Изучение элементарного курса истории СССР 7 класс (Лейбенгруб П.С.) 1962 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Педагогическая библиотека учителя. По материалам опытного преподавания. Книга представляет собой методическое пособие для учителя
Авторство: Павел Соломонович Лейбенгруб
Формат: DjVu, Размер файла: 7.42 MB
СОДЕРЖАНИЕ
{spoiler=СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...}
Тема IX. Начало развития капитализма в Западной Европе. Образование Российской империи
Тема X. Дальнейшее развитие капитализма в Западной Европе и в Северной Америке 207
Тема XI. Разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (середина и 2-я половина XVIII в.) 246
Тема XII. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Присоединение к России Закавказья и Молдавии 282
Раздел IV. Подъем рабочего и национально-освободительного движения в зарубежных странах. Возникновение научного коммунизма. Падение крепостного права в России 311
Тема XIII. Развитие капитализма и подъем революционного движения в середине XIX в. Возникновение научного коммунизма
Тема XIV. Развитие капитализма и революционная борьба во 2-й половине XIX в. Россия в период капитализма 368
Итоговое повторение 428
Заключение. Первые итоги опытного преподавания элементарного курса истории СССР в седьмом классе в 1960/61 учебном году 434
Список литературы для учителя 451
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Изучение элементарного курса истории СССР 7 класс (Лейбенгруб П.С.) 1962 года
Скачать...
{spoiler=СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...}
Печатается по решению Ученого совета Института общего и политехнического образования АПН РСФСР
Книга представляет собой методическое пособие для учителя по элементарному курсу истории СССР со сведениями из новой и новейшей истории зарубежных стран, изучение которого началось в школах страны в 1961/62 учебном году.
Пособие разбито на темы, каждая тема — на уроки. Во введении к каждой теме кратко формулируются ее основные задачи и особенности, намечаются связи темы с ранее изученным учебным материалом. По каждому уроку даются конкретные методические рекомендации о структуре, методах и приемах урока, приводится некоторый дополнительный материал, рассчитанный на конкретизацию основного содержания школьной программы (небольшие отрывки из документов и произведений художественной литературы, описание наглядных пособий и т. д.). В ряде случаев даются различные методические варианты уроков.
Существенным отличием пособия от ранее изданных методических пособий по другим курсам является органическое включение в него материалов опытной работы в школе.
Пособие написано в соответствии с программой Министерства просвещения РСФСР и применительно к учебному пособию акад. М. В. Нечкиной и проф. А. В. Фадеева (Учпедгиз, 1961).
Автором пособия является участник опытного преподавания нового курса заслуженный учитель школы РСФСР П. С. Лейбенгруб.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» в VII — VIII классах восьмилетней школы изучается элементарный курс истории СССР с важнейшими сведениями об общественном и государственном устройстве Советского Союзаf а также сведениями из новой и новейшей истории зарубежных стран.
В 1961/62 учебном году изучение нового курса началось в седьмых классах, а в 1962/63 учебном году начнется в восьмых классах всех школ страны.
Введение курса отечественной истории в восьмилетней школе является одним из важнейших изменений, внесенных в систему исторического образования в средней школе. Этим ликвидируется главный недостаток действовавшей ранее структуры исторического образования, сложившейся в нашей стране в 30-е годы, при которой учащиеся, ограничивавшие свое образование неполной средней школой, выходили из ее стен со знанием древней истории и средних веков, с очень небольшими знаниями по отечественной истории, полученными в IV классе, и без всяких знаний по новой и новейшей истории зарубежных стран.
Теперь положение коренным образом меняется. Изучение учащимися восьмилетней школы истории Родины — страны, в которой впервые утвердилась диктатура пролетариата и победил социализм, страны, которая первой в истории прокладывает человечеству, путь к коммунизму, — имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
Успешное осуществление стоящих перед учителем ответственных задач может быть достигнуто только при условии его постоянной творческой работы над повышением своего идейно-теоретического уровня. Учитель исто-рии, в каких бы классах он ни работал, обязан глубоко изучить решения съездов КПСС, материалы пленумов ЦК партии, сессий Верховного Совета СССР, выступления руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, документы международного коммунистического движения, а также материалы периодической печати.
Особое внимание учитель уделит глубокому изучению исторических решений и материалов XXII съезда КПСС, в первую очередь новой Программы Коммунистической партии Советского Союза и докладов Н. С. Хрущева на XXII съезде.
В новой Программе Коммунистической партии Советского Союза дана развернутая характеристика современной эпохи, показываются основные закономерности развития капитализма — последнего эксплуататорского строя, подчеркивается, что мировая капиталистическая система в целом Узрела для социальной революции пролетариата, для замены капитализма высшим, коммунистическим общественным строем. Программа раскрывает всемирно-историческое значение Октябрьской революции и победы социализма в СССР, подводит итоги славного пути, пройденного советским народом под руководством Коммунистической партии. Впервые за всю историю человечества в Программе выдвигается научно обоснованный конкретный план построения коммунистического общества. Большое внимание в Программе уделяется вопросам идеологии, воспитания, образования, науки и культуры. Сформулированный партией моральный кодекс строителя коммунизма является и программой воспитательной работы среди молодежи, показывает, какие черты нового человека следует воспитывать в школьниках.
Каждый учитель не только сам глубоко изучит этот великий политический и теоретический марксистско-ленинский документ нашей эпохи, но и явится пламенным пропагандистом его идей среди молодежи, поможет учащимся яснее представить себе захватывающие перспективы коммунистического строительства, осознать и определить свой вклад в выполнение разработанного партией плана строительства коммунизма в СССР.
Большое внимание необходимо уделять систематическому повышению своих научных знаний и методического мастерства, тщательно продумывать содержание, структуру и методы преподавания каждой темы курса и отдельного урока.
Прежде всего каждому учителю, приступающему к преподаванию нового курса, необходимо глубоко изучить его программу и соответствующую историческую и методическую литературу. По-разному надо готовиться учителям, которые впервые приступают к преподаванию отечественной истории, и тем, кто ранее вел курс истории СССР в старших классах. Для первых важно прежде всего овладеть содержанием курса. Для вторых необходимо не только несколько обновить и пополнить свои знания, но и тщательно отобрать то, что входит в элементарный курс, ни в коем случае не допуская перенесения содержания уроков старших классов в VII — VIII классы. Наконец, и тем и другим учителям следует совершенствовать свое методическое мастерство, овладевать разнообразными приемами активизации познавательной деятельности учащихся в классе и вне уроков, заблаговременно подбирать интересные исторические факты, отрывки из художественной литературы, документов, разнообразные наглядные пособия — и все это с учетом не только общего содержания курса, но и его особенностей, с учетом возраста учащихся и имеющихся у них знаний и умений. Данное пособие призвано оказать учителю конкретную помощь в этом отношении, но ни в коем случае не может заменить его самостоятельной творческой работы по подготовке к каждому уроку с учетом конкретных условий школы, класса и методов работы каждого преподавателя. Творческий подход учителя к преподаванию особенно необходим при введении нового курса, по которому еще нет и не может быть достаточно проверенного опыта
1 Краткую характеристику общих методических условий и рекомендаций, необходимых для успешного усвоения нового курса учащимися, см. в заключении «Первые итоги опытного преподавания элементарного курса истории CGCP в седьмом классе в 1960/61 учебном году».
Содержание и образовательно-воспитательное значение элементарного курса истории СССР
В курсе в хронологической последовательности, в живой занимательной форме излагается история СССР, включающая историю русского и других народов нашей страны (из 177 учебных часов, отводимых на историю в VII — VIII классах, на изучение отечественной истории приходится примерно 110 часов).
В основу программы элементарного курса положена научная периодизация истории человечества. Так, первый раздел курса «Наша Родина в древности» знакомит учащихся с историей нашей страны в период первобытнообщинного строя и с рабовладельческим строем в ее южных областях. Второй раздел посвящен истории возникновения и развития феодализма (от образования Древнерусского феодального государства у восточных славян с центром в Киеве до образования Российской империи и дальнейшего развития крепостничества в середине
XVIII в. включительно). В отдельные разделы курса выделены такие периоды в истории нашей страны, как разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (2-я половина XVIII в. — 1-я половина XIX в.), Россия в период домонополистического капитализма (от падения крепостного права до конца
XIX в.), переход капитализма в высшую и последнюю стадию — империализм и буржуазно-демократические революции в России (с конца XIX в. до победы Февральской буржуазно-демократической революции), победа Великой Октябрьской социалистической революции и построение социализма в СССР и т. д.
В VII классе изучается история нашей страны с древнейших времен до конца XIX в., в VIII классе — с конца XIX в. до наших дней. Ярко и красочно, в доступном для учащихся 13 — 15 лет объеме, перед школьниками раскрывается многовековая история Родины. Они узнают о славных традициях героической борьбы народов нашей страны за независимость, о революционной борьбе трудящихся против помещиков и капиталистов, о достижениях в области культуры, о великих боевых и трудовых подвигах советских людей, руководимых Коммунистической партией в борьбе за победу социализма и коммунизма, за мир между народами.
Для более глубокого понимания истории нашей страны, ее связей с историей зарубежных стран, роли в мировом историческом процессе, а также для подведения учащихся к правильной оценке явлений современности в курс включаются сведения из новой и, что особенно важно, новейшей истории зарубежных стран.
Так, в VII классе школьники знакомятся, в доступном для их возраста объеме, с такими важнейшими событиями мировой истории, как английская буржуазная революция XVII в. и промышленный переворот в Англии, образование США, французская буржуазная революция конца XVIII в. Учащимся рассказывается об эксплуатации рабочих капиталистами, о подъеме рабочего движения в Западной Европе в 30 — 40-е годы XIX в., о революционной деятельности Карла Маркса и Фридриха Энгельса и их учении о неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма. Школьники узнают о событиях революции 1848 г. во Франции, о народном восстании 1857 — 1859 гг. в Индии,« о гражданской войне в США, об основании и значении Международного Товарищества Рабочих — I Интернационала и, наконец, о Парижской Коммуне 1871 г.
В VIII классе большое значение будет иметь ознакомление учащихся с высшей и последней ступенью капитализма — империализмом, с всемирно-историческим значением Великой Октябрьской социалистической революции, с образованием и укреплением мировой социалистической системы, распадом колониальной системы империализма, развитием ряда стран капиталистического мира после второй мировой войны, современным международным коммунистическим и рабочим движением (на сведения из новой и новейшей истории зарубежных стран программа отводит около 50 учебных часов).
Последний, завершающий раздел курса истории в VIII классе посвящается изучению важнейших сведений об общественном и государственном устройстве нашей страны, ознакомлению школьников с основными правами и обязанностями советских граждан (на этот раздел отводится 19 учебных часов).
В союзных республиках в тесной связи с историей СССР изучается история данной союзной республики.
{/spoilers}