Изучение истории СССР в 9 классе (до 18 века) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Изучение истории СССР в 9 классе (до 18 века) Лернер И.Я. 1963

Назначение: Педагогическая библиотека учителя

© ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР,  МОСКВА 1963

Авторство: Исаак Яковлевич Лернер

Формат: DjVu, Размер файла: 3.02 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

      Глава I. Особенности и содержание систематического курса истории СССР 9 

      Особенности систематического курса 10 Отличия программ систематического и элементарного курсов 16 

      Основные проблемы курса 19 

      

      Глава II. Формирование самостоятельного, творческого осмысления исторического процесса 45 

      Значение развития самостоятельного мышления учащихся 45 

      Уровень развития мышления в IX классе 54 

      Пути развития мышления 62 

      а) Рассказ учителя 62 

      б) Беседа 67 

      в) Логические задания 68 

      г) Анализ наглядных пособий 88 

      д) Домашние задания 90 

      е) Экскурсии 93 

      {spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Глава III. Исследовательский принцип в обучении истории 100 

      Обоснование исследовательского принципа 100 

      Работа над документом 105 

      Привитие навыков и умений самостоятельной работы 122 

      Подготовка самостоятельного сообщения 128 

      О полемике на уроках 138 

      

      Глава IV. Некоторые вопросы коммунистического воспитания и формирования марксистско-ленинского мировоззрения на уроках истории СССР 145 

      Вопросы коммунистического воспитания 146 

      Некоторые вопросы и приемы формирования мировоззрения 157 

      

      Глава V. Примерные разработки некоторых уроков как реализация методической системы курса 184 

      Тема. «Раннефеодальное древнерусское государство — Киевская Русь» 1S6 

      Урок 1. Возникновение древнерусского государства 186 

      Урок 2. Развитие феодальных отношений и распад Киевской Руси 196 

      Урок 3. Древнерусская народность и ее культура 205 

      Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование и укрепление Русского централизованного многонационального государства» 210 

      Тема урока. «Экономическое развитие Русского государства в XVII в.» 211 

      Библиография (краткий рекомендательный список) 223 

      Предметный указатель 227 

      Тематический указатель 229 

{/spoilers}

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Изучение истории СССР в 9 классе (до 18 века) Лернер И.Я. 1963 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      

      Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» предусматривает изучение в старших классах систематических курсов истории СССР, новой и новейшей истории. В соответствии с этим постановлением учащиеся девятых классов начнут во второй половине 1963/64 учебного года изучение систематического курса истории СССР. 

      То обстоятельство, что новый курс строится на основе элементарного курса отечественной истории, изучавшегося в VII — VIII классах, создает ряд преимуществ и вместе с тем трудностей, которые следовало учесть до начала работы по программе систематического курса. Вот почему сектор обучения истории и обществоведению Института общего и политехнического образования АПН РСФСР организовал в 1962/63 учебном году изучение нового курса в порядке «опережающего эксперимента», т. е. на год раньше всех школ РСФСР. 

      В проведении опытной работы принимали участие учитель школы Памяти В. И. Ленина в Горках Ленинских Д. А. Алга-зин, заслуженный учитель школы РСФСР П. С. Лейбенгруб (школа № 525 Москвы), учительница С. Г. Нудельман (школа № 204), учительница Г. С. Щенина и автор книги (школа № 315). 

      Опытная работа названного коллектива протекала в трудных условиях. Не было нового учебника и занятия велись по старым учебникам !, что потребовало сокращения их материала в соответствии с количеством учебных часов. Это, естественно, нарушало последовательность изложения в названных учебных пособиях. В старых учебниках нет документов. Поэтому пришлось создать временную хрестоматию, которая не вполне совпадает с документальным приложением нового учебника 1. 

      Значительная сложность вызвана была и тем, что в экспериментальных классах часть учеников изучала не элементарный курс в седьмых классах, а систематический курс в восьмых классах. Это затрудняло сопоставление уровня знаний к началу занятий и вместе с тем увеличивало опасность притупления интереса к повторному, хотя и более глубокому, изучению курса. Наконец, отрицательное значение имела и кратковременность «опережающего эксперимента», длившегося около полугода. Такой срок не позволил проверить ряд вопросов с достаточной глубиной, так как нельзя было допустить перегрузки учащихся, всегда сопряженной с частой и разносторонней проверкой. 

      Опытной работе непосредственно в классах предшествовала большая подготовка. Было досконально изучено содержание элементарного курса истории СССР по учебникам М. В. Нечкиной и А. В. Фадеева, А. А. Вагина и др.3 и пособию П. С. Лейбенгруба. Последнее дало возможность наряду с наблюдением реальной практики преподавания выяснить преобладающие методы обучения в седьмых классах. Были тщательно сопоставлены программы элементарного и систематического курсов истории СССР для выяснения сходства их и отличий. К началу экспериментальной работы подготовлялись разработки нескольких тем, отражавших рабочую гипотезу о содержании нового курса и методах обучения в девятых классах. 

      Для выяснения уровня знаний к началу занятий были составлены контрольные вопросы, позволившие выяснить прочность знаний основных фактов отечественной истории, изученной в VII классе. 

      В процессе преподавания уроки протоколировались с последующим анализом записей. Это было особенно важно для учета устных ответов и разбора документов предварительно составленной хрестоматии. Из самой сложности эксперимента, вызванной тем, что в одних и тех же классах занимались учащиеся на базе элементарного курса и ученики, изучавшие историю СССР в VIII классе, были извлечены некоторые выводы. Так, первая контрольная работа на проверку уровня знаний к началу занятий проводилась среди обеих категорий учащихся. Это позволило определить прочность знаний за 2,5 — 2 года и 1,5 — 1 год. 

      Сопоставление письменных и устных ответов в ходе обучения дало возможность выяснить уровень развития мышления в зависимости от времени первого изучения отечественной истории. Смешанный состав учащихся позволил также установить степень интереса учащихся к методам работы над повторным курсом независимо от срока, прошедшего между первым и вторым изучением. 

      Основной фактический материал, характеризующий процесс обучения, черпался в классах упомянутых школ. Поэтому мы избегаем каждый раз называть школу, класс, учителя, у которого имел место тот или иной факт, за исключением тех случаев, когда важно указать автора своеобразного приема или зависимость факта от характера класса. Вместе с тем мы считали правомерным использовать некоторые факты процесса изучения прежнего систематического курса истории СССР в других школах страны. Это оправдано в тех случаях, когда идет речь о правильном или неправильном использовании отдельных приемов, равно применимых для данного класса при любом содержании курса. Ведь в этом случае учащиеся отличаются одним и тем же возрастом, одним и тем же количеством лет изучения истории (с IV по IX). По тем же причинам это оправдано при выяснении фактического уровня развития мышления, не всегда зависящего от повторного изучения какого-либо курса. 

      Предлагаемая книга не является поурочным пособием. Несмотря на то что вводимый с 1963 г. систематический курс истории СССР на базе элементарного в известной мере отличается от прежнего систематического курса, нет основания считать его новым и незнакомым учителю. Систематический курс истории СССР практически преподается в советской школе с 1940 г., когда учебными планами и программами было установлено основное содержание курса и его распределение по годам обучения 1. За прошедшие годы содержание курса отчасти менялось вместе с развитием советского общества и исторической науки. Однако накопленный опыт преподавания не должен быть отвергнут, и многие пособия, созданные особенно в последние годы, могут быть использованы учителями и при изучении систематического курса истории СССР, вводимого в 1963/64 учебном году. Не менее пригодна и значительная методическая литература, обобщающая опыт изучения курса в прежние годы. 

      К числу такой методической литературы относится пособие под редакцией профессора А. И. Молока. Учитель найдет в нем интересный учебный материал и рассмотрение многих вопросов курса с начала XVIII в. Так как пособие рассчитано на большее число часов, целесообразно сопоставить его с новым учебником при подготовке к урокам и отбирать дополнительный материал в соответствии с проблемами, освещаемыми в учебнике и в данной книге. 

      Полезной для учителя окажется и книга Л. И. Закотновой В ней содержательно рассматриваются вопросы развития производительных сил до конца XVII в. 

      Вопросам развития культуры посвящено методическое пособие И. П. Попова2. 

      Чрезвычайно большую пользу сослужат учителю две книги. А. Огризко о работе с документами по истории СССР.  В них он почерпнет документы для семинарской работы и для индивидуальных заданий учащимся. 

      Совершенно очевидно, что и обобщающая и достаточно известная книга А. А. Вагина и Н. В. Сперанской 4 не может быть обойдена ни одним учителем, преподающим в старших классах. 

      Ряд других пособий и статей указан в кратком библиографическом указателе в конце книги. Все они окажутся серьезным практическим подспорьем для каждого учителя истории, преподающего систематический курс истории СССР. 

      Однако во всех указанных выше пособиях недостаточно разработана одна проблема, вставшая во весь рост при изучении нового, систематического курса истории СССР. Это проблема развития самостоятельного, творческого мышления учащихся в области исторических и современных общественных явлений. Причем решение этой проблемы является одним из определяющих условий не только усвоения нового, более глубокого содержания курса, но и достижения главной цели обучения истории в целом — коммунистического воспитания учащихся. 

      Вот почему в предлагаемой книге уделено основное внимание слабо разработанным в методической литературе вопросам развития самостоятельного, творческого мышления учащихся. Базой для рассмотрения этих вопросов явился курс истории СССР, однако мы полагаем, что выводы, излагаемые в книге, имеют значение для любого исторического курса в старших классах. 

      И так как только на основе развития творческой самостоятельности учащихся при анализе общественных явлений возможно формирование устойчивого марксистско-ленинского мировоззрения молодого поколения, проблема формирования мировоззрения подвергается специальному, хотя, естественно, и не исчерпывающему рассмотрению в одной из глав. 

      Все сказанное определило построение и логику книги. Они сводятся к тому, что вначале показываются изменения в содержании и глубине раскрытия исторического процесса в нашей стране (глава I). Затем, поскольку усвоение более глубокого содержания возможно только при условии различных форм подлинно самостоятельной умственной деятельности, последующая глава посвящена методам развития творческого мышления (глава И). Продолжением и более высокой формой такой работы учителя является привитие навыков самостоятельного исследования общественных явлений. Этой теме посвящена глава III. И само усвоение определенной глубины содержания, и методы привития навыков самостоятельной работы оправдают себя лишь в том случае, если они обеспечивают формирование марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистическое воспитание в целом. Путям достижения этой важнейшей и конечной цели обучения истории уделяется глава IV. Наконец, в главе V на примерах отдельных уроков раскрывается обучение и воспитание как целостный процесс. 

      Не будучи поурочным пособием, предлагаемая книга тем не менее может помочь учителю при его повседневной подготовке к урокам. Поэтому скажем несколько слов о том, как ею пользоваться. 

      Прежде всего целесообразно прочесть эту небольшую книгу целиком и вдуматься в общий замысел курса и методов его преподавания. Затем, при подготовке к уроку, по тематическому указателю извлекается все, что относится к данной теме. 

      Планирование тем приведено в конце главы V, основное содержание уроков подсказывается учебником. После этого рекомендуем обратиться, опираясь на предметный указатель, к обобщающим рекомендациям (виды вопросов-упражнений, домашних заданий, вопросов к документам и т. д.) и продумать, какие из них целесообразно применить на данном уроке, в данной конкретной теме. Отобранный таким образом материал включается в подготовленный по учебнику и другим пособиям урок, с учетом возможностей учащихся и необходимости избежать их перегрузки. 

      При такой подготовке, разумеется, совершенно недопустимо механическое включение в урок всего имеющегося в книге материала к каждой теме. Иначе говоря, подготовка к уроку должна быть творческой. Создание стимула для творческой самостоятельности учителя при подготовке к урокам и является одной из важнейших задач книги, ибо только при этом условии обучение истории и воспитание молодого поколения будут подняты на новый, более высокий уровень. 

      Книга обязана своим появлением самоотверженным усилиям коллектива учителей — участникам опережающей опытной работы, и автор считает своим приятным долгом обратиться к ним с чувством товарищеской благодарности. Автор выражает также признательность товарищам, оказавшим помощь своими ценными замечаниями и советами при подготовке книги к печати: старшему научному сотруднику сектора обучения истории и обществоведению Н. Г. Дайри, заведующему этим сектором А. Т. Кинкулькину, учительнице школы № 444 Г. В. Клоковой, учителю С. Я. Левину, доценту МГУ А. М. Сахарову, доценту Историко-архивного института Е. В. Чистяковой. 

      

      ГЛАВА 1 

      ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА ИСТОРИИ СССР 

      

      Изучение систематического курса истории СССР в средней школе играет особую роль в развитии и политическом воспитании учащихся. 

      Глубокое осмысление исторического развития нашей Родины создает предпосылки для понимания исключительных успехов, достигнутых советским народом в борьбе за построение коммунистического общества. Оно с полной очевидностью объясняет тот непреложный факт, что именно российский пролетариат, руководимый партией большевиков, оказался во главе международного революционного движения и первый осуществил революцию, освободившую трудящиеся массы нашей страны от векового гнета, революцию, разбудившую титанические творческие силы народа. 

      Курс истории СССР призван воспитать чувство гордости за свое отечество, свой народ, который не только строит общество, основанное на всеобщем труде и подлинной социальной справедливости, но и уже достиг под руководством Коммунистической партии небывалых успехов в развитии производства, науки и духовной культуры. 

      Изучение курса развивает чувство интернациональной дружбы потому, что русский трудовой народ веками жил в содружестве с другими народами. Под руководством ленинской партии прежде угнетенные народы царской России добились равноправия, созданы социалистические республики с развитым производством и культурой. Учащиеся осознают также, что вся деятельность советского народа, его борьба и трудовые усилия являются выполнением интернационального долга перед трудящимися всего мира. 

      Эти воспитательные задачи курса решаются и на материале истории СССР до реформ 60-х годов XIX в. 

      

      ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА 

      

      Изучение систематического курса истории СССР протекает в новых, несколько необычных условиях. Первое и главное из них состоит в том, что учащиеся будут изучать историю СССР на базе элементарного курса, усвоенного в восьмилетней школе. Возникает вопрос о путях использования знаний учащихся по элементарному курсу в целях более глубокого осмысления нового учебного материала. 

      Второе своеобразное условие изучения систематического курса истории СССР состоит в том, что к началу его учащиеся уже в основном знакомы с ходом мировой истории до наших дней. Это обстоятельство позволяет учителю не только прибегать к сравнениям и ассоциациям, но и рассматривать изучаемые события из отечественной истории в их тенденции и перспективе развития. 

      Наконец, в-третьих, систематический курс истории СССР изучается после новой истории, что облегчает понимание природы русского капитализма и его особенностей и, кроме того, позволяет, опираясь на знание темы «Возникновение научного коммунизма», применить начатки знаний теории марксизма к анализу явлений истории СССР. Последнее условие сходно с тем, что было при прежней структуре исторического образования, но надо учесть, что и новая история изучается на базе элементарного курса, а потому ряд важных понятий уже усвоен учащимися. 

      Все эти условия изучения истории СССР в IX классе создают возможность более глубокого и сознательного усвоения содержания курса. 

      Однако первое из указанных условий порождает и некоторые трудности, вызывающие особое беспокойство учителей. 

      В самом деле, программы элементарного и систематического курса в ряде случаев близки по содержанию. Иначе не может быть систематического курса, по необходимости включающего все основные события отечественной истории, в том числе изучаемые в элементарном курсе. Не возникает ли благодаря этому концентризму опасность притупления интереса учащихся к повторному изучению истории СССР? 

      Такая опасность не исключена, особенно в тех случаях, когда на тему выделено мало времени и невольно приходится, хотя бы частично, ограничиваться уже знакомым ученикам материалом. Первые темы по истории СССР учащиеся изучали в начале VII класса, т. е. за 2,5 года до начала систематического курса, а с последними темами курса IX класса знакомились в конце VII класса, т. е. за 2 года до этого. Нельзя игнорировать и того, что какая-то часть учеников в течение этих 2,5 лет закрепила некоторые знания путем внеклассного чтения, слушания радио или с помощью телевизора. 

      Естественно предположить, что при концентрическом изучении курса учащиеся, слушая или читая знакомый материал, могут потерять к нему интерес. 

      Необходимо, однако, со всей отчетливостью подчеркнуть, что при правильной методической системе обучения беспокойство, вызываемое относительно повторным характером курса, лишено основания. 

      Два главных условия определяют новизну и интерес систематического курса. Первое из них — более глубокое содержание нового курса в сравнении со сходными темами элементарного, а также наличие новых тем. Другое условие — методы, поощряющие самостоятельную творческую деятельность учащихся по углубленному усвоению курса. 

      Следует вместе с тем учесть степень прочности знаний, приобретенных учащимися в VII классе, т. е. за 2,5 — 2 года до этого. 

      К началу «опережающего эксперимента» были проверены знания учащимися элементарного курса истории СССР. 

      В результате контрольной проверки, посвященной основным вопросам курса Vlkn^acca, было получено около 700 письменных ответов. Каждый ученик отвечал на три вопроса из разных периодов истории до 1861 г. Учитывая, что проверка проводилась в классах, где преподавание велось квалифицированными учителями, можно полагать, что в большинстве школ мы бы получили по крайней мере ненамного лучшие результаты. Отдельные возможные исключения не могут повлиять на общие выводы. Следует, кроме того, иметь в виду, что проверка проводилась в классах, где часть учеников изучала впервые историю СССР не в VII классе, а в VIII (систематический курс) других школ и, следовательно, перерыв между темами составлял 1,5 — 1 год. Поскольку проверка показала примерно одинаковый для обеих категорий учащихся результат, можно утверждать объективность полученных данных о прочности знаний, т. е. что в памяти учащихся через 1,5 и 2,5 года сохраняются примерно одинаковые по объему знания. Имеются лишь различия в знаниях по отдельным темам, что объясняется многими случайными причинами (отношение к ним учителя, пропуск занятий, внеклассное чтение и т. д.), и в глубине понимания, что обусловлено изучением материала учениками на год старше семиклассников. 

      Контрольная проверка обнаружила относительно слабые знания по многим вопросам отдаленных столетий. На вопрос «Введение христианства на Руси» совсем не ответили 37% учащихся, 41% не указал даты. Подавляющее большинство не назвало князя Владимира. Большинство понимает сущность язычества, часть учащихся отметила насильственный характер крещения. О прогрессивности крещения писал лишь один ученик, классовая сущность введения христианства совсем не привлекла внимания проверяемых. 

      В ответе на вопрос «Роль монголо-татарского ига в истории русского народа» время указали правильно 33%, без обозначения времени написали 50%, длительность правильно обозначили 56%, больше половины охарактеризовали тормозящую роль монгольского ига и 30% учащихся написали о роли его как силы, толкавшей русский народ к объединению. 

      На вопрос о Куликовской битве правильную дату назвали 54% отвечавших, у других колебания ошибочной даты — в пределах 30 — 100 лет, Дмитрия Донского назвали те же 54%, значение битвы раскрыли 35%, хана Мамая указали всего 4 человека, место битвы — 30%. 

      Был дан вопрос «Что такое опричнина и каково ее значение для своего времени?» 80% не указали времени, значение опричнины осветили с большей или меньшей правильностью — 64 %. 

      Со специальной целью был дан вопрос «Укажите основные этапы развития Киевского государства и различия между ними». Контрольная проверка состояла в том, чтобы выяснить самый подход учащихся к периодизации истории. И хотя нельзя было рассчитывать на удовлетворительные ответы, характер полученных ответов все же показателен. 35% вовсе не ответили на вопрос. У других обнаруживается бесспорное понимание смысла вопроса, многие успешно справились с датировкой периодов, но сущность периодов в большинстве ответов дана неправильно. Во всяком случае, ответы на этот вопрос показали наличие определенной почвы для дальнейшей работы над привитием умения периодизировать. 

      Примерно такие же данные характерны для остального периода до XIX в., за исключением вопроса о Суворове, о котором пишут подробно. 

 

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ИСТОРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика