Книга для учителя к учебнику английского языка для V класса школ с углубленным изучением английского языка (Шавернева, Богородицкая, Хрусталева) 1990 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителя является составной частью учебно-методического комплекта по английскому языку для V класса школ с углубленным изучением английского языка. В ней даны общие и конкретные рекомендации по организации учебного процесса в V классе данного типа школ. Второе издание вышло в 1986 г под заглавием «Книга для учителя к учебнику английского языка для IV класса школ с преподаванием ряда предметов на английском языке».
© "Просвещение" Москва 1990
Авторство: Л.И. Шавернева, В.Н. Богородицкая, Л.В. Хрусталева
Формат: PDF Размер файла: 4.13 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Плакирование ... 21
Поурочные разработки 46
Первая четверть —
Unit I. "A Good Time for Everyone" —
Unit 2. '“All Around You" . 58
Unit 3. “Fables Teach Us Good Lessons” 65
Unit 4. “The World of Imagination” 74
Unit 5. “Red Square Is Dear to the Soviet People” ... 84
Вторая четверть .... 91
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Unit 6. “We Are Fond ol Reading. We Have a Lot ot Interesting Collections1'
Unit 7. “We Love Nature. We Take Care of Nature” . ..... 1<)<)
Unit 8. “Be Politet” “Don’t Be Naughtyl” . . . .... 107
Unit 9- “Travelling” 113
Unit 10. “Happy New Year!” 121
Третья четверть ... . —
Unit It. “Pets’’ —
Unit 12. “Self Done Is Well Done” 129
Unit 13. “How to Make Mother Happy" ... 136
Unit 14. “Schoolmates" 142
Четвертая четверть ... 149
Unit 15. “Books Are Our Friends and Teachers” —
Unit 16. “Live and Study as Vladimir Ilyich Lenin Taught” .... 156
Unit 17. "We Celebrate Great Holidays in May" ... ... 162
Unit 18. "Summer Is Coming" ... —
Приложение: Тексты для аудирования . 164
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Книга для учителя к учебнику английского языка для V класса школ с углубленным изучением английского языка (Шавернева, Богородицкая, Хрусталева) 1990 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплект для V класса (бывший IV класс по старой нумерации) написан в соответствии с Программой по иностранным языкам для школ с углубленным изучением иностранного языка и имеет своей целью обеспечить выполнение задач обучения английскому языку в данном классе.
Он является логическим продолжением учебно-методических комплектов по английскому языку предыдущих лет обучения, что проявляется в следующем:
1) осуществляется дальнейшее углубление и расширение тематики для обучения устной речи и чтению в соответствии с Программой по иностранным языкам для школ с углубленным изучением иностранного языка. Это относится прежде всего к ,темам «Ученик и его ближайшее окружение», «Наша страна», «Страна изучаемого языка»;
2) обеспечивается закрепление лексического и грамматического материала двух предыдущих лет обучения английскому языку и дальнейшее развитие приобретенных учащимися речевых умений;
3) сохраняется деление учебника на тематически объединенные параграфы (Units);
4) используются формулировки заданий, изученная терминология, некоторые виды упражнений и приемы работы.
Вместе с тем работа в V классе имеет свою специфику и предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в области устной речи, чтения и письма за счет следующего;
I) изменяется характер монологических высказываний и бесед (особенно неподготовленных); устные высказывания учащихся становятся богаче по содержанию — кроме сообщения фактических данных в них содержатся элементы оценочного характера, эмоциональной выразительности и т. п.; более разнообразным ста-
См.: Программы. Иностранные языки (для школ с углубленным изучением иностранного языка).-- М., 1988.
новится языковое оформление высказывания — используются различные структурные типы предложений; при обучении диалогической речи у учащихся развиваются умения подать реплику различного характера (побуждение к действию, приглашение и т. п.) и соответственно реагировать на нее (принятие / отклонение приглашения, согласие / несогласие выполнить действие и т. п.), аргументируя свой ответ;
2) для обучения чтению используются упражнения, развивающие умение догадываться о значении неизученных слов по контексту, по словообразовательным элементам и другим признакам;
3) увеличено количество упражнений, требующих самостоятельных письменных высказываний.
Материал УМК по английскому языку для V класса предусматривает развитие всех практических умений и навыков в устной речи, чтении и письме в соответствии с требованиями Программы к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности. Ведущим видом речевой деятельности по-прежнему остается устная речь. На базе тематики текстов, лексического и грамматического материала в процессе практического овладения английским языком решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Учебно-методический комплект обеспечивает подготовку ко всем видам речевой деятельности, т. с. развитие у учащихся умений и навыков владения языковыми единицами и формирование механизмов речевой деятельности. и организует практику в аудировании, говорении, чтении и письме. Источниками информации дня обучения устной речи являются наглядные средства (картинки и т. и.), речевой и жизненный опыт учащихся и тексты.
Для обучения устной речи, чтению и письму в УМК нашли отражение следующие программные темы:
1. Ученик и его ближайшее окружение.
Человек, его внешность, самочувствие, одежда и личные вещи, быт. Семья, жизнь семьи, занятия членов семьи, распорядок дня, помощь родителям и младшим членам семьи. Подарки к праздникам — знаки внимания к членам семьи.
Дом, квартира, двор.
Школа, школьная жизнь, занятия иностранным языком.
День рождения пионерской организации. Обязанности пионеров. Пионерский лагерь.
2. Наша страна.
Детство В. И. Ленина.
Москва — столица нашей страны. Города-герои.
Общенародные праздники и торжества: Великая Октябрьская социалистическая революция, 1 Мая, День Победы и др.
3. Страны изучаемого языка.
Отдельные сведения об английских и американских писателях и их произведениях.
Тексты соответствуют предусмотренной Программой тематике. Они отражают советскую действительность (Red Square, Victory
Day), знакомят учащихся с творчеством некоторых английских и американских писателей (Donald Bisset, Mark Twain, Pamela Travers и др,).
При отборе и организации лексического материала учитывалась лексика, необходимая для обучения говорению (одновременно и чтению), и лексика для обучения только чтению. Для активного усвоения в соответствии с Программой отобрано около 300 лексических единиц1, только для чтения — около 40.
Предусматривается усвоение следующего грамматического материала: структур разделительных вопросов, структур с глаголами в present perfect и past continuous, с глаголом let, с оборотами to be going to, to have to и др.; утвердительных, отрицатель-ных и вопросительных форм указанных структур.
В составе структур: употребление возвратных и неопределенных местоимений, употребление числительных (свыше 100), употребление наречий в сравнительной и превосходной степенях сравнения. УМК обеспечивает также повторение всех грамматических явлений предыдущих лет обучения: структур с глаголами в present continuous, present, past, future indefinite, с глаголами can, may, must и др.
Компоненты УМК
«Книга для учителя». Она содержит предисловие, планирование по четвертям и урокам, поурочные разработки и приложение.
В предисловии дана общая характеристика учебнометодического комплекта.
В разделе «Планирование» I) предложено распределение параграфов (Units) по четвертям; 2) сформулирована основная тема и микротемы для развития речевых умений па материале параграфа; 3) указано количество занятий, рекомендуемых для работы над каждым параграфом; 4) даны: а) поурочная дозировка лексики и упражнений для развития навыков ее употребления; б) дозировка грамматического материала и упражнений для развития навыков его употребления; в) упражнения, обучающие аудированию и говорению; г) упражнения для обучения «пению; д) упражнения для развития орфографических навыков и умений письменно излагать свои мысли.
В разделе «Планирование» также дано распределение 26 уроков домашнего чтения, которые необходимо проводить точно в указанной последовательности, так как в них включен языковой материал, изученный на предыдущих уроках.
В разделе «Поурочные разработки» даны методические рекомендации по работе над каждым параграфом (Unit) учебника, кроме параграфов 10 и 18. В параграфе 10 повторяется лексический и грамматический материал, изученный ранее. Этот
' В чти количество но включены формы past indefinite н past participle неправильных глаголов, встречающихся п учебнике (20 лексических единиц).
параграф завершает 2-ю четверть темой «Празднование Нового года» и начинает 3-ю четверть темой «Как дети провели зимние каникулы». Предполагается, что планирование 4—5 занятии по параграфу 10 лучше осуществить учителю самостоятельно, исходя из конкретных условий работы группы. Параграф 18 является завершающим в учебнике. Работа над материалом параграфа строится с учетом реальных условий жизни учащихся, поэтому этот параграф также рекомендуется для самостоятельного планирования учителем.
Методические рекомендации раздела ни в коей мере не сковывают инициативы преподавателя в выборе приемов обучения и видов упражнений. Следует, однако, учитывать, что упражнения учебно-методического комплекта градуированы по трудности н их предполагается выполнять в указанной последовательности. В учебно-методическом комплекте предлагается некоторое избыточное количество упражнений, рассчитанных на более сильных учащихся.
В конце «Книги для учителя» дано приложение. Оно содержит тексты звукового пособия для аудирования, предназначенные для обучения учащихся пониманию английской речи на слух.
«Учебник английского языка». Он содержит 18 параграфов (Units).
Каждый параграф учебника включает следующие разделы: I. We Talk: II. We Learn; III. We Read and Talk; IV. We Write.
Задачи раздела We Talk: развитие умений вести беседу и делать монологические высказывания по теме на ранее усвоенном материале. В ходе беседы углубляются ранее изученные темы и осуществляется связь с темой нового урока.
Упражнения этого раздела обеспечивают повторение структур и лексического материала, необходимого для дальнейшего развития речевых умений по теме параграфа.
Задачи раздела We Learn: ознакомление с новым лексическим и грамматическим материалом и развитие навыков и умений употреблять языковой материал в устной речи.
Задачи раздела We Read and Talk: 1) Обучение чтению: а) технике чтения; б) пониманию читаемого. 2) Обучение устной речи (на основе темы параграфа).
Задача раздела We Write: дальнейшая автоматизация орфографических навыков и умений и развитие навыков письменной речи.
В конце учебника даются: обобщение грамматического материала, изученного ранее н предлагаемого в V классе; знаки фонетической транскрипции; список неправильных глаголов; англо-русский словарь.
«Книга для чтения». Она включает 18 параграфов (Units), содержащих сюжетные рассказы, сказки, стихи, тематически соотнесенные с соответствующими параграфами учебника, и англорусский словарь. Тексты для чтения обеспечивают повторяемость лексики и грамматического материала соответствующего параграфа и учебника в целом.
Материал «Книги для чтения» предназначен для организации систематической работы учащихся по внеклассному чтению. Предполагается, что уроки, контролирующие домашнее чтение учащихся, проводятся еженедельно.
Упражнения, предложенные в «Книге для чтения», предназначены для обучения чтению и развития умения устного высказывания по теме и проблеме прочитанного. Для контроля понимания прочитанного текста используются такие задания: 1 ) Find in the text and read aloud sentences which mean the following...; 2) Choose and read aloud the correct ending to each sentence; 3) Find in the text and read aloud the sentences to prove the following... Etc.
Эти задания развивают умение читать с целевой установкой найти определенную информацию. В процессе обучения чтению иногда требуется быстро перечитать отдельные места текста, что до некоторой степени способствует повышению темпа чтения.
В каждом разделе «Книги для чтения» представлены упражнения, обучающие устному высказыванию. Эти упражнения являются одновременно средством более углубленного контроля понимания содержания текста, его темы и проблемы.
Звуковое приложение к учебнику представляет собой записи учебных материалов на грампластинках и является органической частью системы обучения английскому языку в V классе. Оно включает записи следующих материалов:
I. Лексические упражнения с заданием “Listen and repeat" (соответствующие упражнениям учебника с заданиями “Read the words" и “Read and remember how to use the words").
2. Грамматические упражнения с заданием “Listen and repeat". Помимо записи некоторых упражнений учебника в фонозаписи есть дополнительные тренировочные грамматические упражнения.
3, Тексты стихотворений учебника с заданиями.
4. Тексты диалогов.
5. Отрывки из текстов для чтения.
6. Специальные тексты для обучения аудированию.
Большую часть материалов звукового пособия (кроме текстов, специально предназначенных для обучения аудированию) составляют паузированные упражнения (прослушивание — повторение за диктором), выполнение которых значительно эффективнее прослушивания фонограммы.
Звуковое пособие является важным средством обучения аудированию, диалогической речи, технике чтения и выразительному чтению, оно способствует достижению более высоких результатов в обучении произношению, лексике, грамматике. Каждый из перечисленных выше видов фоно .матер палов имеет специальное назначение.
Фономатерналы с записью лексических упражнений используются для фонетической отработки вновь вводимой лексики (слов, словосочетаний) и ритмико-интонационного оформления предложений всех коммуникативных типов. Работу с фонограммой рекомендуется проводить в двух вариантах: а) на первом этапе работы с лексикой упражнение выполняется без опоры на печатный вариант упражнения в учебнике: учащиеся слушают и повторяют за диктором, отрабатывая звуковую сторону лексических единиц (учебники закрыты); б) на следующем этапе учащиеся выполняют упражнение с одновременным использованием пластинки и печатного текста упражнения в учебнике; в этом случае упражнение используется для обучения технике чтения.
Фономатериалы с записью грамматических упражнений используются для фонетической отработки, а также для формирования навыка употребления г ра коматических явлений в устной речи.
Фономатерналы с записью стихотворений учебника выполняют несколько функций. При первом прослушивании стихотворения с заданием “Listen and answer the question” выполняется задача обучения аудированию; в этом случае контролируется понимание только общего содержания. Выполнение задания “Listen and repeat” развивает произносительные навыки учащихся, а одновременное использование пластинки и печатного текста является эффективным приемом обучения выразительному чтению.
Фономатерналы с записью текстов диалогов также многофункциональны. Первое прослушивание диалога с заданием “Listen and answer the question" обучает аудированию диалогической речи. Задание "Listen and repeat" помогает учащимся за-помнить реплики диалога и отработать их ритмико-интонационное оформление При выполнении этих упражнений с опорой на печатный текст выполняется задача обучения выразительному чтению.
Фономатерналы с записью отрывков из текстов для чтения рекомендуются для обучения выразительному чтению и всегда выполняются с опорой на печатный текст.
Фономатерналы с заданием “Listen to the story and answer the questions” предназначены в первую очередь для обучения аудированию; однако после прослушивания рассказов и контроля их понимания рекомендуется организовать обучение говорению на основе прослушанного. С этой целью фонограмма может быть использована повторно.
Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплектом
Обучение аудированию. Задача обучения аудированию в V классе — совершенствование как качественных, так и количественных характеристик этого вида речевой деятельности. УМК обеспечивает развитие у учащихся умений понимать тексты большей длительности звучания, чем в предыдущие годы обучения.
более сложной-композиционной структуры (с элементами диалогической речи); включающие некоторое количество неизученных слов.
Текст для аудирования предъявляется в нормальном темпе, прослушивается один или два раза в зависимости от задач обучения.
При обучении аудированию рекомендуются следующие приемы и последовательность работы:
1. Перед предъявлением текста учитель знакомит учащихся с новыми словами. Имена собственные, географические названия и даты рекомендуется написать на доске, учащиеся читают их за учителем.
2. Перед прослушиванием текста учитель дает учащимся задание с целью обеспечить направленность внимания на понимание главного в тексте.
3. Учитель предлагает учащимся прослушать текст в грамзаписи (в записи на магнитную ленту) или рассказывает его сам.
4. После прослушивания текста осуществляется контроль понимания. Сначала учащиеся выполняют предтекстовое задание, а затем учитель контролирует понимание основных фактов с помощью серии вопросов, а также используя приемы: правильные и неправильные утверждения, выбор правильного ответа из ряда предложенных.
После проверки понимания прослушанного текста он может быть использован для обучения высказыванию. С этой целью возможно повторное предъявление текста. А затем учитель организует его обсуждение, обмен мнениями и т. п.
Для обучения аудированию помимо фабульный текстов широко используются также стихотворения и диалоги, которые в первый раз всегда предъявляются на слух (в грамзаписи или в записи на магнитную ленту) и после прослушивания которых учитель обязательно контролирует понимание основного содержания.
Развитию навыков и умений аудирования во многом способствуют упражнения с заданиями “Listen and repeat”, “Listen, repeat and remember how to use the words”, которые даны в фонозаписи.
Обучение говорению. Обучение диалогической и монологической речи осуществляется, насколько это возможно, взаимосвязанно, что проявляется в следующем:
1) для развития умений вести беседу и делать устные связные самостоятельные высказывания выделен лексический и грамматический материал, который можно употреблять как в диалогической, так и в монологической речи;
2) упражнения (тренировочные и речевые) отобраны и организованы с учетом необходимости в первую очередь развивать умения, общие для диалогической и монологической речи: а) правильно отобрать и использовать лексический и грамматический материал в соответствии с коммуникативной задачей; б) пра-
вилыю построить предложения; в) фонетически правильно воспроизвести фразу и т. д. Развитию умений, специфичных только для диалогической или монологической речи, уделялось значи- тельно.с внимание. Так, при обучении диалогической речи развивались умения подать реплику, расширить реплику и т. п.;
3) обучение диалогической и монологической речи проводится на общей тематике;
4) используются общие источники информации для обучения диалогической и монологической речи: личный опыт учащихся, предметная и изобразительная наглядность, прочитанные и прослушанные тексты;
5) для развития как диалогической, так и монологической речи используются стимулы (вербальные и невербальные), максимально учитывающие жизненный и речевой опыт учащихся.
УМК. обеспечивает обучение учащихся как подготовленному, так н неподготовленному устному высказыванию.
При обучении подготовленной речи учитывается степень с а- мостоятельности учащихся в подготовке к беседе и связному высказыванию (как его содержательной стороны, так и языкового оформления). В УМК отсутствуют упражнения, требующие механического воспроизведения прослушанного или прочитанного текста по памяти, вместе с тем большое значение придается развитию у учащихся подготовленного высказывания, которое требует от них самостоятельно (без опоры на содержание прочитанного или прослушанного текста) определить содержание высказывания и правильно оформить его языковыми средствами. Например: Подготовь в классе (или дожа) сообщение о путешествии, которое совершила ваша семья.
Подготовленное высказывание может быть выполнено и письменно, что дает возможность осуществлять взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, обеспечивая перенос навыков, сформированных в одном виде речевой деятельности, в другой.
Основное внимание уделяется обучению учащихся неподготовленному устному высказыванию: а) весь языковой материал каждого параграфа подобран в соответствии с темой; б) упражне- ния.организованы таким образом, что они концентрически развивают навыки и умения, обеспечивающие неподготовленные высказывания. Запоминание языкового материала, овладение способами действия с материалом происходит, как правило, в процессе речевой деятельности.
Систематическая, активная, самостоятельная поисковая деятельность учащихся для решения поставленных перед ними речевых задач формирует стойкий познавательный интерес Самостоятельная постоянная речевая деятельность побуждает учащихся к речевой активности: ребенку хочется говорить на ино-странном языке, искать, узнавать; у него формируются стойкие мотивы познавательной и речевой деятельности.
Упражнения, обучающие самостоятельному связному высказыванию на английском языке, включают тренировочные и речевые. Тренировочные упражнения формируют механизмы говорения, к ним относятся:
1) имитативные;
2) подстановочные;
3) трансформационные;
4) упражнения, стимулирующие устные высказывания, в которых языковой материал, необходимый для высказывания, косвенно «подсказан» (задан) ситуацией общения.
Имитативные упражнения способствуют запечатлению в памяти правильного интонационного образа фразы, частично (косвенно) ее синтаксической структуры, развивают произносительные навыки (темп речи, слитность и т. д.).
Подстановочные упражнения развивают навыки выбора и комбинирования языковых единиц, построения предложения (фразы); при выполнении подстановочных упражнений развиваются слитность н темп речи.
В учебном комплекте предусмотрены подстановочные упражнения. которые выполняются: а) со зрительной опорой (упражнения представлены в виде таблиц в учебнике); б) без зрительной опоры (предложения для подстановки и эле менты для подстановки предъявляются учителем устно). Устные подстановочные упражнения представлены в поурочных разработках «Книги для учителя».
Упражнения, стимулирующие устные высказывания, в которых языковой материал косвенно подсказан, имеют речевую направленность (они близки к речевым), но предполагают некоторое ограничение самостоятельности учащихся при определении содержания высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Задание учащимся построено таким образом, что оно предопределяет до некоторой степени содержание высказывания, а также употребление определенного языкового материала. Например: Скажите, где ваша семья отдыхала летом, как долго вы были там, когда вернулись в город.
Речевые упражнения требуют полной самостоятельности учащихся как в определении содержания высказывания, так и его . языкового оформления.
Задача речевых упражнений — обеспечить учащимся достаточную речевую практику. Речевые упражнения составлены таким образом, что они обеспечивают перенос сформированных навыков во все новые и новые ситуации, дают возможность постоянно повторять изученные темы, максимально учитывают речевой и жизненный опыт учащихся. Например; The world around us is beautiful. Say what people must do to protect Nature. Такое задание затрагивает несколько тем: красота окружающего нас мира; меры по охране природы; обязанности пионеров по охране природы; трудолюбие детен (посадка, поливка цветов и деревьев) и др.
К высказываниям учащихся необходимо предъявлять следующие требования: а) соответствие содержания теме или ситуации;
б) логичность изложения содержания; в) использование разнообразных структур; г) правильность употребления языковых средств.
Высказывания учащихся по теме или в связи с заданной ситуацией обеспечиваются всей системой упражнений УМК. В процессе обучения учащихся устному высказыванию упражнения организованы так, что каждое последующее высказывание развивает (расширяет, углубляет) предыдущее; упражнения обеспечивают логически правильный переход от одного высказывания к другому.
Упражнения в устной речи, предлагаемые в УМК. позволяют учитывать разный уровень подготовленности учащихся, некоторые упражнения рассчитаны на более сильных учащихся.
При обучении диалогической речи в V классе большое внимание уделяется развитию умений учащихся задавать вопросы. Для этого рекомендуются задания типа: Ask each other questions about...; Read the sentence and ask questions for more information.
Широко используются диалоги образцы.
При работе с диалогом-образцом предусмотрена следующая последовательность приемов обучения:
I) Прослушайте диалог-образец.
2) Слушайте и повторяйте реплики диалога-образца.
3) Заучите и воспроизведите диалог-образец.
4) Постройте диалог по образцу.
Работа с диалогом-образцом завершается неподготовленной беседой в связи с заданной ситуацией.
Кроме того, предусмотрены упражнения, развивающие навыки и умения; а) подать реплику; б) реагировать на реплику; в) логически правильно развить, расширить реплику-реакцию (дополнить ответ, обосновать ответ, выразить свое отношение к сказанному и т. и.).
Например:
1) Согласитесь с...
— Let’s play badminton after classes.
— All right. I'd like to do it.
2) Отклоните приглашение.
— Would you like to join us? We are going to the country on Sunday.
— Thank you. but I can’t.
3) Согласитесь (не согласитесь) с... Аргументируйте ответ.
— The film is dull. Let’s go to the park after classes, the weather is fine.
— Thank you, but I can’t. I have to stay with my younger sister.
4) Подайте реплику, ответом на которую были бы утверждения:
Thank you, but 1 can’t. I am very busy today.
'That’s fine. I hope we'll have fun there.
Обучение чтению. В V классе чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Для развития умений в чтении в учебнике и в «Книге для чтения» предусмотрены специальные упражнения. Основное место в обучении чтению занимает развитие умения понимать содержание текста непосредственно в процессе чтения, поэтому до чтения текста выполняются упражнения, подготавливающие учащихся к пониманию читаемого. В целом серия упражнений, обучающих чтению, включает:
Л Упражнения, развивающие умения и навыки:
1) Правильно соотнести графический и фонетический образ слова: In each line there is a word that does not go with the others. Can you find it?
name, rain, way, sail, said, stay
Учащиеся в быстром темпе читают цепочку слов про себя, находят нужное слово, читают его вслух, а затем читают вслух все слова.
2) Выбрать слово по семантическому признаку; In each line there is a word that does not go with the others. Can you find if?
day, week, month, land, year
Среди слов, объединенных общим семантическим признаком, необходимо найти одно, не соответствующее этому признаку, и прочитать его вслух. Кроме указанных умений эти упражнения развивают беглость чтения, так как выполняются в быстром темпе.
3) Догадаться о значении неизученных слов по словообразовательным признакам, по общности корня в родном и иностранном языке, по контексту к др/. Guess the meaning of the words.
4) Понять предложения, содержащие лексические или грамматические трудности: Read and translate.
В эти упражнения выносятся предложения из текста, трудные для понимания. Учащиеся читают их вслух и переводят. Если они затрудняются в переводе, учитель помогает им. Выполняя это упражнение, следует уже начинать работу над правильностью перевода предложений в соответствии с нормами родного языка: учить учащихся давать варианты возможных переводов английского предложения на родной язык, выбирать лучший вариант. Следует показать разницу в построении предложений в двух языках: особенности начала предложения, конца и т. д.
//. Упражнения, обеспечивающие практику в чтении.
Текст всегда читается про себя целиком с задачей понять его содержание. Перед каждым текстом даются 2 3 вопроса (before questions), что делает чтение целенаправленным, обеспечивает развитие умений находить определенную информацию.
Ш. Упражнения, контролирующие понимание читаемого.
Упражнения этого раздела разнообразны по видам работы. Они не требуют пересказа текста, а проверяют только понимание читаемого, Некоторые упражнения предполагают выборочное вторичное прочтение отрывков из текста, что развивает умение беглого чтения, так как задание требует быстрого нахождения
информации. Сохраняются многие виды упражнений, контролирующих понимание прочитанного, применявшихся ранее.
Обучение письму. Для обучения письму используются упражнения. способствующие закреплению и совершенствованию орфографических навыков, сформированных в предыдущие годы, а также упражнения, развивающие некоторые новые (более сложные) орфографические навыки. Например: Copy the adjectives, underline the suffix -у and write the nouns from which they are formed, use the correct forms; Read the words in the spelling list and then: a) write the words with au; b) write the words which rhyme (e. g.: tired — quiet). Etc.
Значительное место отводится развитию умений и навыков правильно написать предложение, для чего используются упражнения типа: Complete the sentences; write questions for more information; join the sentences; make up sentences (составление пред-ложений по таблице).
Предусмотрены упражнения, развивающие умения письменного самостоятельного подготовленного высказывания. От учащихся требуется письменное высказывание объемом в 5- 7 предложений. Это задания типа: Write what holidays Soviet people celebrate and when; Write what books you have read this month and what they are about: Write about Soviet pioneers' duties.
Иногда предлагается выполнить дома письменно упражнения, которые выполнялись в классе устно. Такая работа способствует совершенствованию умений в устной речи (говорении) и письме и обеспечивает взаимосвязанное развитие речевых умений.
Работа иад грамматикой. В V классе продолжается работа над всеми структурами, изученными ранее, и ряд структур при этом расширяется.
В V классе такие грамматические явления, как past continuous и present perfect изучаются на основе правил: раскрывается их значение, формообразование и особенности употребления,
К каждому параграфу учебника в «Книге для учителя» дан контрольный диктант.
Все письменные упражнения в основном выполняются дома. Однако следует сказать, что на каждом уроке необходимо уделять внимание развитию орфографических навыков. Можно выполнять некоторые письменные упражнения из раздела We Write или упражнения такого же типа, составленные учителем с учетом конкретных условий обучения. Некоторые возможные для такой работы упражнения даны в поурочных разработках «Книги для учителя».
Работа над лексикой. В соответствии с практической целью обучения английскому языку работа над лексикой направлена на развитие у учащихся умений, обеспечивающих правильное лексическое оформление устных и письменных высказываний, а также 14
понимание текстов, содержащих новые лексические единицы. Система работы над лексическим материалом, принятая в УМ.К, включает ознакомление и тренировку.
Для ознакомления учащихся с лексикой и развития навыков ее употребления слова объединены в определенные группы, для каждой из которых разработаны серии аналогичных упражнений, направленных на усвоение формы, значения и употребления слов.
Ознакомление с лексикой всегда осуществляется в классе под руководством учителя. Знакомя учащихся с новыми словами, учитель должен обеспечить точность понимания нх значения, правильность произнесения слов учащимися, показать особенности их употребления (сочетаемость с другими словами, особенности грамматических форм и т. н.).
В соответствии с принципом устной основы обучения ознакомление учащихся со словами начинается с устного предъявления их учителем. Сначала слово предъявляется в контексте, а затем оно вычленяется с целью отработки его произношения, грамматических форм и т. п. Для раскрытия значения слов в «Книге для учителя» рекомендуются различные способы семанизации (догадка на основе контекста, наглядность, перевод на русский язык, перевод-толкование и др.). Для раскрытия значения и иллюстрации употребления слов учитель может использовать выборочно материал упражнений учебника с заданиями “Read and remember how to use the words'* или подготовить аналогичный материал самостоятельно. Для фонетической отработки слов рекомендуется использовать упражнение учебника с заданием “Read the words" и вышеупомянутое упражнение. Упражнения выполняются устно без зрительной опоры (с. закрытыми книгами): учащиеся повто-ряют слова хором за учителем или за диктором.
Усвоение продолжается в упражнениях, направленных на развитие умений понимать слова на слух и употреблять их в устном высказывании. Для этого рекомендуется вопросно-ответная работа и многочисленные задания для устной работы, имеющие коммуникативную направленность и обеспечивающие употребление лексики в самостоятельных высказываниях, ограниченных по объему (3—4 предложения). Устное освоение лексики учащимися продолжается дома при выполнении ими упражнений с указанными выше заданиями с использованием грамзаписи (см. раздел «Звуковое приложение к учебнику»), а также на этапе фонетической зарядки и в процессе выполнения коммуникативных упражнений на следующих уроках.
Следующий этап работы со словами включает ознакомление учащихся с их графической формой и обучение чтению слов, изолированных и в контексте. Учащиеся выполняют задания “Read the words" и "Read and remember how to use the words", читая упражнения по учебнику сначала в классе, а затем, продолжая тренироваться в чтении этих упражнений дома. Обучение написанию слов рекомендуется проводить в классе под руководством учителя, используя для этого объяснительные и тренировочные
словарные диктанты (см. раздел «Обучение письму»). Развитие орфографических навыков продолжается дома при выполнении письменных упражнений из раздела We Write. Дальнейшая работа по развитию и упрочению лексических навыков происходит в процессе обучения всем видам речевой деятельности.
Использование технических средств и аудиовизуальных пособий1 в обучении английскому языку в V классе. С целью повышения эффективности обучения английскому языку в V классе рекомендуется систематически использовать технические средства, такие, как проигрыватель, магнитофон, лингафонное устройство, кодоскоп, диапроектор, кинопроектор, и аудиовизуальные пособия — звуковое приложение к учебнику, а также диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, киноколыювки, созданные для общеобразовательной школы2.
Упражнения звукового приложения предназначены для работы в классе и дома при наличии проигрывателя или магнитофона, а также в лингафонном кабинете школы. Выполнение фоноупражнений в классе позволяет учителю значительно увеличить объем тренировки учащихся. Паузнрованные упражнения выполняются хором, и тем самым увеличивается время тренировки каждого учащегося; упражнения выполняются в заданном темпе, что способствует активизации деятельности ученика; учитель получает возможность организовать более успешное управление деятельностью учащихся (подходить к отдельным учащимся и помогать им в процессе выполнения упражнении, делать индивидуальные указания и замечания).
Еще более эффективной является работа с фоноупражнениями в лингафонном классе. Лингафонное оборудование, в отличие от магнитофона, открывает более широкие возможности как для активизация устной работы самих учащихся, так и для совершенствования форм и приемов управления их деятельностью. Лингафонное устройство позволяет всем учащимся говорить вслух одновременно достаточно громко, не мешая друг другу. (При использовании магнитофона в классе необходимо следить, чтобы учащиеся, выполняя упражнения хором, говорили вполголоса, что снижает эффективность работы.) Более совершенно осуществляется выполнение упражнений в нарах, так как использование лингафона дает возможность учащимся хорошо слышать своего партнера. Учитель также имеет возможность поочередно слушать и контролировать работу учащихся, не мешая другим. Выполнение фоноупражнений в лингафонном кабинете и дома увеличивает время индивидуальной тренировки учащихся.
1 К аудиовизуальным пособиям относятся различные учебные материалы, рас-считанные на зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие. Техни-ческие средства (ТСО) представляю! собой аппаратуру для демонстрации этих пособий
* Грампластинки, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты и кинокольцовки могут быть приобретены в магазинах Главсннбпроса.
Наличие специального звукового приложения к учебнику, начитанное специалистами-дикторами — носителями языка, не исключает использования фонограмм, изготовленных самими учителями. Творческое применение материалов УМК и методических рекомендаций предполагает самостоятельное создание учителями фонограмм, отвечающих конкретным задачам урока, особенностям учебной группы и т. п.
Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы (кинофрагмеиты и киноколыювки) относятся к экранным пособиям, использование которых расширяет диапазон традиционных средств наглядности, таких, как рисунки и серин рисунков, и отличаются от последних значительно большей силон воздействия на учащихся. Каждое средство имеет свои особенности, знание которых необходимо учителю для их правильного выбора и использования.
Методические возможности диапозитива и диафильма аналогичны рисунку и серии рисунков. Однако их преимущества перед последними заключаются в большей силе воздействия на учащихся. Диапозитивы могут иметь различное назначение при обучении монологической речи. Они могут быть использованы при обучении описанию и связному рассказу, повествованию. Учитель может отобрать нужные кадры, объединив их тематически, и использовать их при работе над той или иной темой.
Диафильмы, представляющие всегда сюжет в динамике, являются эффективным средством обучения связному рассказу. Особенностью кинофильмов является наибольшая сила эмоционального воздействия на учащихся я динамичность. Использование Кинофильмов стимулирует быстрый перенос навыков и умений, сформированных в одних ситуациях, на другие.
Для обучения аудированию и говорению рекомендуется использовать следующие диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты и кинокольцовки по тематике УМК для V класса:
Диапозитивы и диафильмы
Москва — столица СССР.
Летние каникулы.
Майк и его собака Ровер.
Поездка в Москву.
Мы знаем английских и американских писателей. Природа вокруг нас.
Кинокольцовки
Настоящее продолженное время, ч. I, ч. II.
Употребление глагола «мочь».
Употребление глагола «хотеть».
Кинофрагменты
Все, все, все делают зарядку.
Удав болен.
Четверо друзей в джунглях.
Подарок маме
День рождения.
Новый год.
Бабушка Боа.
Реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе обучения
В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы в УМК уделено значительное внимание идейно-политическому, нравственному и трудовому воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Материалы учебно-методического комплекта (тексты, упражнения, наглядные средства) дают возможность воспитывать у учащихся чувство гордости за свою Родину, за столицу нашей Родины — Москву; чувство глубочайшей любви к В. И. Ленину — великому и простому человеку; уважение к традициям страны. Большое внимание уделено формированию у детей нравственных качеств, таких, как умение видеть хорошее и плохое; умение быть критичным и самокритичным: правильно оценивать свои поступки н постутки других; трудолюбие; стремление быть активным помощником взрослых и своих товарищей.
Немалое место отводится формированию таких черт характера, как вежливость, чуткость, отрицательное отношение к лени, хвастливости и др. В учебнике решаются задачи организации самостоятельного чтения детей и руководства этим чтением. Учебник знакомит учащихся с некоторыми произведениями детской художественной литературы на английском языке.
В процессе работы над каждой темой решаются воспитательные задачи.
Unit 1. A Good Time [or Everyone. Воспитание чувства дружбы между детьми, любви к школе, чувства интернациональной дружбы (жизнь детей в Артеке и других пионерских лагерях), воспитание. положительного отношения к активному отдыху.
Unit 2. All Around You. Осуществляются межпредметные связи: учащиеся на английском языке читают о Вселенной, о планете Земля как части Вселенной. Развивается умение быть наблюдательным, познавать и изучать природу, воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.
Unit 3. Fables Teach Us Good Lessons. Познавательное и воспитательное значение — знакомство с баснями Эзопа, формирование таких качеств личности, как отрицательное отношение к хвастовству, умение противостоять плохому и делать хорошее, умение разумно распределять свои силы.
Unit 4. The World of Imagination. Развитие разумного отношения к распределению времени для отдыха и работы и развитие умения правильно организовать досуг.
Unit 5. Red Square Is Dear to the Soviet People. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за нашу столицу Москву: знакомство с достопримечательностями столицы.
Unit 6. We Are Fond of Reading. We Have a Lot of Interesting Collections. Воспитание у учащихся любви к книгам, чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности.
Unit 7. We Love Nature. We Take Care of Nature. Формирование бережного отношения к природе: к растительному и животному миру, формирование стремления участвовать в охране природы.
Unit 8. Be Polite! Don’t Be Naughty! Привитие норм поведения; развитие умения контролировать и оценивать свои поступки и действия. Воспитание вежливости.
Unit 9. Travelling. Развитие отношения к путешествиям как средству познания окружающего мира.
Unit 10, Happy New Year! Воспитание уважения к традиционным праздникам. Показать возможности, как сделать этот праздник веселым и радостным.
Unit 11. Peis. Формирование доброго отношения к животным, умения быть терпеливым и справедливым в обращении с ними
Unit 12. Seii Done Is Well Done. Привитие трудовых навыков. Обязанности детей в школе и дома.
Unit 13. How to Make Mother Happy. Внимание детей к взрослым; умение детей делать приятное другим людям.
Unit 14. Schoolmates. Взаимоотношения между товарищами в школе и вне школы. Обязанности пионеров.
Unit 15. Books Are Our Friends and Teachers. Знакомство c английскими и американскими писателями. Воспитание любви к чтению, бережного отношения к книге.
Unit 16. Live and Study As Vladimir Ilyich Lenin Taught. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина.
Unit 17, We Celebrate Great Holidays in May. Привитие чувства гордости за советский народ, за его героические дела в прошлом и настоящем; привитие чувства сопричастности пионеров ко всем большим делам, которые делают взрослые.
Unit 18. Summer Is Corning. Развитие умения правильно планировать летний отдых.
Авторы надеются, что предлагаемая книга поможет учителю успешно организовать процесс обучения английскому языку учащихся 4-го класса школ с преподаванием ряда предметов на английском языке.
Внеклассная работа по иностранному языку. Успех обучения иностранному языку обеспечивается системой учебно-воспитательных мероприятий, которая направлена на осуществление комплексного подхода к воспитанию. Особое место в этой системе принадлежит внеклассной работе, которая значительно расширяет возможности учителя в реализации как практических целей, так и образовательных, воспитательных и развивающих задач. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на дальнейшее развитие н углубление интереса учащихся к изучению иностранного языка. Эта задача может быть достигнута при соблюдении ряда требований к организации, формам, методам и приемам
внеклассной работы. Среди организационных требований следует отметить следующие:
I. Взаимосвязь внеклассных занятий с классными. Вся работа учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия были естественным продолжением классных занятий.
4 2. Планомерная организация системы внеклассной работы. Внеклассная работа должна рассматриваться не как отдельные, разобщенные мероприятия, носящие эпизодический характер, а как система планируемых мероприятий. Все внеклассные мероприятия по иностранному языку должны составлять систему, которая органически включается в единую программу обще- школьной внеклассной работы.
3. Добровольное участие школьников в занятиях. Это требование предполагает прежде всего привлечение к внеклассной работе школьников, имеющих интерес к изучению иностранного языка и выбравших ее самостоятельно. Вместе с тем эго требование не исключает работы учителя по пробуждению и развитию интереса к внеклассным занятиям по иностранному языку у всех учащихся.
4. Равное право на участие во внеклассной работе всех учащихся, независимо от уровня их языковой подготовки. Осуществление этого требования предполагает индивидуальный подход к учащимся; оно требует от учителя умения подобрать материал и формы работы, посильные и доступные каждому ученику.
Соблюдение этих требований помогает учителю в организации внеклассной работы и способствует повышению ее эффективности. Успешность внеклассной работы зависит и от форм занятий.
Формы внеклассной работы разнообразны. К постоянно действующим формам работы относятся кружки, юту бы, рукописные журналы, стенная печать и т. п. К разовым мероприятиям относятся викторины, тематические утренники, вечера, конкурсы, олимпиады. конференции, экскурсии и т. п. Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, интересов. Для учащихся V класса целесообразны кружки, викторины, тематические утренники, экскурсии.
Одним из основных требований к методам и приемам работы, используемым во внеклассных мероприятиях, является занимательность. Это игровые приемы, элементы драматизации, элементы соревнования и т. п. Обеспечивая непринужденность учащихся в работе, эти приемы способствуют углублению и развитию интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Конкретные рекомендации по проведению внеклассных мероприятий учитель может найти в специальных пособиях, издаваемых издательством «Просвещение», и в журнале «Иностранные языки в школе».
{/spoilers}