МИНИМАЛЬНАЯ ФИЗИКА Часть I (Кобушкин) 1970 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: для учащихся физико-математических школ
Авторство: В. К. Кобушкин
Формат: PDF, Размер файла: 2.93 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 5
Раздел I. МЕХАНИКА 10
§ 1. Кинематика произвольного движения материальной точки 10
§ 2. Кинематика движения материальной точки по окружности 17
§ 3. Связь между угловыми и линейными характеристиками движения 19
§ 4. Замечания о терминологии 21
§ 5. Основа динамики движения материальной точки — законы Ньютона 22
§ 6. Импульс и кинетическая энергия материальной точки. Законы их изменения 31
§ 7. Работа различных сил. Потенциальная энергия 34
§ 8. Закон изменения механической энергии материальной точки 37
§ 9. Закон изменения импульса и энергии системы материальных точек 42
{spoiler=Смотреть оглавление полностью......}
§ 10. Уравнение движения тела переменной массы (уравнение Мещерского) 46
§11. Центр масс (центр инерции) системы материальных точек и закон его движения 47
§ 12. Момент импульса системы материальных точек и закон его изменения 50
§ 13. Элементарные сведения о плоском движении твердого тела 54
§ 14. Качение 61
§ 15. Прецессия момента импульса 65
§ 16. Описание механических процессов с помощью законов Ньютона 66
§ 17. О механике Гамильтона 69
б) Затухающие колебания 112
в) Вынужденные колебания 114
§ 3 Распространение колебаний — волны 117
§ 4. Энергия волн 120
§ 5 Уравнение плоской и сферической волн 122
§ 6. Интерференция волн 124
§ 7. Стоячие волны 125
§ 8. Группы волн и волновые пакеты 127
§ 9. Принцип Гюйгенса и Френеля 129
§10. Дифракция волн 131
§11. Материальная точка и волна 135
Раздел III. ТЕОРИЯ ПОЛЯ 136
А. Гравитационное поле 137
§ 1. Закон тяготения 137
§ 2. Напряженность гравитационного поля 138
§ 3. Суперпозиция полей и поле протяженного тела 140
§ 4. Потенциал гравитационного поля 141
§ 5. Связь напряженности поля с потенциалом 142
§ 6. Теорема Остроградского — Гаусса 144
§ 7. О роли тяготения в природе 147
§8.0 принципе эквивалентности тяжелой и инертной масс 148
§ 9. О терминологии 151
Б. Электромагнитное поле 152
§ 1. Поле неподвижных зарядов 152
§ 2. Электрический ток. Закон Ома. 159
§ 3. Магнитное поле постоянного тока 163
§ 4. Прецессия магнитного момента в магнитном поле 168
§ 5. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея 169
§ 6. Уравнения Максвелла 173
§ 7. Электромагнитные волны 179
§ 8. Свет 180
§ 9. Интерференция световых вол 180
§10. Фотометрические понятия 185
Раздел IV. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 187
§ 1. Эфир и принцип относительности 187
§ 2. Опыт Майкельсона и Морли 190
§ 3. Постулаты Эйнштейна 192
§ 4. Координаты Минковского, четырехмерный мир, мировая линия 194
§ 5. Интервал и преобразование Лоренца 198
§ 6. Кинематика материальной точки 206
§ 7. Динамика материальной точки 208
§ 8. Электромагнитное поле в теории относительности 215
§ 9. Об измерениях в теории относительности 217
§10. Абсолютные и относительные величины 221
§11. Значение теории относительности 222
Приложение. Некоторые краткие сведения по математике 225
§ 1. Векторы 225
§ 2. Производная 228
§ 3. Интеграл 232
§ 4. Комплексные числа и функции 236
§ 5. Перечень встречающихся в тексте производных и интегралов 238
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - МИНИМАЛЬНАЯ ФИЗИКА Часть I 1970 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника........}
Предполагается издание книги в двух частях со следующим содержанием: 1-я часть — механика, элементы теории силового поля, элементы теории относительности, колебания и волны и 2-я часть — элементы квантовой теории, кинетической теории вещества, термодинамика, элементы электрорадиотехники.
Книга предназначается в первую очередь для учащихся физико-математических школ, для которых пока нет учебника. Она будет также весьма полезна учителям физики, студентам первых курсов вузов и тем учащимся общеобразовательных школ, которые захотят получить более четкое представление об идеях физики, чем это пока возможно в обычной школе.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга представляет собой попытку изложить на современном уровне и в более или менее логической связи основные представления физики. Изложение весьма сжато и теоретизировано. Поэтому чтение книги будет, вероятно, непростой задачей и потребует от читателя определенного упорства.
Автор остановился на названии «Минимальная физика», желая этим подчеркнуть, что в книге дается некоторый минимум знаний, необходимый для представления о физике в целом.
Все изложенное в книге автор преподносил (частично на факультативных занятиях) учащимся физико-математических школ № 239 и № 45 г. Ленинграда в течение 1964—1969 гг. Опыт показал, что несмотря на сложность рассматриваемых вопросов, учащиеся вполне усваивали материал. Насыщенность математикой вызывает затруднения лишь в первые месяцы занятий, а в дальнейшем существенно облегчает и изложение материала и усвоение его учащимися. Следует отметить, что учащиеся ознакам-ливались с элементами векторной алгебры и высшей математики в процессе занятий и в большой мере «на пальцах», т. е, без всяких обоснований, а с «потребительским» уклоном, примерно на уровне, который дан в приложении к этой книге. Разумеется это делалось не из пренебрежения к математике, а из-за жесткого лимита времени — 6 часов в неделю это не так уж много.
В 1968/69 учебном году автор данной книги рискнул преподнести большую часть материала в обычной (не физико-математической) школе № 62 г. Ленинграда и, надо сказать, результаты оказались совсем неплохими — основной материал большинство учащихся усваивало. Автор склонен поэтому думать, что уровень преподавания физики в обычной школе вполне можно повысить в значительной мере по сравнению с уровнем существующего учебника. Это тем более похоже на правду, что опыт математиков показывает, что элементы векторной алгебры и понятия о производной и интеграле также вполне возможно излагать в современной школе. Использование же их позволяет излагать материал по физике и математике значительно строже.
Так или иначе, а попытки изложения физики в школе на современном уровне делать надо, не пугаясь трудностей, а преодолевая их и находя оптимальные выходы из сложных положений. Один из вариантов, одна из возможностей преподнесения физики в физико-математических (а в большой мере и в обычных) школах и излагается автором данной книги в довольно" конспективной форме.
Книга будет полезной преподавателям физики, учащимся физико-математических школ, студентам первых курсов вузов (особенно педагогических), а также тем из учащихся обычных школ, которые не побоятся сделать значительное усилие для ознакомления с элементами математики.
Автор благодарен А. В. Тиморевой и Л. Т. Турбовичу за ряд критических замечаний, содействовавших улучшению книги.
{/spoilers}