История СССР во внеклассной работе (Бердникова, Озерский, Хмелёв) 1968 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника История СССР во внеклассной работе (Бердникова, Озерский, Хмелёв) 1968

Назначение: Учебное пособие для учителей

© Издательство  Просвещение Москва 1968 

Авторство: Сост.: Бердникова, Озерский, Хмелёв

Формат: DjVu, Размер файла:  MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Предисловие 3 

 С. А. Ежова. Изучение жизни и деятельности В. И. Ленина в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции 10 

 Е. А. Бобовская. Воспитание учащихся на революционных традициях 27 

 И. С. Левина. Рабочая молодежь изучает произведения В. И. Ленина 38 

 И. 3. Озерский. Школьники размышляют над произведением Эм. Казакевича «Синяя тетрадь» 44 

 В. М. Васильева. В. И. Ленин, Октябрь в произведениях изобразительного искусства 65 

 А. Н. Хмыров. С именем Дзержинского 81 

 Б. 3. Гордин. Живые страницы истории 93 

 Э. Ю. Бараль. Школьные вечера к годовщинам Великого Октября 103 

 Т. С. Бондарева. Дорогой отцов 117 

 Л. А. Затонова. К истории рабфака им. В. И. Ленина 132 

 А. С. Гаевский, Р. В. Метелица. Рождение музея боевой славы 139 

{spoiler=СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...}

 

 Р. А. Абрамович. Они защищали завоевания Октября 147 

 Г. М. Кубецкая, Ю. И. Мочалкина. 0 море, о дружбе, о школе 152 

 Э. А. Тер-Погосян, Р. М. Кононенко. Встреча трех поколений 163 

 Д. Б. Коцюба. Этнографические экспедиции учащихся 169 

 Я. С. Кильдишев. Интернациональное воспитание учащихся 178 

 И. И. Шейнкман. На карте зажигаются огни 191

{/spoilers}

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - История СССР во внеклассной работе (Бердникова, Озерский, Хмелёв) 1968 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...}

 Юбилейный год вошел в историю, как год новых побед и выдающихся достижений в жизни нашей страны. Немалый вклад в славные дела советского народа внесла школа, развернув широкую и многостороннюю работу по воспитанию подрастающего поколения. Хочется напомнить слова В. И. Ленина, написанные вскоре после победы Октябрьской революции: «...мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни, к победе над буржуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению человечества от ига капитала...»1 На воспитание такой гордости у будущих строителей коммунизма, чувства личной ответственности за сохранение и приумножение завоеваний Октября были направлены все мероприятия, проводимые школьными коллективами в юбилейном году. 

      Следует отметить особую роль учителей истории и обществоведения во всех звеньях школьной и прежде всего внеурочной работы в период подготовки и празднования 50-летия Советской власти. Во многом успех этой работы зависел не только от тех или иных личных качеств учителя, но и от полувекового опыта, накопленного советской педагогикой, методикой преподавания истории. Творческое использование опыта, дальнейшее развитие и совершенствование форм и методов внеклассной работы, находки и удачи педагогов еще ждут своего обобщения. 

      Предлагаемая книга продолжает традицию тематических сборников, начатую коллективным трудом «Нравственное воспитание во внеклассной работе по истории и обществоведению» (М., «Просвещение», 1965). Вместе с тем данное издание развивает и дополняет ранее известные формы и методы, рассматриваемые в предшествующих сборниках по внеклассной работе *. 

      По своей проблематике книга ограничивается только советским периодом отечественной истории. В рамках этого периода показываются некоторые выдающиеся события и явления из истории нашей социалистической Родины. Они раскрываются путем разнообразных форм внеурочной работы в условиях средних и восьмилетних школ, специальных школ с преподаванием на иностранном языке и школ рабочей молодежи. Читателю предлагаются массовые, групповые и индивидуальные формы внеклассной деятельности как над широкими проблемами, так и над узкими вопросами. Заметим, что почти все методические приемы могут быть использованы в условиях любой школы и посильны каждому учителю. 

      Центральное место в сборнике посвящено В. И. Ленину и Октябрю. Октябрь и Ленин неразрывно связаны между собой. Октябрьские события и образ Ленина оказывали и будут оказывать колоссальное воздействие на умы школьников, воспитывая их марксистами-ленинцами. 

      Октябрьская и ленинская тематика широка и неисчерпаема. Понимая всю сложность взятой на себя задачи, составители стремились заострить внимание читателя только на отдельных проблемах. Не случайно две статьи — С. А. Ежовой «Изучение жизни и деятельности В. И. Ленина в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции» и Е. А. Бобов-ской «Воспитание учащихся на революционных традициях» — написаны авторами из Ленинграда, колыбели 1 

      1 «Внеклассная работа по истории», Учпедгиз, М., 1955; «Внеклассная работа по истории», Учпедгиз, Л., 1957; «Внеклассная историческая и краеведческая работа в школе», Изд. АПН РСФСР, М., 1958; «Празднование годовщины Великого Октября в школе», под ред. А. Т. Кинкулькина, Учпедгиз, М., 1958; «Внеклассная работа по истории», Учпедгиз, М., 1960; «Внеклассная работа по истории», под ред. В. А. Орлова, Учпедгиз, Л., 1960; «Изучение школьниками истории своего края», изд. АПН РСФСР, М., 1960; «Внеклассная работа по истории», изд. АПН РСФСР, М., 1962; «Внеклассная работа по истории», Учпедгиз, М., 1963; «Формы внеклассной работы по истории», «Просвещение», М., 1965. 

      революции, на основе использования местного материала, имеющего общесоюзное значение. 

      Этой же проблематике посвящены статьи И. С. Левиной «Рабочая молодежь изучает произведения В. И. Ленина», В. М. Васильевой «В. И. Ленин, Октябрь в произведениях изобразительного искусства», И. 3. Озерского «Школьники размышляют над произведением Эм. Казакевича «Синяя тетрадь», Б. 3. Гордина «Живые страницы истории», Э. Ю. Бараль «Школьные вечера к годовщинам «Великого Октября». Все статьи рассматривают различные аспекты единой проблемы, раскрывая их путем многообразных методических приемов. Учителю будет полезно познакомиться и с содержанием и с методами работы, взять их на свое вооружение. 

      Второй проблемой сборника является освещение немеркнущих идей и традиций, рожденных Великим Октябрем. Читателю предлагаются статьи А. Н. Хмырова «С именем Дзержинского», Т. С. Бондаревой «Дорогой отцов», Д. В. Коцюбы «Этнографические экспедиции учащихся», Л. А. Затоновой «К истории рабфака им. В. И. Ленина», Э. А. Тер-Погосяна и Р. М. Кононенко «Встреча трех поколений». В статьях намечены методические пути раскрытия таких проблем, как борьба за укрепление Советской власти, социалистическая индустриализация и коллективизация, культурная революция, преемственность традиций борцов за свободу и независимость нашей Родины. Авторы — учителя и методисты различных союзных республик и областей нашей страны — стремились показать на местном материале воплощение ленинских идей в жизни. 

      Третьей темой сборника является проблема защиты завоеваний Великого Октября в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Эта проблема волнует умы и сердца подростков и молодежи. Поэтому для воспитания наших школьников важно помочь им осмыслить подвиг советского народа в годы войны, подготовить наших воспитанников стать преемниками боевой славы старшего поколения. Статьи А. С. Гаевского и Р. В. Метелицы «Рождение музея боевой славы», Р. А. Абрамович «Они защищали завоевания Октября», Г. М. Кубецкой и Ю. И. Мочалкиной «О море, о дружбе, о школе» учат не только ценить прошлое, но и помогают воспитывать в учащихся готовность к защите нашего Отечества от любых посягательств на его свободу и независимость. Впервые в сборнике публикуется статья, раскрывающая методику изучения истории крупного военного соединения и установления прочной дружбы с солдатами и моряками. Но эти работы помогают найти формы изучения и более мелких подразделений и частей. Вновь поднимается вопрос об увековечении памяти бывших учителей и учеников своей школы, работа, которая должна стать традицией для всех поколений учащихся. 

      Несколько обособленное положение занимают статьи Я. С. Кильдишева «Интернациональное воспитание учащихся» и И. И. Шейнкмана «На карте зажигаются огни». Они не представляют собой отражения какой-либо одной из отмеченных проблем, но тесно связаны со многими темами этого, сборника. Первая — поможет учителю в работе по интернациональному воспитанию, вторая — познакомит с технической стороной изготовления электрифицированных карт, посвященных различным историческим событиям советского периода. 

      Отметим, что почти все статьи являются результатом длительной и нередко многолетней работы учителя над определенной проблемой и представляют собой проверенный опыт, на который можно опереться в практической деятельности, творчески развивая его. 

      В статьях сборника много говорится о роли ученических коллективов и отдельных учащихся. Естественно, что без прочного и сплоченного коллектива трудно что-либо сделать. Но за всеми успехами школьников кроется огромная, часто незаметная деятельность учителя — его думы, переживания, радости и разочарования, творческие успехи и досадные просчеты, напряженные дни и бессонные ночи. Авторы-учителя в силу своей скромности, столь присущей настоящему педагогу, к сожалению, недостаточно показывают свою деятельность, стремясь показать своих воспитанников. 

      Руководство внеурочной работой, связь ее с уроком — вот одна из методических проблем, требующих специального рассмотрения. Разработка методов руководства различными формами внеклассной работы окажет большую помощь молодым учителям. Пользуясь таким пособием, начинающие педагоги будут делать более смело свои первые шаги. Для опытных учителей полезно сравнение своей работы с деятельностью своих коллег. Это поможет 

      отобрать лучшее и наиболее эффективное, устранить такие трудности, которые преодолели их товарищи, идти вперед и искать новые, еще неизвестные приемы и методы внеурочной работы. Заметим, что, как бы хороши ни были общие «рецепты», в конечном итоге успех работы будет зависеть от индивидуальных качеств каждого учителя. Только в сочетании с личными увлечениями, склонностями, интересами учителя эти общие указания могут дать должный результат, в противном случае они превратятся в шаблон, утратив главное — живинку в деле. 

      Предлагаемый сборник окажет помощь учителю в проведении занятий по факультативным курсам. Внеурочная работа и факультативный курс имеют ряд общих черт и, прежде всего, они базируются на интересе и любви к истории. За длительный период внеклассная работа накопила много интересных приемов, которые с успехом могут быть применены преподавателями, ведущими факультативный курс. 

      Развитие интереса к истории, его поддержание на длительный период — вот одно из умений педагогов-вне-классников. Развитие навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой, художественной и мемуарной, пользование различного рода словарями, справочниками также имеется в арсенале внеклассной деятельности. Широко распространенные во внеурочной работе доклады, сообщения, рефераты позволили накопить богатый опыт подготовки и проведения публичных выступлений. Отметим также отработанные приемы применения произведений изобразительного искусства, картографического, схематического, табличного материала в кружках, школьных музеях, на выставках, экскурсиях и туристических походах. Во внеклассной работе известное место занимает элемент исследования. Овладение исследовательским методом обучения будет также полезно для проведения факультативного курса. 

      В сборнике невозможно охватить всю проблематику и методы внеурочной работы, связанные с изучением советского общества. Предлагаемая книга намечает некоторые основные направления, которые следует развивать.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ИСТОРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика