Внеклассная работа по химии (Гольдфельд) 1976 год

Скачать Советский учебник

 Внеклассная работа по химии (Гольдфельд) 1976

Назначение: Пособие для учителей

Книга представляет собой сборник статей, посвященных различным формам внеклассной работы по химии.

Пособие раскрывает содержание и методику работы химических кружков различного профиля (по общей, органической, агрономической химии и др.). Значительное внимание уделено специфике внеклассной работы по химии в сельской школе; показана организация работ учащихся научно-исследовательского характера, обобщен опыт организации научных обществ учащихся в школе.

Книга содержит обширную библиографию.

© "Просвещение" Москва 1976 

Авторство: Гольдфельд М.Г. (сост.) 

Формат: PDF Размер файла: 13 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Содержание:

Предисловие – Акад. С.И. Вольфкович.

Внеклассная работа по химии и её место в учебно-воспитательном процессе – М.Г. Гольдфельд.

Химические кружки в школе.

Кружки юных химиков — Б.С. Клейнер.

Кружок первого года обучения (Кружок юных лаборантов-химиков) — Б.С. Клейнер.

Кружок аналитической химии с элементами минералогии — А. М. Неймарк, С. Я. Баев.

Кружок органической химии — Э.Е. Нифантьев, И.Л. Дмитриева, Р.К. Магдеева, М.А. Харшан. .

Элементы хроматографии на кружковых занятиях в школе — М. К. Верзилина, О. С. Котлярова, Н. К. Овчинникова, Э. Е. Нифантьев.

Биохимические кружки в школе — Д. Д. Свиридов, К. Л. Гладилин.

Особенности внеклассной работы по химии в сельской школе — В. Л. Ершов, И. Ф. Раздымалин.

Ученическое исследование на внеклассных занятиях по химии — М. Г. Гольдфельд, Г. В. Лисичкин.

Массовая внеклассная работа по химии — К. Г. Колосова, Л. Е. Сомин.

Организация в школе дней, недель, декад химии.

Химические вечера.

Читательские и научно-практические конференции учащихся по химии.

Краеведческая работа и школьные химические музеи.

Участие юных химиков в оборудовании химического кабинета — Ю. Г. Цитцер.

Школьное химическое общество — Е. С. Ротина, Н. И. Чистякова.

Литература

Скачать бесплатный учебник  СССР - Внеклассная работа по химии (Гольдфельд) 1976 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования. Как было отмечено на XXV съезде КПСС, это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции, которая придает иной, чем прежде, характер труду, а следовательно, и подготовке человека к труду. Решение первоочередном задачи нашего общества — задачи ускорения научно-технического прогресса во многом определяется тем, насколько подготовленными для активного, созидательного труда выйдут в жизнь вчерашние школьники. В какой бы отрасли -промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры ни работал современный специалист, ему понадобится прочный фундамент разносторонних знаний. Этот фундамент закладывается школой, и важную составную его часть образуют знания в области химий.

Хотя истоки химии теряются в глубокой? древности, эта наука не стареет и в наше время стремительно разбивается, обогащая естествознание, технику и культуру, проникая во все сферы жизни. Химизация народного хозяйства — одно из наиболее важных направлений научно-технического прогресса в целом и сельского хозяйства в особенности. Большой объем знаний основных законов, методов и экспериментальных приемов требует от изучающего химию упорного, целенаправленного труди. Поэтому, чем раньше учащийся 'войдет -в огромный и увлекательный мир химии, тем быстрее он сможет стать самостоятельным, инициативным, творческим работником. Эти ценные качества пригодятся молодому человеку и в том случае, если в дальнейшем он изберет для себя область дея-тельности и не связанную с химией. В современных условиях объем знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждать у молодежи интерес и привычку к постоянному расширению своего кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию учащихся.

Внеклассные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но и существенно конкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, таки в отношении научно-технических задач в области химизации народного хозяйства, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными С химией и ее

приложениями. Тем самым внеклассная работа по химии способствует решению проблемы ранней профессиональной ориентации молодежи.

На внеклассных занятиях в свободном общении с учителями и нередко с практическими работниками промышленных и научных организаций, в обмене мнениями с товарищами в ходе коллективных дискуссий знания учащихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим приложениям химии. В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что внеклассные занятия создают большие возможности для межпредметных связей, особенно с физикой и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Такие связи в значительной мере способствуют выработке у учащихся сознательного материалистического, под-линно научного мировоззрения.

Внеклассная работа по химии в последние годы приобрела широкий размах. Этому в известной мере способствует деятельность секции «Юный химик», организованной в составе Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева и объединяющей сотни тысяч учащихся старших классов школ, студентов техникумов, а также учителей химии — энтузиастов внеклассной работы. В ру-ководстве деятельностью секции принимают участие многие ученые, работники высшей школы. Немалую помощь оказывают промышленные предприятия — коллективные члены Всесоюзного химического общества. Одна из основных задач секции — обобщение и распространение опыта передовых учителей в области организации и методики внеклассной работы по химии. На решение этой задачи направлена и публикация данного сборника. Среди его авторов — учителя-практики, преподаватели педагогических высших учебных заведений, работники Академии педагогических наук, научные работники-химики, участвующие в работе секции. Хотелось бы надеяться что публикация этой книги будет стимулировать появление других обобщающих работ, что в конечном счете могло бы привести к созданию достаточно полной методики внеклассной работы по химии.

Академик С. И. Вольфкович, президент Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева

М. Г. ГОЛЬДФЕЛЬД

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана. Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели спе-циалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов.

Новыми учебными планами средней школы предусмотрены факультативные занятия по разным предметам, в том числе по химии. Так же как и внеклассные занятия, они не обязательны для всех учащихся. От внеклассных факультативные занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся.

Основная цель внеклассной работы — помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории; Наконец, существенный воспитательный элемент внеклассных занятий — выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду.

Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеклассной работы. Замечательный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается (иначе невозможно): достигай успеха собственными надейся на кого-то — и результаты труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должка исчерпываться уроками»1 2, Внеклассная работа объединяет учащихся в. дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах юных химиков — кружках, обществах, секциях — воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности глубокого и активного интереса к науке.

Расширения для Joomla

В помощь сайту!

С этой книгой читают

Еще учебники "Химия"

Яндекс.Метрика