Химия 8-10 класс (Левченко, Иванцова, Соловьев, Фельдт) 1954 год

Скачать Советский учебник

 Химия 8-10 класс (Левченко, Иванцова, Соловьев, Фельдт) 1954

Назначение: Учебное пособие для 8-10 классов средней школы 

В учебнике по каждой теме сначала излагается теоретический материал с широким привлечением демонстраций опытов. После теоретической части приводятся вопросы для повторения.

© "Учпедгиз" Москва 1954

Авторство: Левченко В.В., Иванцова М.А., Соловьев Н.Г., Фельдт В.В. Под ред. С.А. Балезина

Формат:DjVuРазмер файла: 13 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие Введение .

Часть I

Г л а в а I. ВЕЩЕСТВО И ЕГО СТРОЕНИЕ . ... >  9—30

Молекулярно-атомистическое учение (10). Основные химические понятия в свете молекулярно-атомистических представлений (13). Химические законы (16). Химический язык (17). Валентность (18). Химические уравнения (23). Вычисление объёмов газообразных веществ- (26).

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 31—54

Простые вещества (31). Сложные вещества (32). Окислы (33). Основания (38). Кислоты (44). Соли (49).

Глава ill. РАСТВОРЫ  54—67

Отличие растворов от взвесей (суспензий и эмульсий) (54). Значение растворов при проведении химических реакций (55). Тепловые явления при растворении (56). Растворимость разных веществ (57). Концентрация растворов (60). Кристаллизация веществ (61). Решение задач на приготовление растворов разной концентрации (64).

Часть II

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Периодическая система элементов Д. И. Менделеева и периодический закон. (Первое ознакомление.)  68

Глав а I. ГАЛОГЕНЫ 69—105

I. Хлор и его соединения. Хлор (69). Соединение хлора с водородом. Хлористый водород (81). Соляная кислота (84). Соли соляной кислоты (88). Кислородные соединения хлора (90).

II. Бром и его соединения. Бром (92). Соединение брома с водородом. Бромистый водород и бромистоводородная кислота (95).

III. Йод и его соединения. Йод (96). Соединение йода с водородом. Йодистый водород и йодистоводородная кислота (99).

IV. Фтор и его соединения. Фтор (101). Соединение фтора с водородом. Фтористый водород и плавиковая кислота (102). Соли плавиковой кислоты (102).

V. Общая характеристика группы галогенов (102).

VI. Естественные группы элементов (104).

Глава II. ГРУППА КИСЛОРОДА  106—140

Явление аллотропии у элементов группы кислорода (106).

I. Кислород и его соединения (107). Кислород (107). Озон (113). Соединения кислорода с водородом (116).

II. Сера и её соединения. Сера (118). Соединение серы с водородом. Сероводород (122). Кислородные соединения серы. Сернистый ангидрид (127). Сернистая кислота (129). Серный ангидрид (130). Серная кислота (131). Соли серной кислоты (139).

Глава ПГ. ГРУППА АЗОТА  140—169

I. Азот и его соединения. Азот (141). Соединение азота с водородом. Аммиак (143). Соли аммоний (147). Кислородные соединения азота. Окислы азота (149). Азотная кислота (151). Соли азотной кислоты (156). Круговорот азота в природе. Значение азотных удобрений (157).

II. Фосфор и его соединения. Фосфор (160). Кислородные соединения фосфора. Фосфорный ангидрид (\Щ, Ортофосфорная кислота (166). Соли ортофосфорной кислоты (167). Фосфорные удобрения (168).

Глава IV. ГРУППА УГЛЕРОДА  .   170—279

I. Углерод и его соединения. Углерод 1170). Соединения углерода с водородом. Метан, болотный газ (176). Соединения углерода с кислородом. Окись углерода (179). Двуокись углерода (182). Угольная кислота (185). Соли угольной кислоты (185).

Органические вещества . ,  190—268

1. Общие сведения. Органические вещества (i90). Первые синтезы органических веществ (190). Изомерия (192). Молекулярные формулы органических веществ (193). Теория строения органических соединений (194).

2. Предельные углеводороды. Гомологический ряд метана (197). Углеводороды и проблема жидкого топлива. Нефть (200).

3. Непредельные углеводороды (204). Этилен (204). Ацетилен (206). Общие химические свойства непредельных соединений (208). Каучук (210).

4. Циклические углеводороды (213).

5. Ароматические углеводороды. Бензол (214). Гомологи бензола (216).

6. Сухая перегонка каменного угля (217).

7. Классификация органических соединений. Органические радикалы и функциональные группы (219).

8. Спирты (220). Метиловый (древесный) спирт (220). Этиловый (винный) спирт (221). Глицерин (223).

9. Фенолы. Фенол (карболовая кислота) (225).

10. Альдегиды (227). Муравьиный альдегид (228). Уксусный альдегид (229). Окисление альдегидов (229).

II. Карбоновые кислоты (230). Муравьиная кислота (231). Уксусная кислота (233).

12. Сухая перегонка дерева (235).

13. Взаимодействие спиртов между собой и с кислотами. Эфиры. Простые эфиры (237). Сложные эфиры (238).

14. Жиры. Состав жиров (239). Переработка жиров (240). Получение мыла (241). Жиры в питании (243). Гидрогенизация жиров (24о). Высыхающие масла (244).

15. Сложные эфиры минеральных кислот. Нитроглицерин. Динамит (246).

16. Углеводы (247). Простые сахара, или моносахариды (247). Дисахариды (249). Полисахариды (249). Образование углеводов в растениях. Фотосинтез (250). Значение углеводов в питании животных (251). Техническая переработка углеводов (252).

17. Азотсодержащие органические соединения. Нитробензол (256). Нитро соединения как взрывчатые вещества (257).

18. Анилин (258).

19. Белки (260). Состав белков. Аминокислоты (261). Применение белковых веществ (264). Искусственное получение белков (264).

20. Краткие сведения об успехах органического синтеза. Получение пластмасс (265). Получение красящих веществ (266). Синтез лекарственных веществ (267). Синтез гормонов и витаминов (267).

II. Кремний и его соединения. Кремний (268). Кислородные соединения кремния. Двуокись кремния, кремнезём, кремниевый ангидрид (271). Кремниевая кислота (272). Соли кремниевой кислоты (273). Силикаты в природе. Почвообразование (274). Применение силикатов. Стекольная промышленность (275). Керамическая промышленность (276).

Глава. V. ГРУППА ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ  277—279

Часть III

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМОВ

Глава I. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН .280—286

Классификация элементов (280). Периодический закон Менделеева (283).

Глава II. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ 286—294

Периоды и ряды (286). Группа элементов (287). Подгруппы элементов (288). Изменения свойств элементов в группах (289). Значение таблицы Менделеева для определения характерных свойств элементов. Пользование таблицей (290). Предсказание Менделеевым существования неизвестных в то время элементов. Место в таблице для открытых впоследствии инертных газов (291). Исправление Менделеевым атомных весов некоторых элементов (293).

Глава III. РАДИОАКТИВНОСТЬ  294—298

Глава IV. СТРОЕНИЕ АТОМА  298—311

Составные части атома (298), Строение атомов и периодический закон (301). Зависимость свойств элементов от строения атомов (303).

Атомы в химических процессах. Строение атомного ядра. Изотопы (306). Превращение элементов (308). Образование молекул (308).

Часть IV

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Теория электролитической диссоциации (312). Основные положения теории электролитической диссоциации (313). Электролиз (313). Явления электролиза в свете теории электролитической диссоциации (314). Теория электролитической диссоциации в свете представлений о строении атомов (316). Диссоциация оснований, кислот и. солей (317). Сильные и слабые электролиты (320). Химические реакции между электролитами. Ионные реакции (322).

Часть V МЕТАЛЛЫ

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ  328—340

Положение металлов в периодической системе элементов. Строение атомов (328). Физические свойства металлов (328). Химические свойства металлов (331). Сплавы (333). Коррозия металлов и борьба с нею (335). Металлы в природе. Руды (337). Общие способы получения металлов (338).

Глава II' ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ   340—352

Натрий и калий (340). Положение натрия и калия в периодической системе элементов и строение атомов (341). Физические свойства натрия и калия (341). Химические свойства натрия и калия (342).

/ Натрий и калий в природе (345). Получение натрия и калия (345). Кислородные соединения натрия и калия (346). Гидраты окисей натрия и калия (347). Соли натрия и калия (349). Общая характеристика щелочных металлов (351).

Глава III. ЩЁЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МВТАЛЛЫ  352—361

I. Магний и его соединения. Магний (352). Положение в периодической системе элементов и строение атома магния (352). Физические свойства магния. Химические свойства магния (353). Магний в природе (354). Получение магния и применение его (354). Окись и гидрат окиси магния (355). Соли магния (355).

II. Кальций и его соединения. Кальций. Положение в периодической системе элементов и строение атома кальция (356). Физические и химические свойства кальция (357). Кальций в природе (357). Получение кальция и применение его (357). Окись и гидрат окиси кальция (358). Соли кальция (359). Общая характеристика щёлочноземельных металлов (360).

Гав в а IV. АЛЮМИНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ  361—368

Алюминий. Положение в периодической системе элементов и строение атома алюминия (361). Физические свойства алюминия. Химические свойства алюминия (361). Алюминий в природе (364). Получение алюминия (364). Применение алюминия (365). Окись алюминия, глинозём (366). Гидрат окиси алюминия (366). Соли алюминия (367).

Глава V. ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ  369—382

Железо (369). Положение в периодической системе элементов и строение атома железа (369). Физические свойства железа. Химические свойства железа (369). Сплавы железа (371). Железо в природе (372). Выплавка железа из руд (373). Переработка чугуна в ковкое железо и сталь (376). Окислы железа (379). Гидраты окислов железа (380). Соли железа (381).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

I. Общие указания к проведению практических работ . . 383—391 Ведение записей (384). Приёмы работы (384). Растворение твёрдого вещества. Взбалтывание жидкости (385). Отстаивание и сливание жидкости (386). Фильтрование (386). Выпаривание (389).

 

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Химия 8-10 класс (Левченко, Иванцова, Соловьев, Фельдт) 1954 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Теоретический материал при описании элементов и их соединений даётся во всех случаях по одному плану. Это способствует систематизации получаемых на уроке знаний, более резкому отте- нению индивидуальных особенностей веществ на фоне общих свойств веществ одного класса, обеспечивает сознательное усвоение изучаемого материала, облегчает его запоминание.

Изучение химии может быть полноценным только в том случае, если учащиеся на проводимых ими самими опытах знакомятся с ве- П ществами и их превращениями. Поэтому выполнение практических работ по каждой изучаемой теме является непременным условием, успешного изучения химии.

 Практические работы даются во второй части книги. Они подобраны так, что учащиеся, выполняя их, приобретают не только знания о веществах, их свойствах и превращениях, но и навыки химического экспериментирования.

Исходя из образовательной и воспитательной ценности работ с малыми количествами веществ, ряд опытов даётся именно в такой постановке. В тех случаях, когда это целесообразно, предлагается проведение их с бблыиими количествами веществ.

Иногда в учебнике даётся описание опытов в нескольких вариантах разной степени сложности. Это делается для того, чтобы учитель, исходя из имеющихся возможностей, мог сделать выбор. Более сложные опыты могут быть проведены на кружковых занятиях.

Всех читателей авторы просят сообщить свои замечания и пожелания.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Задачи советской химии. Химическая промышленность в дореволюционной России, несмотря на работы отдельных гениальных русских учёных-химиков, без которых невозможно представить развитие современной химии, занимала одно из последних мест в народном хозяйстве страны.

Мощный подъём химической промышленности начался в годы советской власти, особенно в годы сталинских пятилеток. За это время в Советском Союзе заново построена химическая промышленность, созданы десятки крупных научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами химии, подготовлены тысячи инженеров-химиков, с успехом работающих в нашей промышленности. Характеризуя эти успехи химической промышленности, И. В. Сталин говорил: „У нас не было серьёзной и современной химической промышленности. У нас она есть теперь" *).

Советское правительство и Коммунистическая партия уделяют большое внимание развитию химии. Это вполне понятно, так как трудно сейчас найти такую отрасль промышленности, где бы химия не имела места. Наши мощные металлургические заводы являются комплексным производством по химической переработке сырья, в результате которой получается такой необходимый для страны материал, как металл. Самый процесс выплавки чугуна основан на химической реакции восстановления окислов железа.

Электрохимия даёт такой прекрасный лёгкий металл, как алюминий; твёрдые и прочные сплавы металлов, необходимые для самолётов и других сложных машин; нержавеющую сталь, нужную ^для нашей машиностроительной и оборонной промышленности.

Из отбросов производства химики готовят ценные продукты. Так, например, при выплавке меди улавливаются тысячи тонн сернистого газа, из которого получаются такие необходимые для народного хозяйства продукты, как сера и серная кислота.

Больших успехов химическая промышленность достигла за последние годы в области производства азотной кислоты и её солей. Продукты этой промышленности широко применяются в качестве удобрений - в сельском хозяйстве. Без азота нет пороха, большинства взрывчатых веществ, анилиновых красителей, целого ряда медикаментов и т. д.

Не так давно сырьём для азотной промышленности служили залежи чилийской селитры, находящейся в Южной Америке. Страны, где не было залежей азотных солей, находились в зависимом положении от Америки. В то же время необъятным источником азота является воздух, но азот воздуха не был доступен промышленности. Усилиями химиков найдены были способы получения „связанного" азота из воздуха.

Для нас получение связанного азота из воздуха есть прежде всего задача повышения урожая совхозных и колхозных полей, изготовления медикаментов и продуктов повседневного обихода, а также развития оборонной промышленности.

Раньше необъятные леса нашей страны хищнически вырубались помещиками царской России, причём только 1/3 всей древесины использовалась в качестве полезного материала, а остальные 23 оставались в лесу в виде отбросов — хвои, листьев, сучьев, пней, коры и т. д.; пропадало большое количество древесины и при окончательной обработке дерева — опилки, щепа; теперь, пользуясь методами современной химии, из древесины и её отбросов вырабатывается целлюлоза — основной материал для производства бумаги и искусственного шёлка. Сухая перегонка дерева даёт скипидар — продукт, необходимый для лакокрасочной промышленности, уксусную кислоту, древесный спирт и т. д. Из коры дерева получаются дубильные экстракты.

Сотни тысяч тракторов и автомобилей работают на совхозных и колхозных полях, они нуждаются в горючем и смазочном материалах. Для удовлетворения этих потребностей при помощи химических методов переработки нефти, малоценных бурых углей изготовляется в нужном количестве горючее и смазочное для моторов.

Автомобили и самолёты требуют большого количества каучука и резины. Добыча натурального каучука, несмотря на её большой рост, не могла удовлетворить всей потребности в резиновых изделиях. Перед химиками стояла задача получения синтетического каучука, и эта задача успешно была разрешена советскими химиками.

У нас имеется в стране всё, кроме разве каучука. Но через год-два и каучук мы будем иметь в своём распоряжении. Так определил задачу советских химиков И. В. Сталин в своём выступлении на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.

Эту задачу советские химики с честью выполнили. Советская промышленность синтетического каучука теперь полностью удовлетворяет потребности нашей страны в каучуке.

9 Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 324.

Получение высококачественного металла, жидкого топлива, повышение урожайности, искусственного каучука, искусственного волокна, новых источников продуктов питания, медикаментов и пр. — вот. основные задачи химии в нашем социалистическом хозяйстве.

Дальнейшее развитие получила промышленность органического синтеза на базе переработки углей и побочных продуктов нефтепереработки.

По пятилетнему плану восстановления п развития народного хозяйства намечалось увеличить уровень производства химической промышленности по сравнению с довоенным в 1,5 раза. Это в первую очередь относилось к производству минеральных удобрений: фосфорных, азотных, калийных и т. д. Созданы новые отрасли химической промышленности на основе переработки углей и нефтепродуктов, обеспечивающие широкий выпуск полупродуктов для промышленности пластических масс, анилинокрасочной, локо-красочной и фармацевтической.

Пятилетний план предусматривал создание новых химических заводов, на основе внедрения новой техники, непрерывных методов производства и интенсификации химических процессов.

Большое место в пятилетнем плане занимала промышленность по производству синтетического каучука, искусственного шёлка, по переработке древесины на целлюлозу, изготовлению из отходов лесной промышленности спирта, скипидара, уксусной кислоты и других продуктов.

Итоги пятилетнего плана показывают, что всё перечисленное выше выполнено с превышением.

Важнейшие открытия в области химии сделали её одним из основных факторов развития производительных сил народного хозяйства и источником новых средств материальной культуры.

Химическая промышленность и химическая наука в нашей стране служат одним из могучих средств в деле успешного построения коммунистического общества, в то время как в капиталистических странах химия является средством обогащения отдельных капиталистов и широко используется для разрушительных целей в войнах, подготовляемых империалистами всех стран.

Химия — замечательная наука. Она открывает не только новые продукты и новые источники сырья для их получения, но даёт и неограниченные возможности в развитии всех отраслей народного хозяйства.

2. Роль русских химиков в развитии химической науки и промышленности. Великие достижения советских химиков имеют славные традиции своих предшественников.

Основателем химии как науки является гениальный русский учёный М. В. Ломоносов (1711 — 1765). Нет области знания, с которой бы не было связано имя этого поистине богатыря науки.

Он является создателем русского литературного языка, первым геологом, географом, физиком, астрономом, химиком и металлургом.

М. В. Ломоносову принадлежит открытие одного из фундаментальных законов химии — закона сохранения веса вещества, с которым вы уже познакомились в VII классе.

М. В. Ломоносов является также создателем атомно-молекулярного учения о строении вещества. Усилиями Ломоносова была создана первая научно-учебная химическая лаборатория (1748), где он выполнил много научных исследований в области химии и физики, а также обучал химии своих учеников.

С именем Ломоносова связано у нас создание ряда таких отраслей промышленности, как стекольная промышленность, фарфоровая, изготовление цветных стёкол, красок и т. д.

Современную химическую науку нельзя себе представить без работ великого русского учёного Д. И. Менделеева (1834—1907). Менделеев, подобно Ломоносову, работал не только в области химии, но и в области физики, метеорологии, экономики промышленности. Особенно большое внимание Менделеев уделял разработке вопросов, связанных с переработкой нефти и с её использованием в народном хозяйстве. Все помыслы его были направлены к укреплению и развитию отечественной промышленности.

Величайшим достижением химической науки является открытие Менделеевым периодического закона и создание на основе этого закона периодической системы химических элементов, носящей имя её создателя. Мы с полным правом можем называть Д. И. Менделеева отцом современной химии.

Если Менделееву принадлежит создание одного из основных законов в области химии, в частности в области неорганической химии, то развитие современной органической химии нельзя себе представить без работ другого выдающегося русского химика А. М. Бутлерова (1828—1886).

А. М. Бутлеров первый разработал теорию строения органических соединений, которая позволила привести в систему бесчисленное количество органических веществ, а также дала в руки химиков метод получения новых соединений.

Продолжатели работ Бутлерова русские учёные: В. В. Марковников, А. Е. Фаворский, С. В. Лебедев, Н. Д. Зелинский и многие другие — оказали огромное влияние на создание современной химии органических соединений. Современная промышленность синтетического каучука, получение разнообразного количества пластических масс развиваются на работах этих великих учёных. Русские и советские учёные внесли неоценимый вклад и в развитие химической промышленности.

Русский учёный Н. Н. Бекетов, открывший реакцию восстановления окислов порошкообразным алюминием, положил основу алюминотермии, широко применяемой в металлургической промышленности.

Н. Н. Зинин, открывший реакцию получения анилина, является основоположником анилинокрасочной промышленности.

А. Е. Фаворский и С. В. Лебедев своими работами заложили фундамент для производства бесчисленных реакций полимеризации, которые положены в основу современного производства синтетического каучука и пластических материалов.

Д. И. Менделеев, В. В. Марковников и советский учёный Н. Д. Зелинский своими работами по изучению нефти создали основу современной нефтеперерабатывающей промышленности.

Н. Д. Зелинский своими работами в области адсорбции много сделал для разработки метода изготовления активированных углей, нашедших применение не только в производстве противогазов, но и в ряде других отраслей химической промышленности и медицины.

Русский народ с полным правом может гордиться великими творениями лучших своих представителей.

Советские химики, опираясь на славные традиции великих русских учёных, превратили химическую науку в передовую область знаний, обогатили её новыми открытиями и достижениями.

 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО ХИМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Еще из раздела - ХИМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика