Методика преподавания астрономии в средней школе (Левитан) 1965 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Для учителей
Авторство: Ефрем Павлович Левитан
Формат: DjVu, Размер файла: 4.12 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …3
Часть первая Общие вопросы преподавания астрономии
Глава 1. Астрономия как общеобразовательный учебный предмет …5
§ 1. Из истории преподавания астрономии в нашей стране
§ 2. Основные задачи преподавания астрономии …3
§ 3. Связь астрономии с другими школьными предметами 9
Астрономия и физическая география…—
Астрономия и физика
Астрономия и математика
Астрономия и обществоведение
Астрономия и другие школьные предметы
§ 4. Формирование основ материалистического мировоззрения …12
Материя …13
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Единство и многообразие мира. Всеобщая связь явлений в природе …14
Движение материи …13
Пространство и время. Бесконечность и вечность Вселенной …16
Основной вопрос философии и коренные задачи науки 17
Познаваемость мира и его закономерностей …13
Законы диалектики …19
§ 5. Атеистическое воспитание в процессе преподавания астрономии …21
§ 6. Методы преподавания астрономии …23
§ 7. Домашние задания и система учета знаний …25
Домашние задания
Учет знаний учащихся …26
§ 8. Решение задач в курсе астрономии …28
Вычислительные задачи…—
Примеры задач, решаемых с подвижной картой звездного неба …32
Задачи-вопросы …33
§ 9. Школьный астрономический кружок …34
§ 10. Некоторые формы внешкольной работы по астрономии 36
Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетариях
Астрономические кружки и клубы при планетариях и народных обсерваториях …37
Экскурсии по астрономии …39
§ 11. Подготовка к преподаванию астрономии …39
Предварительная подготовка к преподаванию астрономии 39
Планирование курса …40
Учет специфики сельских, вечерних и специальных школ 41
Подготовка к уроку …42
Глава II. Приборы и наглядные пособия …44
§ 12. Школьные телескопы…—
§ 13. Школьная астрономическая площадка и обсерватория 50
§ 14. Карты, атласы, календари и справочники …54
§ 15. Модели и приборы по сферической и практической астрономии …56
Модели небесной сферы…—
Прибор для демонстрации связи линий небесной сферы и Земли …57
Теллурий …58
Приспособления для практических работ …61
§ 16. Приборы для демонстрации движения искусственных спутников Земли …65
§ 17. Модели планетной системы …68
§ 18. Другие модели по курсу астрономии …70
Модель для объяснения приливов…—
Модель для объяснения параллаксов …71
Модели лунной поверхности …72
Модель солнечной грануляции…—
Пространственная модель расположения ближайших к Солнцу звезд …73
§ 19. «Планетарий»…74
§ 20. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, таблицы 77
Глава III. Астрономические наблюдения и практические занятия …80
§ 21. Роль и специфика наблюдений…—
§ 22. Изучение звездного неба…—
§ 23. Наблюдения Луны …85
§ 24. Наблюдения Солнца …86
§ 25. Наблюдения планет …89
§ 26. Наблюдения метеоров …92
§ 27. Наблюдение искусственных спутников Земли …93
§ 28. Наблюдения по темам звездной астрономии …96
Телескопические наблюдения звезд…—
Ознакомление с переменными звездами …97
Наблюдения звездных скоплений и туманностей…—
Наблюдения галактик…—
§ 29. Тематика и планирование групповых наблюдений и практических занятий …98
§ 30. Содержание групповых наблюдений и практических
занятий …99
Занятие № 1. Ориентировка по звездному небу
Занятие № 2. Приближенное определение координат небесных светил и географической широты …100
Занятие № 3. Наблюдение Луны и планет в телескоп 102
Занятие № 4. Наблюдение Солнца в телескоп…—
§ 31. Организация групповых наблюдений и практических занятий …102
Часть вторая Поурочный анализ курса астрономии
Глава IV. Введение в астрономию… 104
Урок 1. Предмет астрономии…—
Урок 2. Небесная сфера и ее значение для практики 108
Урок 3. Небесная сфера и Земля …110
Вопросы для повторения темы «Введение в астрономию» 113
Глава V. Развитие представлений о Земле и Солнечной системе 114
Урок 4. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира…—
Урок 5. Истинное движение планет и законы Кеплера 117
Урок 6. Форма и движение Земли. 120
Урок 7. Определение расстояний до небесных тел и размеров небесных тел …123
Урок 8. Закон всемирного тяготения и его следствия 125
Урок 9. Теоретические основы запуска искусственных
спутников Земли и космических ракет …128
Урок 10. Достижения Советского Союза в освоении космического пространства …134
Вопросы для повторения темы «Развитие представлений о Земле и Солнечной системе»…139
Глава VI. Основные практические применения астрономии и методы изучения светил …140
Урок 11. Определение положений светил по их горизонтальным и экваториальным координатам…—
Урок 12. Связь высоты полюса мира с географической широтой места …144
Урок 13. Видимое годовое движение Солнца и его объяснение …146
Урок 14. Измерение времени. Истинное и среднее солнечное время …149
Урок 15. Системы счета среднего солнечного времени 152
Урок 16. Календарь. Обзор основных практических применений астрономии …155
Урок 17. Телескоп и фотография …158
Урок 18. Понятие о спектральном анализе и радиоастрономии …161
Вопросы для повторения темы «Основные практические применения астрономии и Методы изучения светил» 166
Глава VII. Физическая природа тел Солнечной системы 167
Урок 19. Движение и фазы Луны. Затмения…—
Урок 20. Физическая природа Луны …170
Урок 21. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы …173
Урок 22. Физическая природа планет-гигантов …176
Урок 23. Природа комет и метеорных тел …179
Урок 24. Физическая природа Солнца …182
Урок 25. Солнечная активность и ее земные проявления 186
Вопросы для повторения темы «Физическая природа тел Солнечной системы»…190
Глава VIII. Звезды и звездные системы. Строение Вселенной 191
Урок 26. Основные физические характеристики звезд 192
Урок 27. Двойные, переменные и новые звезды …197
Урок 28. Звездные скопления. Диффузная материя 201
Урок 29. Галактики. Бесконечность Вселенной …203
Вопросы для повторения темы «Звезды и звездные системы. Строение Вселенной»…208
Глава IX. Происхождение и развитие небесных тел…—
Урок 30. Современные представления о происхождении и эволюции звезд 210
Урок. 31. Происхождение и эволюция планет и Земли 213
Урок 32. Заключительный урок астрономии …216
Список использованной литературы …220
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Методика преподавания астрономии в средней школе (Левитан) 1965 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Часть первая
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ
Глава I.
АСТРОНОМИЯ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
Важную роль в совершенствовании преподавания астрономии играло Русское астрономическое общество, организованное в Петербурге в 1890 г. по инициативе прогрессивно настроенных астрономов и педагогов.
Постепенно приобретают все большее распространение идеи преподавания астрономии на основе самостоятельных наблюдений учащихся. Так, А. Гатлих в предисловии к книге «Начатки космографии» (1899 г.) писал: «Учащийся должен сам убедиться в том, что небесный свод поворачивается с востока на запад, что Полярная звезда почти остается на месте, что вид звездного неба в один и тот же час не один и тот же в разные дни года, что Солнце восходит и заходит не в одной и той же точке горизонта, что Луна быстро перемещается между звездами и пр. Он должен непременно различать на небе важнейшие созвездия и звезды первой величины, уметь приближенно определить полуденную линию и истинный полдень».
В 1911 г. была опубликована книга Н. Ф. Платонова «Практические занятия по начальной астрономию), в которой наблюдения и практические занятия по астрономии анализировались в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их интересами.
Н. Ф. Платонов подчеркивал, что наблюдения необходимо проводить до изучения явлений в классе, а также обращал внимание учителей на желательность любительской работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению астрономии.
Методические идеи и лучший опыт прогрессивного русского учительства впоследствии стал основой развития советской методики преподавания астрономии.
В июне 1917 г. состоялось Второе Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии в Москве. Оно происходило в канун Великой Октябрьской социалистической революции, когда учительство почувствовало некоторую относительную свободу выражения своих мыслей и могло обратить внимание на мировоззренческие вопросы. Докладчиками были по большей части молодые учителя, вводившие в преподавание астрономии и наблюдения и, насколько это было возможно, вопросы мировоззрения.
Докладчики (Н. Ф. Платонов, К. Л. Баев, М. Е. Набоков, П. А. Симагин, Д. В. Лермантов) сообщали о состоянии обучения астрономии в школах различных типов того времени (мужские и женские гимназии, реальные училища, кадетские корпуса) и представляли проекты улучшения преподавания. Обобщение этих проектов содержится в резолюции, показывающей, насколько к этому времени педагогическая мысль продвинулась вперед. В резолюции говорилось: «... космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную роль, имеет свое специальное высокое значение: она формирует научное мировоззрение...»
Чтобы оценить значение выдвижения на первое место мировоззренческой роли астрономии как учебного предмета, напомним, что в дореволюционной школе вообще не допускалась критика религии. Практически это приводило к тому, что в русских учебниках конца XIX и начала XX в. не вскрывалась роль открытия Коперника, а говорилось лишь о «гипотезе Коперника о движении Земли», не упоминались имена Галилея и Бруно, почти не затрагивались вопросы космогонии.
В молодой советской школе значение обучения основам астрономии для формирования диалектико-материалистического мировоззрения понималось главным образом как изложение учения о вращении и обращении Земли и биографий ученых, отстаивавших гелиоцентрическую систему мира. Этому в значительной мере способствовало неопределенное и неустойчивое положение астрономии в школе, не сразу выделившейся в самостоятельный учебный предмет. Так, в период «комплексных методов», а затем в период «методов проектов» астрономические темы были разрознены и бессистемно включались в различные годы школьного обучения. «Все это фактически переводило преподавание астрономии в разряд внешкольной работы, и то эпизодической, и приводило к тому, что твердых и цельных знаний об окружающем мире учащиеся не получали, а тем самым задача формирования марксистско-ленинского мировоззрения учащихся в этой области не осуществлялась»1. В 30-х годах астрономия как учебный предмет вошла в советскую среднюю школу, и отметка по астрономии была включена в аттестат зрелости.
Первый стабильный учебник астрономии для средней школы был написан профессорами М. Е. Набоковым и Б. А. Воронцовым-Вельяминовым. В 1947 г. этот учебник был заменен учебником Б. А. Воронцова-Вельяминова.
В послевоенный период методика преподавания астрономии в нашей стране развивалась на основе изучения и обобщения передового опыта советских и зарубежных учителей астрономии.
Начало космической эры (4 октября 1957 г.), замечательные полеты советских космонавтов вызвали огромный интерес к астрономии людей разных возрастов и особенно молодежи. Возросло общеобразовательное значение астрономии. Задачи улучшения преподавания астрономии были обсуждены на III съезде Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО) при Академии наук СССР (Киев, 1960 г.). Съезд констатировал, что до сих пор наблюдавшаяся «тенденция ликвидации астрономии в средних и высших учебных заведениях совершенно недопустима и необоснованна и вызывается непониманием и игнорированием указаний Коммунистической партии Советского Союза по усилению диалектико-материалистического воспитания молодежи и научно-атеистической пропаганды»1. Для повышения квалификации учителей астрономии съезд ВАГО рекомендовал организовать при институтах усовершенствования учителей постоянно действующие семинары. В специальных разделах резолюции съезда ВАГО содержались рекомендации по улучшению преподавания астрономии в университетах и педагогических вузах нашей страны.
Результатом усилий учителей, методистов и астрономической общественности нашей страны явились определенные успехи, достигнутые в преподавании астрономии. Новая программа, по которой астрономия преподается с 1964/65 учебного года, и переработанный в соответствии с нею учебник астрономии (автор проф. Б. А. Воронцов-Вельяминов) лучше тех, по которым советская школа работала раньше, и не идут ни в какое сравнение с дореволюционными. В новой программе усилена мировоззренческая часть курса и достигнута более тесная связь теории с практикой. Созданы новые учебные пособия, наглядные таблицы, учебные кинофильмы и кинофрагменты, освоен промышленный выпуск школьных телескопов, а также некоторых приборов, моделей и других пособий («Школьного астрономического календаря», «Учебного звездного атласа» и др.), необходимых для преподавания астрономии.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ
Астрономия в советской средней школе является важным общеобразовательным предметом, способствующим развитию и формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе современных представлений о Вселенной. Идеологическое значение астрономии как учебного предмета является решающим при определении роли астрономии в системе образования и воспитания советской школы.
Являясь мировоззренческим общеобразовательным учебным предметом, астрономия дает учащимся определенный минимум практи-
1 Резолюции III съезда Всесоюзного астрономо-геодезического общества, М., 1960.
ческих знаний и навыков: учащиеся знакомятся с основами практической астрономии (ориентировка на местности, определение географических координат, измерение времени и др.), приобретают некоторые навыки обращения с угломерными и оптическими инструментами (телескоп, школьный теодолит), практикуются в решении задач по астрономии с применением формул, астрономического календаря, карты звездного неба и т. д. Кроме того, изучая основные законы небесной механики, учащиеся получают минимум общеобразовательных сведений, необходимых поколению, живущему в век космической навигации. Учащиеся должны не зазубривать отдельные определения, формулы, выводы, а уметь обосновать их и представлять, с какой целью изучается тот или иной раздел курса, как связан этот раздел с другими, какова его роль в науке, жизни и др.
§ 3. СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ С ДРУГИМИ школьными ПРЕДМЕТАМИ
Одна из характерных особенностей развития современных наук — их взаимосвязь и взаимное обогащение — должна найти отражение в школьном преподавании.
Некоторые сведения по астрономии учащиеся приобретают до X класса в соответствии с ныне действующими программами по физике, физической географии, истории. Обобщая и систематизируя эти сведения, нужно использовать все возможности (методические объединения, учительские школьные газеты и др.) для установления связи с предметами, изучаемыми в школе одновременно с курсом астрономии (физика, обществоведение, математика и др.)*
Астрономия и физическая география
В курсе физической географии (V кл.) расширяются и углубляются первоначальные сведения о Земле и небесных светилах, полученные учащимися в начальной школе, а также в определенной системе излагаются сведения о Земле и Солнце.
При изучении различных разделов курса физической географии («План и карта», «Форма и движение Земли», «Погода и климат» и др.) представляется возможность не только познакомить учащихся с физической природой Земли, планет и Солнца, но и провести астрономические наблюдения и практические работы, вполне соответствующие возрастным особенностям учащихся. В курсе астрономии учащиеся знакомятся с обоснованием способов астрономической ориентировки, измерения времени, практического определения географических координат, т. е. получают более целостное представление о вопросах, понятие о которых им было дано в курсе географии. Сведения о физической природе Земли являются важной основой для рассмотрения физической природы планет солнечной системы.
Астрономия и физика
Неразрывная связь астрономической и физической наук отражается в школьном преподавании прежде всего в том, что нередко одни и те же вопросы рассматриваются в курсах обоих школьных предметов («Объяснение солнечного и лунного затмений», «Всемирное тяготение», «Искусственные спутники Земли и космические ракеты», «Телескопы», «Спектральный анализ» и т. п.). Наиболее трудные для учащихся вопросы и темы курса физики (вес и масса, вращательное движение, всемирное тяготение, геометрическая и физическая оптика, строение атомов и их ядер) значительно эффективнее усваиваются учащимися, если при изложении соответствующего материала учитель умело использует астрономические сведения. С другой стороны, изучение физических и технических основ космонавтики в курсе физики позволяет в курсе астрономии сосредоточить основное внимание на астрономических аспектах проблемы.
Изучение физической природы небесных тел в курсе астрономии является логически необходимым завершением формирования физических понятий в средней школе.
Связь преподавания физики и астрономии может осуществляться по следующим направлениям:
а) на протяжении всего курса физики учитель должен, где это возможно, иллюстрировать изучаемый материал примерами, заимствованными из астрономии;
б) изучение ряда вопросов курса физики можно связывать с астрономическими наблюдениями;
в) при изучении курса астрономии необходимо максимально использовать полученные учащимися знания по физике (механика, электричество, оптика); опираться на эти знания при рассмотрении движения и физической природы небесных тел, а также методов астрономических исследований; дополнять знания учащихся по физике сведениями о космической плазме, природе радиоизлучения и др. Все это будет показано на конкретном материале во второй части данной книги.
Астрономия и математика
Отвлеченные математические понятия (прямая линия, угол, параллельные прямые и др.), а также решение прямоугольных и косоугольных треугольников нетрудно связать с разнообразными теоретическими и практическими вопросами астрономии. Разумеется, речь идет не о том, чтобы на уроках математики преподавать астрономию: достаточно ограничиться лишь решением некоторых задач с астрономическим содержанием, а также проведением простейших измерений на небесной сфере. С другой стороны, в курсе астрономии не следует избегать применения формул, простых вычислений, графиков, которые наряду с физическими понятиями должны вводиться не как лишний, дополнительный материал, а как средство и метод научного рассмотрения вопросов современной астрономии.
Астрономия и обществоведение
Обществоведение — важный учебный предмет, в котором в доступной для учащихся форме излагаются основы коммунистического мировоззрения, марксистско-ленинское учение о развитии общества, дается развернутая характеристика социалистического общества.
Наиболее тесно курс астрономии связан с философским разделом курса обществоведения — «Понятие о диалектическом и историческом материализме», знакомящим учащихся с основными философскими законами и категориями. Сущность взаимосвязи курсов астрономии и обществоведения состоит в следующем.
Во-первых, введение курса обществоведения способствует поднятию идеологического уровня преподавания астрономии и решению задачи формирования научно-атеистического мировоззрения учащихся (стр. 12—22). Во-вторых, изложение вопросов диалектического материализма в курсе обществоведения должно опираться на данные современного научного естествознания, и в том числе на достижения астрономии. Решение первой задачи требует от учителя глубокого знания марксистской философии.
В решении второй задачи учителю астрономии придется играть роль консультанта, помогающего учителю обществоведения подобрать доходчивые и содержательные примеры из астрономии для естественнонаучного обоснования важнейших философских категорий.
Астрономия и другие школьные предметы
Следует иметь в виду, что с некоторыми вопросами астрономии учащиеся знакомятся при изучении истории в V—VII классах. («Культура стран Междуречья», «Религия в древнем Египте», «Культура Египта», «Древняя Индия», «Наука древней Греции», «Культура и быт Рима в I в. н. э.», «Ученые — борцы за передовую науку» и др.) Учителю астрономии полезно познакомиться с освещением вопросов астрономии в перечисленных темах и оказать помощь учителю истории в их разъяснении. В процессе изучения астрономии знание истории помогает учащимся представить себе условия, в которых жили и работали ученые, трудами которых была создана современная наука.
{/spoilers}