История СССР с древнейших времен и до конца XVIII в. (Белявский, Леонтьев, Новицкий, Рыбаков, Сахаров) 1983 год

Скачать Советский учебник

 Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в (Антонов) 1988

Назначение: Предназначена для учащихся VII класса средней общеобразовательной школы. Предыдущее издание книги вышло в 1984 году

© "Просвещение" Москва 1988 

Авторство: Антонов В.Ф. 

Формат: PDF Размер файла: 52.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Анты-воины

На однодеревках «в греки»

Ибн-Сина

За единство Руси

Подвиг Евпатия Коловрата

Солнце за тучами пыли

Донской на поле Куликовом

Государь всея Руси

Кормление

Местничество

Гнев народа

Вольнодумец середины XVI в

Первые печатные книги в России . . . Опричнина

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

«Встречь солнцу»

Смоленское сидение

Всероссийский рынок

Дружинка

Зов братства 132

Веселые люди 135

Канун абсолютизма 146

Не прихоти ради 154

Андрей Нартов 159

Механик Академии наук 171

Крещеная собственность 180

Музы в цепях 185

Манифесты Пугачева 190

Батыр башкирского народа 193

Царь песнопений . 200

Потемкинские деревни 204

Эпистолярный занавес 212

Чесменский бой 216

Рождение флота и города славы на Черном море 224

Вопросы Фонвизина 231

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в (Антонов) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 АНТЫ-ВОИНЫ

Был ненастный летний день. Над селением, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. То и дело начинался дождь. Жители, укрывшиеся в землянках, казалось, безмятежно предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины — кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, перекрывая шум дождя, раздался условный крик. Одно мгновение — и землянки опустели. Анты поспешно садились в долбленки* 2 и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.

Что же случилось? На землю антов вторглись византийцы.

В VI в. славяне все больше вытесняли византийцев с Балканского полуострова и постепенно заселяли его территорию. Но императоры Византии,

' Анты — византийское название южной группы восточных славян. Действие рассказа происходит в VI в., когда анты вместе с другими славянскими племенами усиливают борьбу с Византийской империей.

2 Долбленки — лодки, сделанные (выдолбленные) из ствола большого дерева. Иначе их называли однодеревками.

собирая силы, время от времени совершали карательные походы за Дунай против славян и при этом истребляли, грабили, уводили в рабство население захваченных ими земель.

Один из императоров Маврикий (годы правления 582—602), которому приписывается сочинение «Стратегикон» — наставление для ведения войн, указывал на то, как надо воевать со славянами и безудержно грабить их. Многовековой опыт предков научил антов хранить запасы в тайниках, устраивать потайные выходы из жилищ и всегда быть начеку.

Вот и теперь, обнаружив появление византийцев, стороживший с дерева дал сигнал тревоги. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно — в селении никого не осталось. Разъяренные неудачей византийцы принялись ис-кать добычу.

Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, словно в сказке, появились из воды женщины, подростки, старики. Ока-зывается, они пережидали беду на дне реки. Маврикий знал об этом приеме славян и рассказывал о нем в своем «Стратегиконе», но всадники византийского отряда были невнимательны и не заметили коротких камышинок, там и сям рассеянных в прибрежных зарослях. А они-то и спасли скрывшихся под водой жителей. «Мужественно выдерживают они (славяне.— В. А.) пребывание в воде,— писал Маврикий,— так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии». Если же враг опытен и обнаруживает по камышинкам затаившихся в воде славян, неминуемо следует жестокая расправа.

Однако славяне не только умело прятались от врагов, но и владели большим и разнообразным арсеналом наступательных и оборонительных приемов ведения боя. Прежде чем рассказать об этих приемах, надо поближе познакомиться с самими антами. Для этого мы обратимся к произведениям Маврикия и другого византийца, тоже жившего в VI в.,— Прокопия Кесарийского*.

Указывая на большое сходство славянских племен — склавинов и антов, Прокопий сообщал: те и другие очень высокого роста и огромной силы; цвет кожи у них не очень белый или золотистый, но и не совсем черный. По существу, это не плохие и совсем не злобные люди. Маврикий добавлял к этой характеристике сла

1 Прокопий Кесарийский был секретарем полководца Велизария времен императора Юстиниана (годы правления 527—565).

вян их гостеприимство, радушие, проявляемое к иноземцам, и свободолюбие. Славян, говорил он, никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, голод.

Храбрейшими из славян Прокопий назвал антов. В бой они шли с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили и летом, по словам Прокопия, сражались в одних коротких штанах.

Маврикий пишет, что в сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днем и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки. В то же время Маврикий отмечал, что в целом славяне не имеют единого командования и не способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, еще не могли создать тогда сильную армию с единым военным командованием, как это было в классовом обществе Византии.

Славяне начинали набеги на Византийскую империю небольшими отрядами. Перейдя Дунай, они рассыпались на еще более мелкие группы. Однако, даже действуя раздробленно, славяне представляли собой грозную опасность для Византии.

Маврикий описал один из «правильных» боев антов. Вот они сошлись с противником на открытой местности. Плотный строй антов прикрыт выставленными вперед щитами. Издав грозный крик, воины переставляют щиты и делают шаг вперед.

Так, шаг за шагом, грозная масса антов сближается с врагом. Византийцы не выдерживают и бегут с поля боя, подставляя свои спины стрелам и дротикам антов. Если же такая атака антам не удавалась, если противник оказывался стойким, тогда сами анты начинали отходить, стараясь увлечь византийцев за собой в лес, в овраги, где преимущества регулярного строя византийцев терялись.

А вот еще один случай боя антов на открытой местности. Дело происходило в 594 г. Отряд славян примерно в 600 человек, среди которых были женщины и дети, возвращался с богатой добычей после удачного нападения на византийские города. В то же время в сторону Дуная шла грабить славянские земли византийская армия, руководимая полководцем Петром, братом императора Маврикия. Конный авангард в 1000 человек, обнаружив славян, стремительно пошел в атаку. Анты были застигнуты врасплох, но не пали духом. На глазах неприятеля они быстро соединили повозки и заняли круговую оборону. Женщины и дети скрылись за этой своеобразной стеной, а воины встали на повозки и с копьями в руках приготовились к бою. Визан-тийцы, боясь «копий варваров с высоты укреплений», спешились и, вооруженные мечами, стали наступать, прячась за лошадей. Бой, несмотря на численное превосходство византийцев, затягивался, но наконец одному из воинов удалось вскочить на повозку. Действуя мечом направо и налево, он дал возможность своим товарищам приблизиться. Византийцы растащили в этом месте повозки, ворвались внутрь лагеря и истребили поголовно всех.

Конечно, не всегда такой способ защиты оканчивался трагически для обороняющихся. В противном случае анты его не применяли бы и не от

важивались отправляться в столь опасный путь с женами и детьми. Описания византийскими авторами побед славян-антов весьма малочисленны и пристрастны, тем не менее мы узнаем из этих описаний об умении антов брать укрепленные византийские города.

Совершая очередной поход на Византию, славяне в 551 г. сначала разбили византийцев в открытом сражении, затем обратили в бегство многочисленных всадников, телохранителей императора Юстиниана, а их предводителя взяли в плен.

В этом походе анты овладели многими городами. О подробностях штурма одного из них — прибрежного городка Топера, находившегося в 12 днях пути от столицы Византии1,— сообщил Прокопий Кесарийский. Анты не стали штурмовать хорошо укрепленный Топер. Скрыв большую часть отряда в засаде, меньшую они направили к стенам города. Византийцы, стоявшие на крепостной стене, вообразили, что перед ними все силы противника, и решили сделать вылазку, чтобы его разгромить. Анты прикинулись насмерть перепуганными и обратились в бегство. Византийцы, предвкушая победу, начали преследование. Но в заранее условленном месте анты неожиданно круто повернули и бросились на врага. Тут же с тыла ударила засада. Византийцы были разбиты наголову. В городе уже поняли, что произошло. Жители отчаянно защищались, лили на головы атакующим кипящее масло и смолу, сбрасывали камни, но сопротивление длилось недолго. Анты стрелами смели защитников со стен, по лестницам взобрались на них, и город был взят.

Прошло еще несколько десятков

Так тогда указывали расстояние.

лет, и анты уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. В 597 г. мы видим антов при штурме греческого города Фессалоники. У них теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней и так называемые «черепахи» — подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры — щиты, обвитые для предохранения от огня сырыми шкурами. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Грозной силой были железные тараны и метательные орудия — массивные четырехугольные сооружения с широкой основой и узким верхом, где крепились толстые деревянные цилиндры, по концам обитые железом. В них-то и находились метательные механизмы. Они были так устроены, что позволяли выбрасывать на головы противника тяжелые камни. Лобовые и боковые стороны орудия обивались досками для защиты воинов.

При осаде анты умело организовывали взаимодействие этих мощных средств нападения. Прежде всего противника забрасывали камнями, разили его стрелами. Защитники вынуждены были укрываться за стеной, не имея возможности даже вы-глянуть из-за нее. А тем временем начинала совершать свой неумолимый ход «черепаха», приводились в действие стенобитные орудия.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI в. «научились вести войну лучше, чем римляне» (т. е. чем они сами).

Славяне показали себя также искусными моряками. Византийские авторы не оставили описаний морских сражений с антами, но они упоминают, что в 623 г. славянский флот действовал у Крита, а в 642 г.— у берегов Италии. Видимо, немалой силой обладал славянский флот, если он проходил проливами из Черного моря в Средиземное. Значит, Византия вынуждена была пропускать его через свои внутренние воды. Одно время во главе флота Византии стоял славянин Доброгаст.

Сухопутные и морские победы антов закладывали традиции воинского мастерства, которые потом приумножили их потомки. Вторжение славян на Балканы ускорило падение рабства в Византии.

НА ОДНОДЕРЕВКАХ

«В ГРЕКИ»'

Торговый путь из Руси «в греки» шел по Днепру, а затем западным берегом Черного моря. Он был нелегок и небезопасен.

К июню каждого года новгородские, смоленские,

Скачать Советский учебник

 История СССР с древнейших времен и до конца XVIII в. (Белявский, Леонтьев, Новицкий, Рыбаков, Сахаров) 1983

Назначение: В учебнике излагаются основные этапы истории СССР, анализируются причины, закономерности, взаимосвязи и значение важнейших явлений и событий в процессе социально- экономического, политического и культурного развития страны на протяжении столетий — до конца XVIII в. Во 2-м издании (1-е вышло в 1975 г.) уточнены вопросы, касающиеся возникновения общегосударственного рынка, культуры, межгосударственных отношений и др.

© "Высшая школа" Москва 1983 

Авторство: М. Т. Белявский (ответственный редактор), А. К. Леонтьев, Г. А. Новицкий, Б. А. Рыбаков (главный редактор), А. М. Сахаров

Формат: PDF Размер файла: 33.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

1. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории нашей страны ... 7

Глава 1. Первобытнообщинный строй . .

§ 1. Периодизация древнейшей истории . . 8

§ 2. Палеолит 9

§ 3. Мезолит, неолит, энеолит 13

§ 4. Бронзовый век 14

Глава 2. Рабовладельческий строй в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье.

Древние славяне (I тысячелетие до н.э. — IV в. н.э.)  16

§ 1. Древнейшие рабовладельческие государства 16

§ 2. Древние славяне и другие племена Восточной Европы. Греческие колонии . . 24

§ 3. Восточные славяне в I—IV вв. н. э. . . 29

Итоги по разделу 31

2. Зарождение и становление феодальных отношений. Раннефеодальное государство на Руси 33

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Глава 3. Возникновение и развитие феодализма (IV — IX вв.). Образование государства у восточных славян 33

§ 1. Кризис рабовладельческой системы. Основные черты феодального строя . 33

§ 2. Возникновение феодализма в Закавказье и Средней Азии 35

§ 3. Гунны. Авары. Хазары. Венгры. Волжские болгары 38

§ 4. Славяне и Византия . 40

§ 5. Общественный строй и культура восточных славян накануне образования государства 41

§ 6. Образование государства на Руси и складывание древнерусской народности . . 45

Глава 4. Развитие феодальных отношений. Государство Русь (IX — начало XII в.) . 53

§ 1. Социально-экономический строй ... 53

§ 2. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика в IX — X вв 56

§ 3. Русь в конце X — первой половине XI в. 61

§ 4. Русь во второй половине XI — начале XII в 64

Глава 5. Культура Руси в IX — начале XIII в. 68

Глава 6. Народы Закавказья и Средней Азии в VIII — начале XIII в 81

§ 1. Закавказье 81

§ 2. Средняя Азия 83

§ 3. Культура народов Закавказья и Средней Азии 85

Итоги по разделу 86

3. Период феодальной раздробленности. Объединение русских земель в единое государство 89

Глава 7. Феодальная раздробленность ... 89

§ 1. Утверждение феодальной раздробленности на Руси 89

§ 2. Социально-экономическое развитие Руси 90

§ 3. Государственно-политический строй и управление 93

§ 4. Вооруженные силы. Борьба со «степью» 95

§ 5. Русские земли и княжества в XII — первой половине XIII в 95

Глава 8. Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в Ю2

§ 1. Агрессия немецких и датских феодалов в Восточную Прибалтику 102

§ 2. Монголо-татарское завоевание Средней Азии и Кавказа 104

§ 3. Борьба Руси с монголо-татарским нашествием 107

§ 4. Разгром немецко-шведской агрессии против Руси ' . 112

§ 5. Образование Золотой Орды, ее общественно-политический строй 115

§. 6. Установление монголо-татарского ига над Русью и его последствия .... 117

§ 7. Народы Средней Азии и Кавказа в XIII — XV вв 120

Глава 9. Объединение русских земель в единое государство в XIV — XV вв. . . . 126

§ 1. Социально-экономическое развитие русских земель 127

§ 2. Начало объединения русских земель . . 136

§ 3. Объединение русских земель вокруг Москвы. Начало борьбы за свержение монголо-татарского ига 138

§ 4. Феодальная война во второй четверти XV в 146

§ 5. Завершающий этап объединительного процесса 147

§ 6. Великое княжество Литовское .... 149

Глава 10. Культура великорусской народности в XIV — XV вв 151

Итоги по разделу 158

4. Российское государство, народы Прибалтики, Литвы, Белоруссии, Украины, Молдавии, Закавказья, Средней Азии н Казахстана в XVI —XVII вв 161

Глава 11. Образование Российского государства 161

§ 1. Условия объединения страны .... 161

§ 2. Завершение объединения русских земель

и свержение золотоордынского ига . . 163

§ 3. Политический строй Российского государства в конце XV — начале XVI в. . 165

§ 4. Внутриполитическая борьба. Церковь и государство 167

§ 5. Международное положение и внешняя политика 170

Глава 12. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в. . . . 172

§ 1. Территория и население 172

§ 2. Развитие феодально-крепостнических отношений 173

§ 3. Ремесло, торговля, города 176

§ 4. Борьба за укрепление централизованной власти 180

§ 5. Реформы 50-х годов 183

§. 6. Вхождение Поволжья в состав Российского государства 186

§ 7. Внутреннее положение и внешняя политика в 50—80-х годах 187

§ 8. Вхождение Сибири в состав Российского государства 194

Глава 13. Первая крестьянская война. Борьба против польской и шведской интервенции в начале XVII в 196

§ 1. Решающий этап формирования системы крепостного права 196

§ 2. Обострение внутреннего и международного положения 197

§ 3. Лжедмитрий I 199

§ 4. Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова (1606—1607) 201

§ 5. Польско-литовская и шведская интервенция •. 203

§ 6. Подъем народного освободительного движения. Освобождение Москвы . . 206

Глава 14. Русская культура конца XV — XVI в 209

Глава 15. Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия и Казахстан в XV — XVI вв. 220

§ 1. Великое княжество Литовское, Украина, Белоруссия 220

§ 2. Молдавия 223

§ 3. Северный Кавказ. Закавказье .... 224

§ 4. Средняя Азия и Казахстан в XVI в. . . 226

Глава 16. Социально-экономическое развитие в XVII в. Начало нового периода русской истории 228

§ 1. Территория и население 228

§ 2. Развитие феодально-крепостнической системы 230

§ 3. Ремесло, товарное производство, мануфактура . ... ' 232

§ 4. Начало складывания всероссийского рынка 234

Глава 17. Внутренняя политика и классовая борьба в XVII в 237

§ 1. Внутренняя политика в первой половине XVII в 237

§ 2. Городские восстания середины XVII в. 238

§ 3. Соборное уложение 1649 г 240

§ 4. Новый этап централизации власти 241

§ 5. Самодержавие и церковь. Раскол . . . 244

§ 6. Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671) .... 245

§ 7. Внутренняя политика после поражения Крестьянской войны 248

Глава 18. Внешняя политика в XVII в. Воссоединение Украины с Россией . . 249

§ 1. Основные направления внешней политики в XVII в 249

§ 2. Воссоединение Украины с Россией . . . 250

§ 3. Внешняя политика России во второй половине XVII в 257

Глава 19. Русская культура XVII в 261

Глава 20. Народы Прибалтики, Молдавии, Закавказья, Казахстана и Средней Азии в XVII в 271

§ 1. Прибалтика 272

§ 2. Молдавия 273

§ 3. Народы Закавказья 273

§ 4. Народы Казахстана и Средней Азии . . 275

Итоги по разделу ..... 276

5. Российская империя в XVIII в 279

Глава 21. Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в 279

§ 1. Общая характеристика и особенности периода 279

§ 2. Россия в конце XVII в. Попытки преобразований. Становление абсолютизма 280

§ 3. Социально-экономическое развитие и социальная политика правительства в первой четверти XVIII в 283

§ 4. Реформы органов власти и управления 287

§ 5. Военная реформа 290

§ 6. Реформы в области культуры и быта . . 290

§ 7. Внутриклассовая и классовая борьба в первой четверти XVIII в 293

§ 8. Внешняя политика. Северная война . . . 295

§ 9. Итоги преобразований. Петр I . . . . 301

Глава 22. Социально-экономическое развитие страны в XVIII в 302

§ 1. Территория и население страны . . . 303

§ 2. Сельское хозяйство 307

§ 3. Феодальная рента в XVIII в 308

§ 4. Промышленность 311

§ 5. Город. Торговля. Финансы ..... 316

Глава 23. Внутренняя политика самодержавия в 1726—1800 гг; Классовая борьба . . 320

§ 1. Цели, особенности и формы внутренней политики * 320

§ 2. Внутренняя политика в 20—50-х годах XVIII в 320

$ 3. Просвещенный абсолютизм 324

§ 4. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775) ... 330

§ 5. Внутренняя политика царизма в 70—90-е годы 336

Глава 24. Внешняя политика России в 1725— 1800 гг. . . 341

Глава 25. Русская культура XVIII в. . 355

§ 1. Просвещение. Наука и техника .... 356

§ 2. Общественно-политическая мысль . . 363

§ 3. Литература- 368

§ 4. Искусство 370

Глава 26. Народы нашей страны в XVIII в. 377

§ 1. Украина и Молдавия в XVIII в. . . . 378

§ 2. Белоруссия и Литва 383

§ 3. Народы Прибалтики . . . . . 385

§ 4. Народы Поволжья и Приаралья . . . 385

§ 5. Народы Сибири ; 389

§ 6. Народы Северного Кавказа и Закавказья 389

§ 7. Казахстан 393

§ 8. Народы Средней Азии 394

Заключение   396

Хронологическая таблица 398

Библиография 403

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - История СССР с древнейших времен и до конца XVIII в. (Белявский, Леонтьев, Новицкий, Рыбаков, Сахаров) 1983  года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ПРЕДИСЛОВИЕ

История Союза Советских Социалистических Республик с древнейших времен до наших дней представляет собой часть всемирной истории, она занимает важное место в системе высшего исторического образования. История СССР — это история страны, прошедшей сложный исторический путь, первой в мире свергнувшей эксплуататорский строй, страны, строящей коммунистическое общество. Изучение истории СССР помогает воспитанию благородных чувств советского патриотизма и социалистического интернационализма, уважения и верности трудовым, боевым, революционным традициям народов нашей страны. Знание истории открывает путь к овладению всеми богатствами культуры прошлого, о необходимости которого говорил В. И. Ленин, обращаясь к молодежи на III съезде комсомола. Изучение оте-чественной истории дает конкретное представление о том, как проявились и реально воплотились закономерности общественного развития, установленные теорией марксизма-ленинизма. Страницы истории наглядно показывают роль классовой борьбы как ее движущей силы. Они раскрывают созидательную и преобразующую роль народных масс.

Понятен и закономерен растущий интерес к истории СССР в самых широких слоях общественности стран и народов всего мира. Тем более необходимо изучение истории своей Родины для советских людей.

История СССР — не только предмет пытливого интереса трудящихся и прогрессивных сил во всем мире.1 Это еще и арена острой идеологической борьбы двух миров, двух систем. В арсенале средств тех сил, которые враждебны Советской стране, строящей коммунизм, далеко не последнее место

занимает фальсификация истории нашей Родины. Общее направление этой фальсификации состоит в утверждении, что народам нашей страны якобы свойственна извечная отсталость, их роль в мировой истории будто бы была незначительна и второстепенна. Таким образом, фальсификаторы истории СССР стремятся обосновать тезис о «случайности» и «незакономерности» победы социалистической революции в нашей стране, стремятся оправдать свою политику, направленную на борьбу против Советского Союза, нашего общественного социалистического строя, против марксистско-ленинской идеологии.

Советская историческая наука убедительно, на широком фактическом материале, со всей силой теоретических обобщений показывает несостоятельность буржуазных фальсификаций истории нашей Родины. Мы не отрицаем и не замалчиваем как темных страниц в истории нашей страны, так и того, что в определенные периоды она отставала в социально-экономическом, политическом и культурном развитии от других стран. Но мы ясно видим, что отсталость отнюдь не была качеством, извечно присущим народам нашей страны. Она была явлением, исторически возникшим в средние века под влиянием исключительно тяжелой борьбы с иноземными поработителями, происшедшего в этих условиях резкого усиления крепостничества со всеми тормозившими прогрессивное развитие страны последствиями. Более того, история показывает, что именно героическая борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков благоприятствовала успешному развитию ряда народов и стран Европы и Азии. В тяжелых и трудных условиях борьбы против поработителей народы нашей страны

1*

3

проявили необычайные стойкость и мужество, обеспечили восстановление и развитие производительных сил, развитие своей государственности и культуры.

В процессе исторического развития были созданы такие произведения зодчества, литературы, живописи, которые навеки вошли в круг немеркнущих сокровищ мировой культуры. Были сделаны великие географические открытия, освоены громадные, поистине бескрайние пространства земель от Балтики до Тихого океана, от Памира, Алтая и Амура до Ледовитого океана. ?

Долгой и трудной дорогой шли народы нашей страны к избавлению от гнета и эксплуатации со стороны не только внешних, но и внутренних врагов. История запечатлела многочисленные яростные, драматические схватки угнетенных с эксплуататорами, отличавшиеся массовым героизмом, в процессе которых выдвинулись яркие фигуры народных вожаков.

Политика господствующих классов осложняла объективно-прогрессивный процесс объединения народов нашей страны в многонациональном Российском государстве, порождала многообразные противоречия. Но главным было то, что вопреки этой политике на протяжении всего исторического пути шел постоянно нараставший процесс объединения в едином многонациональном государстве больших и малых народов. В ходе этого в основном добровольного объединения рас-пространялись более развитые трудовые навыки, орудия производства, в отсталые районы проникала более передовая культура, появлялись общие традиции. А главное — зарождались корни интернационального братства трудящихся разных народов в борьбе против феодальных эксплуататоров и иноземных поработителей. Враждебные народам феодально-клерикальные элементы старались посеять семена шовинизма, национализма, вражды одних народов к другим, направить справедливый протест народных масс против всех видов национально-колониального угнетения в русло борьбы за сохранение власти местных феодалов и знати. Однако постепенно, на протяжении веков разгоралось пламя классовой борьбы, на территории ог

ромной страны происходили крестьянские войны, объединявшие русский и другие народы нашей страны для совместной борьбы против угнетателей.

Итак, историческая наука изучает прошлое человеческого общества. В ходе развития современной исторической науки в исследование вовлекаются новые материалы, нередко по-новому переосмысливаются ранее известные, выдвигаются новые точки зрения, предлагаются новые решения ряда вопросов. Возникают споры, развертываются дискуссии. В учебнике невозможно дать анализ всех спорных проблем. Последняя задача более свойственна лекционному курсу, ежегодно обновляющемуся и призванному ориентировать студентов в дискуссионных проблемах, в современном состоянии и движении науки. В данном учебнике авторы отказались от вводного историографического обзора, ибо, как показал опыт, историографические обзоры в отрыве от изложения соответствующих проблем приучают студентов с I курса к механическому заучиванию имен историков, названий работ, оценок их концепций, с которыми они еще не знакомы.

Задача учебника состоит в том, чтобы дать систематизированную обобщенную характеристику основных явлений и процессов истории нашей страны с древнейших времен до конца XVIII в. Разумеется, содержание учебника не исчерпывает всего программного материала, а служит лишь основой для углубленной самостоятельной работы студентов над произведениями К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, яв-ляющимися методологической базой для понимания и осмысления исторических явлений, событий, их места и значения на разных этапах феодальной формации. Материал учебника поможет студентам в их работе над источниками, позволяющими глубже проникнуть в суть процессов социально-экономического, политического и культурного развития нашей Родины, над монографиями, посвященными узловым проблемам истории СССР периода феодализма, а также над картами и другим иллюстративным материалом.

Только использование комплекса учебной и научной литературы позволит сознательно

освоить курс истории нашей страны, увидеть ее сложный и трудный путь, насыщенный множеством важных и интересных событий, понять, как зарождались и крепли корни совместной борьбы против угнетателей и иноземных завоевателей многих народов, объединившихся с русским народом в едином многонациональном государстве.

Со времени первого издания учебника прошло восемь лет. За эти годы было издано значительное количество монографий и опубликовано много статей, касающихся проблем социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны в период складывания, развития и господства феодальных отношений, а также освоения наследия, хранящегося в музеях и историко-архитектурных заповедниках.

При подготовке второго издания учебника авторы учли достижения исторической науки, со всем вниманием отнеслись к замечаниям и пожеланиям, высказанным по первому изданию преподавателями и студентами. В результате значительные изменения внесены в главы, в которых речь идет о складывании общероссийского рынка, о развитии межгосударственных отношений; дополнена характеристика важных исторических событий и явлений (опричнины Ивана Грозного, освоения Сибири, процесса установления и юридического оформления крепостного права); заново написана глава о культуре древней Руси,

расширен материал о культуре XVII в., об истории народов СССР, улучшена структура книги, уточнены названия глав и параграфов.

♦ ♦ *

Учебник подготовлен на кафедре истории СССР периода феодализма исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Главы 1, 2, 3, 4, 5, 6 (часть § 1, § 2, 3) учебника написаны академиком Б. А. Рыбаковым; главы 7, 8 (§ 3, 4, 6), 9 (§ 1, 2, 3, 4, 5), 10 — доцентом А. К. Леонтьевым; предисловие, главы 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18 (§ 1, 3), 19 — профессором |А. М. Сахаровым-] глава 20 — профессором М. Т. Белявским, профессором [Г. А. Новицким,| профессором А. М. Сахаровым; главы 21, 22, 23, 24, 25 — профессором М. Т. Белявским; главы 6 (часть § 1), 8 (§ 1, 2, 5, 7), 9 (§ 6), 15, 18 (§ 2), 26 —профессором Г. А. Новицким.

Хронологическая таблица составлена Б. А. Рыбаковым, М. Т. Белявским, Г. А. Но-вицким; Библиография — И. Е. Тришкан.

Научно-вспомогательная работа по учебнику выполнена В. И. Кузнецовым и А. И. Федоровой.

Разработка макета и оформление художника Н. Е. Ильенко.

Часть иллюстративного материала в учебнике заимствована из фондов Государственного исторического музея.

1

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ

НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ

СТРАНЫ

ГЛАВА 1

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

Человек начал отделяться от животного мира, по новейшим данным, около 3 000 000 лет тому назад. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях доклассового, первобытнообщинного строя; классы и государственность начали возникать в древних культурных центрах около 5000 лет (а у других народов и 1000 лет) тому назад, а кое-где не возникли и в XX в. Этот последний период классового общества, освещенный письменными источниками и наполненный рождениями и падениями государств, войнами, восстаниями угнетенных, достижениями человеческой мысли, насыщенный многими тысячами имен выдающихся людей, известен нам много лучше, чем далекая от нас первобытность. Но изучение первобытного периода для нас очень важно, так как многие явления последующей истории получают объяснение только в результате глубокого анализа первобытности, с которой началось развитие человеческой культуры. Так, если мы приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на три классовые социально- экономические формации (рабовладение, феодализм, капитализм) по этому расчету придется всего 4 минуты!

Анализ развития человеческого общества показывает, что оно шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был медленным и почти неприметным.

Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тысяч лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро продвигались вперед по пути к цивилизации.

Сила марксизма как научной теории заключается в том, что, выводя из анализа прошлого общие законы развития общества, он опирается на исследование всего исторического пути человечества начиная с «седой древности». «...«Седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому

что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства* а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.

Как бы далека от нас ни была первобытная эпоха, внимательное рассмотрение ее является прямой обязанностью историков- марксистов, так как истоки очень многих явлений коренятся в той отдаленной поре. Языки всех современных народов возникли в условиях первобытного строя. Многочисленные религиозные предрассудки современности являются отголоском представлений людей каменного века.

Истоки хозяйственных форм и первоначальные формы социальной структуры человеческого общества, длительная эволюция их также уводят нас в глубь веков. Биологическое изменение человека, возникновение различных рас, расселение человека по земному шару, взаимодействие человека с разной географической средой — все это может быть изучено только на материале первобытности, взятой во всем ее многообразии. Особенно важно обращение к «детству человечества» при исследовании вопросов идеологии, общественного сознания, истории мировоззрения; формы идеологических представлений не исчезали, а наслаивались одна на другую сохраняясь в виде пережитков в более развитых социально-экономических формациях. Это относится к фольклору, эпосу, обычному праву, народному изобразительному искусству современных нам народов.

Изучение отдаленных эпох сильно затруднено незначительностью уцелевших до наших дней материалов о жизни первобытных людей. Для реконструкции древней жизни и ее сложной эволюции необходим творческий союз самых разнообразных наук. Антропология изучает физический облик человека, сопоставляя различные расовые типы и по костным остаткам восстанавливая облик древних людей и их обезьяноподобных предков. Антрополог М. М. Герасимов разработал метод скульптурного воссоздания облика древних людей по черепам, извлеченным из раскопок. Им создана целая галерея скульптурных портретов — от питекантропа и неандертальца до известных исторических деятелей средневековья.

Археология путем раскопок древних

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 118.

пещер, стоянок, курганов, крепостей воссоздает быт, хозяйство и общественный уклад древности. Находки предметов искусства, святилищ, идолов, амулетов позволяют судить о религиозной жизни первобытных людей, об их миропонимании.

Широкое картографирование массовых археологических материалов позволяет археологам говорить об определенных «культурах», где единство форм поселений, хозяйства, быта отражает племенную или этническую общность. Одной из важных исторических задач археологии является датировка, установление точного времени, к которому относятся раскопанные предметы. В последнее время на помощь археологам пришли геологи и физики, разработавшие точные методы датировки.

Для истории первобытного общества неоценимым является вклад этнографии, изучающей отсталые народности, сохранившие черты первобытнообщинного строя, и пережитки первобытности, уцелевшие у высокоразвитых народов современности.' Этнография зачастую помогает осознать и оживить данные археологии. Исключительно много для понимания истоков человеческой культуры могла бы дать наука о языке — лингвистика, но пока еще эта наука мало занимается проблемами исторического осмысления богатого языкового материала.

В истории первобытного общества существует еще много нерешенных проблем, невыясненных вопросов, требующих дополнительных изысканий; исследователи нередко вынуждены прибегать к различным гипотезам. Для науки очень важно установить правильный взгляд на ту яркую и красочную эпоху, которая не только хронологически предшествовала будущей цивилизации, но и подготавливала, вынашивала ее. Проблемы истории первобытного общества более подробно, чем в этой книге, освещены в следующих изданиях: Д. А. Авдусин. Археология СССР. М., 1977; А. И. Першиц, А. Л. Мон- гайт, В. П. Алексеев. История первобытного общества. М., 1982; Этнография (под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова). М., 1982.

§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Первая проблема, которая встает перед наукой при подходе к истории первобытного общества, — это проблема происхождения

человека (антропогенеза). Каждые 5—10 лет новые находки костей древнего человека, или человекообразных обезьян, уточняют, а иногда и видоизменяют созданную ранее картину. Так, например, находки в Танзании в Африке отодвинули время появления обезьяноподобного человека почти на 3 000 000 лет, тогда как совсем еще недавно считалось, что человек возник всего лишь 600 000 лет тому назад.

Область первоначального очеловечивания охватывала широкую полосу в Старом Свете, включая Африку, Южную Европу, доходя на Востоке до Явы и Китая.

На территории СССР древнейшие стоянки первобытных людей относятся к раннему (нижнему) палеолиту (по глубине залегания) и датируются временем 500—300 тыс. лет до н. э. Заселение территории шло с юга, на стоянках и в захоронениях находят костные остатки всех трех первичных расовых типов: европеоидов, негроидов и монголоидов.

Второй очень сложной проблемой является периодизация первобытной истории. Непрерывно возрастающая неравномерность исторического процесса и несовпадение во времени различных перемен (в природных условиях, хозяйстве, физическом облике человека, в технике изготовления орудий) не позволяют применить какой-нибудь единый принцип деления на эпохи.

Наиболее устойчивой в разных дискуссиях оказалась археологическая схема периодизации, основанная на эволюции орудий труда, но постоянно требующая дополнительных характеристик природы, физического облика человека, социальной структуры общества и др. В самой' общей форме эта схема такова: каменный век, век меди и бронзы, железный век (последнее наименование наименее удачно). Каменный век подразделяется более детально на крупные периоды и отдельные эпохи; обычно археологи называют их по месту первых раскопок. В определении абсолютных дат теперь принимают участие не только геологи, но и физики, разработавшие новые методы. Для того чтобы лучше осознать те изменения, которые произошли в науке за последние годы, можно сравнить настоящее издание учебника с предыдущим, вышедшим в 1975 г.; изменения датировки этапов каменного века отражают прогресс науки. Но следует отметить, что единой точки зрения на периодизацию в науке нет и можно предложить лишь примерную схему:

Палеолит

Человек появился около 3 000 000 лет.

Олдувайская эпоха — 3 000 000 — 700 000 лет.

Ашельская эпоха — 700 000 — 100 000 лет.

Мустьерская эпоха — 100 000 — 35 000 лет.

Верхний (поздний) палеолит — 35 000 — 10 000 лет до н.э.

Мезолит 10 000 — 6 000 лет до н.э.

Неолит 6 000 - 4 000 лет до н.э.

Энеолит 4 000 — 3 000 лет до н.э.

Бронзовый век 2 000 — 1 000 лет до н.э.

Железный век с рубежа II и I тысячелетий до н.э.

Следует сделать примечание, что новая эпоха с новой системой хозяйственных форм, отраженных в археологическом материале, наступает не одновременно на всем пространстве, заселенном человеком. Приведенную схему следует принимать как условную, ориентирующую.

Колоссальный ледник, закрывший половину Европы и создавший суровый климатический режим, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: архантропы (питекантроп, синантроп и др.) в доледниковый период, палеоантропы (неандертальский человек) в ледниковый и неоантропы, современные люди (Homo sapi-ens), формирующиеся в конце: ледникового периода в позднем палеолите.

§ 2. ПАЛЕОЛИТ

Ранний (нижний) палеолит. Архантропы на протяжении полутора миллионов лет постепенно отделялись и отдалялись от мира обезьян: изготовление оружия и орудий, выпрямление походки, высвобождение рук для деятельности, общие согласованные действия, требовавшие какой-то сигнальной системы, мясная пища, развитие интеллекта — все это, взаимодействуя, медленно, но неуклонно совершенствовало древних людей.

На территории Советского Союза самые древние остатки человеческой культуры относятся, по-видимому, к рубежу шелльской и ашельской эпох (Кавказ, Украина). Заселение нашей страны шло из разных центров. К ашельской эпохе человек расселился довольно широко, проник в Среднюю Азию, Поволжье. Возникли локальные варианты

археологических культур, пока еще недостаточно изученные.

Накануне великого оледенения человек уже знал полезные свойства огня и умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей и зубров. В ашельское время появилась оседлость охотников, подолгу живших на одном месте. Новые находки меняют наше представление о начальной поре хозяйства человека. Выяснилось, что сложная охота давно стала дополнением к простому собирательству. Охотники с деревянным и каменным оружием должны были иметь определенную социальную организацию, облегчавшую их трудовую деятельность.

Ко времени появления ледника человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным достижением было овладение огнем около 300—150 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Добывать огонь еще не умели, но научились пользоваться загоревшимися во время грозы деревьями. Миф о Прометее, принесшем людям огонь-молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.

В советской науке в процессе обсуждения проблемы становления человечества ряд исследователей склонялись к тому, чтобы признать готовым человеческим обществом только людей конца ледникового периода (35—10 тыс. лет). В свете новых данных эта гипотеза должна быть отвергнута.

В конце ашельской эпохи в результате существенного развития культуры и изменения образа жизни формируется новый, более совершенный физический тип человека — палеоантроп, или неандерталец, которому и предстояло выдержать длительную борьбу с ледником.

Средний палеолит. Мустьерскую эпоху одни исследователи относят к раннему палеолиту, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из огромных мамонтовых костей жилищах — чумах. По всей вероятности, в это время люди научились сами добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией.

Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были

ОСНОВНЫЕ

вооружены копьями с кремневыми остриями и, вероятно, дубинами. Начало мустьерской эпохи совпало с промежутком между двумя оледенениями (риссвюрмский интергляциал),

ОБЛАСТИ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА

климат стал несколько мягче, появилось больше лесов.

К мустьерскому времени относятся первые искусственные захоронения покойников,

что свидетельствует о возникновении довольно сложных идеологических представлений. Некоторые ученые полагают, что уже к этому времени можно отнести и зарождение

родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии можно объяснить то, что физический облик неандертальцев стал улучшаться и спустя сотню тысяч лет, к концу среднего палеолита они превратились в так называемых неоантропов, или кроманьонцев, — людей современного нам типа (Homo sapiens). Процесс этот был сложен и нам не во всем ясен.

Поздний (верхний) палеолит известен нам значительно лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство было комплексным: основу его составляла охота на крупных животных (мамонт, носорог, бизон и др.), но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.

Каменные изделия человека делились на две группы: охотничье оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур) и орудия для «производства средств производства» (кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Деревянные изделия палеолитических людей до нас не дошли, а костяные свидетельствуют о широком распространении разных метательных средств, позволявших поражать зверя на расстоянии: дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки, усиливавшие размах руки.

Широко были распространены искусственные жилища — или вырытые в земле и накрытые сверху костями мамонта и, очевидно, шкурами, или целиком построенные на земле из гигантских бивней мамонта, образовывавших просторный и прочный купол; верх был, вероятно, крыт шкурами, прижатыми внизу огромными черепами мамонтов. Встречаются длинные овальные жилища с очагами.

Исследования жилищ и поселений, успешно проводимые советскими археологами, позволяют гипотетически говорить о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, являлась небольшая родовая община, насчитывавшая около сотни людей, из которых десятка два были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Наличие небольших круглых жилищ позволяет ставить вопрос о появлении парной семьи. Новые находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и .большим

количеством украшений дают возможность говорить о выделении вождей, родовых или племенных старейшин.

Ученые во изменение прежних взглядов об одинаковости палеолитической культуры на всем пространстве расселения человека теперь, после детальных исследований, приходят к выводу о существовании особых археологических культур, которые, по всей вероятности, соответствуют отдельным охотничьим племенам. Перед наукой стоит задача выяснения существовавших одновременно племен, определения их примерной численности и их территории. Интересен вопрос о взаимоотношениях племен: межплеменной обмен, культурное влияние, слияние или разделение племен, их столкновения, расселение и далекие переселения. Важную проблему представляет изучение и реконструкция языковых явлений в период палеолита. В верхнем палеолите человек широко расселился не только по Кавказу, Средней Азии и европейской части СССР, но и в Сибири, а из Сибири в конце палеолита была заселена и Америка.

Особый интерес для истории человеческой культуры представляет искусство верхнего палеолита, свидетельствующее о высоком развитии интеллекта людей этого периода. Пещеры Франции и Испании сохранили всемирно известные красочные изображения палеолитического времени. В последние годы советскими учеными найдена пещерная живопись на Урале (Капова пещера), где оказались изображения мамонта, носорога, лошади. Художники ледникового периода изображали красками на стенах пещер и резьбой по кости тех животных, на которых они охотились. Это было связано, очевидно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и охотничьими плясками вокруг нарисованных животных, которые, по мысли первобытного дикаря, должны были обеспечить успешную охоту. Этнография знает много примеров таких магических действий; элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водой есть древний магический акт, восходящий к перво-бытности. Особо следует отметить культ медведя, относящийся еще к мустьерской эпохе и позволяющий ставить вопрос о зарождении тотемизма.

На палеолитических стоянках часто находят костяные фигурки женщин; они обычно запрятаны у очагов или у стен жилищ.

Женщины представлены дородными, зрелыми. Очевидно, эти статуэтки отражали идеи плодовитости, жизненной силы, продолжения человеческого рода, олицетворенных в женщине — хозяйке дома и очага. Обилие женских священных изображений в верхнепалеолитических стоянках Евразии привело советских ученых к мысли о том, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей. Матриархат не означал главенства женщин в родовой общине охотников палеолита; ведущее место принадлежало мужчинам — охотникам на мамонтов, кормившим весь род, но женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей. Женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамии, запрещавшей браки в пределах одной родственной группы.

§ 3. МЕЗОЛИТ, НЕОЛИТ, ЭНЕОЛИТ

Примерно за десять—двенадцать тысячелетий до нашей эры огромный ледниковый щит Европы, достигавший 1000—2000 м в высоту, начал таять. На смену плейстоцену пришел новый геологический период — голоцен. Переходный период от ледникового к современному климату, полный различных новшеств как в области природных условий, так и в человеческом хозяйстве, называют условным термином мезолит, т. е. среднекаменный век, — промежуток между палеолитом и неолитом, длившийся примерно около трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг бурные полноводные реки; постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником; обновилась растительность, обнажились глинистые залежи, исчезли некоторые животные — мамонты, носороги.

В связи со всем этим исчез устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, заново в новых экологических условиях создавались новые формы ведения хозяйства. Обилие гибкого дерева позволило сделать замечательное изобретение — лук со стрелами. Это значительно расширило сферу охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми объектами охоты стали мелкие звери и птицы.

Большая легкость такой охоты и повсеместность нахождения дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Обилие водных пространств привело к широкому развитию рыболовства. Большая щедрость потеплевшей природы возродила собирательство. Особенно важным для будущего оказалось собирание диких злаков, что способствовало изобретению деревянных и костяных серпов с кремниевыми лезвиями. Новшеством стало умение создавать режущие и колющие орудия с острыми кусками кремня, в большом количестве вставленными в край деревянного предмета (типа большого ножа, копья, серпа, может быть пилы?).

Вероятно, в это время люди начали осваивать плавание по воде на бревнах и плотах, стали использовать гибкие прутья и волокнистую кору деревьев. Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая взрослых кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.

Мезолит — время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: в палеолите изображали зверей, объекты охоты; в мезолите в связи с ослаблением нивелирующего общинного начала и возрастанием роли отдельного охотника мы видим в наскальных изображениях не только зверей, но и мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Условное наименование неолит применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н. э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. П. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.

Не было единства и в то время, когда неолит господствовал повсеместно (VII — V тысячелетия до н. э.). Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами.

Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, близких к мезолитическим, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах развитие пошло ускоренно. Для неолита характерны применение шлифованных и сверленых орудий с рукоятками, появление ткацкого стана, умение лепить посуду из глины, обработка дерева, постройка лодок, вязанье сетей.

Петроглифы (рисунки на камнях) Севера раскрывают перед нами во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита. С неолитической эпохой связан один из важнейших технических переворотов древности — переход к производящему хозяйству, к скотоводству и земледелию. Скотоводческие племена расселились в обширных степных пространствах от Днепра до Алтая, а земледельческо-скотоводческие племена сформировались на плодородных почвах Украины, Закавказья и Средней Азии. В Средней Азии уже в IV тысячелетии до н. э. появилось искусственное орошение полей при пбмощи системы каналов. Для земледельческих племен характерны большие поселки из глинобитных домов, насчитывавшие иногда по нескольку тысяч жителей.

Примером наивысшего расцвета первобытного земледельческого общества является так называемая трипольская культура IV — III тысячелетий до н. э., располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лвссовых и черноземных почвах. Трипольская культура относится уже к энеолиту, меднокаменному веку, когда появились отдельные изделия из меди, но на формах хозяйства новый материал еще не отразился. Огромные поселки трипольской культуры из сотен больших домов (возможно, укрепленные?) производят впечатление организованности, упорядоченности общества. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины трипольцев, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Особенно интересно миропонимание трипольских племен, пронизанное идеей плодородия, которая вполне естественна для общества, где основой хозяйства было земледелие. Эта идея выражалась в отождествлении

земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, и женщина, рождающая нового человека. Это представление прослеживается во многих религиях, вплоть до христианства. В трипольской культуре очень много небольших глиняных женских статуэток, связанных с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех ярусов, трех зон: зона земли с растениями; зона «среднего неба» с солнцем и дождями; зона «верхнего неба», хранившего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было какое-то женское божество. Эта картина мира очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской Ригведы. В Средней Азии из культовых сооружений энеолита представляет интерес глиняная ступенчатая пирамида, напоминающая зиггура- ты Месопотамии.

§ 4. БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Историческое развитие особенно ускорилось в связи с открытием металла — меди и бронзы (сплава меди с оловом). Начиная с Ш тысячелетия до н. э. орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду стали делать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался межплеменной обмен, участились столкновения между племенами. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода. В наиболее выгодном положении оказались племена, жившие вблизи от залежей меди и олова — на Кавказе, Урале и в Сибири. Вдали от этих центров производства металла, в лесных областях, куда проникали лишь отдельные предметы из привозного металла, чаще всего украшения, человеческое общество развивалось значительно медленнее.

II тысячелетие до н. э. — время глубоких изменений в жизни многих народов. Началось в крупных масштабах общественное разделение труда, выразившееся в выделении скотоводческих племен. Как дополнение к пастушескому скотоводству степных племен развивалось земледелие. В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в про- извсдстве. Наступала эпоха патриархата,

женщина попадала в угнетенное положение. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство. Археологи находят в степных курганах этого времени следы насильственных захоронений женщин вместе с умершими мужчинами.

Роды и племена (племя — форма этнической общности, представлявшая собой совокупность родов) укрупнялись и разрастались. Для развитых племен характерно наличие особых языков, территорий, собственных имен. В ряде случаев возникали объединения племен, по всей вероятности, кратковременные, заключаемые на время совместных походов. Развивавшееся коневодство облегчало организацию крупных военных походов.

Изучение археологических и антропологических материалов этого времени устанавливает, что происходили передвижения одних племен и гибель других. Трипольские земледельческие племена были побеждены соседями-скотоводами, жившими восточнее Днепра. Во II тысячелетии до н. э. племена скотоводов вторглись в бассейны Оки и Верхней Волги, частично оттеснив местное охо- тническо-рыболовческое население. Наблюдалось передвижение племен и в Сибири. Одни из них из области Казахстана продвигались на север, на Средний Урал, а другие — с востока в район современного Минусинска. Около середины II тысячелетия до. н. э. в южнорусских степях складывается так называемая срубная культура (названная по деревянным срубам в курганах); племена эти в дальнейшем продвинулись на запад и ассимилировали ряд племен, живших между Доном и Днепром. Влияние срубной культуры в период ее расцвета распространялось на территории от Нижнего Днепра до реки Урала, доходя на севере до Сейма и Оки.

Сложной проблемой, требующе^ совместной работы лингвистов, антропологов и археологов, является этногенез (происхождение народов). В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам. Географическое размещение их сильно отличалось от современного. Предки угро-финнов формировались по обе стороны Северного Урала. Предки тюркских народов находились восточнее Алтая и Байкала. Средняя Азия была

заселена иранской ветвью индоевропейцев, предками таджиков.

Трудным является вопрос о происхождении славянской ветви индоевропейской языковой семьи. По всей вероятности, прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Одером. Но вполне возможно, что в разное время «прародина» могла иметь разные очертания — то расширяться за счет центральноевропейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг. При тогдашней аморфности и неустойчивости этнических признаков соседствующие племена могли менять направление миграции, культурных связей, а это сказывалось и на выработке общих языковых форм.

Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племен на севере, дако-фракийские племена на юго- западе и протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке. Время от времени протославяне входили в контакт с северо- восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе — с кельтско-италийскими.

Начало разложения родового строя. История различных племен, населявших в бронзовом веке нашу Родину, малоизвестна. Не сохранились ни названия племен, ни имена их вождей, ни их языки, однако установить ход исторического процесса и рас-крыть основные явления той отдаленной эпохи можно. Наиболее важным итогом бронзового века было достижение такого уровня производительных сил в ряде областей, при котором они пришли в противоречие с тормозившим дальнейшее общественное развитие коллективным хозяйством рода. Признаками распада родового строя явились возникновение неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, участившиеся вооруженные столкновения, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Обо всем этом можно судить на основе археологических материалов Северного Кавказа и Причерноморья.

Примером может служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся к III тысячелетию до н. э. Под большим искусственным земляным холмом обнаружено погребальное сооружение из трех комнат. В главной комнате под балдахином с золотыми и серебряными украшениями захоронен вождь с золотой диадемой на голове.

{/spoilers}

 

, выш- городские и другие купцы на лодках- однодеревках свозили свои товары в Киев. Здесь их поджидали торговые люди князя и бояр. По установившемуся обычаю киевский князь на зиму уходил с дружиной в полюдье, а с наступлением весны возвращался с обильной данью. Часть ее грузили в лодки и отвозили в Константинополь. Для снаряжения такой торговой поездки требовалось большое количество лодок, поэтому они были важным предметом дани и торговли.

 

{/spoilers}

Новые публикации по теме - Советское детство

No More Articles

Ещё по теме - Советское детство

No More Articles

Популярное по теме - Советское детство

No More Articles
Яндекс.Метрика