Русский язык. Стилистика (Барлас) 1978 год

Скачать Советский учебник

 Русский язык. Стилистика (Барлас) 1978

Назначение: Пособие для учителей 

Книга представляет собой одно из четырех теоретических пособий для учителей, выходящих под общим названием «Русский язык» (книги Н. М. Шанского о лексикологии и словообразовании и А. И. Моисеева о фонетике, морфологии и орфографии вышли в свет в 1975 г., издание книги В. В. Бабайцевой о синтаксисе планируется на 1979 г ).

Цель пособия — расширить и углубить профессиональные знания учителя в области русской стилистики. Преимущественное внимание уделяется тем вопросам, которые включены в школьную программу.

© "Просвещение" Москва 1978

Авторство: Барлас Л.Г.

Формат: PDF Размер файла: 34.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие...................... .3

Глава I. О предмете стилистики........... 5

Глава II. Понятие стилистической структуры языка......14

1. Понятие стилистической парадигматики.......

2. Лексико-стилистическая парадигма ...... 16

3. Вопрос о фонетико-стилистической парадигме  21

4. Морфолого-стилистическая парадигма . .  . 22

5. Синтаксико-стилистическая парадигма.......... 27

6. О понятиях «стилистические синонимы» и «стилистические варианты»..................... 33

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

7. О терминологическом обозначении соотносительных стилистических разрядов языка ................. 34

Глава III. Понятие стиля. Классификация функциональных стилей . , 36

1. К истории слова стиль........ 

2. Категория стиля в литературоведении.......... 40

3. Категория стиля в лингвистике. Краткий экскурс в историю вопроса . .................., . 42

4. О понятии «функциональный стиль»........... 43

5. Основные подходы к выделению функциональных стилей ... 44

6. О формах речи — устной и письменной .......... 49

7. Собственно лингвистическая характеристика функциональных стилей................... 52

8. О языковой или речевой природе функциональных стилей ... 55

Глава IV. Научный стиль.................. 58

1. Общая характеристика и основные разновидности .

2. Лексика и грамматика собственно научного подстиля 

3. Научно-популярный подстиль . .........

4. Научно-учебный подстиль............

Глава V. Официально-деловой стиль............ . 78

1. Общая характеристика..........

2. Лексика и фразеологии официально*делового стиля 

3. Морфологии официально-делового стиля.....

4. Синтаксис официально-делового стиля....

б. Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства ..........

6. Об устной форме официально-делового стиля

7, Употребление элементов официально-делового стиля (канцеляр)

Глава VI. Публицистический стиль.............. 95

1. Общая характеристика и основные разновидности...... —

2. Газетно-публицистический подстиль (язык газеты), его основной конструктивный признак ............... 101

3. Лексика и фразеология публицистического стиля...... 108

4. Морфология публицистического стиля Т........ .111

5. Синтаксис публицистического стиля........... 113

Глава VII. Язык художественной литературы (художественно-литературный стиль)................ . 119

1. Общая характеристика и основные разновидности языка художественной литературы................ 

2. Эстетическая функция языка художественной литературы ... 127 

3. Язык художественной литературы и литературный язык ... 134

4. Многоголосие языка художественного произведения ..... 136

5. Художественно-речевая система произведения. Понятие об «образе автора».................... 143

6. Об аспектах изучения языка художественного произведения. Изучение художественной речи в школе ........... 150

Глава VIII. Разговорно-обиходный стиль........... 161

1. Общая характеристика................ —

2. Фонетико-интонационные особенности разговорно-обиходного стиля 165

3. Лексика и фразеология разговорно^обиходного стиля .... 167

4. Морфология разговорно-обиходного стиля......... 171

б. Синтаксис разговорно-обиходного стиля.......... 173

Глава IX. Литературно-языковая норма и стилистическая норма . . . 178

Глава X. Стилистическая характеристика фонетики........ 185

1. Стили произношения.................

2. Стилистические функции звуков............ . 187

З Так называемый звуковой символизм и поэтическая функция звуков............... 188

Глава XI. Стилистическая характеристика лексики........ 192

1. Особенности лексико-стилистической парадигмы и ~ лексическая синонимия  193

2. Стилистический аспект многозначности слова • i , , , . . . 203

3. Своеобразие лексической нормы , ,........ . . 205

Глава XII. Стилистическая характеристика словообразовательных средств 207

Глава XIII. Стилистическая характеристика морфологии...... 212

1. Общие замечания.................. —

2. Имя существительное ......... 214

3. Имя прилагательное................. 217

4. Местоимение.................... 218

5. Глагол.................... 220

Глава XIV, Стилистическая характеристика синтаксиса ...... 222

1. Общие замечания  —

2. Словосочетания и члены предложения , . ........ . 224

3. Простое предложение...... —

4. Простое осложненное предложение........... 233

5. Стилистические функции порядка слов.......... 235

6. Сложное предложение ............ 239

7. Период ............ 244

8. Сложное синтаксическое целое............. 246

9. Чужая речь.............. .... 250

Основная литература .................. 253

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Русский язык. Стилистика (Барлас) 1978 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Стилистика как самостоятельная научная дисциплина оформилась относительно недавно. Еще меньше ее «школьный стаж» — она включена в качестве одного из разделов в учебник русского языка для VII—-VIII классов лишь с 1974 г. Учителя еще не успели накопить достаточного опыта преподавания стилистики. Нельзя также не учитывать, что и на филологическом факультете пединститутов стилистика (первоначально так называемая практическая стилистика) как учебный предмет была' введена немногим более десятилетия назад, так что для части учителей стилистика не только новый, но пока еще и малознакомый раздел школьного курса-русского языка. Эти обстоятельства вызывают дополнительные трудности в преподавании стилистики в школе. Они же в известной мере обусловили построение и объем настоящего пособия. Нельзя было ограничиться методической интерпретацией отдельных тем или вопросов стилистики, а надо было дать систематическое изложение всего курса. -

При изучении стилистики в школе остро встает вопрос о соотношении стилистики языка и стилистики речи. Теперь вряд ли может вызвать возражение то, что только описательной-стилистикой, стилистикой языка в школе ограничиться уже нельзя, не менее важно познакомить учащихся и с функциональной стилистикой, раскрывающей функционирование стилистических средств языка в соответствии с задачами общения в той или иной социальной сфере, т.е. систему' речевых функциональных стилей.

В настоящем пособии центральное место занимает системное рассмотрение функциональных стилей (главы III—IX). Однако несомненно, что функциональная, или речевая, стилистика опирается на стилистику языка, раскрывающую стилистические ресурсы языка, поэтому главам о функциональных стилях предпослана глава «Понятие стилистической структуры языка». Подробное же рассмотрение стилистических качеств каждого языкового уровня проводится в отдельных главах (X-XIV)

Расширения для Joomla

Еще учебники "Русский язык"

Яндекс.Метрика