Хрестоматия по истории средних веков Том-3 (Грацианский, Сказкин) 1950
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для преподавателей средней школы.
Настоящий том хрестоматии содержит документальные материалы по третьему, последнему периоду истории средних веков — от великих географических открытий конца XV в. до середины XVII в. Ряд разделов тома дополнен ценными документами по социально-экономической и политической истории этого насыщенного драматическими событиями времени.
В дополнение к ранее принятой тематике, в настоящий том включено два раздела, посвященные великим русским географическим открытиям и роли России в западноевропейской истории XVI—XVII вв. Каждый документ в хрестоматии снабжен подробным научным комментарием и примечаниями.
Всем разделам хрестоматии предшествуют методические введения, имеющие целью облегчить преподавателю использование материалов хрестоматии в школьной практике.
Авторство: Работа создана под эгидой Академии наук СССР, при участии большого количества знаменитых научных работников, преподавателей.. под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина
Формат: DjVu, Размер файла: 11.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Великие географические открытия и начало колониальных захватов
Введение 3
1. Из письма космографа Тосканелли Фернандо Мартинесу, придворному
короля Альфонса V Португальского 8
2. Капитуляция в Санта Фе 17 апреля 1492 г 9
3. Из письма Петра Мартира к Борромео 11
4. Из письма Мартира к графу Тендилье 12
5. Из письма Мартира к кардиналу и вице-канцлеру Асканию Сфор-
су —
6. Из письма Мартира к Фернандо Талабре, архиепископу Гранадскому 13
7. Из письма Мартира к Помпонию Лэто —
8. Из завещания Колумба 14
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
9. Договор между королями Испании и Португалии о разделе мира 15
10. Открытие морского пути в Индию (Записки неизвестного о первой
экспедиции Васко да Гамы) 17
11. Соглашение с конкистадорами об открытиях и завоеваниях новых
земель * 22
12. Договор о «добровольном» признании туземцами власти испанского
короля 24
13. Открытие Тихого океана Бальбоа (Из хроники Овиедо) 27
14. Капитуляция, заключенная с Эрнандо де Магелланом и баккалавром
Луисом Фалеро об открытии островов пряностей 28
15. Путешествие Магеллана.' Из дневника Пигафетты, спутника Магеллана 30
16. Записки Диаса о Мексике 31
17. Августин де Сарате—«История Перу» 39
18. Франциско Лопес де Гомара — «История Индий» 42
19. Европейские колонизаторы в Новом Свете 43
Великие русские географические открытия
Введение 48
1. Из «Хожения за три моря»Афанасия Никитина 53
2. Из «Записок о Московии» Герберштейна 57
3. Из «Книги о Московитском посольстве» Павла Иовия 60
4. Из письма датского короля Фридерика II —
5. Отрывок из письма пфальцграфа Георга Ганса к гроссмейстеру Тевтонского ордена Генриху V фон Бобенгаузену от 27 сентября 1578 г.. 61
6. Из «Сообщения Фрэнсиса Черри, одного из членов английской
торговой компании в Москве» (1587 г.) _
7. Из «Истории о великом княжестве Московском» Петра Петрея. . . 62
8. Из книги Исаака Массы —
9. Из первой челобитной Семена Дежнева .(1662 г.) 69
10. Из второй челобитной Семена Дежнева от 23 сентября 1664 г. . . . 70
11. Из «Путешествия» Филиппа Авриля 71
Германия в XVI и в первой половине XVI] века
Введение 75
А. Экономическое состояние Германии в конце XV и в начале XVI века
1. Из письма Мартина Майера.к Энею Сильвию Пикколомини 84
2. Из Энея Сильвия Пикколомини —
3. Фуггеры и Карл V. Из письма Якоба Фуггера Карлу V в 1523 г. . . 86
4. Состояние имперских финансов. Из переписки императора Карла V
с инфантом и великим комтуром —
5. Изгнание ганзейцев из Англии. (Донесение из Кёльна от 12 февраля
1598 г.) 87
Б, Социальный строй Г ермании XV—XVI веков
6. Дворянство, бюргерство и крестьянство в Германии в эпоху реформации (По свидетельству современника) (1534 г) 88
7. Германское рыцарство в XVI веке. Из автобиографии Геца фон Бер-
лихингена (1480—1562 гг.) 91
8. Песня рыцарей-разбойников из вольницы Шенкенбаха 92
9. Ответная песня крестьян 93
10. В доме Фуггеров в Аугсбурге (По свидетельству современника). ... 95
11. Немецкие ландскнехты в XVI веке. По свидетельству современника. . 96
12. Ландскнехты XVI—XVII веков. По современному официальному
отзыву 97
В. Немецкие гуманисты
13. Эразм Роттердамский. Из «Похвального слова Глупости» —
а) Глупость произносит речь 98
б) Происхождение богини Глупости 99
в) Люди, тщеславящиеся благородством своего происхождения. . . —
г) Богословы —
д) Монахи 100
е) Германские князья и их придворные 101
ж) Папы и духовенство 102
14. Из «Писем темных людей» 103
15. Ульрих фон Гуттен. «Вадиск, или Римская триада» 105
Г. Реформация в Г ер мании
16. Из автобиографических воспоминаний Лютера
17. Из положения Тецеля (1517 г.)
18. Индульгенция
19. Из 95 тезисов Мартина Лютера
20. Письмо Мартина Лютера папе Льву X (1518 г.)
21. Из послания Лютера императору и христианскому дворянству не
мецкой нации об улучшении христианского состояния (24 июня 1520 г.)
22. Письмо Лютера к Спалатину после отлучения от церкви (11 октября
1520 г.)
23. Вормский эдикт (26 мая 1521 г.)
24. Отношение Мартина Лютера к Томасу Мюнцеру
25. Отношение Томаса Мюнцера к Лютеру и его учению
26. Взгляд Мюнцера на имущественное неравенство и положение неимущих
27. Мюнцер о лучшем будущем и борьбе за него
28. Мюнцер о светской власти и организации общин
29. Письмо Мюниера мансфельдским рудокопам (май 1525 г.)
30. Протестация двадцати имперских чинов (19 апреля 1529 г.)
31. Аугсбургский религиозный мир (25 сентября 1555 г.)
Д. Крестьянская война в Гер мании
32. «Крестьянский башмак» (из хроники Памфилия Генгенбаха). . . .
33. Двенадцать статей
34. «Письмо-тезисы» (Artikelbrief)
35. Лоренц Фрис о крестьянской войне во Франконии
36. Гейльброннская программа
37. Крестьянская война и Лютер. «Обращение с мирными предложениями»
38. Из памфлета Лютера «Против разбойных и грабительских шаек
крестьян» (1525 г.)
39. Назидание Лютера крестьянам. Толкование второзакония (1529 г.).
40. Песня об усмирении Мюльгаузена
Е. Тридцатилетняя война
41. Французский дипломат Фанкан о международном положении в Европе в 1627 г
42. Русское государство и шведско-русские отношения в оценке Густава-
Адольфа
43. Речь Густава-Адольфа на сейме в Оребро (январь 1617 г.)
44. Валленштейн и его армия
45. Зверства во время Тридцатилетней войны
46. Последствия Тридцатилетием войны
а) Из донесения думы г. Пренцлау от 9 февраля 1639 г
б) Из донесения Берлинской городской думы 1642 г
47. Разорение Германии в Тридцатилетнюю войну
48. Вестфальский мир. Мирный договор императорско-шведский, или
Оснабрюкский (24 октября 1648 г.) 144
49. Мирный договор императорско-французский, или Министерский. . . 147
Франция в XVI и первой половине XVII века
Введение 149
A. Франция в XVI веке
1. Венецианский посол Микеле Суриано о Франции XVI века (1561г.). 155
2. Конкордат Франциска 1 с папой Львом X 156
3. Булла папы об аннатах 158
4. Протокол палаты правосудия 159
5. Франсуа Рабле «Жизнь великого Гаргантюа» 161
6. Франсуа Рабле «Правила, регулирующие образ жизни телемитов». . 164
7. Указ Анн де Монморанси 165
8. Придворный турнир во Франции в XVI в. (По рассказу очевидца) 166
9. Варфоломеевская ночь 168
10. День баррикад 12—13 мая 1588 г 170
Б. Франция при Генрихе IV
11. Нантский эдикт 172
12. Нантский эдикт и Тулузский парламент 175
13. Обращение крестьян «кроканов» к офицерам, комендантам крепостей на пути их следования 175
14. Королевская администрация и двор во Франции в начале XVII века 176
15. Смерть Генриха IV (14 мая 1610 г.) 178
B. Франция при Ришелье
16. Состояние Франции в первой половине XVII века. Из «Политического завещания» Ришелье 179
17. Отношение Ришелье к дворянству. Из «Политического завещания»
Ришелье 180
18. Отношение Ришелье к народу. Из «Политического завещания» Ришелье 181
19. Эдикт против дуэлей 182
20. Королевская декларация о снесении замков 184
21. Усмирение гугенотов. (Из «Мемуаров» кардинала Ришелье) 185
22. Эдикт, запрещающий парламентам вмешиваться в государственные
дела и администрацию 186
23. Донесение интенданта юстициидеВуайе д'Аржансона (1 июня 1633 г.). 1$7
24. Поручение, данное интенданту юстиции и финансов Вилльмонте
(31 марта 1637 г.) 188
Испания в XVI—XVII веках
Введение 190
А. Внешняя политика испанской державы
1. Захват Лиссабона испанцами 194
2. Оценка испанской политики Елизаветою Английской —
3. Морской разбой англичан . . 195
4. Дурные времена в Новой Испании 196
5. Нападение англичан на Кадикс (1587 г.) —
6. Папа жалует Филиппу И корону Англии и Ирландии 197
7. Гибель «Великой армады» —
8. Золото из Новой Испании 199
Б. Внутреннее состояние Испании
9. Из речи представителя дворянства на кортесах 1538 г 200
10. Испанская финансовая политика —
11. Надпись на здании Севильской инквизиции 202
12. Ауто-да-фе в Севилье 203
13. Восстание в Сарагоссе 204
14. Упадок Испании в конце XVI и начале XVII века 207
Контрреформацпя в Европе
Введение 211
Орден иезуитов
1. Формула церковного проклятия 213
2. Из устава «Общества Иисуса» —
3. Из поучений Игнатия Лойолы 214
Нидерландская буржуазная революция
Введение 216
Буржуазная революция в Нидерландах
1. Антверпен в XVI веке 224
2. Производительность мануфактурной промышленности 226
3. Размеры годового дохода Карла V, получаемого от отдельных частей его державы —
4. Отношение испанских властей к радикальному еретическому движению 227
5. Указ Карла V о преследовании еретиков в Нидерландах —
6. Расправа над графом Эгмонтом и адмиралом графом Горном 229
7. Прокламация Вильгельма Оранского 232
8. Формула полномочий, данных Вильгельмом Оранским Людвигу
Нассаускому для набора войск 233
9. Письмо о пожертвованиях, врученное Вильгельмом Оранским Дитриху Сонуа —
10. Отрывок из «Речи» 234
11. Отношение герцога Альбы к «Кровавому совету» —
12. Донесение Альбы Филиппу И об осаде Гарлема 235
13. Циркуляр герцога Альбы, изданный в Утрехте —
14. Письмо герцога Альбы Филиппу II (1573 г.) 236
15. Французская интервенция в Нидерланды —
16. Отношение Англии к событиям Нидерландской революции 238
17. Заявление «меньшинства» на ассамблее генеральных штатов в Дель-
фте в 1576 г 239
18. Объявление Вильгельма Оранского вне закона —
19. «Зашита» Вильгельма Оранского (1580 г.) 240
20. Иконоборчество в Бельгии 241
21. Убийство Вильгельма Оранского 242
22. Гентское умиротворение —
23. Утрехтская уния 243
24. Томас Мен о Голландии XVII века 246
25. Голландия становится колониальной державой 248
Англия в XVI— XVII веках
Введение 251
Социально-экономическое развитие Англии в XVI—XVII веках
Огораживания в Англии XVI века и аграрное
движение
1. Акт против разрушения деревень (1489 г.) 255
2. Королевская грамота о назначении комиссии по расследованию огораживания (1517 г.) 256
3. Томас Мор об аграрной революции XVI века 257
4. Жалоба копигольдеров на огораживания, выселения и прочие при
теснения со стороны новых землевладельцев секуляризованного монастыря Сион 258
5. Выдержка из памфлета XVI века 260
6. Выдержка из проповеди XVII века 261
7. Требования крестьян, восставших под предводительством Кета
(1549 г.) —
8. Акт о наказаниях для бродяг и упорных нищих (1597 г.) 264
Промышленность и внешняя торговля
9. Жалобы ткачей Сеффока и Эссекса (1539 г.) 265
10. Описание централизованной мануфактуры конца XVI века 266
11. Мануфактура и торговый капитал в шерстяной промышленности
XVII века -
12. Основание Ост-Индской компании (1599—1601 гг.) 268
13. Акт парламента о прекращении уплаты аннатов римскому престолу. 270
14. Булла папы Павла III об отлучении Генриха VIII (1535 г.). . . 271
15. Инструкция английскому духовенству, составленная Томасом Кромвелем (1536 г.) 272
Польша в XVI—XVII веках
Введение 274
А. Положение крестьянства
1. Усиление крепостной зависимости крестьян в Польше 277
2. Закон о барщине. ... 278
3. Положение крестьян в Польше в XVI веке 279
4. Притеснения крестьян в Польше в XVII веке —
5. Сатира на повинности и притеснения крестьян в Польше 280
6. Крестьянское восстание Александра Костки Наперского в Краковской
земле (1651 г.) 282
Б. Политическая жизнь Польши
7. Люблинская уния (1569 г.)
8. Польский историк Длугош о требованиях шляхты ' 284
9. Невские статуты (1454 г.): —
10. Обличения и предсказания Скарги 285
11. Власть короля в Польше 286
12. Упадок Речи Посполитой в XVIII веке 287
13. Liberum veto в Польше 288
Падение Византии и Турция XV—XVIII веков
Введение 291
1. Бедность византийских императоров в оценке историка Никифора
Григоры 293
2. Падение Константинополя по оценкам современников —
3. Ответ Мухаммеда II послам византийского императора 294
4. Турецкий историк Саад-ад-дин о взятии Константинополя (1453 г.) —
5. Письмо турецкого султана Сулеймана I Великолепного к королю
Франциску I 298
6. Морская битва при Лепанто 299
7. Турки под Веной в 1683 г 301
Русское государство и Западная Европа в XVI—XVII веках
Введение 305
1. Послание старца Филофея великому князю Василию III 313
2. Проект Ивана Грозного о развитии русской торговли 315
3. Рюссов. Взятие Нарвы русскими войсками (1558 г.) 316
4. Грамота жителям Данцига —
5. Рюссов. О гибели торговли города Ревеля 317
6. Отписка нарвского воеводы в Ревель с требованием прекратить задержку судов, идущих в Нарву 318
7. Из переписки русских купцов о своих торговых делах 319
8. Из переписки Ивана Грозного с английской королевой Елизаветой
об английской торговле в России 320
9. Депеша французского агента о польской интервенции в Русское
государство 322
10. Осада Смоленска польскими войсками (1609—1611гг.) 323
И. Грамота русского правительства датскому королю Христиану IV . 324
12. Челобитная царю Алексею Михайловичу русских торговых людей
о притеснениях иноземцев 325
13* Новоторговый устав (1667 г.) 328
14. Таблица ежегодного вывоза русских товаров через Архангельск . . 329
15. Кильбургер о торговых возможностях Русского государства и русских рынках —
16. Я. Рейтенфельс об экспорте и импорте России г . 331
17. А. Мейерберг о русских дипломатах (1661 г.) 333
18. Г. Котошихин о дипломатической службе в Русском государстве
в XVII веке —
19. Андрусовское перемирие между Россией и Польшей (1667 г.) . . . 336
20. Я. Рейтенфельс о русском войске 338
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Хрестоматия по истории средних веков Том-3 (Грацианский, Сказкин) 1950 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
Великие географические открытия и начало колониальных захватов
Введение
Бесспорная занимательность и доходчивость материала, посвященного географическим открытиям, позволяет каждому школьнику прочитать все документы, составляющие данный раздел.
Поэтому, воспроизводя в своем рассказе лишь основные, наиболее существенные указания документов, учитель может привлечь к изучению и истолкованию первоисточников самих учащихся. С этой целью хорошо использовать внеклассные кружковые занятия.
Наиболее важные документы могут быть прочтены всеми учениками, которым можно поручить подготовить на их основе ответы на заранее поставленные преподавателем контрольные вопросы.
Некоторые документы более сложного характера могут быть положены в основу небольшого устного сообщения в классе, которое целесообразно поручить одному-двум более подготовленным ученикам. Наконец, группа документов, связанных тематически, может послужить основой для подготовки внеклассного доклада, на занятиях школьного кружка по истории. В этом последнем случае круг привлекаемых источников может быть расширен за счет дополнительных материалов, которые докладчик с помощью учителя найдет в сравнительно обширной научно-популярной литературе,'относящейся к истории великих географических открытий и первых колониальных захватов.
Готовя свой рассказ и намечая те или иные выступления учащихся, учитель должен поставить перед собой определенную цель: не только дать яркое описание приключений, успехов и невзгод, выпавших на долю смелых мореплавателей и открывателей новых земель, но и объяснить учащимся причины, вызвавшие к жизни эти открытия, и, что важнее всего, последствия, к которым привели великие географические открытия.
Учителю следует уделить внимание той ломке старых географических и космографических представлений, которую принесли с собой великие географические открытия. Обобщая значение гигантского сдвига в представлениях людей, Энгельс писал: «Рамки старого orbis terrarum («круга земель», т. е. мира.— А. Э.) были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности» *.
Важнейшей идейно-политической задачей представляется разъяснение экономических и социально-исторических последствий великих географических открытий.
Маркс ярко характеризует ту роль, которую беспощадное ограбление и эксплуатация порабощенных народов сыграли в процессе так называемого первоначального накопления.
«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное 1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 476.
поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления» 1.
Маркс подчеркивал грабительскую деятельность буржуазии, цитируя слова английского экономиста Дуннинга: «Обеспечьте 10 процентов и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы»1 2.
Знакомство с кровавыми страницами истории покорения и порабощения беззащитных народов вызовет у учащихся возмущение жестокостью и цинизмом конкистадоров.
Такова целевая установка, обязывающая учителя считать центром тяжести при изучении данной темы не занимательную историю открытий в тесном смысле слова, а все то, что связано с борьбой за ограбление и порабощение новооткрытых стран и народов. Именно поэтому в предлагаемом учителю втором издании хрестоматии к прежним документам, освещающим ход великих географических открытий, добавлены новые документы, характеризующие роль конкистадоров и участь туземного населения новооткрытых стран.
Несомненное воспитательное значение будет иметь и рассказ учителя о трагической судьбе гениальных исследователей, например Колумба, умиравших в нищете и полном забвении
Принципиальное значение этого вывода будет подчеркиваться указанием на судьбу тех советских путешественников и исследователей, которые свободны от необходимости служить своекорыстным интересам эксплоатаюрского класса и которые, обогащая своими открытиями социалистическое общество, черпают силу и уверенность в поддержке и признательности этого общества.
Первый документ, которым открывается раздел, представляет существенный интерес. Письмо, приписываемое выдающемуся ученому конца XV в. Тосканелли, свидетельствует нам о географических представлениях, господствовавших в то время. Следует обратить внимание учащихся на то, что решающим аргументом в пользу экспедиции, направляемой на запад, является шарообразность земли
Содержание «Письма» Тосканелли показывает, что европейцы представляли себе страны Войска чрезвычайно богатыми. Учитель может подчеркнуть, что сведения о густонаселенных странах и гаванях Востока, повторяемые в «письме», представляют собой отзвук известий Марко Поло, распространенных с XIII столетия и пополненных, как это видно из «письма», новыми данными.
Выясняя содержание данного документа и мотивируя идею нового, «западного» пути к сокровищам Востока, следует напомнить, каким образом осуществлялась в то время торговая связь с ним европейских стран. Для этой цели можно привлечь соответствующие данные из документа 10, в котором описывается маршрут восточных грузов, проходящих через Египет, позволявший египетскому султану обогащаться за счет произвольных пошлин. Стоит также привлечь данные документа 18, свидетельствующие о попытке проложить для восточных товаров новую дорогу через Московское государство. Целесообразно поручить одному из учеников нанести на контурную карту линии торговых путей, наглядно показывающих необходимость установления непосредственных связей между европейскими государствами и странами Востока. Подобная карта могла бы показать не только маршрут восточных грузов, но и те исходные точки, откуда вывозились пряности, драгоценности, индийские краски, слоновая кость и т. д.
Документ 2 «Капитуляция в Санта Фе» позволяет охарактеризовать истоки испанской колониальной политики. Испанская корона стремится овладеть новыми источниками доходов и закрепить за собой монопольное право на ново- открытые и еще не открытые земли. Этас первого момента наметившаяся тенденция находит свое выражение в титуле «сеньоры и владыки упомянутых морей-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVII, гл. 24, стр. 821.
2 Т а м же, стр. 832.
океанов», титул, который испанская королевская чета присваивает себе еще накануне первого путешествия Колумба в предвидении предполагаемых захватов. Капитуляция содержит и перечень ожидаемых благ: здесь и жемчуг, и серебро, и драгоценные камни, и пряности — все то, что может стать желанным источником наживы.
Документы 3—7 — письма Петра Мйртира высокопоставленным современникам. Они могут стать основой краткого доклада о путешествиях Колумба по отзывам его современников. Эти письма свидетельствуют о том, что весть о возвращении Колумба и его открытиях была воспринята как неожиданность, а также о том, как усиливались эти впечатления по мере притока новых сообщений об открытых островах и обнаруженных там богатствах. Через все "‘Повествование о диковинных племенах и землях красной нитью проходит интерес к золоту. «Золото родится в тех землях», гласит документ 3, о самородках необыкновенной величины говорится в документе 7.
Говоря об этой жажде золота, учитель может рассказать об алчных конкистадорах, хлынувших в новооткрытые страны, обуреваемых желанием быстрого обогащения, презиравших труд и обрекавших туземное население на все бедствия рабства, на каторжный труд и вымирание.
Документ 8 — извлечение из завещания Колумба — позволит ученику нанести на карту те острова, которые были открыты при жизни Колумба, и обозначить их двойным наименованием: тогдашним и нынешним. С перечнем этих островов следует связать и высказанное Колумбом убежденнее том, будто он действительно открыл «индийский материк», и напомнить, что представление об обособленности Американского континента от Азии сложилось лишь позднее. Комментируя то место в завещании Колумба, где говорится о его правах на долю «дохода от Индии», учитель может отметить, насколько далекими от действительности оказались эти притязания и в каком тяжелом положении заканчивал свой жизненный путь великий мореплаватель.
Документ 9—Тордесильясский договор—чрезвычайно важен. Комментируя данный документ, учитель сможет объяснить, что испано-португальское соперничество началось задолго до открытия Америки и нового пути в Индию, в 20-х годах XV столетия. Обе пиренейские державы вели ожесточенную борьбу за овладение Канарским архипелагом и западными берегами Африки — землями, которые являлись плацдармом для дальнейшего продвижения в сторону Индии и Нового Света. Борьба эта долгое время велась при явном превосходстве Португалии, которой на протяжении XV столетия удалось захватить важные опорные пункты на западных берегах Африки и овладеть землями Гвинеи, богатыми слоновой костью и золотом. Португальские «рыцари первоначального накопления» превратили захваченные ими территории в необъятный невольничий рынок и утвердились на дальних подступах к Индии. Еще в 1479 г. между Португалией и Испанией был заключен Алькасавасский договор, по которому португальцам предоставлялись все права на африканские земли и на морские пути в Атлантике. За 15 лет, отделяющих Алькасавасское соглашение от Тордесильясского, соотношение сил резко изменилось. Испания, прежде разъединенная и раздробленная, стала единой и могущественной державой. Испанские корабли проложили путь к берегам Америки, и границы «сфер влияния» обеих держав, установленные в Алькасавассе, утратили значение. Именно в этой связи следует обращаться к документу 2, в котором были выдвинуты новые притязания Испании. Учитель может рассказать о том, как португальский король Иоанн II доказывал, что проект отыскания морского пути в Индию является изначально португальским, а потому все земли, обнаруженные на пути к Азиатскому материку, должны принадлежать не Испании, а Португалии. Притязания Португалии на роль монопольной владычицы новооткрытых земель оспаривались Испанией и под ее давлением вызвали вмешательство папы, который в мае 1493 г. впервые попытался размежевать сферы господства, подтвердив права Испании на «западные моря и земли» и права Португалии на «моря и земли востока». Учащиеся с интересом услышат, что за каких-нибудь три месяца 1493 г. папа Александр VI Борджиа три раза проводил линию размежевания и принимал различные решения о разделе мира. При этом Испа
ния щедро платила ему за уступку морей и земель, которые, разумеется, никогда в прошлом не принадлежали ни папскому престолу, ни каким бы то ни было христианским державам. 25 сентября Александр VI в новой булле, уступая натиску испанских представителей в Риме, заново провел «папский меридиан», разграничивающий морские владения двух держав, и принял, таким образом, четвертое решение. Тордесильясский договор 1494 г представляет собой попытку двух держав вступить в непосредственное соглашение без обременительного и дорогостоящего посредничества папы.
Связывая договор с документами 11, 14 и 15, можно показать, как Испания в своих указаниях Бастидасу и Магеллану предлагала не нарушать португальские интересы. Шаткость соглашения, покоившегося на демаркации, тем не менее выявляется в ходе дальнейших событий. Учитель может рассказать, как португалец Кабраль, отнесенный бурей к берегам Южной Америки, открыл Бразилию и передал ее во власть Португалии, хотя она и лежала «в испанской сфере». Не менее интересно напомнить о том, как участники экспедиции Магеллана были у берегов Африки арестованы португальцами «за пересечение меридиана», которого они в действительности не пересекали, попав на восток в результате своего продвижения на запад. По всей группе документов 1—9 учитель может формулировать контрольные вопросы, способствующие усвоению и закреплению в памяти содержания этих документов:
1. Какие цели ставили перед собой путешественники, отправляясь на Восток, как они представляли себе условия жизни на Востоке?
2. Как они доказывали, что можно попасть в страны Востока, если плыть на запад?
3. Какими чертами характеризовал Мартир путешествие Колумба? Знал ли Колумб об открытии нового материка?
4. Как характеризовали современники природные богатства и людей новых стран?
5. На каких условиях Колумб предпринял своё путешествие и в какой степени эти условия были впоследствии соблюдены?
6. Как возникло испано-португальское соперничество и как произошло размежевание между двумя морскими державами?
Документ 10 рисует успешный финал многолетних и упорных попыток португальских моряков, обогнув Африку, достигнуть морским путем берегов Индии.
Весьма любопытны уловки Васко да Гамы, пытавшегося в переговорах с каликутским раджею преувеличить силу и богатство своего короля и обольстить мнимым дружелюбием местное население. Комментируя документы 10 и 11, учитель должен отметить те ценности, отыскание которых составляло цель экспедиций. В этом перечне не фигурируют земли, сады и нивы, зато упоминаются рабы-негры, которыми уже в 1521 г. пришлось заменять быстро вымиравших туземцев Нового Света.
Весьма знаменательно также и то, что испанская корона стремится поставить под контроль своих чиновников все ценности, которыми богаты владения Нового Света, но безрезультатно, так как львиная доля всех захваченных богатств попадала в руки хищных конкистадоров, несмотря на все ухищрения и протесты кастильской казны.
Документ 12 целесообразно зачитать в классе как яркое свидетельство наглого лицемерия конкистадоров, разыгравших комедию «добровольного» приобщения туземцев к испанской короне.
О применении «рекеремьенто» говорит и документ 17, повествующий о пленении Атагуальпы. Оценивая «рекеремьенто», учитель должен разъяснить, как использовалась вся церковная история и легенда о св. Петре в интере сах обоснования тиранического господства кастильской короны над беззащитными народами и племенами.
Из документа 13 следует зачитать формулу, произнесенную Бальбоа в момент открытия Тихого океана. В этой формуле нетрудно уловить отзвук традиционных притязаний испанской короны на обладание всеми еще не открытыми землями, находящимися в границах испанской демаркации.
Документ 14 во многом повторяет содержание документа 2.
Документ 15 говорит о необычайной стойкости участников первого кругосветного путешествия, преодолевших все лишения и трудности тяжелого пути. Можно напомнить слова Магеллана, говорившего, что он заставит своих голодных спутников грызть ремни такелажа, но не откажется от своего замысла.
Документы 16 и 17 могут быть положены в основу ученических докладов, посвященных мексиканской экспедиции Кортеса и перуанской экспедиции Писарро. Задача учителя, как отмечалось выше, должна заключаться в том, чтобы связать изучаемый документальный материал с суждениями Маркса и показать методы порабощения и эксплоатации колониальных народов во всей их неприглядности. Этому призван способствовать документ 19, написанный современником и очевидцем и обличающих бесчеловечные жестокости конкистадоров, сознательное истребление целых племен, растерзание людей при помощи собак, методов расправы, нашедших подражателей в наше время в лице представителей человеконенавистнического фашизма.
* * *
Высказывания классиков марксизма: К. Маркс и Ф. Энгельс',
т. XIV (Старое введение к «Диалектике природы»); т. XVII (Капитал, гл. 24); К. Маркс, Хронологические выписки; т. III («Архив Маркса и Энгельса», т. VII, стр. 98).
* * *
Документы 1, 3, 4, 5, б, 7, 8, 15 взяты из хрестоматии проф. П. Н. Ардашева «Новая история в отрывках из источников», ч. I. Документы 10 и 16 взяты из «Хрестоматии по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время» под ред. В. П. Волгина (Гиз, 1920). Документ 13 — из книги Пешеля «История великих географических открытий». Документы 2, 9, 11, 12, 14, 17, 18, 19 переведены с испанского и комментированы Я. М. Светом.
Введение написано Д. Н. Никифоровым и А. Д. Эпштейном.
{/spoilers}