Советские цены

Как сдавали стеклотару в СССР и какие были цены на нее.

Про советскую стеклотару и цены на неё

Любой бывший советский человек когда-нибудь, да натыкался на эти ужасные слова «Тары нет», коряво начертанные на листке из тетради, пришпиленном к закрытому окошку «Пункта приема стеклотары».

Прием стеклотары

Тащил эту сумку с бутылками через три квартала, тащил, уже считал в уме «15 пивных бутылок – это 1 руб. 80 коп., 5 винных 0,7 – еще 85 коп., итого: 2 рубля 85 копеек». Если скооперироваться с кем-нибудь, то на бутылку «Московская особая» по 4 руб. 12 коп. на двоих хватит. А тут на, на тебе, – «Тары нет!»».

А душа просит опохмелиться. Ну вот что теперь делать? Как что! Стучать в окошко и спрашивать: «А по 10 возьмете?», чтобы услышать в ответ заветное: «Ладно, что с вами поделаешь…». Говорили, что на этой работе по приему стеклотары состояния делались. Принимал приёмщик посуду, всматриваясь в каждую бутылку и иногда возвращая: «Щербатые не берем», «Грязные не берем». Или неси обратно, или выкидывай тут же (он же потом и подбирал их, конечно – для того и придирался).

В те времена я был слишком юн, чтобы у самого душа требовала опохмелки, но наблюдал. Да, наблюдал… И бутылки сдавал. Современной молодёжи трудно поверить в то, что еще 25 лет назад вполне приличные люди (я себя не имею в виду ), нагрузившись сумками с пустыми бутылками и банками, отправлялись в пункты приема стеклотары. Потому что, это было выгодно.

Р. Лагунов «Прием стеклотары»Р. Лагунов «Прием стеклотары»

В СССР в стоимость того, что наливалось в ёмкость – будь то кефир, майонез, водка или лимонад, входила залоговая цена ёмкости. Нам объясняли, что на самом деле бутылки столько не стоят, но чтобы несознательные граждане не выбрасывали возвратную стеклотару, а сдавали, с нас берут «залог».

И потом ты приходил в магазин и возвращал «взятую в залог» бутылку в обмен на деньги или аналогичный бутылочный товар (причем бутылки принимали гастрономах по разному: то сколько угодно, то только взамен на полную бутылку). А в году, этак, в 75-ом были организованы отдельные пункты приёма стеклотары. И когда приёмщик из пункта приёма посуды говорил, что у него нет тары – он имел в виду, что у него нет ящиков, куда ставить пустые бутылки. Нет тары под тару.

Тары нет

Цена бутылки составляла 4% цены водки, около 10% цены дешёвого креплёного вина, почти половину цены пива. Особым шиком считалось выпить столько вина, чтоб на сданную посуду можно было купить еще одну бутылку. Это называлось «вторая производная».

Кефир и молоко стоили 28 копеек за пол-литровую бутылку. То есть можно было принести две пустые бутылки и получить одну полную и 2 копейки сдачи (кажется именно из-за этих двух копеек цену на молоко и кефир потом подняли до 30 копеек).

Приемный пункт

Принимали тогда стеклотару (предварительно отмытую и очищенную от этикеток) по таким ценам:

- бутылка водочная, винная, пивная или лимонадная 0,5 л. – стоила 12 коп. (но это до сентябрьского 1981 года подорожания на спиртное, когда вместе с алкоголем выросла и залоговая цена на стеклотару, которая стала оцениваться в 20 копеек за бутылку);

- бутылка винная 0,7 л – 17 коп.;

- бутылка молочная 0,5 л. –15 коп.;

- бутылка молочная 1,0 л. – 20 коп.;

- банка сметанная – 10 коп.;

- банка майонезная – 3 коп. (почему, кстати, непонятно – майонезная и сметанная банки были практически одинаковы);

- банка простая литровая – 10 коп.;

- банка простая трехлитровая – 40 коп.;

Это самые популярные варианты посуды, были еще и другие. Бутылки из-под шампанского и как другая неликвидная посуда не принимались, точнее принимались по 10 коп, но в специальных пунктах. Как говорили – на какую-то « химию» (что это такое, до сих пор не знаю) .

Популярная стеклотара

Когда человек жаловался на безденежье, он говорил: «Прямо хоть иди бутылки сдавай». И это были не просто слова – на сданные бутылки можно было продержаться до зарплаты. Пустая пивная бутылка стоила 20 коп, а буханка хлеба около этого. Бутылка молока стоила 30 копеек, плюс два пятака на метро – сдал три пивных бутылки, и день прожил. Не умер с голоду, по крайней мере.

Но найти «стеклянные деньги» можно было и тогда. И если за стеклянной молочной посудой следили бережливые женщины, то спиртное пили легкомысленные мужчины, и часто оставляли бутылки там, где их опорожняли: они торчали из урн, стояли на лестничных клетках, валялись под скамейками на бульварах и стадионных трибунах. Бутылки находились, где люди пили.

Советская интеллигенция тоже сдавала бутылки

А еще сдача бутылок была бизнесом – говорили даже, что существует особая «бутылочная мафия», и что все самые урожайные территории тщательно поделены на сферы влияния и распределены между своими «сборщиками бутылок. Не знаю, мафию не встречал, но бабушек с традиционным: «Ребята, можно я бутылочки заберу?», не встречал только тот, кто никогда тогда не пил на улице в то время.

Частный прием стеклотары

Народная тропа к пунктам приема стеклотары не заросла и сейчас, однако сейчас этим занимаются или бомжи, или люди, находящиеся на винно-водочной диете, или часть пенсионеров. Главная причина пренебрежительного отношения потребителей к сдаче бутылок кроется в сногсшибательно низкой цене стеклотары – теперь и за 30 сданных пивных бутылок день не проживешь. В Украине пустая пивная бутылка стоит как и при Союзе – 20 копеек, только украинских. Как ни пытался, придумать, что можно купить на эти деньги, так ничего и не вспомнил.

Я не экономист, конечно, но мне кажется, что что-то в СССР с этим было неправильно. Наверное не должна была буханка хлеба продаваться по цене пустой бутылки. Да и сейчас с этим что-то неправильно, если никому ненужные пустые стеклянные бутылки валяются и засоряют природу.

Разложение стекла в природе

Известно, что стекло не разлагается, и может валяться в земле тысячелетиями. Пройдут десятки веков, человечества может уже не будет, а романтически закопанная мной в 1989 году на Ай-Петри бутылка из-под «Советского шампанского», так и будет там лежать.

Записка с признанием в любви к женщине, чье имя я теперь вспоминаю с трудом, истлеет, а бутылка останется…

Водка, Цены - вторсырье (стеклотара, макулатура и т.д), Кисломолочка

Дорогой ли был советский бензин?

Сколько стоил бензин в СССР?

Последнее повышение стоимости топлива породило много разговоров о том, что во времена СССР заправить бензобак под завязку было гораздо выгоднее, нежели сейчас. Но для того чтобы понять, насколько соответствует действительности это утверждение стоит узнать, сколько стоил бензин в СССР на разных этапах развития страны.

бензин в СССР

Кто устанавливал стоимость бензина?

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взималась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

Повышения цены

Изменений по годам было несколько. И первое повышение фиксированных цен произошло в начале 70-х. Затронуло оно все марки топлива, за исключением А-76. К примеру, бензин АИ-93 прибавил в цене пять копеек. Но наиболее ощутимое для населения повышение стоимости бензина произошло сперва в 1978 году, а затем ещё спустя три года. В обоих случаях ценник был увеличен сразу в два раза. Люди, заставшие те времена, очень часто вспоминают, что государство поставило их перед выбором: либо заправиться, либо купить литр молока за эти же деньги. На этом повышения цен окончились, и установленный в 1981 году прейскурант продержался неизменным вплоть до последнего дня существования СССР.

 

МОЖНО НАЙТИ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТКАМ

👇

Цены- Бензин, Цены - Авто

Какая была цена дач в районе рублевского шоссе в на закате СССР?

 dacha-na-rublevke.jpg

В позднем СССР Рублевка, известный престижный район Москвы, уже давно славился своими обитателями - высокопоставленными чиновниками, артистами и бизнесменами. Здесь цены на недвижимость были настолько высокими, что даже в других районах Москвы и окрестностей невозможно было найти что-то сравнимое. Например, в конце 1980-х годов средняя стоимость дачи на Рублевском шоссе составляла около 100-150 тысяч рублей. Это была огромная сумма для того времени, учитывая, что средняя зарплата в СССР составляла около 200-300 рублей в месяц. Понятно, что дачи на Рублевском шоссе были доступны далеко не всем, только тем, кто мог позволить себе такие роскошные владения.

Рублевская дача, элитная недвижимость, которая была доступна только избранным. Великое большинство советских граждан могли только мечтать о таком приобретении. Почему стоимость дач на Рублевском шоссе была настолько высокой? Все дело в нескольких факторах, которые следует учесть. Во-первых, привлекательность Рублевки заключалась в ее близости к Москве, что позволяло обладателям дачи быстро и удобно добираться до города. Во-вторых, на Рублевке было множество зеленых зон, парков и рек, которые создавали атмосферу полного релаксации и комфорта. Кроме того, здесь были построены уникальные дома, совмещающие в себе роскошь и стиль, что делало Рублевку даже более привлекательной для элиты. Наконец, элитарность этого района обеспечивалась также эксклюзивными услугами и возможностями, доступными только обладателям дачи на Рублевке. Таким образом, высокая стоимость недвижимости на Рублевке объясняется не только ее расположением и окружающей средой, но и уникальностью и престижностью данного района.

Во-первых, следует отметить, что дома на Рублевке были построены с учетом всех требований к качеству и комфорту. Они были оснащены всем необходимым для комфортного проживания, что делало их очень привлекательными.

Во-вторых, несмотря на высокую стоимость дач на Рублевском шоссе, они были популярны и востребованы. Многие люди мечтали о такой недвижимости, но, к сожалению, не могли себе ее позволить. Это создавало некую элитарность и роскошь вокруг Рублевки, привлекая внимание и желание среди советского населения.

В-третьих, для большинства советских граждан дача на Рублевском шоссе оставалась недостижимой мечтой. В то время, когда доступ к роскошным домам и усадьбам был ограничен, Рублевка стала символом роскоши и благосостояния. Этот статусный район притягивал взгляды и вызывал зависть у многих.

Таким образом, дачи на Рублевке были не только качественными и комфортными домами, но и своеобразным статусным символом. Их недоступность для большинства советского населения только усиливала их привлекательность и желание иметь такую недвижимость.

Цены - Недвижимость, Дачи, Рублевское шоссе, Подмосковье

Как жили люди в 1930 годы. Сколько они зарабатывали и тратили на продукты

Многие знают приблизительный уровень цен в 70 годы, а также зарплаты людей в те времена. Но если вопрос касается 30-х годов, здесь появляется множество вопросов, мало кто застал те времена. 

На улицах Москвы 1931На улицах Москвы 1931 

Общая картина

Изменения в системе валюты, а также проблемы с финансовым обеспечением сильно повлияли на экономику СССР в 30 годы. Да, люди получали деньги, зарплаты росли, но приобрести необходимые продукты было трудно. Различные кризисы и неурожай становились причиной острого дефицита продуктов.

Реформы

В начале 30 годов правительство внедряло социализм. Из-за этого возник экономический кризис. Пришлось менять денежную систему. После выполнения пятилетки (с 28 по 34 года) СССР столкнулся с невозможностью покрытия затрат, связанных с экономикой, а также отсутствием пропорций между обеспечением новыми деньгами, а также теми, что уже были в обиходе. Была утверждена абсурдная кредитная реформа, из-за которой пришлось вводить дополнительные купюры, что не было запланировано.

В 1931 году начали выпускать медно-никелевые монеты, а к 34 в обиходе появились билеты по 1, 3 и 5 рублей. На банкнотах не было водяных знаков и прочих характеристик, по которым можно было бы определить подлинность. Эти купюры оставались в обиходе до 45 года, но в 38 выпустили рубли, которые практически полностью заменили старый вариант валюты. Также в этом году появилась статья, связанная с незаконным обращением с деньгами.

Сколько люди зарабатывали в начале 30 годов

Производство сельскохозяйственных товаров падало, и-за чего появлялся сильный дефицит продуктов. В результате рубль начал быстро и безостановочно обесцениваться, становилось трудно купить продукты питания. Количество безработных людей постоянно росло. Этот кризис заставил правительство страны повысить заработную плату людей. Общий фонд оплаты за труд вырос почти в 7 раз, а зарплата людей в 3 раза. Но рубль все равно продолжал обесцениваться, а купить необходимые вещи становилось все сложнее.

Согласно официальным инструкциям к середине 39 года в стране существовало 7 категорий труда для работников – 1 класс мог заработать 240 рублей за месяц, в то время, как 7 класс зарабатывал по 500 рублей. Минимальная зарплата была от 110 рублей. Приведем несколько примеров зарплат того времени:

Высококвалифицированный специалист на заводе мог заработать до 300 рублей.

Инженер получал около 1500 рублей.

Доход директора был 2000 в месяц.

Работники тяжелой промышленности примерно 230.

Строители приблизительно 225.

Железнодорожники 227.

Работник совхоза около 140.

Научный исследователь или работник подобного учреждения – 300.

Человек, работающий в сфере здравоохранения – 190.

Сотрудник управления центрального общего и ведомственного – около 425.

Учителя и преподаватели в высших учебных заведениях – около 335.

Кроме официальных заработных плат существовали также доплаты и премии, но их чаще всего получали люди, имеющие знакомых среди правительства. Чиновники могли ежемесячно получать конверт с премией, которая была равна половине или целой зарплате. Если сравнивать зарплаты обычных трудяг и начальство последние получали практически в 5 раз больше. 

На тот момент в стране очень ценились военные люди. Если обычный лейтенант зарабатывал в среднем 625 рублей, полковник мог получать около 2000 в месяц. 

Зарплата высших чинов постоянно увеличивалась, а вот обычные люди с трудом добивались хотя-бы копеечной надбавки.

Сколько стоили товары

Лица Москвичей 1931 годЛица Москвичей 1931 год

Из-за товарного дефицита спрос на продукцию постоянно рос. И цены на продукты постоянно росли. Продукции в магазине не хватало, часто полки стояли пустыми. Возникали проблемы даже с самыми необходимыми продуктами питания, и они были достаточно дорогими в соотношении с зарплатами простых работников.

Дефицит товаров часто создавал огромные очереди в магазинах. Люди стояли часами, чтобы купить хотя-бы хлеб. В один магазин могла собраться очередь от нескольких десятков до пары сотен человек. Все старались приходить пораньше, чтобы успеть купить необходимые продукты.

Если же говорить о ценах на сами продукты питания, то они следующие:

Белый хлеб стоил 1,70 рубля, ржаной 85 копеек.

Мясо можно было купить за 6-7 рублей, в зависимости от его вида.

Цена на масло – 16 рублей, на маргарин от 10 до 11.

Растительное масло стоило в среднем 13 рублей.

Гречка 4,30.

Рис 6.

Пшено 2,10.

Сахар 4,70.

Одежда:

Пара ботинок стоила в среднем 110 рублей.

Зимнее пальто около 270.

При минимальных зарплатах одеться к зиме было практически невозможно, не хватало денег даже на самую дешевую одежду.

В 1939 наступило еще одно повышение цен на продукты тяжелой промышленности.

Дефицит товаров

На тот момент люди столкнулись с острым дефицитом самых необходимых продуктов. Спрос на продукцию постоянно рос и последней просто не хватало, чтобы обеспечить всех. Это касалось не только деликатесов, было сложно найти даже обычный хлеб, масло и прочие продукты ежедневного потребления.

Феномен дефицита товаров в стране быстро распространялся и задел всю существующую на тот момент продукцию. Но особенно остро дефицит коснулся именно товаров первой необходимости. Введение карточной системы распределения вещей не смогло стабилизировать ситуацию. Количество продуктов, необходимых для снабжения людей увеличивалось, но все равно не хватало.

В обычные дни труднее всего было купить продукты животного происхождения, они просто отсутствовали в магазинах. Обычно продукция была однотипной, не было из чего выбрать. Ситуация была критической даже о праздничные дни, не говоря уже об обычных. Было очень сложно купить даже сыр, колбасу или фрукты. Голодным людям приходилось по несколько часов стоять под магазинами в суровые зимние мороза, чтобы дождаться поступления товаров. Прилавки были полностью пустыми, не было даже хлеба. Из-за сильного падения экономики, в особенности сельскохозяйственного производства страна столкнулась с весьма абсурдным кризисом, когда деньги были на руках, но из-за дефицита товаров использовать их не получалось.

Как боролись с кризисом

Москвичи 1931 годМосквичи 1931 год

Правительство понимало ситуацию, которая происходила в стране на тот момент и старались выполнять следующие задачи:

Усилить мощность промышленных центров.

Поднять уровень сельскохозяйственной сферы.

Ускорить развитие экономики в стране в целом.

Такие действия стали причиной того, что экономика тех времен начала нести характер государственно-административного социализма. В основе этого лежало огосударствление всех сфер промышленности. Эта идеология стала даже выше, чем сами цели, то есть она была даже важнее, чем возрастание самой экономики. Да, индустриализация СССР прошла успешно, но за 30 годы уровень жизни населения страны сильно упал. К концу десятилетия власти страны объявили, что теперь общество состоит из трех рабочих классов:

Обычные работники на заводе.

Работники колхоза.

Интеллигенция.

Ликвидация кулачества

Во времена правления царей (они также существовали в первые годы СССР) среди людей были так называемые кулаки. Это крестьяне, которые умели создавать и продавать товары так, чтобы неплохо зарабатывать на этом (то есть частные продавцы). Кулак получал большую прибыль, он мог даже построить себе дом. Но в начале 30 годов началась массовая ликвидация этих людей. Началась массовая коллективизация труда и все больше людей шли работать в колхоз.

5% всего населения страны были кулаками. И если бы они стали конкурентами рыночного производства, это было бы опасно для правительства. Было решено ликвидировать кулачество на основе сплошной коллективизации. 

Коллективизация начала давать первые результаты уже в начале 30-х годов. Ближе к 32 году кулаков среди населения было не более 1%. Колхозы позволили полностью заменить товарное производство кулацких хозяйств. 

Ситуация в 30 годы действительно была критической. Да, цены на продукты питания не были слишком высокими, купить все необходимое могли даже обычные работники на заводе. Но вот если вопрос касался одежды, не каждый мог позволить себе купить зимнее пальто и ботинки. Кроме того на тот момент люди столкнулись с острым дефицитом товаров и продуктов питания.

 

Какие были цены на автомобили в СССР?

В современной России приобрести автомобиль стало намного проще, чем в советские времена. Раньше не каждый мог себе позволить такую роскошь. Но каковы были цены на автомобили в СССР?

 Советские авто

Давайте рассмотрим две популярные модели автомобилей в Советском Союзе. ГАЗ М-20 "Победа", выпускавшийся с 1946 по 1958 годы, в 1947 году стоил 16 000 рублей. Но уже через несколько лет, в 1955 году, цена выросла до 20 000 рублей.

Переправа через Кубань в пробеге госиспытаний автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ и ГАЗ-М20 «Победа», 1951 годПереправа через Кубань в пробеге госиспытаний автомобилей  ГАЗ-М20 «Победа», 1951 год

Еще одна популярная модель, ГАЗ-21 "Волга", производилась с 1956 по 1970 годы. Вплоть до 1964 года, стоимость этой машины составляла 5 600 рублей. Однако, после снятия с производства, цена на нее выросла до 9 000 рублей.

ГАЗ-21 "Волга"ГАЗ-21 "Волга"

Интересно отметить, что сегодня цены на автомобили значительно изменились. Благодаря технологическому прогрессу и развитию автомобильной индустрии, мы имеем широкий выбор моделей и ценовых категорий. Но вспомнить о ценах на автомобили в СССР всегда интересно, чтобы понять, как менялся рынок и доступность автомобилей в те времена.

С 1967 по 1986 годы была выпущена более современная модель "Волги" ГАЗ-24, которая стала популярной среди массового населения. Начальная цена автомобиля составляла 9 200 рублей вплоть до 1976 года. Однако, уже в 1979 году цена выросла до 9 800 рублей, а к 1983 году за "Волгу" приходилось отдать уже 11 200 рублей.

"Волги" ГАЗ-24

Однако, следующее поколение "Волги" - ГАЗ-24-10, которое было выпущено с 1985 по 1992 годы, стоило уже 16 200 рублей. Это был значительный рост по сравнению с предыдущей моделью.

"Волги" ГАЗ-24-10

В то же время, в линейке "Жигулей" были представлены различные модели с разными ценами.

Например, ВАЗ-2101 стоила от 5 150 рублей в 1971 году до 6 400 рублей в 1983 году. ВАЗ-2103, в свою очередь, стоила 5 600 рублей в 1976 году и 5 500 рублей в 1983 году. Более поздняя модель, ВАЗ-2107, была продаваема за 9 000 рублей в 1983 году и уже за 9 720 рублей в 1991 году.

Линейка моделей автомобилей ВАЗ (классика)

ВАЗ-2108, выпускавшийся с 1984 по 1991 годы, стоил 8 350 рублей.

Советский и российский переднеприводной автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984-2004 годах.

А ВАЗ-1111 Ока, которую производили с 1987 по 1991 годы, была доступна по цене 3 500 рублей.

Советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. «Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1988 по 2008 год.

Таким образом, можно видеть, как менялись цены на различные модели автомобилей в то время, а также как новые модели постепенно заменяли старые на рынке.

В 1977 году на конвейере появился популярный внедорожник ВАЗ-2121 “Нива”, который оставался в производстве до 1991 года. За это время его цена неоднократно менялась, начиная с 11 000 рублей в 1979 году и достигая отметки в 9 000 рублей к 1991 году.

Советский и российский автомобиль повышенной проходимости - внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Серийно производится с 5 апреля 1977 года.

С 1976 по 1988 годы производился автомобиль "Москвич" 2140. Его стоимость также подвергалась изменениям, начиная от 6 800 рублей в 1976 году и достигая 7 500 рублей к 1983 году.

Советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1975 по 1988 год.

“Запорожец” ЗАЗ-968 был производим с 1971 года по 1991 год. В первые пять лет его цена составляла 3 500 рублей. В 1979 году стоимость выросла до 5 000 рублей, а в 1983 году достигла 5 600 рублей. Однако к 1991 году цена на "Запорожец" опустилась до 3 900 рублей.

“Запорожец” ЗАЗ-968 Советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом

Изменения в ценах на эти автомобили отражали общую ситуацию в советской экономике и инфляционные процессы того времени. В то время как стоимость "Нивы" снижалась, "Москвич" и "Запорожец" подвергались как возрастанию, так и снижению цены. Эти изменения могли быть обусловлены различными факторами, такими как спрос и предложение, инфляция, изменения в производственных затратах и технологии. Несмотря на это, все три автомобиля оставались популярными среди советских автолюбителей и внесли значительный вклад в автомобильную индустрию страны.

Во сколько обошлась вам покупка автомобиля? Было ли это долгосрочное решение или спонтанное приобретение? История каждого человека уникальна, и я хотел бы услышать вашу. Поделитесь своей историей в комментариях, рассказав о факторах, которые повлияли на ваш выбор, о том, какой автомобиль вы приобрели и как он изменил вашу жизнь. Было ли это важное достижение для вас или просто удобный способ передвижения? Я уверен, что ваш опыт может быть полезен и вдохновить других людей в их собственных покупках автомобилей. Давайте обмениваться историями и сделаем эту тему более интересной и информативной!

 

МОЖНО НАЙТИ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТКАМ

👇

Цены - Авто

Как жилось с приходом большевиков: цены и зарплаты 1920-х годов

Военный коммунизм привел Россию к упадку экономики и к гиперинфляции. Закрыты добывающие шахты и рудники, остановлены заводы, люди вынуждены бежать из города в деревню, чтобы не умереть с голоду, крестьяне отказывались сдавать зерно и поднимали бунты. Деньги очень быстро теряли стоимость, неминуемо рос дефицит государственного бюджета. Люди были вынуждены избавляться от денежных средств, скупая материальные ценности. Это ускоряло оборот и еще больше обесценивало российскую валюту. В 1920-х годах основными деньгами были: «николаевки» (царские деньги), «пятоковки», совзнаки, «керенки» и червонцы. 

цены и зарплаты 1920-х годов НЭП

Для спасения страны в марте 1921 года вводится НЭП, что стало самым успешным проектом за все советские годы. После Октябрьской революции страна Советов потеряла много профессионалов высокой квалификации: управленцев, экономистов, инженеров. В итоге приход к власти большевиков оказался победой в руинах. Поднять с колен народное хозяйство после двух войн смогла именно новая экономическая политика. Рубль становится конвертируемой валютой.

 

Денежный оборот в 1920-х годах

Через два года после Октябрьской революции руководство страны принимает решение о выпуске советских бумажных денег. При этом деньги старого образца не только не изымаются из оборота, но и продолжают печататься. Это были «николаевки» – денежные знаки царской России; «керенки» и «думские деньги» – купюры Временного правительства. 

Весь этот объем денег моментально терял свою реальную стоимость. Вопреки законам экономики руководство не спешило замедлять эмиссию денег для снижения роста инфляции.

Советская власть решает эту проблему, как у нас принято, путем выпуска новой валюты, названной «кредитный билет», номенклатурой от 1 до 1000 рублей. Из-за того, что инфляция оказала большое давление на валюту, в 1921 году Совет народных комиссаров соглашается на выпуск купюр достоинством 10 миллионов рублей. Большинство граждан страны необразованны, отсюда появились трудности в расчетах деньгами с кучей нулей. 

В 1922 году проведена первая деноминация, благодаря которой номинал купюр снижен в 10 тысяч раз. Только это ничего не изменило. 1923 – год второй деноминации, при которой 1000000 прежних денег превратились в 1 рубль. Советская валюта продолжает свое падение.

В ноябре 1922 года в СССР входит в оборот новая валюта «червонец» номиналом от 1 до 50, которая приравнивалась к 10 золотым рублям. На новый денежный знак возлагали роль твердой валюты. Параллельный оборот совзнаков и червонцев существовал в течение полутора лет. Граждане избавлялись от совзнаков путем обмена в надежде сохранить хоть какие-то деньги. Советский рубль потерял ценность в 50 миллиардов раз.

Новый червонец оправдал свое предназначение своей стабильностью и помог вывести страну Советов из кризиса. Экономика начала набирать обороты. Для информации, цена 1 доллара США в 1920-х годах составляла около 2 советских рублей. 

 

Размер заработной платы граждан страны Советов

В 20-х годах XX века наблюдается быстрый рост заработной платы. Существует необъяснимая разница оплаты труда в разных регионах и у представителей разных профессий.

Одновременно продолжается рост цены на продовольственные товары. Уже в 1924 году покупательная способность рубля значительно упала.

Средняя ежемесячная зарплата в 1925 году в промышленной отрасли составляла 46,4 руб., в 1926 году – 52,5 руб., в 1927 году – 56 руб. В железнодорожной сфере в 1925 году – 44 руб., в 1926 году – 72 руб., в 1927 году – 87,6 руб. В районах Дальнего Востока уровень заработной платы в государственных учреждениях устанавливался в размере 85 руб. в 1926 году, 95,4 руб. в 1927 году. Для примера предоставим показатели оплаты труда для разных профессий в 1926-27 гг.: 

Начальник районной милиции – 80-100 руб.;

Милиционер – 42-46 руб.;

Фельдшер – 55 руб.;

Учитель от 52 руб. до 80 руб. в зависимости от ступени;

Агроном – 120 руб.;

Инженер – 200 руб.;

Директор завода – 309,5 руб., но если он являлся членом партии, то 187,9 руб. 

Для партийных устанавливался потолок доходов: в 1924 году – 175 руб., в 1928 году – 225 руб.

Динамика роста зарплаты за 1922-1925 годы по отраслям представлена в таблице.

 

На первый взгляд рост заработной платы производит хорошее впечатление. Тем более, что средний размер оплаты труда работников крупной промышленности в 1924-1925 годах составил 25,18 руб., что составляет 84% от довоенного уровня. Если сравнивать в золотых рублях, то выходит что рабочий в СССР зарабатывал в 2 раза больше, чем рабочий царской России. Только так сравнивать неверно, потому что покупательная способность рубля 1925 года ниже, чем при монархии.

 

Разница в доходах населения

В указанный период наблюдается самый высокий размер и рост оплаты труда работников пищевой промышленности. Так их зарплата в 3 раза выше, чем у шахтеров, в 2 раза, чем в металлической, в 1,5 раза, чем в химической и текстильной отраслях. 

Сложившаяся разница не объясняется никакими экономическими законами. Выходило что труд на заводе, связанный с риском для жизни, вознаграждался ниже, чем у повара или пекаря. Ничем не объяснимая разница складывалась не только между представителями разных профессий, но и по регионам страны. Так на Урале в 1925 году наибольший оклад был полиграфической, текстильной, химической, бумажной, кожевенной отраслях.

Дифференциация доходов наблюдалась даже на фабриках и заводах одной направленности, в одном и том же регионе. Так на Урале средняя зарплата в 1925-1926 годах выглядела следующим образом:

Надеждинский завод — 45,89 руб.;

Лысьвенский механический и металлический завод — 55,58 руб.;

Верхне-Салдинский завод — 39,74 руб.;

Кизеловские копи — 44,95 руб.;

Челябинские копи — 21,11 руб.;

Исовский горный округ — 46,10 руб.

Как видно разница в доходах очень значительна. Это объяснялось производительностью и объемом выпускаемой продукции, но иногда прослеживалось влияние совсем случайных факторов. Труженики Урала в 1924-1926 годах получали зарплату на 20% ниже, чем в средняя по СССР.

Власть пыталась устранить эти несоответствия экономическими мерами: модернизацией и повышением производительности труда. Это помогло ненадолго, так как в стране началась индустриализация, и появилось большое число неквалифицированных рабочих. 

Уровень цен

Теперь, имея представление о разнице в доходах людей и средней зарплате по стране, разберемся в ее реальной стоимости. Что мог себе позволить гражданин на среднюю зарплату в СССР в размере 63 рублей. Ниже представлена таблица, по которой можно отследить уровень цен тех времен: 

Следовательно, на среднюю зарплату в то время можно было приобрести достаточно большой набор продуктов питания. В 1928 году для городских жителей вводится заборная книжка, с которой люди могли приобрести только хлеб, да и то с подмесом крупы.

Из-за гиперинфляции в начале 1920-х годов стоимость на товары взлетела в тысячи раз. Цена на продовольствие увеличилась в 34 000 раз, на непродовольственные товары в 22 000 раз. В основном рост пришелся на продукты первой необходимости: соль, растительное масло, сахар и хлеб. Из непищевых товаров основной подъем отразился на ценах на нитки и мыло. Продукция, от покупки которой население могло отказаться, практически не подорожала. 

Государственная монополия изымала все товары, не оставляя их для рыночного оборота. После введения червонца и приведения экономики в стабильное состояние, стоимость продуктов перестала расти такими бешеными темпами.

В 1927 году в СССР цена 1 кг. ржаной муки составляла 11 коп., десятка яиц – 40 коп., 1 кг. говяжьего мяса – 87 коп. 

Благодаря нестабильности экономики и бюджетного дефицита население страны покупало исключительно товары первой необходимости. Приобрести квартиру, машину или дачу имела возможность только элитарная верхушка, стоявшая у руля. 

Яндекс.Метрика