение успехов советской науки и техники, их роли в строительстве коммунизма.

Это деление не свободно от известной условности, но оно позволяет шире подойти к содержанию атеистической работы. Каждое из этих направлений можно обеспечить дидактическими примерами в соответствии с содержанием учебной и внеклассной работы по химии и с учетом возраста учащихся. Сочетание содержания научно-атеистической работы с наиболее действенной методикой работы учителя должно помогать формированию диалектико-материалистического мировоззрения у учеников, должно способствовать выработке устойчивых убеждений активного атеиста у каждого школьника. При этом мало только показывать учащимся правду науки, это делали и сторонники безрелигиозного воспитания в школе. Необходимо доказывать детям, что эта правда науки разрушает ложь религии, разоблачает ее как идейную противоположность подлинной науке, ее несовместимость с наукой, а также социальный вред.

Материал для научно-атеистической работы среди учащихся преподавателю необходимо прежде всего черпать в содержании самого предмета, а также искать его на «стыках» науки химии с другими отраслями знания. Очевидно, тогда и можно будет рассчитывать на формирование научно-атеистического мировоззрения школьников, когда, изучая с ними вещества, учитель, пользуясь знаниями о веществах и реакциях, будет связывать школьный курс химии с жизнью, с прошлым, настоящим и будущим.

Проблема научно-атеистического воспитания учащихся нашла отражение в советской методике обучения химии, в которой освещаются основные задачи и пути проведения этой работы в советской школе*. Большой вклад в литературу по атеистическому воспитанию при обучении химии был внесен И. Н. Борисовым в его работах   . В журнале «Химия в школе» опубликованы статьи ряда авторов по вопросам научно-атеистического воспитания учащихся (А. С. Вираховского,

A. С. Вьялицына, 3. Ф. Голиковой, Б. М. Кедрова,

B. И. Прокофьева, А. Д. Смирнова и др.).

Настоящая работа представляет собой попытку обобщить и осмыслить опыт по атеистическому воспитанию учащихся, освещенный в педагогической печати, материалы ряда передовых учителей химии школ Кирова и Кировской области (Березиной Н. Ф., Поповой 3. В., Брагиной Г. Е., Летягиной 3. Я., Юшки- ной С. С., заслуженных учителей школы РСФСР Кропачева В. М. и Суровой А. А. и др.), а также некоторый опыт автора.

Подбор материала по основным вышеперечисленным направлениям имеет целью избежать рецептурно- сти и сделать атеистическую работу более разносторонней и интересной, показать проблему отношений науки и религии с разных точек зрения. Имеется также в виду, что учитель, исходя из своего замысла и системы по научно-атеистическому воспитанию учащихся, по своему усмотрению отберет из предлагаемого материала приемлемый для уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных бесед со школьниками материал. В связи с тем, что в ряде случаев затруднительно раздельно рассматривать вопросы содержания и методики работы по научно-атеистическому воспитанию, методические соображения при рассмотрении некоторых примеров в настоящем пособии даются в разделе о содержании атеистической работы.

Приводимый ниже материал далеко не исчерпывает возможностей преподавателя химии по обогащению своих занятий примерами и выводами по научно-атеистическому воспитанию, а имеет целью возбудить творческую мысль и работу учителя в этом направлении в условиях конкретного детского коллектива. 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО ХИМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Еще из раздела - ХИМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика