Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников (Чоговадзе) 1962 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников (Чоговадзе) 1962

Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

© Медгиз Москва 1962

Авторство: Афанасий Варламович Чоговадзе

Формат: DjVu, Размер файла: 5.45 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3 

      Глава первая. Плоскостопие — одна из форм деформации опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста 6 

      К истории вопроса 6 

      Анатомо-физиологические основы плоскостопия 8 

      Клиника плоскостопия, методы его профилактики и лечения 18 

      Глава вторая. Значение физической культуры в профилактике и лечении плоскостопия 26 

      Глава третья. Методика применения физической культуры 29 

      Глава четвертая. Исследование стоп у школьников 61 

      Методы определения плоскостопия 61 

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Изменение длины стопы по возрастам 72 

      Изменение большой ширины стопы по возрастам 75 

      Изменение степени фольгирования по возрастам 77 

      Изменение высоты свода по возрастам 79 

      Изменение индекса свода по возрастам 81 

      Изменение угла отклонения большого пальца по возрастам 85 

      Частота плоскостопия 87 

      Глава пятая. Сравнительные данные физического развития и состояния здоровья детей с плоскостопием и без плоскостопия 191 

      Глава шестая. Плоскостопие у юных спортсменов 104 

      Литература 110

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников (Чоговадзе) 1962 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 В детском возрасте, среди различных заболеваний, значительный удельный вес имеют деформации опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится к плоскостопие. 

      Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Хорошо известно, что далеко зашедшие, запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей и нередко приводят к инвалидности. Часто плоская стопа сочетается с другими нарушениями опорно двигательного аппарата и нередко является причиной возникновения сколиоза, hallux valgus и других деформаций. Значительное распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% н более) ставит проблему профилактики и лечения плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков. 

      Мы с 1954 г. занимаемся изучением плоскостопия у детей школьного возраста. 

      Анализ материала исследования 1143 детей школьного возраста показал наличие плоскостопия у 160 детей. 

      Наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих различного рода нарушения в состоянии здоровья и физическом развитии. У таких детей стопа неправильно растет и развивается, однако субъективные жалобы в большинстве случаев отсутствуют. Поэтому больные обращаются к врачу по поводу трофических и функциональных расстройств, связанных с плоскостопием, поздно — в юношеском и даже в зрелом возрасте, т. е. тогда, когда профилактические и лечебные мероприятия имеют меньший успех, чем в детском и подростковом возрастах. 

      Наиболее действенными методами профилактики и лечения плоскостопия должны быть признаны те, которые можно широко применять в условиях организованных детских и подростковых коллективов (детский сад, школа, ремесленное училище и т. п.). 

      К таким методам массовой профилактики и лечения следует отнести физическую культуру, спорт, лечебную гимнастику. 

      Мы поставили перед собой задачу: используя возможности, которыми располагает любая школа (уроки физического воспитания, массовая спортивная работа, занятия специальными физическими упражнениями, пропаганда санитарно-гигиенических навыков и т. п.), организовать профилактику и лечение плоскостопия непосредственно в школах. 

      Полученные положительные результаты показали широкую возможность применения физической культуры для профилактики и лечения плоскостопия у детей в условиях школы. 

      Обобщив опыт наших наблюдений, мы получили возможность представить материалы о распространенности плоскостопия, профилактике и лечении его средствами физической культуры в виде настоящей монографии. 

      Предлагая вниманию читателей настоящую работу, автор выражает надежду, что его скромный труд принесет пользу врачам-педиатрам, школьным врачам, хирургам-ортопедам, врачам и преподавателям физической культуры и другим специалистам в их практической работе по предупреждению и лечению плоскостопия у школьников. 

      Автор с глубокой признательностью примет замечания читателей о недостатках книги. 

      А. Чоговадзе 

      

      Глава первая 

      ПЛОСКОСТОПИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕФОРМАЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

      

      К истории вопроса 

      Плоскостопием принято считать деформацию опорно двигательного аппарата, проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, бронирование его заднего и отведении переднего отдела; такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общие расстройства всего организма. 

      Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни в условиях капиталистического способа производства способствовали тому, что плоскостопие как деформация опорно-двигательного аппарата наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Гоффа, Р. Р. Вреден, Я. Б. Рывлин, Н. Д. Киптенко и др.), указывающие, что плоскостопие — это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. В. А. Штритер, Я Б. Рывлин, В. Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей и что плоскостопие свойственно всем возрастам. 

      В. М. Савков в 1929 г. изучил 627 случаев (23,5%) плоских стоп, имевших место при обследовании 2664 детей школьного возраста. Автор не нашел резкого преобладания количества плоских стоп у мальчиков по сравнению с девочками. По данным автора, у мальчиков плоские стопы встретились в 52,5% (330 случаев), а у девочек — в 47,5% (297 случаев), причем 65% всех случаев плоских стоп приходится на период полового созревания (11—l6 лет). 

      М. О. Фридлянд в 1955 г. сообщил, что в возрасте 10 — 20 лет свод стопы у девочек ниже, чем у мальчиков, а после 20 лет отмечает обратные взаимоотношения. 

      И. М. Куслик находил плоскостопие у детей в 15%, а Дейч (Deutsch) — в 42% случаев. 

      Н. В. Завьялова считала плоскостопие наиболее выраженным у молодых лиц, объясняя это тем, что вначале с возрастом увеличивается мышечная сила, а потом, в старости, увеличивается ригидная упругость тканей сумочно-связочного аппарата. М. О. Фридлянд, наоборот, указывал, что с возрастом (после окончания роста) стопа прогрессивно уплощается. М. И. Куслик в 1929 г. сообщил, что различные.смещения в детской стопе значительно превосходят таковые у взрослых. 

      Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы: 1) группу, когда известен этиологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы), и 2) группу, когда этиологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы). 

      Большинство исследователей считает статические формы плоскостопия резко преобладающими среди прочих. Плоские стопы делят на врожденные (около 5%) и приобретенные (до 95%). К приобретенным формам плоскостопия большинство авторов относят рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую. 

      На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а рахитические, травматические и паралитические формы плоскостопия встречаются в 10% случаев. 

      Значительную вариабельность процентных показателей плоскостопия у разных авторов, по-видимому, следует объяснить различным контингентом (возрастным, половым, профессиональным) обследованных ими лиц, а также различной методикой исследования. 

      Нам не удалось в литературе найти указания на специальные наблюдения, касающиеся плоскостопия в детском возрасте. Эти вопросы или находят частное отражение в общих работах о плоскостопии, или освещаются в малочисленных исследованиях, обычно недостаточных для обобщений, и к тому же, как правило, устаревших. 

      

      Анатомо-физиологические основы плоскостопия 

      Излагая анатомо-физиологические основы плоскостопия, мы кратко остановимся только на некоторых частных вопросах строения и функции стопы взрослого и ребенка, так как общие сведения по анатомии и физиологии стопы читатель найдет в соответствующих руководствах. 

      Как известно, стопа состоит из 26 костей. Кости стопы делятся на кости: предплюсны (tarsi), плюсны (metatarsi) и фаланги пальцев (phalanges digitorum) (рис. 1). 

      Таранная (talus) и пяточная (calcaneus) кости составляют проксимальный отдел преплюсны. В состав дистального отдела предплюсны входят ладьевидная (naviculare), кубовидная (cuboideum) и три клиновидных кости (cuneiforme 1-я, 2-я, 3-я). Плюсну составляют пять плюсневых костей (ossa metatarsalia), из которых самая короткая первая, а самая длинная вторая плюсневая кость. Все кости, лежащие в дистальном отделе стопы (за плюсневыми) относятся к фалангам пальцев. Первый палец имеет две фаланги, а остальные пальцы по три фаланги. Всего имеется 14 фаланг. 

      Мышцы стопы располагаются на тыльной и подошвенной поверхности стопы. К тыльной поверхности относятся две мышцы: 

      1) короткий разгибатель пальцев (m. extensor digitorum brevis); 

      2) короткий разгибатель большого пальца (m. extensor hallucis brevis). Эти мышцы разгибают и оттягивают снаружи пальцы (1-я мышца — II — IV пальцы, вторая — I палец). 

      Мышцы подошвенной поверхности делят на три группы: 

      1) мышцы возвышения большого пальца: приводящая большой палец (adductor), отводящая большой палец (abductor), короткий сгибатель большого пальца (flexor hallucis brevis); 

      2) мышцы возвышения малого пальца: отводящая V палец (abductor), короткий сгибатель V пальца (flexor), и мышца, противопоставляющая V палец (opponens); 

      3) мышцы срединного возвышения: короткий сгибатель пальцев (flexor). 

      Квадратная мышца подошвы (m. guadratus plantae), сгибающая пальцы, червеобразные (lumbricales), межкостные подошвенные (interossea pedis plantares), межкостные тыльные (interossea pedis dorsales). Помимо костей и мышц, в образовании стопы участвует большое количество суставов, связок, фасций и сухожилий мышц голени, прикрепляющихся к стопе в различных ее отделах. Особо важная роль в сохранении формы стопы принадлежит широкой подошвенной фасции (lig. calcaneo-naviculare plantare). 

      Стопа имеет густую сеть сосудов и нервов, обеспечивающих ее трофику и питание. Большое количество анастомозов позволяет компенсировать недостаточность тыльной сети за счет подошвенной или наоборот, если эта недостаточность имеет место. 

      По мнению Я. Б. Рывлина, существуют дорсальный, плантарный и срединно-переходный варианты кровоснабжения, соответствующие дугообразной, уплощенной и переходной формам стопы. Дугообразная форма — прогрессивная (совершенная), плантарная форма — атавистическая (несовершенная). 

      С анатомической точки зрения детская стопа имеет некоторые особенности, отличающие ее от стопы взрослого человека (рис. 2, а и б). Детская стопа относительно коротка, широка и относительно сужена в пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожножировая клетчатка. Кроме того, мышечно-связочный аппарат более эластичен, податлив и поэтому объем движений у детей больше, чем у взрослых. По-видимому, этим можно объяснить, что колебания высоты свода у детей выражены резче, чем у взрослых. Пальцы на детских стопах расходятся по радиусу, в то время как у взрослых пальцы плотно соприкасаются или даже налегают друг на друга. 

      А. А. Щербакова доказала, что у детей в отличие от взрослых преобладает равномерный тип кровоснабжения стопы (одинаково развиты тыльная и подошвенная артериальные системы). Основные сосуды и нервы располагаются в области вогнутости свода стопы. 

      Стопа имеет дуги или вогнутости в продольном и поперечном направлении. Поперечная дуга проходит через клиновидные, кубовидную кости и основания плюсневых костей (М. Ф. Иваницкий) с вершиной на II и III плюсневых костях. Продольная дуга имеет наружный и внутренний своды. 

      Наружный свод, или, как его называют, «грузовой свод», состоит из пяточной, кубовидной и IV и V плюсневых костей и выполняет главным образом функцию опоры для всей конечности. Опорные точки наружного свода — пяточный бугор и головки IV и V плюсневых костей. Внутренний свод («амортизатор», «рессора») состоит из пяточной, таранной, ладьевидной, трех клиновидных и I, II, III плюсневых костей (см. рис. 1). 

      Большое значение придается «рессорной» функции внутреннего свода, этого постепенно развивавшегося приспособления в связи с переходом человека к вертикальному положению туловища. Только в процессе филогенеза стопа превратилась в орган опоры. Этому способствовало развитие продольного и поперечного сводов, укрепленных мощными связками и удерживаемых тонусом подошвенных мышц. Свод пружинит ходьбу, смягчает толчки. Вогнутость наружного свода по сравнению с вогнутостью внутреннего свода — незначительна. Наивысшая точка внутреннего свода находится у нижнего края ладьевидной кости (О. В. Недригайлова, В. Н. Бехтерева и др.). Стопа удерживается в определенном положении с сохранением определенной формы и глубины свода за счет мощно развитой системы связок и натягивающих их мышц. Определенная высота внутреннего свода сохраняется благодаря длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связкам и работе мышц голени, которые в основном поддерживают свод стопы (рис. 3, а и б). 

      Таково общее представление об анатомии н физиологии стопы. Но следует заметить, что существуют разные точки зрения по вопросам о формах стопы, ее функциях, о точках опоры, о силах, играющих главную роль в сохранении свода. 

      Общепринятое сравнение стопы со сводом, если и связано как-то с функцией стопы как органа опоры, то с функцией стопы как органа передвижения не связано. Сравнение стопы со сводом, чашей и т. п. не объясняет всех функций стопы, так как, например, при уплощении возникает супинация и абдукция переднего отдела стопы и пронация заднего отдела. Теория сводов не объясняет механизмов этого явления. Стопу нельзя рассматривать как купол с двумя сводами. По-видимому, прав Б. И. Берлинер, утверждавший, что такое анатомическое деление на две части механистично и искусственно. Стопа — это единый функционирующий орган, её надо рассматривать только в работе, в движении. Мышцы голени, прикрепляющиеся на стопе, мышцы стопы, связки, апоневрозы, кости — все это в комплексе имеет большое значение для нормальной функции стопы. Выпадение какого-либо элемента из комплекса вызывает компенсаторные изменения в других элементах, что в свою очередь связано с определенной деформацией или нарушением свода стопы в той или иной степени. Мышцы и связки, участвующие в образовании свода стопы, обеспечивают сложные функции его. Эти функции проявляются по типу скручивающейся спирали или рессоры, которая в подошвенном направлении уплощается, а в тыльном выгибается. 

      По мнению И. А. Полиевктова, наиболее правильным является сравнение стопы с фигурой кручения, напоминающей по форме спираль (рис. 4), движение одной части стопы вызывает в другой ее части противоположные перемещения. При этом основную нагрузку несет внутренний отдел стопы, так как он более мощно развит.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика