Идти или ходить глаголы движения в русском языке (Юдина) 1985 год

Скачать Советский учебник

 Идти или ходить глаголы движения в русском языке (Юдина) 1985

Назначение: Предназначено широкому кругу иностранных учащихся, работающих самостоятельно или под руководством преподавателя.

В пособии представлены тренировочные и подготовительные упражнения и творческие задания, которые помогут учащимся понять особо трудные случаи употребления глаголов движения и использования их в разговорной речи.

© "Издательство Московского университета" Москва 1985 

Авторство: Лия Павловна Юдина

Формат: PDF Размер файла: 3.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глаголы движения без приставок 3

Предисловие 4

Часть I. Девять занятий но глаголам движения 6

Материалы для консультаций 77

Часть II. Ключи и комментарии 89

Материалы для консультаций

Скачать бесплатный учебник  СССР - Идти или ходить глаголы движения в русском языке (Юдина) 1985 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое пособие представляет собой материалы для проведения практического семинара по теме «Глаголы движения (прямое значение)». В то же время оно может быть использовано при самостоятельном изучении темы, так как имеет необходимый минимум комментариев и ключ к упражнениям..

Пособие рассчитано на иностранных учащихся, уже имеющих некоторое представление о глаголах движения, и преследует цель активизировать и систематизировать их знания, способствовать выработке навыков свободного употребления глаголов движения в речи.

Книга состоит из девяти занятий и материалов для консультаций. Материал, вошедший в девять занятий, ограничен. Здесь отрабатываются 8 пар наиболее употребительных глаголов движения без приставок, из приставочных глаголов подробно рассматриваются глаголы типа пойти, съездить, походить, проездить. Другие приставочные глаголы движения рассматриваются фрагментарно. В то же время материалы для консультаций позволяют проследить употребление глаголов движения почти со всеми приставками, поскольку в них приводятся соответствующие тексты и мини-диалоги.

При определенной минимизации лексического материала в пособии довольно широко представлены способы выражения, набор синтаксических конструкций, включая разговорные. Привлечение этих конструкций объясняется прикрепленностью глаголов движения к сфере устного бытового и отчасти делового общения и необходимостью дать возможность учащимся понимать разговорную речь в ее устном и письменном вариантах.

Коммуникативные цели обучения определили основу организации материала. Такой основой в пособии служат логикосмысловые отношения и способы их выражения в речи (избирается путь представления материала от смысла к форме). Это вызывает необходимость вводить одновременно не только бесприставочные глаголы, но и те из приставочных, которые обеспечивают возможность коммуникации в границах рассматриваемых смысловых отношений.

В тех случаях, где это представляется целесообразным, материал группируется по формальному признаку (от формы к содержанию).

Основным способом представления и введения материала служат речевые образцы, отражающие определенные типовые

ситуации. Особое внимание обращается на контекст употребления глаголов движения. Широко используются различные типы диалогических единств (что связано со спецификой функционирования глаголов движения), монолог с включением диалога и, реже, чистый монолог — описание, сообщение, повествование.

Таким образом, автор не стремится дать материал в полном объеме, а делает попытку по-иному его организовать и представить в соответствии с задачами учебного семинара.

В книге выделяются две части:

Первая часть — это вопросы и задания учащемуся, который должен проанализировать, обобщить, ответить, сказать, вступить в коммуникацию, т. е. проявить максимум активности. Именно эта часть используется преподавателем на занятии.

Вторая часть — ответы на вопросы, комментарии и ключ к упражнениям. Эту часть учащийся использует при самостоятельном изучении темы или при выполнении домашнего задания.

Если книга используется при самостоятельном изучении языка, непременным условием работы является последовательное выполнение каждого задания с проверкой себя по ключу. Ключ дан к большей части заданий. В тех случаях, когда допустимы варианты, дается возможный вариант, который может служить образцом. Чтобы развить у учащихся умение естественно вести диалог, строить ответную реплику, в ключе часто даются не полные предложения, а такие, которые уместны в живом диалоге.

В пособии представлены разные типы упражнений. Большая часть из них рассчитана на устное выполнение в аудитории. Построение книги как «сценария» семинарских занятий привело в ряде случаев к отказу от общепринятых формулировок заданий, выдвинуло на первый план описание ситуации и вопрос или реплику как стимул к речевой деятельности учащегося.

Домашнее задание к каждому занятию включает:

1) выполнение некоторых упражнений, проделанных в аудитории устно;

2) написание сочинения на предложенную тему;

3) подготовку к следующему занятию по указанным пособиям.

Материал пособия может изучаться в полном объеме в предложенной последовательности или использоваться частично. Работу с хорошо подготовленной аудиторией целесообразно начать с материалов для консультаций, что поможет выявить «слабые места» учащихся и составить программу семинарских занятий, перенеся акцент на творческие и истинно речевые упражнения.

Автор выражает признательность рецензентам книги кандидату филологических наук Н. С. Берниковской и ст. преподавателю А. В. Фролкиной.

ЧАСТЬ I

ДЕВЯТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ГЛАГОЛАМ ДВИЖЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ 1

I. Определение объекта изучения.

II. Выяснение основания противопоставления глаголов группы идти и группы ходить.

I. № 1. 1. Прослушайте (прочитайте) ряд глаголов, обозначающих перемещение в пространстве. Какие из них, по-ваше- му, относятся к группе глаголов движения? (да — нет)

Идти, бежать, спешить, ходить, шагать, гулять, бродить, следовать, путешествовать, добираться, странствовать, ехать, лезть, тянуть, тащить, водить, спускаться, подниматься, направляться, тянуться, мчаться, плестись, плавать, лететь, ползать, течь. 2. Перечислите, какие из данных глаголов движения относятся к группе идти, а какие—к группе ходить. 3. Скажите, в какую пару входит каждый из данных глаголов движения (первым называйте глагол типа идти). 4. Глаголы какого вида составляют пару глаголов движения — одновидовые или разновидовые?

№ 2. 1. Скажите, какие из перечисленных в задании № 1 глаголов, не являющихся глаголами движения, по-вашему, близки к глаголам группы идти, а какие — к глаголам группы ходить. 2. Образуют ли эти глаголы соотносительные пары типа идти—ходить? 3. Как различаются глаголы в парах добираться—добраться, шагать—шагнуть, гулять—погулять, направляться—направиться?

№ 3. Подведите итог, скажите, какие глаголы мы называем глаголами движения.

II. № 4. Сопоставьте пары предложений:

Мы долго шли через лес. — Мы долго ходили по лесу.

Над озером летит чайка. — Над озером летает чайка.

Вдоль берега плывет лодка. — Около берега плавают дети. Скажите, один или разные способы перемещения* обозначают глаголы в каждой паре: шли—ходили, летит—летает, плывет—• плавают?

* Под способом передвижения понимается характер движения, определяемый: а) его механизмом (идти—бежать), б) использованием-неиспользованием транспортных средств (ехать, лететь, плыть, везти — идти, бежать, ползти, брести, нести, вести), в) средой, в которой происходит движение (ехать—лететь—плыть). Движение может характеризоваться также с точки зрения скорости и отношения к нему говорящего (нестись—тащиться), цели (гнаться, гнать).

№ 5, Сравните ряд предложений. Один или разные способы передвижения обозначены в этих предложениях?

Мы долго шли через лес.

Мы долго брели через лес.

Мы долго бежали через лес.

Мы долго ехали через лес.

Мы долго плыли через лес.

№ 6. Что, по-вашему, объединяет глаголы типа идти в одну группу? Какое абстрактное значение является для них общим?

№ 7. Перескажите шутки. Объясните употребление в них глаголов движения.

В поезде

В одном уральском городе в поезд сели две старушки. В купе они разговорились:

— Куда вы едете? — спросила одна.

— Як сыну, в Москву. А вы?

— А я — к дочери, во Владивосток.

— Подумайте, какая теперь техника, — сказала первая старушка. — Мы сидим в одном купе, а едем в разные стороны.

Улица с односторонним движением

Автоинспектор остановил машину.

— Куда же вы едете? — сказал он водителю. — Разве вы не видите, что это улица с односторонним движением?

— А я и еду в одну сторону!

№ 8. Ответьте на вопросы:

1. Является ли однонаправленное движение прямолинейным?

2. Совершается ли это движение непрерывно?

Служат ли следующие примеры доказательством вашего мнения:

1. Мы долго шли, поворачивали направо, налево, пока наконец пришли на место.

2. Когда мы ехали в Крым, мы на три дня останавливались В| Киеве. Мы шли долго, потому что два раза останавливались отдыхать.

№ 9. Сравните попарно предложения:

1. Когда мы ехали в Крым, мы на три дня остановились (останавливались) в Киеве. 2. Когда я шла на работу, я встретила нашего почтальона. 3. Когда он ехал в автобусе, он читал.

Каждый раз, когда мы ехали в Крым, мы на три дня останавливались в Киеве.

Когда я шла на работу, я встречала нашего почтальона. Когда он ехал куда-нибудь в автобусе, он читал.

Ответьте на вопросы:

1. В каких предложениях говорится о единичном движении, а в каких — о повторяющемся? 3. Являются ли глаголы движения в данных предложениях сигналом повтора? Если нет, то чем сигнализируется повторяемость? 3. Как соотносятся во времени движение и действие, о которых идет речь в предложениях (начертите схемы)? 4. Можно ли назвать контекст данного типа, в котором глагол группы идти обозначает фоновое повторяющееся однонаправленное движение, контекстом одновременных действий?

№ 10. Сопоставьте два предложения:

Когда она идет к зубному врачу, она страшно волнуется. Когда она шла к зубному врачу, она страшно волновалась.

Ответьте на вопросы:

1. Как, по-вашему, о единичном или о повторяющемся движении говорится в первом предложении? Почему вы так думаете? 2. Соответствует ли, по-вашему, второе предложение первому или при замене форм настоящего времени на формы прошед-шего времени изменилась содержательная сторона предложения? 3. Как изменить второе предложение, чтобы по содержанию оно точно соответствовало первому?

№ 11. Дано предложение:

В десять часов он оделся и пошел в библиотеку.

Ответьте на вопросы:

1. Одновременно или последовательно происходят действия, о которых говорится в предложении? 2. Сколько раз происходит то, о чем говорится в предложении? Что на это указывает? 3. Что означает глагол пошел в этом контексте последовательных действий? Каково значение приставки по-? 4. Представьте себе, что человек в прошлом регулярно, каждый день работал в библиотеке. Как тогда звучало бы наше предложение? Запишите его рядом с данным. Какого вида глаголы вы употребили и почему? 5. Как будет звучать предложение, если мы начнем рассказ так: «В библиотеке он занимается каждый день»?

6. Подведите итог: как, каким глаголом передается значение начала движения, перехода к движению в контексте последовательных действий, если цепь действий повторяется? 7. Можно ли в рассмотренном типе контекста заменить глагол группы идти глаголом группы ходить? Аргументируйте ваше мнение.

№ 12. Обобщите все сказанное о глаголах группы идти, ответив на вопросы: 1. Какое значение свойственно глаголам группы идти и позволяет объединить их в особую группу? 2. Можно ли глаголом группы идти обозначить повторяющееся дви-жение или эти глаголы обозначают только единичное, одно-

кратное движение? 3. В контекстах какого типа для обозначения повторяющегося однонаправленного движения могут быть использованы только глаголы группы идти?

№ 13. Скажите, что, по-вашему, объединяет в одну группу глаголы типа ходить? Что служит основанием для противопоставления глаголов группы ходить глаголам группы идти? Дайте самый общий ответ.

№ 14. Сравните два предложения:

Мы долго катались на лыжах. — Мы подолгу катались на лыжах.

Ответьте на вопросы:

1. О каком движении говорится в предложениях — конкретно направленном или о ненаправленном? 2. В каком из предложений речь идет о единичном движении, а в каком — о повторяющемся? Что помогло вам это установить?

№ 15. 1. Как вы думаете, могут ли глаголы группы ходить обозначать движение, имеющее определенное, конкретное направление или цель? Если да, то чем они отличаются от глаголов группы идти? Поясните это на следующих примерах:

а) — Где вы занимаетесь: в библиотеке или дома?

— Я хожу заниматься в библиотеку.

б) — Где вы будете заниматься: в библиотеке или дома? — Я буду ходить в библиотеку, мне нужно собрать материал для статьи.

в) — Где вы занимались? Дома?

— Нет, я ходил в библиотеку.

2. Сколько раз, по-вашему, происходит движение, о котором говорится в диалогах а), б) ив)? 3. Какие выводы об употреблении глаголов группы ходить можно сделать из сказанного?

№ 16. Как вы думаете, о каком движении — единичном или повторяющемся — идет речь в следующих предложениях?

1. Если у вас нет учебника, нужно ходить в читальный зал. 2. Нужно беречь зубы. Не бойтесь ходить к врачу! 3. Вы любите симфоническую музыку? Ходите в Большой зал консерватории! 4. У меня нет свободного времени. Иначе я ходил бы в бассейн.

№ 17. Как звучали бы предложения, данные в задании 16, если бы речь шла о единичном движении?

№ 18. Перескажите шутку. Объясните выбор глаголов движения. Обратите внимание на употребление глагола группы идти в первом предложении, которое служит началом повествования.

Что нужнее: парашют или спасательный пояс?

Один пассажир первый раз летел на самолете.

— Скажите, пожалуйста, — обратился он к стюардессе, — вы всем дадите парашюты?

— Парашюты?! Пассажирам самолетов парашютов вообще не дают.

— А вот на теплоходе обычно всем дают спасательные пояса! — Но ведь мы не плывем по морю...

— Странно... Разве людей, которые не умеют плавать, больше тех, кто не умеет летать?

№ 19. Проанализируйте предложения. Скажите, обозначают ли глаголы группы ходить в данных предложениях конкретное единичное или повторяющееся движение или только называют способ передвижения?

а. Птицы летают, рыбы плавают. Страусы не летают, зато быстро бегают. Ребенок большой, уже ходит. Рита прекрасно плавает.

б. Вы когда-нибудь летали на вертолете? — Нет. — А на самолете? — Летал один раз. Я летел из Москвы в Киев.

Вы уже ходили по этой улице? — Да, мы шли здесь вчера, в. Вот беда: начинаю полнеть. — Вам нужно больше ходить. Зимой полезно кататься на лыжах или на коньках, летом — ездить на велосипеде или плавать. Одним словом, нужно больше двигаться. И как можно меньше ездить на машине.

№ 20. 1. Правильно ли построены следующие предложения? Какое значение имеет здесь глагол группы ходить?

1) Вы хотите до метро доехать на автобусе. А вам спутник говорит: «Не будем ждать автобуса. Я до метро всегда хожу пешком, здесь ведь недалеко».

2) На работу я обычно езжу на автобусе, а сегодня ехала на такси.

3) В школу мы обычно ехали на трамвае, потому что спешили, а из школы домой ходили пешком.

2. Как могли бы звучать выделенные предложения? Назовите возможные варианты.

№ 21. Подведите итоги сказанному о глаголах группы ходить, ответив на вопросы:

1. Какие значения свойственны глаголам группы ходить и объединяют их в особую группу? 2. В каких значениях глаголы группы ходить противопоставлены глаголам группы идти и не могут быть ими замещены? Отразите ваши наблюдения в таблице, вписав в нее нужные примеры (с. 11).

№ 22. Ответьте на вопросы:

1. Какими из указанных видов спорта вы занимались или занимаетесь и где: лыжи, коньки, бег, плавание, гребля, велосипед? 2. Где вы отдыхаете летом: в деревне, на море, в горах, на реке, в городе? Как вы отдыхаете? 3. В какие семинары вы записались? 4. Сколько раз в неделю и в какие дни вы бываете

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика