Грамматика английского языка (Крылова, Крылова) 1986 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Данное учебное пособие представляет собой грамматический справочник, который в доступной форме описывает существенные морфологические и синтаксические особенности грамматического строя современного английского языка. Материал, изложенный на русском языке, сопровождается большим количеством примеров, взятых из оригинальных источников.
© "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Крылова И.П., Крылова Е.В.
Формат:DjVuРазмер файла: 5.94 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
От автора 3
Морфология Части речи в английском языке 4
Глагол
Общие сведения .
Формы настоящего времени
The Present Indefinite (Настоящее неопределенное время)
The Present Continuous (Настоящее длящееся время) ........
The Present Perfect (Настоящее свершенное время)
The Present Perfect Continuous (Настоящее длительно-итоговое время) Формы прошедшего времени
The Past Indefinite (Прошедшее неопределенное время) .......
The Past Continuous (Прошедшее длящееся время)
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
The Past Perfect (Прошедшее свершенное время)
The Past Perfect Continuous (Прошедшее длительно-итоговое время) Формы будущего времени
The Future Indefinite (Будущее неопределенное время)
The Future Continuous (Будущее длящееся время)
The Future Perfect (Будущее свершенное время)
The Future in the Past Forms (Формы «будущего в прошедшем») . . .
Правила согласования времен
Залог
The Passive Voice (Пассивный залог)
Модальные глаголы
Сап
Мау
Must
То have to
То be to . . ,
Ought
Shall
Should
Will
Need
Dare
Наклонение
Употребление форм выражения нереальности/проблематичности . . .
Общие сведения об инфинитиве и инговой форме
Инфинитив и инговая форма в качестве подлежащего
Инфинитив и инговая форма в качестве предикатива
Инфинитив и инговая форма в односоставных предложениях . . . .
Инфинитив и инговая форма как часть составного глагольного сказуемого . . .
Инфинитив сказуемом
Инфинитив
Инфинитив Инфинитив Инфинитив Инфинитив Инфинитив
и инговая форма в качестве второго действия при глаголе и инговая форма в качестве дополнения
и инговая форма как субъектный предикатив и цнговая форма как объектный предикатив
и инговая форма как обстоятельственные члены предложения и инговая форма как определение и инговая форма как вводные словосочетания
Общие сведения о причастии —
Причастие как часть составного глагольного сказуемого 98
Причастие как субъектный предикатив —
Причастие как объектный предикатив —
Причастие в качестве обстоятельственного члена предложения ... —
Причастие в качестве определения 99
Существительное
Общие сведения . 100
Форма числа у существительных 102
Категория падежа у существительных 105
Артикль
Общие сведения ' 107
Артикли с исчисляемыми существительными —
Особые случаи употребления артиклей с исчисляемыми существительными 120
Употребление артиклей с обобщающим значением 124
Употребление артиклей с существительными, обозначающими единственные в своем роде предметы и понятия 127
Употребление артиклей с неисчисляемыми отвлеченными (абстрактными) существительными . . . 128
Употребление артиклей с неисчисляемыми существительными — названиями веществ 130
Употребление артиклей с именами собственными 131
Место артиклей в предложении . . * . ................ 134
Прилагательное
Общие сведения 135
Степени сравнения прилагательных
Субстантивация прилагательных 137
Местоимение
Общие сведения ....... 138
Личные местоимения . . . . . —
Местоимение it 139
Притяжательные местоимения . 141
Возвратные местоимения ..... 142
Эмфатические местоимения —
Указательные местоимения —
Неопределенные местоимения , . 143
Взаимные местоимения 149
Вопросительные местоимения . , 150
Союзные местоимения 151
Числительное —
Наречие ...... —
Предлог ...... 154
Союз 155
Синтаксис
Предложение и его структура ................. 157
Понятие о предложении
Понятие о синтаксических функциях слов в предложении
О порядке слов в английском предложении 169
Структура вопросительных предложений , 172
Структура отрицательных предложений 176
Безличные предложения . 179
Синтаксическая конструкция there is/are 180
Согласование между подлежащим и сказуемым 182
Сложные предложения . 184
Типы придаточных предложений 186
Косвенная речь 189
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Грамматика английского языка (Крылова, Крылова) 1986 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
От автора
Данное пособие предназначено для учащихся Государственных центральных курсов заочного обучения иностранным языкам «ИН-ЯЗ».
Цель пособия — в доступной для заочного обучения форме изложить и объяснить все существенные морфологические и синтаксические особенности грамматического строя современного английского языка, которые необходимо усвоить для практического овладения им. Пособие может быть использовано как справочник, если у учащегося в процессе работы над текстом возникнут затруднения в понимании или употреблении той или иной формы или структуры.
Книга состоит из десяти разделов, посвященных частям речи и структуре предложения английского языка.
Стремясь к тому, чтобы пособие максимально способствовало практическому овладению языком, авторы начинают раздел морфологии с описания всех форм английского глагола — части речи, которая является ядром английского предложения. Поскольку, по сравнению с русским глаголом, английский глагол имеет более сложную систему форм и поэтому представляет особые трудности для учащихся, в пособии ему отводится значительное место.
Другим трудным разделом английской морфологии для русских учащихся является артикль, отсутствующий в русском языке. В связи с этим в пособии ему уделено также большое внимание.
Пособие завершается описанием структур простого и сложного предложений английского языка.
Авторы старались построить описание грамматики на четкой системной основе, которая позволила бы выделить все явления во взаимосвязи. Они стремились излагать материал простым языком, пользуясь лингвистической терминологией лишь в тех случаях, когда этого нельзя было избежать. Все приведенные в пособии примеры представляют собой оригинальные образцы современного английского языка. При переводе примеров на русский язык авторы старались показать, что сутью перевода является передача мысли, содержания (а не формы) средствами другого языка, так как эти средства в разных языках часто не совпадают.
Авторы выражают надежду, что данное пособие окажет помощь всем тем, кто хочет практически овладеть английским языком.
МОРФОЛОГИЯ
ЧАСТИ РЕЧИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Все слова в любом языке делятся на части речи — классы, отличающиеся друг от друга по значению, форме и функциям, которые они выполняют в предложении.
В английском языке обычно различают следующие части речи: глаголы (verbs), существительные (nouns), прилагательные (adjectives), местоимения (pronouns), числительные (numerals), наречия (adverbs), предлоги (prepositions), союзы (conjunctions).
Ниже дается описание каждой части речи с ее индивидуальными особенностями и отличительными чертами.
Рассмотрение частей речи начинается с глагола, который является важнейшей частью речи в английском языке, так как составляет ядро предложения, а с практической точки зрения представляет наибольшие трудности для изучающих этот язык.
ГЛАГОЛ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
По своему обобщенному лексическому значению глаголы могут быть охарактеризованы как слова, обозначающие процессы в широком смысле этого слова, например: to do, to live, to speak, to see и т. д.
По форме глаголы отличаются от других частей речи тем, что они могут выражать грамматические категории времени, залога, наклонения, лица и числа, например: Her son works near here (Ее сын работает поблизости), где глагол работать употреблен в форме настоящего времени, действительного залога, изъявительного наклонения, 3-го лица, единственного числа.
Если форма глагола выражает все вышеперечисленные грамматические категории, то она называется личной (finite) и в предложении всегда выполняет только одну функцию — сказуемого.
Однако бывают также формы глагола, которые не выражают категорий наклонения, времени, лица и числа. В предложении они могут выполнять все другие функции, кроме функции сказуемого, т. е. они могут быть в предложении подлежащим, именным членом составного сказуемого, дополнением, определением и обстоятельствами. Эти формы называются неличными (non-finite forms, или verbals). К их числу относятся инфинитив (the infinitive), и н г о в а я форма (the ing-form) и причастие (the participle), например:
To visit her was a pleasure, (подлежащее)
Writing letters is a waste of time, (подлежащее)
His wish was to tell her everything, (именной член составного сказуемого)
I want to help you. (дополнение)
I like reading in bed. (дополнение)
He is the man to do it. (определение)
We watched the playing children, (определение)
They live in the newly painted house, (определение)
He went to see his mother, (обстоятельство цели)
He ran into the room laughing, (обстоятельство образа действия)
Чтобы лучше понять, как функционирует сложная система английского глагола, необходимо рассмотреть некоторые характеристики глаголов, которые оказываются весьма существенными при выборе различных видо-временных форм.
1. На основе своего лексического значения глаголы подразделяются на динамические (dynamic) и статальные (sta- tive). К числу первых относятся глаголы, обозначающие дейст-вия в прямом значении этого слова, например: to write, to run, to speak и многие другие. Эти действия мы можем видеть, слышать, наблюдать. Глаголы, обозначающие такого рода действия, свободно употребляются во всех видо-временных формах. К числу вторых отно-сятся глаголы, которые по сути своей обозначают не действия, а со- стояния, восприятия, отношения между предметами или людьми. Такие состояния непосредственному наблюдению не поддаются. Глаголы этой группы не могут употребляться в целом ряде видо-временных форм, в частности в форме Continuous. Поскольку статальных глаголов в английском языке значительно меньше, чем динамических, назовем основные из них:
1) глаголы, обозначающие физические восприятия: to hear, to see, to notice;
2) глаголы, обозначающие эмоции: to love, to like, to dislike, to respect, to hate, to adore, to care (for), to detest;
3) глаголы, обозначающие желание: to want, to wish, to desire;
4) глаголы, обозначающие мнения, умозаключения, мысленные представления и суждения: to appreciate, to assume, to believe, to doubt, to consider (считать), to expect (полагать), to imagine, to know, to mean, to mind (возражать), to perceive, to presume, to recognize, to regard, to remember, to suppose, to think (считать), to trust, to understand;
5) глаголы, выражающие отношения: to be, to belong to, to concern, to consist of, to contain, to depend on, to deserve, to differ, to equal, to have, to include, to involve, to lack, to matter, to owe, to own, to possess, to remain, to require, to resemble, to result, to suit, to signify;
6) глаголы, выступающие в роли связок в составе именного сказуемого: to appear, to feel, to seem, to smell, to sound, to taste;
7) некоторые отдельные глаголы: to agree, to allow, to astonish, to claim, to consent, to envy, to fail, to forbid, to forgive, to object, to prefer, to prevent, to puzzle, to refuse, to remind, to tend.
2. С другой стороны, также на основе их значения, глаголы подразделяют на предельные (terminative) и непредельные (durative). Предельными называются глаголы, в значении кото-рых заложен внутренний предел, по достижении которого действие продолжаться не может. И, напротив, непредельными называются глаголы, у которых этого внутреннего предела нет. Сравните две группы глаголов:
Если вещь принесена, найдена, сломана, то продолжение этих действий невозможно, тогда как нести, искать и играть с вещью (теоретически) можно сколько угодно.
3. У некоторых глаголов в их значении заложена необходимость сочетаться с дополнением, без которого значение самого глагола остается незавершенным. Такие глаголы называются переходи ы- м и (transitive), например: to tell (a story, the truth), to give (some thing, advice), to buy (things, food).
Другим глаголам, непереходным (intransitive), дополнения не требуется, например: to walk, to live, to smile.
4. По значению и по функциям, которые глаголы выполняют в предложении, они делятся на полнозначные (notional) и служебные (structural).
Полнозначные глаголы полностью сохраняют свое значение и в предложении выполняют самостоятельную функцию, например:
“Tell me what happened,” said «Расскажи мне, что случилось»,—
my mother as we sat by the сказала моя мать, когда мы fire. сели у камина.
Служебные глаголы частично или полностью утрачивают свое значение. Частичная утрата значения наблюдается, например, у модальных глаголов (can, may, must, should, ought, need), что не позволяет им выполнять самостоятельную роль в предложении — они всегда употребляются в сочетании с другими глаголами, например:
You must phone your father to-night.
From his earliest years he could speak English and French. Ты должен позвонить своему отцу сегодня вечером.
С ранних лет он мог говорить по-английски и по-французски.
Такая же частичная утрата значения наблюдается у с в я з о ч- глаголов (link-verbs), которые всегда сочетаются с именной
н ы х частью сказуемого, например: It grew cold towards evening. His sister has become a pretty girl.
The house looked deserted.
К вечеру похолодало.
Его сестра превратилась в хорошенькую девушку.
Дом казался брошенным.
Полностью утрачивают свое значение глаголы, которые участвуют в образовании сложных аналитических форм времени, вида, наклонения и залога. Такие глаголы называются вспомогатель
ными (auxiliary), например:
Му mother is cooking dinner.
My brother has taught me to make such toys.
The matter was soon forgotten.
You’ll have my answer tomorrow.
Мама готовит обед.
Брат научил меня делать такие игрушки.
Об этом деле скоро забыли.
Ты получишь мой ответ завтра.
5. У английских глаголов есть два способа образования форм времени и вида, наклонения и залога — синтетический и аналитический.
Синтетический способ — это способ образования новых форм глагола путем внутренних изменений структуры слова. В этом случае к глаголу могут добавляться суффиксы (например: work — works, worked, working) или изменяться гласные в основе глагола (например: find—found, meet—met), а иногда то и другое одновременно (например: teach—taught).
Аналитический способ — это способ образования новых форм с помощью вспомогательных глаголов. В этом случае каждая новая форма состоит, как минимум, из двух частей — вспомогательного глагола, который утратил свое лексическое значение и выражает только грамматическое значение, и полнозначного глагола, который является носителем лексического значения. Например, в сочетании ‘has worked’ ‘has’ указывает на 3-е лицо единственного числа, на настоящее время, изъявительное наклонение и действительный залог, тогда как ‘worked’ передает значение работать. Однако представление о всей грамматической форме создается только совокупностью обоих элементов, т. е. мы узнаем, что это форма the Present Perfect из всего сочетания ‘has worked’.
В английском языке есть аналитические формы, которые состоят из нескольких вспомогательных глаголов. Они называются сложными аналитическими формами, например: The letter has been written. Письмо написано.
(The Present Perfect Passive)
He has been overworking lately. Он очень много работает в по- (The Present Perfect Continuous) следнее время.
6. Синтетической формой английского глагола является форма 3-го лица единственного числа настоящего неопределенного времени.
{/spoilers}