Хрестоматия по истории средних веков Том-1 (Грацианский, Сказкин) 1949

Скачать Советский учебник

 Хрестоматия по истории средних веков (Грацианский, Сказкин 1949

Назначение: Пособие для преподавателей средней школы. 

Впервые в Хрестоматию вошли источники по истории раннего средневековья Италии, Испании, Англии, Скандинавии, стран Востока. Ряд новых документов включен в разделы, посвященные южным и западным славянам, Византии, Франкскому государству, Германии и Франции в IX - начале XI вв. 

© "Учпедгиз" Москва 1949

Авторство: Работа создана под эгидой Академии наук СССР, при участии большого количества знаменитых научных работников, преподавателей.. под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина, вступительная. статья М. А. Зиновьева

Формат: DjVu, Размер файла: 11 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

От редакции  3

О работе с историческими документами в средней школе  5

Древние славяне

Введение  11

/. Первые известия о славянах  18

1. Из Плиния Старшего. "Естественная история"  -

2. Из Тацита. "Германия"  -

3. Из Птолемея. "География" ^  -

4. Из Иордана. "О готах"  -

//. Вторжение славян на территорию Восточно-Римской империи . . 19

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

5. Из Прокопия Кесарийского "Готская война"  -

6. Из Иоанна Эфесского  22

7. Из "Сказания о чудесах святого Дмитрия" 23

///. Образ жизни и военная тактика славян  24

8. Из Прокопия Кесарийского. "Готская война"  -

9. Из письма папы Григория I  26

10. Из "Стратегикона" Псевдо-Маврикия  -

11. Из Феофилакта Симокатта o  32

IV. Взаимоотношения славян с аварами 34

12. Из Менандра  -

13. Из Феофилакта Симокатта  35

14. Из "Хроники Фредегара"  37

15. Из "Хроники Сен-Галленского монаха" o . 38

16. Из "Анналов королевства франков"  39

17. Из Эйнгарда. "Жизнь Карла Великого"  -

18. Из "Анналов королевства франков"  40

19. Из "Повести временных лет"  -

V. Полабские и поморские славяне  -

20. Из Баварского Географа  -

21. Из Адама Бременского. "Деяния священников гамбургской

церкви"   41

22. Из Титмара Мерзебургского. "Хроника"  43

23- Из "Жизнеописаний Огтона Бамберского"  44

24- Из Гельмольда. "Славянская хроника"  47

Древние кельты и германцы

Введение    49

/. Гай Юлий Цезарь о галлах  52

1. Гай Юлий Цезарь. "Записки о галльской войне"  -

2. Страбон о галлах. "География"  55

//. Гай Юлий Цезарь о древних германцах  58

3. Гай Юлий Цезарь. "Записки о галльской войне"  -

///. Тацит о древних германцах  61

4. Тацит. "Германия"  -

5. Страбон. "География"  71

6. Гай Плиний Старший. "Естественная история"  72

Варварские завоевания и революция рабов

Введение  75

I. Восстание рабов и колонов  78

1. Из Орозия   -

2. Из Аврелия Виктора  -

3. Из Клавдия Мемертииа

4. Из Евмения  -

5o Из "Истории" Зосимы  79

6. Из Проспера Аквитанского  -

7. Из "Хроники" Идация  80

8. Из Сальвиана  --

II. Варвары и римляне  81

9. Из Орозия  -

10. Из Сидония Аполлинария  82

III. Вестготы в пределах империи  -

11. Иордан о восстании готов  -

12. Из Аммиана Марцеллина  83

13. Известие Зосимы о первой осаде Рима Аларихом  84

IV. Готы и гунны  86

14. Аммиан Марцеллин. "История"  -

V. Аттила и Наталаунская битва   88

15. Два отрывка из Иордана  -

V/. Распадение царства Аттилы   89

16. Из Иордана  -

VII. Остготы  91

17. Из Прокопия Кесарийского  -

Франкское государство Меровингов

Введение  93

/. Образование и территориальный рост Франкского государства ... 98

1. Начало правления Хлодвига. Война с Сиагрием. Суассонская

чаша  99

2. Крещение Хлодвига |QQ

3. Война Хлодвига с вестготами (507)  101

4. Хлодвиг - консул 102

5. Хлодвиг становится единым королем франков 103

//. Общественный строй франков по "Салической Правде* 106

III. Франкское общество во второй половине VI века ИЗ

1. Из эдикта короля Хильперика  -

2. Расправа франков с приближенным короля Теодеберта -

Парфением  -

3. Восстание в Лиможе 114

IV. Государство Me ровингов в VII - VIII вв 115

1. Дагоберт I  -

2. "Ленивые короли" и майордомы  -

3. Карл Мартелл и его войны с арабами * 116

Франкское государство Каролингов

Введение  119

1. Захват королевского титула Каролингами 122

2. Войны Карла Великого  -

3. Сношения Карла Великого с иностранными государями .... 126

4. Коронование Карла императорской короной 127

5. Личность Карла Великого  -

6. Просвещение при Карле Великом 129

Феодализация франкского общества в V-IX веках

Введение 135

I. Рост крупной земельной собственности 139

1. Из формул  -

2. Отрывки из капитуляриев 141

II. Кабала и насильственное лишение свободы 142

1. Из формул  -

2. Из капитуляриев  143

III. Коммендация 144

Из формул  -

IV. Иммунитет 145

1. Из грамоты короля Дагоберта, жалующей иммунитет Рейхсбахскому монастырю (635 г.)  -

2. Из формулы Маркульфа (VIII в.) 146

3. Из Геристальского капитулярия (779)  -

4. Из капитулярия Карла Великого (803)  -

V. Поместье Каролингской эпохи 147

1. Капитупярий о поместьях  -

2. Образцы описей земель церковных и королевских 156

3. Из Полиптика аббата Ирминона 157

4. Из Нитарда 159

Византия в VI-XI веках

Введение 161

1. Из новелл Юстиниана 168

2. Начало восстания "Ника"  -

3. Восстание "Ника" 170

4. Взаимоотношения между императорской властью и церковью 176

5. Из "Тайной истории" Прокопия Кесарийского  -

6. Борьба за шелк при Юстиниане  -

7. Земледельческий закон 178

8. Из предисловия к "Эклоге", судебнику VIII в 186

9. Из "Краткой истории" патриарха Никифора  -

10. Состояние войска при Юстиниане в оценке Агафия 187

И. Из новеллы царя Константина VII (945-959) о воинских участках   -

12. Восстание Фомы Славянина (820-823)  188

13. Из новеллы 954 г. царя Романа I Лекапина (919-944) против

властелей о праве предпочтительной покупки земельных участков односельчанами 190

14. Императоры Македонской династии о властителя 192

15. Деятельность миссионера Феоклета 197

16. Послание Велизария  -

17. Ответ хана Согдианы Туркеша послу византийского императора Тиверия (578-582) 198

18. Прокопий Кесарийский об отношении Юстиниана к варварам -

19. Агафий и Менандр об отношении Юстиниана к варварам ... 199

20. Письмо Юстиниана одному из варварских племенных вождей -

21. Письмо гуннов Юстиниану с жалобою на племя кутургуров,

которому оказывалось предпочтение  -

22. Письмо Атанариха Юстиниану  200

23. Впечатления остготского короля от посещения Константинополя

(из Иордана)  -

24. Иоанн Эфесский о варварских князьях, воспитанных при византийском дворе 201

25. Византийский церемониал -

Феодальное общество X-XII веков

Введение 203

/. Крестьянство 207

1. Крепостные крестьяне   -

2. Лично свободные крестьяне 208

3. Умножение сеньориальных повинностей 209

4. Крестьянские восстания  ... 211

//. Феоды, феодальные и вассальные обязательства 212

1. Из картуляриев и грамот  -

2. Из хроники Камбрэ (между 1200 и 1219 гг.) 213

3. Одой, граф (Блуа), королю Роберту (1025)  214

4. Письмо Фульберта, епископа Шартрского, к Гильому, герцогу

Аквитании, о взаимных обязательствах вассала и сеньора (1020)  215

5. Клятва феодала  -

6. Из книги Жана Ибелина 216

III. Феодальная война и "божий мир" 221

1. Из Рауля Глабера  -

2. Из хроники XI в o 223

3. Постановление Тюлкжского собора 1046 г. о "божьем мире" . 224

4. Письмо Бернара, епископа Безье, о соблюдении "божьего мира" 226

IV. Голодовки  . o 227

V. Военно-рыцарский быт по "Песне о Роланде" 229

Арабы

Введение 243

1. Мухаммед 247

2. Завоевание Мекки 250

3. Об отношении Мухаммеда к покоренному населению 252

4. Антиохийский патриарх на стороне завоевателей (Евтихий) . . 253

5. Арабские завоевания. Белазури. "Книга завоевания стран" . . -

6. Омар в Иерусалиме 256

7. Взаимоотношения арабских властей и христианского населения

в Сирии   -

8. Об одеянии зиммиев и внешнем виде их (Абу-Юсуф) 258

9. Меры ал-Метеэваккиля против зиммиев (Ал-Табарий) 259

10. Осуждение роскоши Омаром (Ибн-ал-Асир)  -

11. Омейяды (Якуби)  -

12. Иноверцы и их значение (Ал-Мукаддасий) 260

13. Восстание Абу-Харба. Табари. "История" 261

Борьба пап с императорами

Введение   263

1. Письмо папы Григория I императору Византии Маврикию . . . 268

2. Письмо папы Стефана II Пипину Короткому  -

3. Письмо папы Стефана III Карлу Великому   270

4. Декрет о папских выборах 1059 г 271

5. Свидетельство современника-летописи о симонии и инвеституре

в первые годы борьбы Генриха IV с Григорием VII 273

6. Начало движения против богатого и семейного духовенства ("пата рия" в Милане) 275

7. Обращение Генриха IV к духовенству и мирянам римской

церкви с призывом сместить папу Григория VII 279

8. Отлучение от церкви Генриха IV 280

9. Письмо папы Григория VII немецким духовным и светским

феодалам с объяснением мотивов отлучения им Генриха IV от церкви 281

2ь Зак. 1293

401

10. Рассказ Ламберта Герсфельдского о свидании Генриха IV с

Григорием VII 285

11. Григорий VII уведомляет духовных и светских князей Германии о Каноссе 297

12. Григорий VII о папской власти 298

13. Характеристика королевской (императорской) власти у публициста Манегольда Лаутенбахского   300

14. Вормский конкордат 301

15. Папа Евгений III о папской власти 303

16. Иннокентий III о папской и императорской власти  -

17. Послание Иннокентия III гражданам города Иези (1207) . . . 304

18. Письмо Иннокентия III Оттону Вельфу от 10 марта 1208 г. . -

Крестовые походы

Введение 305

/. Первый крестовый поход 309

1. Речь папы Урбана II на Клермонском соборе -

2. Клермонский собор и проповедь папы Урбана II 310

3. Постановление Клермонского собора о крестовом походе . . . 312

4. Отношение населения немецких земель к первому крестовому

походу   -

5. Приготовления к крестовому походу после Клермонского собора 313

6. Петр Пустынник 314

7. Еврейские погромы крестоносцев 315

8. О гусе и козе 316

9. О походе и гибели ополчёния Петра Пустынника 317

10. Вожди рыцарского крестового похода 318

11. Крестоносцы в Византии по свидетельству греческой писательницы  319

12. Поход крестоносцев через Каппадокию и Армению 323

13. Осада и взятие Иерусалима крестоносцами 325

14. Участие генуэзцев в завоевании Палестины 327

У/. Латино-Иерусалимское королевство 328

15. Иерусалимское королевство после возвращения крестоносцев

на родину в начале XII в  -

16. Военно-феодальная организация Иерусалимского королевства 329

17. Основание ордена Тамплиеров  330

18. Торговля в Александрии в XII в 331

19. Привилегии венецианцев в Иерусалимском королевстве .... -

20. Общественная жизнь в Палестине в начале XIII в 333

21. Быт европейских феодалов в Палестине в изображении арабского писателя 335

///. Четвертый крестовый поход 338

22. Требование одной сороковой части церковного дохода на нужды

нового (четвертого) крестового похода, предъявленное папой Иннокентием III в 1199г  -

23. Начало похода  -

24. О захвате крестоносцами города Зары 341

25. Изменение направления четвертого крестового похода . . o . 342

26. Разграбление Константинополя крестоносцами 344

27. Захват и разграбление Константинополя по рассказу Жоффруа

Вилла друэ па 348

28. Письмо папы Иннокентия III маркизу Монферратскому . . . 349

29. Известие Новгородской летописи о взятии Константинополя

крестоносцами  -

/V. Шестой крестовый поход 351

30. Временный захват Иерусалима императором Фридрихом II . . -

Средневековый город

введение 353

/. Возникновение городов 359

1. Возникновение города Брюгге (892)

2. Рынок в Гальберштадте (989)  -

3. Основание рынка в Стендале (около 1151 г.)  -

4. Насильственное уничтожение рынка (XII в.) . . .   -

5. Основание Гамбурга (1189)  360

//. Борьба горожан с феодалами 361

6. Образование Ланской коммуны и борьба за нее горожан в

начале XII в.   -

7. Ограбление купцов феодалами (1076)  368

8. Донесение графа об ограблении купца (1149)

9. Отмена "берегового права" (8 сентября 1308 г.) 369

III. Городское управление и городские вольности  -

10. Из хартии города Сент-Омера (1127 г.)  -

11. Из хартии города Сент-Омера (1168 г.) 371

12. Страсбург. Древнейшее городское право (конец XII в.) . . . 372

13. Городской воздух делает свободным 374

JV. Городские патриции. Борьба с ними городского населения 375

14. Из Бомануара  -

15. Расправа патрициев с ткачами в Кельне (XIV в.)  -

16. Вторая цеховая грамота Аугсбурга (1368 г., 16 декабря) . . 376

V. Торговля 379

17. Права регенсбургских купцов в Австрии (9 июля 1192 г.) . . -

18. Из Аугсбургской конституции XIII в 380

19. Купеческая гильдия 382

V /. Цеховое ремесло 384

20. Статуты парижских ткачей шерсти (XIII в )  -

21. Франкфуртские сукноделы (XIV-XV в.) 386

22. Постановления, ограничивающие размеры ремесленной продукции в Любеке (XV в.) 388

23. Шелкопрядилыцицы (1412-1413) 389

24. Договор о найме ученика   -

25. Из устава любских золотых дел мастеров (1492)  390

26. Продолжительность рабочего дня (1395)  -

27. "Мертвый сезон" (1350-1351 гг., март)  390

28. Закрытие клубов подмастерьев в Ульме (1394)  391

29. Призыв к забастовке, обращенный подмастерьями-скорняками

Вильштедта к подмастерьям-скорнякам Страсбурга (1470)... -

VII Городской быт 392

30. Из Аугсбургской конституции XIII в г . . -

31. Свадебный регламент (конец XIII - начало XIV в.) 393

32. Крещение детей (1350)    395

33. Запрещение ношения оружия в городе (18 ноября 1221 г.) . . -

34. О пожарах 396

35. Из Аугсбургского регламента о нищих (1491)  -

Редактор Г. И. Трайнина Технич. редактор М. И. Натапов

А 01234. Подписано к печати 21/VI 1949 г. Печатных листов 25V4. Уч.-изд. листов 28,53. Заказ № 1293.

Отпечатано в тип. Н-1 с матриц 3-ей тип. "Красный пролетарий" глав- полиграфиздата при Совете Министров СССР.

Москва, Краснопролетарская, 16.

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Хрестоматия по истории средних веков Том-1 (Грацианский, Сказкин) 1949 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ОТ РЕДАКЦИИ

Второе издание «Хрестоматии по истории средних веков», выпускаемое в свет, существенным образом отличается от первого издания 1938—1939 гг. Пересмотрен и несколько расширен самый состав публикуемых документов. Дана документация по истории взаимоотношений между Русью и Западом (2 и 3 томы). Значительно пополнены разделы по истории славян и по истории культуры. Некоторые большие по размеру документы сокращены или даны в кратких выдержках, для того чтобы учитель мог их использовать с меньшим трудом.

Пересматривая и пополняя состав документов, редакция исходила из того, что учитель будет пользоваться хрестоматийным материалом не только для непосредственной работы в классе и школьном внеклассном кружке, но также и для углубления собственных знаний. В подобном углублении знаний будет нуждаться не только учитель, работающий в школе, но и студент педвуза и учительского института, готовящий себя к педагогической работе в будущем. Поэтому многие документы первостепенной важности, несмотря на то, что их уяснение сопряжено с известными затруднениями, даны полностью. В таких случаях мы снабжаем их соответствующим комментарием (см., например, «Земледельческий закон» в разделе «Византия», том первый, или «Законник короля Стефана Душана» в томе втором).

Второе важное изменение, внесенное нами в хрестоматию, заключается в том, что редакция заменила прежние введения чисто исторического характера новыми, в которых истолкование документов соединено с общими методическими советами в отношении использования этих документов.

Когда выпускалось первое издание данной хрестоматии, еще не были изданы учебники ни для школы, ни для высших учебных заведений. Отсутствием учебников в то время и обусловливалась необходимость предпослать каждому тематическому разделу хрестоматии краткое введение, содержащее общую характеристику эпохи.

Теперь, когда и средняя, и высшая школа располагают соответствующими учебниками, в прежних исторических введениях нет нужды. Новые методические введения дают, во-первых, толкование содержания документов того или иного раздела, а во-вторых, они указывают, где, когда и как лучше использовать определенный документ в работе учителя (урок, внешкольная работа, частная иллюстрация в устном рассказе учителя, материал для ученического доклада и т. д.).

Эти введения являются плодом совместной работы специалистов и методистов. В их составлении принимали участие московские методисты: Ю. А. Б ер, кандидаты педагогических наук М. А. Зиновьев и Д. Н. Никифоров и кандидаты исторических наук В. А. Александров, Ю. А. Корхов, В. А. Немировский, аспирант Г. И. Трайнина и кандидат исторических наук А. Д. Эпштейн.

Редакцию первого тома вместо безвременно погибшего профессора Н. П. Грацианского взял на себя проф. А. И. Н е у с ы х и н. Редакция второго и третьего тома принадлежит мне. Большую помощь в редакционной работе и в подыскании новых документов оказал доцент А. Д. Эпштейн, за что приношу ему здесь особую благодарность.

С. Д. Сказкин

О РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

I

Характеризуя постановку преподавания истории в дореволюционной гимназии, известный в России методист Я Кулжинский писал:

«Обычно учитель описывает ученикам исторические события, излагает необходимые данные и сам же делает все соответствующие выводы, разъясняет возможно лучше урок и задает ученикам разъясненное выучить по учебнику. Ученику остается только заучить текст учебника, запомнить рассказ учителя и потом jurare in verba руководства или руководителя»1.

Это была типичная для дореволюционной средней школы картина преподавания истории. Но даже тогда эта система преподавания, обрекающая ученика на механическое запоминание изложенного, вызывала оппозицию. Лучшие представители исторической науки и преподаватели истории выступили с решительной критикой приемов механического заучивания: они требовали такого преподавания, которое давало бы ученикам понимание исторических событий и сознательное усвоение основных моментов исторического процесса. Для этого рекомендовалось знакомить учеников с историческими источниками, применять в преподавании исторические документы, и так как в школе могли быть использованы только простейшие образцы документов и преимущественно в отрывках, то стали появляться на свет собрания исторических документов в виде хрестоматий. Так, для занятий историей средних веков была выпущена хрестоматия под ред. проф. Егорова «Средневековье в его памятниках», а также «Хрестоматия по древней и средней истории» Кулжинского и Нейкирха, «Хрестоматия по новой истории» проф. Ардашева и др.

Воспитательное и образовательное значение исторического документа очень велико. Документ является частичкой прошлых исторических эпох. В его создании принимали участие люди, жившие при иных, чем у нас, общественных отношениях. У этих людей была другая психология, другой взгляд на жизнь, чем у нас, они по-иному мыслили. И поэтому, когда ученик прочитывает документ и схватывает его содержание, он переживает прошлое: перед его глазами встают давно ушедшие понятия и образы. Особенно яркое представление о прошлом возникает у ученика в тех случаях, когда удается соединить чтение документа с объяснениями учителя и показом соответствующих зрительных образов (картин). Тогда мы смело можем сказать, что встречающаяся среди учащихся еще и в настоящее время модернизация (осовременивание) исторических событий уже не будет иметь места. Образы прошлого займут прочное место в сознании учащихся. И если преподавателю удастся создать последовательный ряд понятий и образов, освещающих в хронологическом порядке смену исторических эпох, то у ученика при соответствующих объяснениях учителя будет выработано понимание исторического процесса. Поэтому привлечение исторических документов к преподаванию истории находило очень много горячих сторонников среди преподавателей.

1 Кулжинский, Опыт методики систематического курса истории, 1913, стр. 109. ^

В 1863 г. проф. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся имеет гораздо большее значение непосредственное знакомство с источниками исторического знания — документами, чем изучение учебника. Он поэтому предложил вести занятия по истории по так называемому «реальному» методу — методу, основанному на изучении исторических документов. С этой целью проф. Стасюлевич составил и выпустил в свет три тома «Истории средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых».

Горячим сторонником построения занятий по истории на основе изучения исторических документов был также известный историк Н. Рожков. В 1901 г. он писал о том, как надо изучать с учащимися историю Московского государства XVI в. по писцовым книгам. «Откроем перед ними,—писал Рожков,— итоги писцовой книги по Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576—1578 гг. Пусть они сосчитают, это тоже их заинтересует, и увидят, что ...около двух третей всей территории страны было под поместьями и монастырскими землями...».

Этот вывод пусть ученики сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утверждений. Помимо этого, Рожков предлагал сделать путем анализа документов ряд самостоятельных исследований и выводов. Работа, ло его мнению, должна заканчиваться составлением конспекта, содержание которого выучивается. По мнению Рожкова, занятия по документам пробуждают в учащихся «жгучий интерес» к истории. При такой системе занятий учащимся нужно давать очень краткий учебник — конспект для заучивания только самых важных фактов. Большую же часть - знаний по истории ученики должны приобретать путем самостоятельной работы над документами.

Стремление добиться в максимальной степени самостоятельной творческой работы на основании исторических документов привело некоторых преподавателей истории к отрицанию руководящей роли учителя во время урока и к организации так называемых лабораторных занятий при изучении истории. Эту точку зрения излагали в своих работах М. Н. Коваленский и А. Ф. Гартвиг.

Придавая работе над документами важное значение, в особенности в наше время, когда основной задачей учителя является воспитание в учащемся марксистско-ленинского мировоззрения, мы, однако, не можем согласиться с теми крайними преувеличениями, какие допускали в своих методических работах Стасюлевич, Рожков, Коваленский, Гартвиг и другие. Ведь исследовательская работа над документами требует много времени, специальных знаний и навыков. Чтобы построить на основании документа какой-либо подлинно научный вывод, нужно, во-первых, владеть всей системой понятий, лежащих в основе марксистско-ленинской методологии истории; нужно, во- вторых, иметь представление о технике исторического исследования, т. е. подвергнуть документ специальной исторической критике, сопоставить утверждения документа с другими данными, пополнить свои выводы громадной исторической литературой. Поэтому строить все преподавание истории в школе на основе так называемого «метода документации» или «реального метода» невозможно. Но можно и нужно привлекать исторический документ и как необходимый момент в подготовке учителя к уроку, и как вспомогательное средство к основным источникам исторического знания учащихся, т. е. к рассказу учителя и к учебнику, и особенно — как важное средство исторического образования — к работе в кружке, при разработке отдельных тем для докладов как в классе, так и на собрании кружка.*

В обычной же школьной работе систему знаний по истории дает ученику учитель и учебник, а документ призван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретаемым учеником знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно знакомить с некоторыми методами исследования, применяемыми в исторической науке.

Объем и характер таких «исследований» будет показан ниже.

Ученый-историк видит в документах источник, из которого он черпает материал для своих научных построений. Ученого-историка интересуют в документе его содержание, его достоверность, важность его для решения тех вопросов, которые стоят перед ним. Все эти качества документа имеют не меньшее значение и для школьного преподавателя истории, в особенности, когда он хочет углубить свои знания, и в этом важное значение хрестоматии. Тем не менее в школьном преподавании у преподавателя может и должно быть несколько иное отношение к документу.

Ученик не может подвергать документ исторической критике, устанавливать тот круг вопросов, который может быть разрешен при посредстве разбираемого документа, определять подлинность документа и достоверность сообщаемых документом фактов. Поэтому для школьных занятий, обычно, привлекаются документы, не вызывающие сомнений в правильности утверждаемых фактов. Преподавателя, когда он пользуется документом на уроке, интересует в привлекаемом документе его изобразительная сила, красочной описание исторических событий. Документ нужен преподавателю не для первичного установления исторического факта — учащемуся излагаются в рассказе учителя и в учебнике только факты, твердо установленные в науке и не нуждающиеся в каких-либо дополнительных доказательствах. Документ нужен преподавателю прежде всего для иллюстрации, для создания реальных представлений у учащихся. Поэтому преподаватель пользуется в первую очередь документами повествовательного характера, в которых ярко излагаются исторические события, развертывающиеся в определенной последовательности. Таким документом, например, является выдержка из хроники, посвященной «Образованию Ланской коммуны и борьбе за нее горожан в начале XII века». К этой группе документов следует отнести отрывки из работ древних историков в той их части, которая признана наукой как заслуживающая доверия: Цезаря, Тацита, Плиния и др., отрывки из летописей, хроник, многих мемуаров, одним словом, такие документы, которые для ученого-историка в большинстве случаев оказываются второстепенными, так как описание исторических событий в них неизбежно окрашено классовой точкой зрения автора и его личными симпатиями и антипатиями. Поэтому преподаватель избирает отрывки, не возбуждающие сомнений в правдивости и воспринимаемые учащимися как достоверный факт. Такие документы преподаватель либо пересказывает своими словами, либо цитирует их, или же предлагает учащимся сделать сообщение (доклад) по содержанию документа.

Нельзя, однако, думать, что другие виды документов, кроме повествовательных, не могут быть использованы в классных занятиях. Следует остановиться на той группе документов, которые относятся к типу экономических и юридических распоряжений, говорящих непосредственно о хозяйственной и правовой деятельности данного времени, о быте и нравах той или иной эпохи. Сюда нужно отнести знаменитые «варварские правды», капитулярии, формулы, описи земель, постановления, пожалования, привилегии, хартии, статуты и др. Для ученого историка они представляют как источник наибольшую ценность и имеют первостепенное значение. Но для понимания учеников они особенно трудны. В повествовательных документах автор в меру своих сил старался изложить ясно, понятно и даже красочно описываемые события, тогда как в документах второго типа преобладает деловой, сухой язык, лишенный яркой изобразительности, и определяется отношение между людьми в таких терминах эпохи, которые подчас трудно разгадать; во многих случаях существуют даже различные толкования некоторых терминов, подвергавшихся тщательным исследованиям в течение ряда лет. Трудные для понимания учащихся статьи и разделы документов нецелесообразно привлекать к изучению в школе. Встречающиеся же термины следует давать в одном толковании, не упоминая о других. Однако огромное значение таких документов для науки делает работу над ними в школе хотя и трудной, но особенно привлекательной.

В методах использования хозяйственных и юридических документов возможно большое разнообразие в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся и характера привлекаемого документа.

Если преподаватель привлекает документ, рисующий быт и нравы общества, то при этом надо процитировать отрывок из документа в классе, разъяснить его и нарисовать по документальным данным яркую бытовую сцену из истории той эпохи, к которой относится документ. Поясним сказанное примерами. Предположим, преподаватель знакомит учащихся с теми переменами, которые произошли в жизни Европы под влиянием варваров после падения Западной Римской империи. Преподаватель зачитывает в классе отрывок из «Салической Правды» (титул LIII—«О выкупе руки от котелка») «Если кто будет присужден к испытанию посредством котелка с кипящей водой, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 120 денариев, что составляет 3 солида».

Преподаватель при этом должен нарисовать картину суда: судьи выносили приговор не на основании собственного убеждения, сложившегося в результате рассмотрения всех доказательств виновности или невиновности обвиняемого, а на основании того, что показывает, по их мнению, божество.

Как происходила процедура испытания во всех подробностях, мы не знаем. Вероятно, так: если руку опустить в кипящую воду и тотчас же ее вынуть и после этого рука скоро и без осложнений заживет, значит бог доказывает невиновность обвиняемого. В случае важных обвинений, возможен был «суд божий», т. е. поединок обвиняемого и обвинителя. Победитель считался правым, побежденный — виновным.

Документы хозяйственного и правового содержания позволяют внести в занятия историей исследовательские моменты; примером такого исследования может быть такое занятие: преподаватель или ученик по поручению преподавателя прочитывает в классе следующие названия титулов из «Салической Правды»: титул И — «О краже свиней», титул III—«О краже рогатых животных», титул IX — «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту», титул X—«О краже рабов», титул XXVII — «О различных покражах», титул XXXIV—«О покраже изгороди», титул XXXVIII—«О конокрадстве» и др. После того как эти названия будут прочитаны, преподаватель ставит вопрос: «О чем свидетельствуют многочисленные и подробно разработанные статьи, предусматривающие наказания за кражу?» Преподавателю следует добиваться от учащихся ответа приблизительно такого: «В обществе теперь вместо коллективной собственности, существовавшей при первобытно-общинном строе, устанавливается частная собственность, складывается новый господствующий класс собственников, который стремится в законодательном порядке охранить свои права собственности и наказать нарушителей этих прав».

После этого преподаватель задает вопрос о том, какие виды собственности охраняются тщательнее всего. Ответ дается на основании прочитанных названий титулов. В случае затруднения учащихся при ответе на поставленный вопрос, преподаватель медленно и подчеркнуто повторяет названия некоторых титулов (II, III, IX, XXXVIII и др.). От учащихся требуется получить ответ, что охраняется почти исключительно сельскохозяйственная частная собственность, что вполне естественно, так как «Салическая Правда» складывалась в условиях почти полного натурального хозяйства. Разобрав этот вопрос, преподаватель выясняет, что наказание имело целью возместить материальный ущерб. Природа преступления при различных сопровождающих преступления обстоятельствах вовсе не принималась во внимание. Для доказательства этого преподаватель сопоставляет из титула II параграф 1 и параграф 5 (за кражу поросенка взыскивается 3 солида, а за двухгодовалую свинью—15 солидов). Можно привести и другие статьи.

1 См етр 111.

<S

Таким образом, преподаватель показывает учащимся, как можно на основании скупых формулировок документа сделать выводы об общественном устройстве франкского, а стало быть, и всякого другого общества, находящегося на той же ступени развития.

Преподаватель может также из документов путем их сопоставления почерпнуть материал для разъяснения основных понятий марксистско-ленинской методологии истории, как-то: натуральное хозяйство, первобытно-общинная структура общества, феодализм и т. д., конечно, в самой простой и доступной для учащихся форме наглядного представления о хозяйстве, рисуемом словами и представлениями документа.

Подобным образом анализируя с учащимися исторические документы, преподаватель показывает учащимся природу феодального поместья на основании капитуляриев Карла Великого и политика аббата Ирминона, а также других документов. Словом, хозяйственные и юридические документы, отражая определенный момент в развитии общества, дают возможность преподавателю обогатить представления учащихся об историческом прошлом основными понятиями и конкретными образами. Одновременно с этим применение исследовательских моментов в занятиях с документами учит детей правильному историческому мышлению.

Применение исторических документов в школе может быть плодотворным только в том случае, если учащиеся подготовлены к восприятию документа. Эта подготовка складывается из нескольких моментов:

1. Преподаватель, намереваясь использовать документы, рассказывает учащимся о том, откуда наука истории черпает свой материал, что такое исторические документы и какое значение тот или иной документ имеет для науки.

2. Преподаватель должен разъяснить учащимся ту историческую обстановку, при которой появился данный документ.

3. Преподаватель предварительно до чтения документа дает краткую характеристику привлекаемого отрывка из документа и то, что мы можем узнать из него.

В школьной практике, к сожалению, исторические документы используются сравнительно мало. Это объясняется не только малым числом исторических хрестоматий и других собраний документов, но также и тем, что преподаватель часто не находит времени для применения документа. Работа с документом требует от преподавателя специального времени и на собственную подготовку и на подготовку учащихся к восприятию документа, к чтению и пересказу документа и пр. Поэтому преподаватель часто отказывается от использования документа, что является грубой методической ошибкой. Заученные учеником конспективно изложенные фразы из учебника, не сопровождаемые конкретными представлениями, не являются подлинным знанием истории. Это формальные знания. Подлинные же знания истории как науки вытекают из исторических документов. Поэтому и в школьном преподавании хотя и трудно преподавателю выкроить время для работы с документами, тем не менее он обязан это сделать, иначе его работа будет рассадником формализма в знаниях учащихся.

Недостаток времени в классе требует от преподавателя перенесения части работы с документами на домашнюю работу учащихся. Формы домашних заданий учащимся могут быть самыми разнообразными. В качестве примера они могут состоять: 1) либо из письменного и устного изложения повествовательного документа; 2) либо из чтения и изложения некоторых статей из какого-либо хозяйственного или правового документа (например, из капитулярия Карла Великого — параграфы, характеризующие натуральный характер поместного хозяйства, причем можно привлекать не все параграфы, чтобы не перегружать учащихся работой, а только некоторые, наиболее интересные); 3) либо из сопоставления нескольких документов, в результате чего ученик должен ответить на заранее поставленный вопрос, например, какое значение имело сельское хозяйство у варваров-германцев на основании данных, сообщаемых Цезарем и Тацитом? Возможна работа я иного порядка. Например, на основании показаний документа начертить на кон

турной карте области, занятые галлами, и области, занятые германцами, и т. д.

Кроме этих заданий для всего класса, преподаватель может предлагать учащимся индивидуальные задания, например, составить рассказ на основании какого-либо повествовательного документа (например, «Образование Ланской коммуны и борьба за нее горожан в начале XII в.» или «Записки Диаса о Мексике» и др.). Разбор и изучение документа и доклад на основании этого изучения может быть поручен двум или нескольким ученикам. Иногда, при достаточно высоком развитии учащихся, доклад может строиться на основе двух и более документов. Например, путем анализа статей «Статута парижских ткачей шерсти XIII в.» (документ 20), «Устава 1345 г.» франкфуртских сукноделов (документ 21) и документа 23 «Шелкопрядилыцицы» ученику предлагается такая тема: «Меры, принимаемые ремесленными цехами для борьбы с конкуренцией».

Таким образом, преподаватель, используя документы в работе учащихся в классе и дома, с большим успехом сможет пробудить у учеников интерес к истории. Он обогатит их конкретными историческими представлениями, подведет их к основным историческим понятиям и тем самым будет способствовать воспитанию у учеников подлинного марксистского понимания истории. Правильному в методическом отношении использованию исторических документов в школьных занятиях принадлежит важная роль в историческом образовании учащихся.

М. А. Зиновьев

 

Расширения для Joomla
 
 
Яндекс.Метрика