Практикум по истории древнего мира (Просина, Свенцицкая) 1972 - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Практикум по истории древнего мира (Просина, Свенцицкая) 1972

Назначение: ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство  Просвещение Москва 1972 

Авторство: Составители:Нина Лаврентьевна Просина, Ирина Сергеевна Свенцицкая

Формат: DjVu, Размер файла: 7.62 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение… 3 

Тема 1. Восстание бедноты и рабов в Египте в XVIII в. до н. э. 5 

Тема 2. Взаимоотношения Египта со странами Передней и Малой Азии в XV—XIV вв. до н. э…16 

Тема 3. Хозяйственный и общественный строй древней Вавилонии по законам Хаммурапи…26 

Тема 4. Социально-экономический строй Ассирии XV—XI вв. до н. э. 57 

Тема 5. Организация Персидской державы при Дарии I. 67 

Тема 6. Социально-экономический строй древней Индии по «Законам Ману»… 74 

Тема 7. Народные восстания в Китае в I—II вв. н. э. …84 

Тема 8. Хозяйственный и общественный строй древней Греции по данным гомеровских поэм…94 

Тема 9. Общественный и государственный строй древней Спарты 107 

Тема 10. Возникновение афинской рабовладельческой демократии 123 

Тема 11. Хозяйство Греции в V в. до н. э. …137 

Тема 12. Афинская рабовладельческая демократия в период её расцвета …146 

Тема 13. Экономическое положение в Греции в первой половине IV в. до н. э. …160 

Тема 14. Земельные отношения в эллинистических государствах 172 

Тема 15. Общественные отношения в ранней Римской республике по законам XII таблиц…189 

Тема 16. Рабовладельческое хозяйство Италии II—I вв. до н. э. 200 

{spoiler=СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...}

 

Тема 17. Аграрное движение в Риме во 11 в. до н. э. и реформы братьев Гракхов … 210 

Тема 18. Восстание рабов в Италии под руководством Спартака 231 

Тема 19. Первый триумвират и диктатура Цезаря…240 

Тема 20. Социальная сущность Мецената Августа … 253 

Тема 21. Возникновение и развитие колоната в Римской империи 261

{/spoilers}

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Художественная литература в преподавании новой истории (Просина, Свенцицкая) 1972 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...}

 Настоящий практикум по истории древнего мира представляет собой подбор источников по наиболее важным темам трех разделов курса: «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». Пособие предназначено для использования студентами на практических занятиях, а также для самостоятельного изучения ими источников при выполнении контрольных работ и при подготовке к экзаменам. 

      Основная задача практикума — научить студентов анализировать различные но своему характеру исторические источники (кодексы законов, различные постановления, произведения художественной литературы, сочинения древних историков), которые освещают развитие хозяйства, социальных отношений, политических форм, знакомят с особенностями классовой борьбы в государствах древнего мира. 

      Необходимо определить классовую направленность каждого источника, цели, которые ставил автор при описании событий, а также его достоверность. Для этого студенту рекомендуется изучить главы в учебных пособиях, где дается обзор и характеристика источников. 

      Учебным планом предусмотрено 18 часов практических занятий на установочной сессии по разделам «Древний Восток» и «Древняя Греция» и 8 часов на зимней сессии I семестра (по разделу «Древний Рим»), Возможно и иное распределение часов, если практические занятия с зимней сессии перенесены на летнюю. Первобытное общество в пособии не представлено, так как по этому разделу отсутствуют письменные синхронные источники. Практическое занятие (2—3 часа) по этому разделу можно провести по работам Ф. Энгельса. Тематика, предлагаемая в пособии, рассчитана на большое количество часов. Это вызвано желанием составителей обеспечить студентов источниками для самостоятельного изучения отдельных вопросов, а также для возможного варьирования тематики практических занятий. 

      Работа на практических занятиях по древней истории предполагает предварительную самостоятельную подготовку студентов (изучение лекционного материала и учебной литературы, знакомство с источниками по данной теме и анализ их). 

      Пособие включает темы практических занятии, их примерные планы, списки литературы и источников, методические указания. В списке литературы к каждой теме рекомендуются источники, который дополняют тексты, приведенные в настоящем пособии. Они могут быть использованы дли углубленного изучения вопроса при подготовке доклада или контрольной работы. 

      Темы 5, 13, 17 составлены И. С. Свенцицкой; темы 10, 12, 18 и 19 совместно П. Л. Проснной и И. С. Свенцицкой. Остальные темы составлены Н. Л. Проснной. 

      

      Тема 1 

      ВОССТАНИЕ БЕДНОТЫ И РАБОВ В ЕГИПТЕ В XVIII В. ДО Н. Э. 

      Примерный план 

      1. Экономический и общественный строй Египта в период Среднего царства. 

      2. Данные источников об обострении социальных противоречий в Египте. 

      3. Движущие силы восстания. 

      4. Ход восстания и причины его поражения. 

      5. «Речение Ипусера». Характер источника и его тенденция в освещении восстания. 

      Основная литература 

      К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., Госполитиздат, 1940. 

      К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, сгр. 424—425. 

      К. Марк с. Письма Ф. Энгельса 2 и 14 июня 1853 г. К- М арке и Ф. Э п г е л ь с. Соч., т. 28. 

      Ф. Э и г е л ь с. Письмо К. Марксу б июня 1853 г. К- М арке и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 28. 

      В. И. Ленин. О государстве. Поли. собр. соч., т. 39. 

      В. И. Ленин. Вс-ликий почин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 15. 

      В. Воробьев-Десятовский и др. Очерки истории древнего Востока. Л., Учпедгиз, 1956. 

      «История древнего мира», под род. В. Н. Дьякова и С. И. Ковалева. М., Учпедгиз, 1962. 

      Д. Г. Ре дер и Е. Л. Черкасова. История древнего мира, ч. I. М., «Просвещение», 1970. 

      Дополнительная литература 

      «Всемирная история», т. I. М., Госполитиздат, 1955, гл. IX. 

      И. С. Петровский, А. М. Белов. Страна большого Хани. Л., Детгиз, 1955, гл. VI. 

      И. С. П с т р о в с к и й, В. В. М а т в е е в. Египет — сын тысячелетий. Л., Детгиз, 1959, гл. III. 

      Методические указания 

      Цель данного занятия — уяснить основные классовые противоречия в рабовладельческом Египте периода Среднего царства. 

      Работая над темой, необходимо исходить из (Марксистско-ленинского учения о классах и классовой борьбе. Изучив рекомендованные работы основоположников марксизма-ленинизма, учебную литературу, следует приступить к анализу предлагаемых источников. При подготовке ответа на первый вопрос плана нужно разобраться в ряде положений работы К. Маркса «Формы, предшествующие капиталистическому производству». В ней характеризуются формы земельной собственности в докапиталистических формациях (в Египте была распространена первая форма собственности, которая характеризуется К. Марксом как общинная, коллективная собственность). В письмах К- Маркса и Ф. Энгельса указывается на особенности земельных отношений в странах древнего Востока и па .необходимость там искусственного орошения. 

      В. И. Ленин в работе «Великий почин» определяет понятие «класс», а в лекции «О государстве» — задачи рабовладельческого государства и положение основных классов рабовладельческого общества. Эти работы помогут разобраться в основных чертах хозяйственного и общественного развития Египта Среднего царства. 

      После характеристики хозяйственного развития Египта и классового состава египетского общества в период Среднего царства па основе изучения источников (из «Поучения Гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара», из «Надписи номарха Антилопьего пома Амели», из «Поучений Хетти») требуется уяснить положение трудового населения Египта (крестьян, ремесленников, рабов), основные классовые противоречия в Египте в период Среднего царства и формы социального протеста трудящихся до начала восстания. 

      Па основе источников («Речение Ипусера», «Пророчество Не-ферти» и «Беседа жреца Анху со своим сердцем») нужно определить, какие социальные слои принимали участие в восстании, воссоздать картину его развития. Затем с позиций марксистско-ленинской методологии необходимо оценить характер восстания, выявить причину поражения и значение восстания. 

      

      ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ 

      ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ПРАКЛЕОПОЛИТАНСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ ЦАРЮ МЕРИКАРА» 

      Фараон Ахтой III, правивший около 2100 г. до н. э., в поучении предостерегает своего наследника от врагов государственной власти, которыми, по его мнению, являлись бедняки. Поучение даст ценный материал о социальных отношениях и об организации государства в конце III тысячелетия до н. э. 

      ...Подстрекатель — это вредящий, истреби его, убей [его], сотри его имя, [уничтожь] его близких, истреби память о нем и о его людях, любящих его. Беспокойный человек — это смута для горожан, ибо он создает две партии среди молодежи... 

      Да будешь ты праведен перед богом... Будь искусен в речи... и ты победишь, ибо язык это... оружие (царя). Сильнее речь, чем любое оружие... Мудрец — это [прибежище] для князей, не поборют его, не случится [ложь] в его присутствии, ибо приходит к нему истина готовою, подобно изречению предков.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ИСТОРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика