Уроки русского языка в 1 классе (Рамзаева) 1989 год

Скачать Советский учебник

 Уроки русского языка в 1 классе (Рамзаева) 1989

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© "Просвещение" Москва 1989 

Авторство: Тамара Григорьевна Рамзаева

Формат: DjVu, Размер файла: 1.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

      Обоснование последовательности изучения материала 9

      Предложение (5 уроков) 10

      Звуки и буквы. Слог (12 уроков) 18

      Мягкие и твердые согласные звуки (6 уроков) 28

      Слова с буквой э (2 урока) 35

      Слова с буквами и, й (3 урока) 37

      Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков (8 уроков) 49

      Русская азбука, или алфавит (4 урока) 47

      Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу (10 уроков) 52

      Ударные и безударные гласные (11 уроков) 53

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

      Правописание слов со звонкими и глухими согласными (12 уроков)

      Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных и в некоторых географических названиях (9 уроков) 73

      Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (6 уроков) 84

      Предлоги (3 урока) 92

      Слова, отвечающие на вопрос что делает? и т. п. (8 уроков) 95

      Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (7 уроков)

      Предложение. Связная речь (10 уроков) 110

      Повторение материала, пройденного в течение года (8 уроков) 120

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки русского языка в 1 классе (Рамзаева) 1989 года

Скачать

Скачать...DjVu

 

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 При разработке системы обучения первоклассников русскому языку мы исходили из того, что основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления, идейно-политическим, нравственным и трудовым воспитанием. Познание языка как важнейшего средства общения создает основу для формирования у учащихся коммунистического мировоззрения. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

      Указанная цель обучения осуществляется постепенно в процессе реализации комплекса задач и соблюдения ряда методических условий.

      Повышение уровня речевого развития учащихся: обогащение их речи новыми словами и выражениями, уточнение смысла слов, которыми пользовались дети еще до школы, развитие умения точно употреблять слова в соответствии с целями своего высказывания, правильно строить предложения, составлять небольшие рассказы о виденном, о прочитанном, по картине.

      Как известно, пути осуществления данной задачи разнообразны. Большое значение имеет содержательность и художественная ценность материала, который используется на уроках языка (сам материал должен воспитывать внимание к смысловому значению слова и точному его употреблению в речи). Кроме того, важно, чтобы словарный состав упражнений был разнообразным и включал слова из разных областей: жизнь школы, события в стране, дела октябрят, взаимоотношения между людьми в семье, жизнь животных и растений и т. д. Иначе говоря, необходим целенаправленный отбор материала для урока с учетом не только формирования навыков письма, но и развития речи учащихся.

      Безусловно, задачу развития речи школьников нельзя решить только в рамках урока русского языка. Окружающая жизнь — источник знаний и одновременно обогащения речи учащихся. Только развивая у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное в жизни природы и общества, постоянно повышая уровень знаний учащихся, можно добиться обогащения их речи. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объема знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг. Мы считали целесообразным предлагать учащимся задания, побуждающие их использовать фактические знания, полученные из разных источников (составление предложений на основе прочитанного текста на уроке чтения или дома, об интересном событии, которое происходит в стране, в школе, об изменениях в природе и т. д.). При этом не обязательно, чтобы все предложения записывались. Развитие устной речи — задача, которая постоянно решается на уроках русского языка.

      Большое значение приобретает связь уроков русского языка с другими уроками, а также проведение экскурсий, на которых дети получают новые фактические знания и одновременно в их речь входят новые слова или уточняется смысл уже знакомых.

      Как известно, работа в школе над развитием речи включает не только обогащение словаря, но и формирование умений последовательно выражать свои мысли в тексте.

      В предлагаемую систему уроков русского языка входит как ее составная часть работа над развитием связной речи. Эта работа ставит целью формировать у первоклассников элементарные представления о тексте как единице речи, которая объединяет два или несколько предложений, связанных по смыслу, имеет свою тему и структуру. На уроках развития речи в определенной последовательности развиваются у детей такие речевые умения, как умение отличать текст от набора отдельных предложений, озаглавливать текст, выделять в нем части (начало, основную часть, концовку), составлять свой текст, опираясь на его тему.

      В течение года проводится примерно 13 уроков, специально посвященных работе с текстом (уроки № 11, 22, 34, 39, 50, 58, 71, 86, 96, 104, 109, 116, 126).

      В каждой учебной теме есть уроки развития речи, место которых определяет учитель с учетом возможностей и условий работы своего класса.

      Первоначальное формирование фонетических и грамматических знаний. Грамматические знания, как известно, являются основой сознательного владения языком и формирования навыков грамотного письма. Важно построить учебный процесс так, чтобы уже с I класса изучение элементов теории способствовало осознанности практической деятельности учащихся, например осознанному использованию предложений для выражения своих мыслей, осознанному письму слов, написание которых расходится с произношением, и т. д. Для этого необходима теснейшая связь между получением грамматических знаний, работой над развитием речи и формированием навыков письма. Как осуществить эту взаимосвязь в учебном процессе — вопрос довольно сложный. Мы исходим из того, что заучивание грамматических определений и воспроизведение их без должной опоры на речевую практику учащихся не принесет желаемых результатов. Эффективным окажется такой путь обучения, который постоянно побуждает учащихся размышлять, рассуждать, применяя при этом теоретические знания (хотя и элементарные). Не выполнение заданий по подражанию, по образцу, а поиск решения задачи (вначале коллективно, позднее самостоятельно) способствует прочности и подвижности знаний, а также умственному и речевому развитию учащихся. Подготовка первоклассников к усвоению в дальнейшем грамматики родного языка состоит не только в том, чтобы усвоить элементы знаний, но и развить умственные способности школьников, в частности умение анализировать языковой материал (слово, предложение, текст), умение синтезировать, умение сравнивать слова, предложения, правила, учитывая их сходство и различие, умение обобщать.

      В I классе проводится изучение языка с разных сторон:

      1) изучается звуковой строй речи и способы обозначения звуков на письме с помощью букв (знания из области фонетики и графики); 2) начинается работа над усвоением частей речи (слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? и др.); 3) первоклассники постепенно подводятся к осознанию того, что предложение выражает мысль, что в предложении о чем-либо или о ком-либо говорится и слова в предложении связаны по смыслу и грамматически (знания из области синтаксиса); 4) дети узнают, что в нашем языке есть слова близкие по смыслу и противоположные; учатся пользоваться такими словами для точного выражения мысли (знания из области лексики и стилистики).

      Над всеми сторонами языка работа проводится во взаимосвязи. На каждом уроке предусматривается работа над текстом, над предложением, над звуковым составом слова и его написанием, над лексическим значением слова и некоторыми его грамматическими признаками. Безусловно, в зависимости от темы урока одна из сторон языка оказывается в центре внимания. Без этого урок потеряет целенаправленность.

      Формирование навыков письма. В I классе у учащихся формируется умение писать слова, написание которых не расходится с произношением (например, дом, мост, книга). При этом учащиеся овладевают особенностями русской графики, в частности слоговым принципом обозначения мягкости и твердости согласных: мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами е, ё, я, ю, и, твердость — буквами а, о, у, э, ы. У школьников развивается умение списывать, писать под диктовку, контролируя себя при письме.

      Учащиеся знакомятся с употреблением большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, сел, улиц.

      Кроме того, в I классе начинается работа над формированием навыков правописания слов, произношение и написание которых не совпадают (например, столы, гриб и т. п.). Чтобы развивать навык письма таких слов на основе теоретических знаний (а только такое письмо может быть сознательным), первоклассники элементарно знакомятся с родственными словами и их общей частью (корнем)1. Учащиеся подводятся к осознанию того, ?(то общая часть родственных слов пишется одинаково. Осознание единообразного написания корня в родственных словах составляет основу для формирования в дальнейшем, во II и III классах, навыков правописания гласных и согласных в корнях слов. I класс необходимо рассматривать как начальный, подготовительный этап работы над данными навыками. Подготовка, в частности, состоит и в том, что у учащихся развивается умение различать ударные и безударные слоги, парные звонкие и глухие согласные. Учащиеся узнают, например, почему для проверки безударных гласных в качестве проверочного используются слова с ударным гласным, а для проверки глухих и звонких согласных используются слова, в которых после согласного звука стоит гласный.

      Для формирования навыков письма у первоклассников большое значение имеет развитие умений анализировать звуковой состав слова, сопоставлять написание и произношение слова. Важно уже в I классе учить детей рассуждать, почему слово пишется так, а не иначе, формировать у них последовательность действий при написании слова.

      Формирование у учащихся любви к родному языку, желания его изучать. Интерес к изучению языка во многом обусловлен характером деятельности учащихся на уроке. Поисковая деятельность рождает стремление познать язык, проникнуть в его тайны. В I классе совместный коллективный поиск всегда возможен и важно, чтобы школьники ставили вопрос: почему так пишется, произносится, называется?.. Когда появилась речь? Почему она нужна людям?

      Развитие умственных способностей учащихся, формирование умений работать с учебником. Данная задача неразрывно связана с указанными выше и решается в единстве с ними. Успешность обучения русскому языку во многом будет определяться целенаправленной работой над формированием умственных способностей учащихся. Ход рассуждений учителя и учащихся на уроке, задания, которые учитель предлагает детям, виды упражнений — все способствует развитию умственной активности учащихся.

      1 Согласно программе термин «корень» вводится во II классе.

      Нам представляется целесообразным уже в I классе приступить к формированию у детей умения самостоятельно анализировать языковой материал, сопоставлять слова, предложения. Некоторые конкретные пути решения этой задачи нашли выражение в разработках уроков.

      Предлагаемые автором уроки необходимо рассматривать как один из возможных вариантов работы на уроках русского языка. Они, естественно, нуждаются в творческой доработке учителя. Некоторые уроки включают большой по объему материал, с тем чтобы учитель, учитывая степень подготовки учащихся, мог применить на уроке дифференцированное обучение.

      В течение учебного года у первоклассников формируются следующие умения:

      1. Умения различать звук и букву, правильно произносить согласный звук в слове и правильно называть букву, различать звуки мягкие и твердые, парные звонкие и глухие согласные.

      Умение разделить слово на слоги, распознавать ударный и безударный слоги. Умение правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением (стройка, ясный). Умение переносить слова по слогам (слоги со стечением согласных, с мягким знаком и с буквой й в середине слова).

      Умение обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё, ю, я, ь (на конце и в середине слова), умение писать слова с сочетаниями жи, ши, на, ща, чу, щу.

      2. Умение обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова (ряд, воз, шкаф), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно). Умение проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные путем изменения формы слова (грачи — грач).

      3. Умение правильно ставить вопрос к слову и различать по вопросу слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Умение различать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? Умение писать раздельно предлоги со словами.

      4. Умение составлять предложение и при помощи вопросов устанавливать связь между словами в предложении из трехчетырех слов. Умение оформлять на письме начало и конец предложения (ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки), при чтении и в устных высказываниях соблюдать правильную интонацию.

      5. Умение письменно передать текст по вопросам, составить и записать под руководством учителя рассказ о своих играх, работе, интересных случаях.

      Объем книги не позволил подробно указать цели каждого урока (отмечена только основная образовательная задача; воспитывающая и развивающая цели не обозначены, хотя их реализация предусмотрена в самом содержании урока). Учитывая, что проверка домашнего задания является в первом

      классе обязательной, не указан данный этап урока. Не удалось также подробно показать, как нужно готовить учащихся к выполнению самостоятельной работы (в частности, как готовить учащихся к самостоятельному выполнению упражнений по учебнику дома и др.), как использовать ТСО.

      В содержание уроков необходимо включить работу по чистописанию. Упражнения по каллиграфии целесообразно приводить на каждом уроке, выделяя для этого 5—7 минут (запись букв, имеющих одинаковые элементы, слогов, слов).

      Уроки разработаны в соответствии с программой по русскому языку и учебником для 1 класса М. Л. Закожурниковой, Ф. Д. Костенко, Н. С. Рождественского «Русский язык» (М., 1988).

{/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика