Древний Рим (История СССР 9-10 классы (Епифанов, Федосов) 1964 год, Утченко) 1969 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для 9-10 классов средней школы
Настоящее учебное пособие является систематическим курсом истории нашей Родины с древнейших времен до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.
© "Просвещение" Москва 1964
Авторство: Епифанов П.П., Федосов И.А.
Формат:DjVuРазмер файла: 14.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Первобытнообщинный и рабовладельческий строй.
Первобытнообщинный строй на территории нашей страны.
Рабовладельческое общество и государства на территории нашей страны.
Восточные славяне и их соседи в древности.
Возникновение и развитие феодализма.
Древнерусское государство — Киевская Русь.
Возникновение древнерусского государства.
Развитие феодальных отношений. Народные восстания в Киевской Руси.
Древнерусская народность и ее культура. Киевская Русь — колыбель братских народов России.
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Восточная Европа, Закавказье и Средняя Азия в период феодальной раздробленности. Борьба народов нашей страны за независимость.
Раздробление древнерусского государства на отдельные княжества и земли.
Народы Закавказья и Средней Азии в период утверждения феодализма.
Борьба народов нашей страны за независимость в XIII в.
Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
Народы Украины, Белоруссии и Литвы в борьбе за независимость.
Образование и укрепление Русского централизованного многонационального государства.
Исторические предпосылки образования Русского централизованного государства.
Государственное объединение русских земель под властью московских князей.
Русская культура XIV—XV веков.
Утверждение самодержавия в России в середине и второй половине XVI века.
Расширение многонационального государства и внешняя политика России в XVI веке.
Развитие культуры в XVI веке.
Развитие крепостничества и антифеодальные движения в XVII веке. Борьба народов нашей страны за независимость.
Международное и внутреннее положение Русского государства на рубеже XVI—XVII веков. Начало иноземной интервенции.
Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.
Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков. Всенародное ополчение К. Минина и Д. Пожарского.
Социально-экономическое развитие Русского государства в XVII веке.
Усиление самодержавия в России. Окончательное закрепощение крестьян.
Антифеодальные восстания в городах. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Освободительная война украинского народа. Воссоединение Украины с Россией, Расширение Русского государства в конце XVII века.
Развитие культуры в России XVII века. Начало складывания русской нации.
Россия в конце XVII — первой половине XVIII века. Образование Российской империи.
Международное и внутреннее положение России на рубеже XVII—XVIII веков. Великая Северная война 1700—1721 годов.
Экономическая и социальная политика Петра I. Усиление крепостнического гнета. Народные восстания.
Реформа центрального и местного управления. Создание регулярной армии и военно-морского флота. Оформление абсолютизма.
Дворцовые перевороты во второй четверти XVIII века и их классовая сущность. Участие России в Семилетней войне.
Русская наука и культура в первой половине XVIII века.
Разложение и кризис крепостничества. Начало революционной борьбы против царизма.
Россия во второй половине XVIII века.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века.
Царизм в борьбе против французской буржуазной революции.
Культура второй половины XVIII века.
Формирование антикрепостнической идеологии.
Россия в начале XIX столетия. Отечественная война 1812 года.
Внутренняя и внешняя политика самодержавия в начале XIX века.
Отечественная война 1812 года.
Начало дворянского этапа освободительного движения в России. Восстание декабристов.
Начало освободительного движения в России.
Восстание декабристов и его историческое значение.
Кризис крепостнической системы. Россия во второй трети XIX века.
Реакционная политика самодержавия (1825—1855).
Развитие капиталистических отношений в России в первой половине XIX века.
Крестьянское и национально-освободительное движение.
Общественное движение в 30—50-х годах XIX века.
Внешняя политика России во второй трети XIX века. Царизм и народы Кавказа.
Крымская война.
Русская культура в первой половине XIX века.
Россия в период капитализма. Начало революционной борьбы пролетариата.
Буржуазные реформы 60—70-х годов XIX века. Революционно-демократическое движение 60-х годов.
Революционная ситуация накануне реформы.
Падение крепостного права.
Буржуазные реформы 60—70-х годов XIX века.
Революционное движение в России в 60-х годах XIX века.
Экономическое и политическое развитие России во второй половине XIX века.
Развитие капитализма в России.
Присоединение Средней Азии к России.
Внешняя политика России в 60—90-х годах. Русско-турецкая война 1877—1878 годов.
Революционное движение в 70-х — начале 80-х годов.
Рост рабочего движения и распространение марксизма в России (80-е — начало 90-х годов XIX в.).
Начало пролетарского этапа освободительного движения.
Культура России в 60—90-х годах XIX века.
Россия в период империализма. Перемещение в Росию центра мирового революционного движения.
Вступление России в период империализма. Россия — родина ленинизма.
Экономическое развитие России 1900—1914 годов.
Россия — центр мирового революционного движения. Создание революционной марксистской партии.
Буржуазия и царизм накануне революции 1905—1907 годов.
Революция 1905—1907 годов в России — первая народная революция эпохи империализма.
Русско-японская война 1904—1905 годов.
Начало первой русской революции.
Развитие революции весной и летом 1905 года.
Высший подъем революции.
Спад революции (1906—1907).
Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. — февраль 1917 г.).
Столыпинская реакция.
Новый революционный подъем (1910—1914).
Культура России в эпоху империализма.
Участие царской России в первой мировой войне.
Февральская буржуазно-демократическая революция.
Свержение царизма.
Двоевластие
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - История СССР 9-10 классы (Епифанов, Федосов) 1964 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ВВЕДЕНИЕ
Уже в далеком прошлом люди начали открывать тайны природы и познавать законы ее развития. Но, в то время как естествознание сравнительно быстро двигалось вперед, представления об истории общества еще долго оставались далекими от подлинной науки.
Сначала люди думали, что всеми событиями в жизни управляет воля высшего существа - бога. Древние греки или римляне, как и русские летописцы, во всем видели проявление "божьей воли" - и в истребительной войне, и в эпидемии, унесшей тысячи жизней, и в существовании рабства или крепостничества. Исторические труды, появившиеся в эпоху рабовладельческого и феодального общества, насквозь пронизаны идеей божественного предопределения.
В эпоху капитализма буржуазные ученые накопили целые горы исторических фактов, но не могли дать им подлинно научного объяснения. Какие только взгляды на историю общества они ни проповедуют, чтобы оправдать эксплуататорский строй!
Одни утверждают, что развитие общества определяет деятельность завоевателей, создавших великие империи, или монархов, издающих мудрые законы. По мнению других, только "образованное меньшинство" (т. е. господствующие классы!) двигает вперед историю, а удел "простонародья" - рабочих и крестьян - обслуживать потребности господ своим грубым физическим трудом. Существуют будто бы "высшие расы", заявляют третьи, они-то и являются создателями всей человеческой культуры и цивилизации; "низшие" же расы (азиаты, африканцы, южноамериканцы и др.) не способны якобы к самостоятельному развитию и обречены на вечную отсталость, вечное рабство.
Буржуазная историческая наука враждебна трудящимся массам, она замалчивает или искажает их действительную роль в истории, для того чтобы принизить народ и подчинить его интересам эксплуататоров.
Буржуазная историческая наука пропитана ядом шовинизма - ненависти к другим народам и нациям; она оправдывает
грабежи и насилия капиталистов над отсталыми народами, сеет рознь и недоверие между нациями.
Произвольно обращаясь с историческими фактами, буржуазные ученые изображают историю как нагромождение случайных событий, связанных друг с другом только течением времени и объясняемых низменными, будто бы природными свойствами человека - эгоизмом, алчностью, властолюбием и т. п. Свои собственные пороки, мораль капиталистического общества эти лжеученые приписывают всем временам и народам, чтобы внушить трудящимся неверие в возможность своего освобождения от классового и национального гнета.
Конечный их вывод заключается в том, что люди не в состоянии познать законы общественного развития, связать прошлое человечества с его настоящим и будущим.
Все попытки буржуазных ученых оправдать свои взгляды на историю, создать стройную, на- у ч н о о б осно в анную картину развития общества с древнейших времен до наших дней потерпели полный крах.
Марксизм-ленинизм - научная основа истории. Подлинно научные взгляды на историю общества были выработаны великими вождями рабочего класса и всех трудящихся - Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и Владимиром Ильичем Лениным. Опираясь на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных в прошлом, наши гениальные учители подвергли критической переработке все то, что дала прежняя наука, и открыли законы развития общества.
По учению марксизма-ленинизма, развитие человеческого общества представляет собой закономерный естественно исторический процесс. Определяющей основой жизни всего общества является производство необходимых для него материальных благ. Как отдельный человек не может жить без пищи, одежды и жилища, так и все общество не могло бы существовать без постоянно расширяющегося производства - без заводов и фабрик, без транспорта и средств связи, без сельского хозяйства.
Главное - это производство. Поэтому действительными творцами истории являются те, кто создает материальные блага,- люди труда.
Для производства материальных благ люди пользуются орудиями труда. К ним относятся и примитивные орудия первобытного человека, и современные сложные машины и станки. В процессе труда обогащается производственный опыт людей, улучшаются их трудовые навыки.
При этом люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Ведь они трудятся не в одиночку, а сообща, группами. Чтобы производить, люди вступают в определенные общественные связи друг с другом, или производственные отношения.
История знает пять основных типов производственных отношений между людьми (или общественно-экономических формаций): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.
При первобытнообщинном строе не существовало частной собственности и деления общества на классы. Общей чертой рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ является господство частной собственности на орудия и средства производства (т. е. на землю и все природные богатства, орудия производства, средства сообщения и связи и т. п.). Господство' частной собственности является причиной раскола общества на классы имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых и создает условия для угнетения рабовладельцами - рабов,, феодалами - крепостных крестьян, капиталистами - рабочих.
Между классами происходит постоянная борьба. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история человечества была историей борьбы классов.
Классовая борьба - главная движущая сила человеческого прогресса.
Восстания рабов подготовили падение рабовладельческого строя и замену его феодальным строем. Восстания крепостных крестьян и горожан привели к победе буржуазной революции и к установлению капиталистического строя. Капитализм с его более развитым производством и более острыми классовыми противоречиями подготавливает условия для революционного переустройства общества и перехода его к социализму.
Преобразующей силой общества в нашу эпоху выступает рабочий класс, класс пролетариев, свергающий иго капитала не во имя замены одной формы эксплуатации другой, а для установления самого справедливого общественного строя - социализма. Народные массы являются подлинными творцами истории не только потому, что они своим трудом создают все материальные блага для людей, но и потому, что своей классовой борьбой они шаг за шагом приближают тот день, когда на всей Земле навсегда исчезнет эксплуатация человека человеком и восторжествует царство свободы, мира и социализма.
В освобождении человечества от всякого угнетения и состоит всемирно-историческая роль рабочего класса. Рабочий класс и его авангард - коммунистические партии - руководят борьбой всех трудящихся, всех обездоленных и угнетенных против капитализма. Его союзниками и братьями в великой исторической битве за счастливое будущее всех народов являются и трудовое крестьянство, и трудовые массы угнетенных наций. На красном знамени рабочих написан ленинский призыв: "Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!"
Буржуазному национализму и шовинизму рабочий класс противопоставляет пролетарский интернационализм, расколу общества на враждующие нации - дружбу и братство народов.
Чему учит история нашей Родины. Многовековая история нашего Отечества - Союза Советских Социалистических Республик составляет часть всемирной истории.
Наша великая Родина - многонациональная страна. На ее огромной территории издавна живут большие и малые народы.
На своем историческом пути народы нашей страны прошли через все известные в истории человечества ступени развития. Во главе с Коммунистической партией они совершили в 1917 г. социалистическую революцию и добились победы социализма. В настоящее время наша страна вступила в период развернутого строительства коммунистического общества. Трудящиеся всего мира видят в СССР знаменосца мира, свободы и социализма. Все прогрессивное человечество восхищается великими достижениями народов СССР в развитии экономики, науки и культуры.
История СССР, наглядно раскрывая смену общественно-экономических формаций, показывает, что победа социализма явилась закономерным итогом исторического развития народов нашей страны.
Многовековая история нашей Родины насыщена примерами беззаветной и героической борьбы народных масс против эксплуататоров, за национальную независимость против иноземных захватчиков. В этой борьбе народы СССР понесли большие жертвы и проявили невиданное мужество и стойкость.
Изучение героических страниц прошлого наполняет нас чувством социалистического патриотизма и национальной гордости за наши народы, которые в труднейших исторических условиях отстояли свою независимость, создали великое Советское государство и построили первое в мире социалистическое общество.
В совместной борьбе против царизма, помещиков и капиталистов сложилась и окрепла дружба народов СССР - великая движущая сила исторического развития. Эту дружбу равноправных народов навеки сцементировал творческий труд в годы социалистического строительства, ее спаяла кровь, пролитая народами нашей страны в борьбе с белогвардейцами и империалистическими захватчиками.
Народы нашей страны создали замечательные культурные ценности, внесли огромный вклад в мировую культуру.
Изучение культурного наследия народов СССР - одна из главных задач, стоящих перед нами. "Коммунистом стать можно лишь тогда, - указывал В. И. Ленин, - когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (В. И. Ленин, Соч., т. 31, стр. 262).
В начале XX столетия Россия стала центром мирового революционного движения. Русский рабочий класс во главе с партией Ленина идет в авангарде всего прогрессивного человечества. Народы нашей страны с честью выполняют свой интернациональный долг перед трудящимися всего мира. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза принял великую программу строительства коммунизма в СССР. "Коммунизм,- гласит Программа КПСС, - выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов".
История СССР убеждает нас в том, что человечество идет по пути, указанному великими вождями и учителями Марксом, Энгельсом и Лениным, - по пути коммунизму.
Исторические источники. Историческая наука, и в частности история СССР, основывает свои выводы на изучении огромного количества фактов, собранных трудом многих поколений ученых. Как и другие науки, история опирается на достижения смежных отраслей знания и вспомогательных исторических дисциплин.
Среди множества исторических источников главное место занимают вещественные и письменные памятники.
Вещественные исторические источники изучает археология. На территории СССР советские ученые раскопали много погребений и поселений древних обитателей нашей страны. Исследования археологов дополнили наши сведения о народах СССР, имевших свою древнюю письменность, и заново открыли страницы истории "бесписьменных" в прошлом народов.
Близко к археологии примыкает нумизматика - отрасль науки, изучающая древние монеты.
К письменным источникам относятся летописи, сборники законов, труды ученых и писателей, архивные материалы, произведения деятелей освободительного и революционного движения и т. д. Все такого рода источники изучает источниковедение.
Одной из важных отраслей исторических знаний является палеография - наука о древних рукописях.
В прошлом у разных народов существовали различные системы летосчисления и календари, различные меры длины, веса, площади, сыпучих тел и т. п. Определением точных дат событий и систем времясчисления занимается историческая хронология, а изучением старых мер и переводом их на современные - метрология.
История СССР опирается также на исследования специалистов по исторической географии о расселении народов, об изменениях в границах и административном устройстве государства. Она использует наблюдения этнографов (этнография народоведение) об обычаях и быте народов СССР, языковедов - об их языке и письменности.
Марксистско-ленинское учение о законах развития общества освещает все самые сложные вопросы истории, все разнохарактерные источники о прошлом народов нашей Родины и превращает историю СССР в подлинную науку, помогающую нам строить величественное и прекрасное здание коммунизма.
ГЛАВА XVI
ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
§ 71. СВЕРЖЕНИЕ ЦАРИЗМА
Обострение политического кризиса. К началу 1917 г. политический кризис в стране приобрел настолько острый характер, что грозил в любой момент вылиться во всенародное восстание.
Первая мировая война, до предела доведшая нужду и бедствия народных масс, ускорила созревание революции в России. Она "создала такой необъятный кризис, так напрягла материальные и моральные силы народа, нанесла такие удары всей современной общественной организации, что человечество оказалось перед выбором или погибнуть или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства" (В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 337).
Разруха хозяйства достигла катастрофических масштабов. Из-за недостатка угля и сырья зимой 1916/17 г. остановились многие крупные заводы, выполнявшие военные заказы, началась массовая безработица. Железнодорожный транспорт охватил настоящий паралич. В январе 1917 г. из-за отсутствия вагонов не могли подвезти 1 млн. пудов хлеба с Дона в Москву и Петроград. В крупных городах начался голод. Были введены карточки. Норма составляла всего 200-400 граммов хлеба на человека в день. Но и по карточкам часто ничего не давали. На дверях магазинов висели объявления: "Хлеба нет и не будет". Около лавок выстраивались длинные очереди. Процветала спекуляция. Цены на продукты выросли в 5-8 раз. Жизненный уровень трудящихся резко снизился. Продовольственный кризис, полицейский произвол, крайняя нужда - все это вело к быстрому революционизированию даже самых малосознательных трудящихся масс.
Самодержавная государственная машина разваливалась. Вырождение царской династии, ее неспособность управлять государством стали очевидны для всех. Даже монархические круги начали выражать недовольство правительством Николая II. В декабре 1916 г. группа заговорщиков-монархистов убила Распутина, чтобы спасти династию от окончательной дискредитации. Но это не могло предотвратить революцию.
Рабочее, крестьянское и национально-освободительное движение достигло в начале 1917 г. небывалого размаха. В январе 1917 г. рабочие Петрограда, Москвы и других промышленных центров по призыву большевиков отметили годовщину "Кровавого воскресенья" мощными забастовками, многолюдными демонстрациями и митингами. Забастовка, начавшаяся 9 января 1917 г., была самой крупной с начала войны. В одном Петро- 420
граде бастовало 137 тыс. человек. Бастовали Путиловский завод, почти все предприятия Выборгского и Нарвского районов. Митинг на Обуховском заводе закончился столкновением с войсками и конной жандармерией.
В Москве в забастовке 9 января приняло участие более 30 тыс. рабочих. Попытки полиции и жандармерии разогнать рабочие митинги и демонстрации вызвали новую волну забастовок. Стачки и демонстрации происходили в этот день в Харькове, Донбассе, Баку и других городах России. В большинстве своем забастовки носили политический характер и проходили под лозунгом "Долой самодержавие!".
Усилились волнения в деревне, на национальных окраинах. Революционные настроения все больше охватывали солдат и матросов. На фронте участились случаи отказа идти в бой, братания с противником.
Всего в январе - феврале 1917 г., по неполным данным, бастовало 676 тыс. рабочих. В авангарде борьбы шел петроградский пролетариат. Особенно активны были рабочие Путиловского завода, где было сильно влияние большевиков. Страна шла к революции.
Ни царь, ни его советники не понимали всей серьезности создавшегося положения. Начинающаяся революция казалась им местными беспорядками, которые они смогут подавить силой оружия. Самодержавие и придворная камарилья, окружавшая царя и царицу, не хотели идти ни на какие уступки. В правительственных кругах начал созревать план заключения сепаратного (отдельного) мира с Германией, чтобы затем установить военную диктатуру и с помощью штыков задушить революционное движение. Кайзеровская Германия, которая не в силах была вести войну на два фронта, еще ранее начала искать пути для заключения сепаратного мира с Россией. В правительстве все более усиливались германофильские элементы. Это была судорожная попытка любыми средствами спасти романовскую династию и монархический строй в России.
Действия самодержавия вызывали острое недовольство буржуазии, которая стремилась продолжать войну вместе с союзниками и воспользоваться результатами победы. Война была выгодна буржуазии, так как она наживалась на военных поставках. Буржуазия поняла, что правительство не способно ни вести войну, ни управлять страной, что в России назревает революция.
Это заставило лидеров буржуазии встать на путь подготовки дворцового переворота. Уже в конце 1916 г. в буржуазных и военных кругах сложился контрреволюционный заговор против революционного народа. В группу заговорщиков входили генерал Крымов, капиталисты Терещенко, Путилов, Коновалов, деятели октябристов и кадетов - Гучков, Милюков и даже некоторые великие князья. Они намечали в первой половине марта 1917 г. с помощью гвардии задержать царский поезд на пути из
Ставки в Петроград, заставить царя отречься от престола и провозгласить царем малолетнего сына Николая II при регентстве одного из великих князей. Речь шла о создании в России конституционной монархии. Эти планы поддерживали через своих послов в Петрограде Англия и Франция, которые стремились не допустить выхода России из войны. Буржуазия не без основания рассчитывала на помощь меньшевиков и эсеров.
Это был контрреволюционный заговор русской буржуазии против революции. Дворцовым переворотом буржуазия надеялась спасти монархию и предотвратить революцию. Однако революционное восстание народа сорвало выполнение их контрреволюционных планов.
Восстание в Петрограде и свержение царизма. Революция стремительно надвигалась. Весь февраль 1917 г. - это сплошная цепь забастовок, демонстраций и митингов рабочих. Большевики призывали к открытой борьбе против царизма, к свержению монархического строя. Они разоблачали буржуазию, которая стремилась к сделке с царизмом за счет народа. Призывы большевиков имели большой отклик в народных массах.
В начале февраля правительство, стремясь задушить силой надвигающуюся революцию, выделило Петроград в особый военный округ. Командующему округом генералу Хабалову, были даны неограниченные полномочия по борьбе с революционным движением. Однако революционный подъем продолжал нарастать.
14 февраля состоялась мощная демонстрация петроградских рабочих под лозунгами: "Долой войну!", "Долой самодержавие!". Попытки меньшевиков превратить ее в демонстрацию доверия буржуазной Государственной думе (в этот день открылась ее сессия) не удались. События в Петрограде нашли широкий отклик у рабочих Москвы и других промышленных районов.
Революционные выступления 14 февраля подвели массы к вооруженному восстанию. Большевики развернули большую работу по заготовке оружия, созданию боевых дружин, мобилизации масс на борьбу. В своих листовках они призывали народ к восстанию. В обращении "К работникам, рабочим, гражданам, ?солдатам" большевики писали: "Рабочий класс и крестьяне, одетые в серую шинель и синюю блузу, подав друг другу руки, должны раз навсегда кончить с давящим Россию позором".
18 февраля началась новая мощная волна революционных выступлений, которая уже не спадала вплоть до свержения самодержавия. Забастовали мастерские Путиловского завода, а затем и весь завод. 22 февраля дирекция объявила о закрытии завода. Это вызвало возмущение петроградского пролетариата.
Атмосфера в Петрограде была накалена до предела. К тому же резко ухудшилось положение с хлебом. Подвоз почти прекратился. Некоторые рабочие семьи не ели по 2-3 дня. 22 февраля начались стихийные волнения. Толпы голодных людей громили
Обстрел полицейской засады в Петрограде в феврале 1917 г. С фотографии.
лавки, останавливали движение на улицах, народ требовав хлеба и прекращения войны.
23 февраля (8 марта) петроградские рабочие и работницы по призыву большевиков отметили Международный женский день забастовкой, в которой приняло участие до 90 тыс. человек. Тысячи женщин - работниц, домохозяек, солдаток - вышли на улицу с возгласами: "Хлеба!", "Долой войну!", "Верните наших мужей!". Уже в этот день правительственные войска начали проявлять колебания и не вызывали былого страха у демонстрантов. Стремясь успокоить рабочих, царские власти увеличили выпечку хлеба и объявили, что хлебных запасов в столице достаточно. Но это уже не могло остановить революцию,
24 февраля забастовало 200 тыс. человек; 25 февраля забастовка стала всеобщей - бастовало более 500 тыс. рабочих. Все время происходили демонстрации под красными флагами и митинги. Полиция не могла справиться с рабочими, которые прорвали полицейские кордоны и вышли на Невский проспект. Генерал Хабалов не решился в этот день пустить в ход оружие, так как войска гарнизона были ненадежны, а некоторые части проявляли открытое сочувствие к революционным рабочим.
Большевики выпустили листовку, в которой призывали народ к восстанию, к всероссийской революции. Они писали: "Надвинулось время открытой борьбы... Спасение в немедленной и повседневной борьбе... Отдельное выступление может разрастись во всероссийскую революцию. Все под красные знамена революции! Долой царскую монархию! Да здравствует 8-часовой рабочий день! Вся помещичья земля народу! Долой войну!"
25 февраля демонстрации и митинги продолжались, начались столкновения рабочих с полицией. Появились первые жертвы.
Вечером 25 февраля Николай II прислал генералу Хабалову категорический приказ: "Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки". Даже в этот критический момент царь не понимал, что это не беспорядки, а народная революция, которая вскоре сметет самодержавный строй.
В ночь на 26 февраля Хабалов произвел многочисленные аресты (был арестован Петроградский комитет большевиков), усилил вооружение полиции; на крышах, чердаках и колокольнях были установлены пулеметы. Царские власти приняли меры для подавления революционных выступлений по всей стране, особенно в ее пролетарских центрах. После ареста Петроградского комитета руководящим центром восстания в Петрограде стал Выборгский районный комитет партии.
Утром 26 февраля было спокойно. Обрадованный Хабалов поторопился послать телеграмму царю: "Сегодня, 26 февраля, с утра в городе спокойно". Однако к 12 часам дня улицы города заполнились демонстрантами. Рабочие демонстрации вновь направились к центру города и были встречены ружейными залпами и пулеметным огнем. Весь день происходили столкновения рабочих с полицией и войсками. Рабочие сражались героически. Правительственным войскам удалось очистить центр города, однако торжество их было недолгим.
Героизм и упорство рабочих и работниц оказали большое влияние на солдат. Большевики вели широкую пропагандистскую работу в войсках гарнизона. В казармы были посланы сотни агитаторов. Большевистские листовки призывали солдат поддержать восставший народ. "Третий день мы, рабочие Петрограда, открыто требуем уничтожения самодержавного строя, виновника льющейся крови народа... Помните, товарищи солдаты, что только братский союз рабочего класса и революционной армии принесет освобождение порабощенному гибнущему народу... Да здравствует братский союз революционной армии с народом!" Вечером восстала рота Павловского полка и открыла огонь по полицейским, расстреливавшим рабочих.
27 февраля войска начали массами переходить на сторону восставшего народа. Восстали солдаты Волынского, Преображенского и Литовского полков; в середине дня рабочие захватили арсенал и вооружились винтовками. Вслед за первыми полками на сторону революции перешли и другие воинские части (всего около 70 тыс. солдат). К вечеру город оказался в руках восставших рабочих и солдат. Вечером были арестованы царские министры. Революция победила.
Попытка царизма разгромить революцию с помощью войск, вызванных с фронта, потерпела крах. Еще в начале восстания лидеры буржуазии предупреждали царя о грозящей опасности, просили его пойти на уступки. В ответ Николай II двинул войска под командованием генерала Иванова для расправы с народом и сам выехал в Петроград. Однако этот поход окончился плачевно для царизма. Войска перешли на сторону вое* ставшего' народа, царский поезд был задержан на станции Дно и отправлен в Псков.
Весть о восстании Петроградского пролетариата быстро разнеслась по всей стране. Большевистские организации поднимали массы на поддержку питерских рабочих. 28 февраля на улицы вышли рабочие Москвы, которых активно поддержали солдаты гарнизона. К вечеру 1 марта весь город был в руках восставших. Были освобождены политические заключенные, захвачены арсенал и вокзалы. В Донбассе, Сибири, на Урале, в Нижнем Новгороде происходили восстания солдат и рабочих. Вслед за рабочими поднялись солдаты на фронте и военные моряки. Революция победила во всей стране.
Причины, характер и движущие силы Февральской революции. Февральская революция носила буржуазно-демократический характер. Перед ней стояли задачи, которые не были решены первой русской революцией 1905-1907 гг.: провести демократические преобразования государственного строя, расширить политические права народа, установить демократические свободы, 8-часовой рабочий день, решить аграрный вопрос.
По своим движущим силам это была народная революция. В единый могучий поток слились борьба пролетариата, крестьянское движение, волнения в армии и во флоте, мощное национально-освободительное движение народов нашей страны.
Застрельщиком и гегемоном революции был русский пролетариат, что обеспечило победу революции. Революция победила очень быстро, так как народные массы, и особенно российский пролетариат, прошли большую школу политической борьбы, закалку в горниле первой русской революции. Царизм окончательно изжил себя, насквозь прогнил, стал ненавистен всему народу. Самодержавие не нашло никакой серьезной поддержки и рухнуло. Победу одержал народ, героически сражаясь на баррикадах, проливая кровь в упорной и самоотверженной борьбе с царизмом. Однако плодами победы воспользовалась, прежде всего, буржуазия. По трупам и крови народа буржуазия шла к власти.
Вопросы, 1. Какими чертами характеризуется политическая обстановка в начале 1917 г.? 2. Как царизм и буржуазия пытались предупредить революцию?
§ 72. ДВОЕВЛАСТИЕ
Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Еще в ходе революции петроградский пролетариат начал создавать Советы рабочих депутатов как органы революционной власти. Советы создавались по инициативе самих рабочих, так как идея Советов жила в сознании народа еще с революции 1905 г. Большевики горячо поддерживали инициативу рабочих. По их предложению были образованы объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов в.
Такое объединение было закономерным результатом совместной борьбы рабочих и солдат против самодержавия. Оно отражало союз рабочего класса и крестьянства, сложившийся в борьбе против царского гнета, так как солдаты в большинстве своем были крестьянами, одетыми в солдатские шинели.
Выборы в Петроградский Совет состоялись 27 февраля- в самый разгар революции, когда на улицах города шла еще баррикадная борьба. Большинство на этих выборах получили меньшевики и эсеры. Они и возглавили Совет.
Это объяснялось рядом обстоятельств. Партия большевиков за годы войны была ослаблена бесконечными репрессиями, арестами и высылками, многие выдающиеся большевики находились в ссылке или эмиграции; а Петроградский комитет большевиков был арестован накануне выборов в Совет. Меньшевики и эсеры не подвергались таким погромам со стороны царизма, они имели свои легальные опорные пункты, вроде меньшевистской фракции Думы, через которые могли влиять на рабочих.
Лучшая, наиболее сознательная часть рабочих, находившаяся под влиянием большевиков, не участвовала в выборах, так как сражалась в это время с царскими войсками на улицах города. Порядок выборов был выгоден меньшевикам: крупные предприятия, где было сильно влияние большевиков, посылали по одному делегату от каждой тысячи рабочих, в то время как мелкие предприятия, в которых было сильнее влияние меньшевиков, посылали в Совет по одному депутату от предприятия.
Наконец, среди солдат пользовались еще сильным влиянием эсеры. Все это и позволило меньшевикам и эсерам захватить руководство Петроградским Советом на первом этапе революции. Но деятельность меньшевиков и эсеров не отражала подлинных настроений и интересов рабочего класса.
Вся реальная власть находилась в руках Совета, воинские части и вооруженные отряды рабочих подчинялись только Совету. Советы на деле осуществляли революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.
Большевиков в Петроградском Совете было немного, но они выступили защитниками завоеваний революции, и под их влиянием Совет в ряде случаев принимал революционные решения. Совет поддержал инициативу рабочих по созданию на фабриках и заводах рабочей милиции, которая стала зародышем Красной гвардии, взял под свой контроль Государственный банк и Монетный двор, запретил выход черносотенных газет и начал издавать свою ежедневную газету "Известия". Была создана продовольственная комиссия, контролировавшая распределение хлеба и других продуктов в городе. Совет начал осуществлять контроль над расходованием государственных средств.
О силе и авторитете Совета свидетельствует, например, тот факт, что бывший председатель Государственной думы и один 426
из организаторов Временного правительства Родзянко не мог выехать в Псков к царю без разрешения Совета и даже отказался идти на телеграф для разговора с царем без охраны Совета.
Но Петроградский Совет не стал Временным революционным правительством. Эсеро-меньшевистское руководство Совета заняло оппортунистическую позицию. Меньшевики и эсеры считали, что, поскольку революция носит буржуазно-демократический характер, постольку и возглавлять ее должна буржуазия,, как класс более организованный и более "подготовленный" к управлению.. Поэтому они выступили за передачу власти буржуазии, при установлении "контроля" за буржуазным правительством со стороны Советов. Лишь большевики высказывались за создание революционного правительства из представителей партий, входящих в состав Совета. Меньшевикам и эсерам удалось провести свое решение и договориться с буржуазией за спиной рабочего класса. Они выступили по существу прислужниками буржуазии, предателями интересов рабочего класса.
Значительное влияние, которым пользовались меньшевики и эсеры в массах, объяснялось сложившейся во время войны обстановкой. За годы войны сильно изменился состав рабочего класса. Значительная часть старых кадровых рабочих, прошедших большую школу революционной борьбы, была мобилизована в армию. Примерно 40% рабочих только что пришли из деревни или были выходцами из мелкобуржуазных городских слоев.
Подъем революции вызвал к политической жизни миллионы людей, плохо разбиравшихся в политике. Эта мелкобуржуазная стихия и была опорой меньшевиков и эсеров. "Гигантская мелкобуржуазная волна, - писал В. И. Ленин, - захлестнула все,, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью,. но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие- круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику" (В. И. Ленин, Соч., т. 24, стр. 41).
Создание буржуазного Временного правительства. Стремительное развитие революции застало буржуазию врасплох. Первое время она еще надеялась на сделку с самодержавием. Но когда победа революции определилась, буржуазия поторопилась взять инициативу в свои руки.
27 февраля был создан Временный комитет Государственной думы во главе с председателем Думы крупным помещиком Родзянко. Временный комитет объявил в своем манифесте, что он берет на себя инициативу "восстановления государственного и общественного порядка" и создания нового правительства. Буржуазные лидеры попытались спасти монархию путем передачи власти другому лицу из царской семьи и вступили в переговоры с царем. Но царизм стал настолько ненавистен народу, что спасти его буржуазии не удалось. 3 марта Николай II отрекся от престола в пользу своего брата
Михаила, но на следующий день Михаил под давлением революционных масс также вынужден был отказаться от трона.
Страх перед возмущением народа заставил буржуазию отказаться от своих контрреволюционных планов. "Провозглашение императором великого князя, - откровенно говорил Родзянко,- подольет масла в огонь, и начнется беспощадное истребление всего, что можно истребить. Мы потеряем и упустим из рук всякую власть, и усмирить народное волнение будет некому". Народные массы сорвали попытку буржуазии сохранить монархический строй.
Удержать власть в своих руках буржуазии помогли меньшевики и эсеры. 2 марта в результате соглашения лидеров буржуазии с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского Совета было сформировано Временное правительство. Во главе его стоял князь Г. Е. Львов, а в состав его входили крупные капиталисты - А. И. Гучков, А. И. Коновалов, М. И. Терещенко. Министром иностранных дел был назначен лидер кадетской партии буржуазный профессор историк П. Н. Милюков. От "демократии" в состав правительства вошел эсер А. Ф. Керенский.
Это было правительство буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Ленин называл его полумонархией, которая не даст народу ни земли, ни мира. В своей декларации Временное правительство обошло молчанием самые насущные вопросы: об установлении республики, о прекращении империалистической войны, об установлении 8-часового рабочего дня.
Двоевластие и его классовая сущность. Так в стране образовалось двоевластие, т. е. одновременное существование двух властей. С одной стороны, реальной властью обладали Советы рабочих и солдатских депутатов (а с марта повсеместно стали возникать также Советы крестьянских депутатов) - органы революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а с другой стороны, стояло Временное правительство - орган диктатуры буржуазии. В результате предательской позиции эсеров и меньшевиков буржуазии удалось создать свое правительство, но рабочий класс не Допустил установления единовластия буржуазии.
Буржуазное Временное правительство стремилось приостановить дальнейшее развитие революции, а завоевания революции использовать в интересах буржуазии. Оно хотело продолжать империалистическую бойню.
Эсеры и меньшевики, возглавлявшие Петроградский Совет, были прислужниками буржуазии. Однако под напором революционных масс Совет проводил революционные и демократические преобразования. Были осуществлены буржуазные свободы- свобода слова, печати, собраний и пр. Рабочие явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, устанавливали контроль над производством, создавали Красную гвардию.
Временное правительство стремилось подчинить себе армию. Первым делом оно попыталось вернуть солдат в казармы, подчинить их старым царским офицерам и заставить продолжать войну до победного конца. Петроградский Совет, отражая требования рабочих и солдат, 1 марта издал приказ № 1, который отменял царские порядки в армии, предоставлял гражданские права солдатам и предлагал создавать выборные солдатские Советы в воинских частях, которые контролировали бы деятельность генералов и офицеров. Этот приказ имел большое значение для революционизирования армии.
Массы доверяли на первых порах соглашательскому руководству Советами. Опьяненные успехом революции, массы не смогли сразу разобраться в обстановке. Большевики только что вышли из подполья, многие из них были еще в ссылке и тюрьмах. Для того чтобы разоблачить соглашательскую позицию эсеров и меньшевиков, требовалось время. Двоевластие не могло быть длительным и устойчивым явлением.
Историческое значение Февральской революции. Февральская буржуазно-демократическая революция в России победила. Самодержавие было свергнуто. Россия стала буржуазной республикой. Был проведен ряд буржуазно-демократических преобразований: свобода слова, печати, собраний, веро-исповеданий, объявлена широкая амнистия. Все нелегальные партии вышли из подполья.
Огромную деятельность по воспитанию масс, по разоблачению буржуазии и ее прислужников - эсеров и меньшевиков - развернула большевистская партия. В стране сложились условия для дальнейшего развития революции, для перехода к ее новому, высшему этапу - к социалистической революции. Через несколько месяцев рабочий класс в союзе с крестьянством под руководством большевистской партии и ее гениального вождя В. И Ленина победоносно осуществил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую эру в истории человечества.
Вопросы. 1. Как сложилось двоевластие в России и в чем его классовая сущность? 2. Каковы причины, характер и движущие силы Февральской бур-жуазно-демократической революции? 3. В чем состоит значение Февральской буржуазной революции?
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
18 февраля 1917 г.
23 февраля 1917 г.
25 февраля 1917 г.
27 февраля 1917 г. Начало забастовки на Путиловском заводе
Празднование Международного женского дня. Подъем стачечного движения
Начало всеобщей забастовки в Петрограде
Переход солдат на сторону народа. Победа буржуазно-демократической революции. Выборы Петроградского Совета
2-3 марта 1917 г. Отречение Николая Ц от престола. Создание Временного правительства
{/spoilers}
style="display: block; margin-left: auto; margin-right: auto;" />Назначение: Книга может быть использована как на уроках, так и для внеклассной работы дома, а также в исторических кружках.
Книга для чтения дополняет учебник по истории древнего мира. В ней содержится более сорока очерков. Их содержание охватывает историю Рима от его основания до гибели Римской империи.
© "Просвещение" Москва 1969
Авторство: Каллистов Д.П., Утченко С.Л. (ред.)
Формат: PDF Размер файла: 37.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Основание Рима Рим при первых правителях
Установление республики в Риме
Собрание на Марсовом поле
Уход плебеев на Священную гору
Нашествие галлов
Пиррова победа.
Рим и Карфаген.
Карфагеняне в Испании
Поход Ганнибала в Италию
Битва при Каннах
Поражение Карфагена
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Триумф
Рабство в Риме.
Первое восстание рабов в Сицилии
Тиберий Гракх
Аристоник
Гай Гракх
Югуртинская война и реформа
Мария
На римском форуме
Диктатор Сулла.
Спартак
В римской школе
Римские рынки
В римском сенате
Возвышение Цезаря
Завоевание Галлии
Осада Алезии.
Цезарь и Помпей
Иды марка
Наследник Цезаря Установление империи Овидий
Путешествие Тиридата в Рим
Помпеи
«Бичи тиранов»
Римская вилла
Децебал
В римском городе
В амфитеатре
Плотник из Арелаты
«Борцы»
Двор Константина
Восстание готов на Дунае
Падение «вечного города».
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Древний Рим (Каллистов, Утченко) 1969 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ОСНОВАНИЕ РИМА
В одном из римских музеев стоит бронзовое изображение волчицы.
Учёные говорят, что этой волчице скоро будет две с половиной тысячи лет. В те далёкие времена она стояла на площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о легенде, связанной с основанием его родного города.
Рим х этому времени уже стал столицей обширного п могущественного государства, большим, многолюдным н красивым городом. В самых отдалённых уголках Европы. Азин. Африки чувствовалось влияние Рима или. по крайней мере, люди слыхали о нём. Жители Рима гордились тем. что они римские граждане.
Римляне хотели понять, как появился их город. Они ничего не знали о его возникновении. Даже тогда, более двух тысяч лет тому назад, история возникновения города Рима затерялась в глубине веков.
В наше время, когда уже давно нет ни древнего Рима, ни огромной Римской империи, мы знаем о возникновении города Рима больше, чем сами древние римляне. У нас есть данные современной исторической науки. На помощь ей пришла археология. На протяжении столетий много раскопок велось на территории нынешнего города Рима. Эти раскопки помогли нам узнать. как возник и начал развиваться этот город.
Мы знаем теперь, что город Рим возник не сразу. Он складывался на протяжении длительного времени. Город зародился на высоких, удобных для обороны холмах.
не берегу судоходной реки Тябра, неподалеку от ее опадения в море. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река в близость моря помогали развитию торговли и связывали город со странами Востока и Грецией. В то же время и морские разбойники (пираты) не могли неожиданно нападать на город.
Раскопки ученых-археологов показали, что первые поселения появились на Палатинском холме около 1000 г. до и. э. Позднее заселяются холмы Авестийских. Капитолийский и другие. Эти поселения постепенно разрастались. сближались друг С другом и. наконец, слились в одно. Когда это произошло, точно установить нельзя. Ученые предполагают, что это было в VIII а. до н. ».
Так в результате длительного исторического развития возник древний город Рим.
Интерес к своему прошлому появился у римлян, как м у других народов, тогда, когда они достигли довольно высокой ступени культурною развития. Но настоящей истории своего городе римляне не знали. Подлинное знание им заменила легенда. Она возникла с целью объяснить появление города Рима и происхождение его названия. В этой легенде вымысел переплетается с вое поминаниями об отдалённых достоверных исторических событиях.
Вот какую легенду мог рассказать каждый римский школьник о волчице и о двух маленьких мальчиках...
Когда погибла древняя Троя', некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Экей. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец ветер пригнал их к берегу. Беглецы увидали широкую реку, впадавшую 8 море. Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником Солнце освещало плодородную равнину, ясное, голубое небо отражалось в водах реки и небольших озёр. Измученные беглецы высадились на берег и решили поселиться здесь. Это был берег Италии, а область называлась Л&циея. Сын троянца Энея основал в Лаинн город и назвал его Альба- Лонга.
Прошло много десятилетий. В городе Альба-Лоиге правил потомок Энея — Нумктор. .Младший брат его— Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата Нумитора. Амулий сам хотел стать правителем. Чтобы достичь этой цели, он не останавливался ни перед чем.
В конце концов ему удалось свергнуть Нумитора и сесть ка его место. Своего старшего дряхлого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести детей и внуков свергнутого брата. Чтобы уберечь себя от этой опасности, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора. а его дочь Рёю Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты * — весталкой. Вскоре у Рен Сильвии родились два мальчика-близнеца Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.
Когда Амулий узнал об этом. он разгневался и испугался. Он боялся, что близнецы — внуки свергнутого им Нумитора —вырастут и будут мстить ему за деда. Амулий приказал казнить Рею Сильвию, в детей ее бросить в Тибр.
Ряб положил детей в корзину н понёс к реке. В это время Тибр разлился, н водя ещё продолжала прибывать. Огромные волны с белыми гребнями ходили по реке. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег у самой воды н ушёл. Раб думал: вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, унесёт их, и они утонут.
Вода действительно поднялась, но корзины с детьми не унесла: она зацепилась за ветви растущего на берегу дерева.
Вскоре половодье кончилось. Вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком.
Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их н воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом. а другого Ремом. Братья выросли н превратились в стройных юношей. Они занимались гимнастикой, охотились, стали ловкими и сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее расположение и приобрели широкую известность. Их уважали и любили за то. что они помогали бедным к защищали слабых. Слава о Ромуле и Реме разнеслась далеко, и к ним стали приходить бедные крестьяне и даже беглые рабы. Каждый из братьев составил себе небольшой отряд. В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели к Нумитору. Тот был поражен мужественным видом юноши и заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Реи отвечал:
«Раньше мы близкены, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто очень важное. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери и птицы, на съедение которым нас бросили, волчица давала нам своё молоко, дятлы носили мам пишу, когда мы лежали на берегу большой реки».
Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвин. Скоро его догадка превратилась в уверенность. Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождении. Ромул поспешил на ломоть брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. В Альба- Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул н Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не пожелали остаться в Альба-Лонге. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Оки выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром.— Палатинский холм.
Однако вскоре между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в нем. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья заспорили. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то преимущество остаётся за ним. Ромул же доказывал, что царём должен быть он: ведь он увидел вдвое больше птиц
Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего городе. Рем. насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»
Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и. погоняя их. провёл глубокую борозду — границу города. Здесь должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы после этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым царём — рёксом...
Такова древняя легенда, рассказывающая об основании города Рима.
Позднее римские учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города Рима. Это событие, по их словам, произошло 21 апрели 753 г.
до и. э. Древние римляне ежегодно праздновали этот день.
Мы зяаем, «по Рим получил своё название не от Ромула, а сама легенда была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города. В этом предании отразились также воспоминания о достоверных, но отдалённых исторических событиях, например, о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с городом Альба-Лонгой.
Город Альба-Лонга существовал в действительности. Его жители обычно сжигали трупы своих умерших. Раскопки показали, что такой же обычай существовал и у первых поселенцев Палатинского холма. На атом основании учёные считают, что в то время на месте будущего Рима поселялись выходцы из Алъбз-Лоиги. По легенде, Ромул основал город на Палатинском холме, то есть именно там. где в действительности появились первые поселенцы. Так, в вымышленном, легендарном рассказе проступают следы подлинных событий римской старины. Сам рассказ об основании Рима—легенда, а Ромул н Рем — мифические личности.
Таким же легендарным является рассказ и о дальнейшей жизни, деятельности и смерти Ромула после основания Рима.
По преданию. Ромул, основав город, стал его царем. Он окружил себя телохранителями — ликторами. Они ходили с пучками прутьев, в которые была воткнута секира. Такие лучки назывались. Ими наказывали тех, кто провинился перед правителем.
Население Рима было ещё немногочисленно. Чтобы увеличить население города, Ромул охотно принимал к себе беглецов и изгнанников из других городов.
Римляне были воинственны. Они часто совершали набеги, из которых возвращались с добычей и пленными. Город рос. Однако в нём было мало женщин. Тогда Ромул направил посольства к соседним племенам с просьбой разрешить их девушкам выходить замуж за римлян. Все соседние племена отказались от этого. Они отвечали, что не хотят иметь никаких дел с беглецами и разбойниками.
Ромул решил прибегнуть к хитрости. Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества. К торжествам делались роскошные приготовления.
Предстоящее зрелище привлекло массу людей. Особенно много пришло из соседнего племени — сабинян. Они явились со своими жёнами и детьми. Вскоре начались игры. и. когда внимание присутствующих было отвлечено. Ромул подал заранее условленный знак. По атому знаку римские юноши бросились в толпу гостей. Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить вероломным римлянам. Между сабинянами н римлянами завязалась ожесточённая борьба.
{/spoilers}