Художественная литература в преподавании новой истории 1966 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Хрестоматия для учителя
Авторство: Составитель Алексей Алексеевич Вагин
Формат: DjVu, Размер файла: 6.94 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Использование художественней литературы в преподавании новой истории (методические указания) А. А. Вагин 3
Тема 1. НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ
1. Английская буржуазная революция и народные массы (Арт. Фелине) 19
2. Оливер Кромвель и Карл I (А. В. Луначарский) 22
3. Попытка восстания уравнителей (Арт. Фелине) 26
4. Кромвель в Уиндзорском королевском замке (В. Скотт) 28
5. Движение луддитов (С. Львов) 31
6. «Песня для луддитов» (Дж. Байрон) 35
7. Начало войны за независимость английских колоний в Северной Америке (Ф. Купер)
8. Поражения и победы молодой американской республики (Л. Фейхтвангер) 40
{spoiler=СМ. ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ...}
Тема 2. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА
9. Французская деревня до революции (Ч. Диккенс) 44
10. Маркиз в замке. Месть угнетенных (Ч. Диккенс) 45
11. Высказывания Вольтера 47
12. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (Л. Фейхтвангер) 49
13. Великая французская революция (В. Гюго) 51
14. В ночь на 14 июля 1789 года (Р. Роллан) 52
15. Штурм Бастилии (Ч. Диккенс) 54
16. «Четырнадцатое июля» (П.-Ж. Беранже) 55
17. Крестьяне жгут замки (Ал. Алтаев) 56
18. Марсельский батальон вступает в Авиньон (Ф. Гра) 58
19. «Марсельеза» (Руже де Лиль) 59
20. Восстание 10 августа 1792 года. Штурм Тюильрийского дворца (Ф. Гра). 61
21. Сражение при Вальми (Р. Роллан) 64
22. Подвиг юного Барра (О. Барбье) 66
23. По дорогам Франции осенью 1792 года (Ч. Диккенс)
24. Конвент 1793 года (В. Гюго) * 68
25. Конвент голосует за казнь короля (В. Гюго) 70
26. Парижские секции и положение Франции весной 1793 года (А. Франс) 71
27. Марат (Ф. Фрейлиграт) 74
28. Триумф Марата (А. Франс) 75
29. Очередь за хлебом {А. Франс) 76
30. Революционный террор (А. Франс) 78
31. Париж в 1793 году (В. Гюго) 81
32. «Дерево свободы» (Р. Бернс) 83
33. Республиканская армия и ее командиры (3. Эркман и А. Шатриан) 84
34. Борьба республики против церкви (А. Франс) 85
35. Якобинцы после казни дантонистов (Р. Роллан) 86
36. Робеспьер (Р. Роллан). 90
37. 9-е термидора (А. Франс) 93
Тема 3. ФРАНЦИЯ С 1794 ПО 1815 ГОД
38. Буржуазия, разбогатевшая во время французской революции XVIII века (О. Бальзак) 96
39. Народная война в Испании против гнета наполеоновской империи (Е. В. Тарле)
40. Перелом в войне 1812 года (Л. Н. Толстой) 97
41. Настроения народа во Франции после похода 1812 года в Россию
(А. Виноградов) 98
42. Ватерлоо (В, Гюго) 99
43. Разгром французской армии при Ватерлоо (Стендаль) 103
44. Войны Наполеона (А. Франс) 105
Тема 4. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В ЕВРОПЕ
45. Революционное движение 20-х годов XIX века и «Священный союз» (А. С. Пушкин) 107
46. Революции 1820 1823 годов в Испании и Италии (А. Виноградов)
47. «Песня греческих повстанцев» (Дж. Байрон) 111
48. Женщины героини борьбы греческого народа за независимость в 1821 1829 годах (Ж. Верн).
Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
49. Туссен Лувертюр (А. Зегерс) 112
50. Совещание у первого консула (А. Виноградов) 114
51. Положение французских интервентов на Гаити (А. Виноградов) 115
52. Революции в Южной Америке. Война Мексики за независимость (X. Марти) 116
53. Восставшая Куба провозглашает республику в 1869 году (X. Марти) 118
Тема 6. РЕСТАВРАЦИЯ БУРБОНОВ. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830 ГОДА И ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ
54. Возвращение дворян-эмигрантов (Я.-Ж. Беранже) 118
55. Июльские дни 1830 года (В. Гюго) 119
56. Июльская революция 1830 года во Франции (А. Виноградов)120
57. Значение Июльской революции 1830 года (П.-Ж. Беранже)121
58. Характеристика Июльской монархии (О. Бальзак) 122
59. Парижский буржуа времен Июльской монархии (О. Бальзак)
60. Положение крестьян во Франции в первой половине XIX века (О. Бальзак) 123
61. Деревенский ростовщик во Франции в первой половине XIX века (О. Бальзак) 124
62. Восставшие ткачи овладевают Лионом (1831) (Г. Серебрякова) 125
Тема 7. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В АНГЛИИ И ЧАРТИЗМ
63. Промышленная Англия (Ч. Диккенс) 128
64. Выборы в парламент в Англии (Ч. Диккенс) 129
65. Митинг чартистов (Д. Триз) 133
66. Конец чартистского движения. Срыв демонстрации 10 апреля 1848 года (Д. Линдсей) 134
67. Завоевательная политика Англии в первой половине XIX века (Г. Веерт) 138
Тема 8. РЕВОЛЮЦИЯ 1848 ГОДА ВО ФРАНЦИИ
68. Февральская революция 1848 года во Франции (Г. Флобер) 139
69. На баррикадах Парижа в феврале 1848 года (Э. Эркман и А. Шатриан) 142
70. Революция 1848 года в других странах Европы (Ф. Фрейлиграт) 147
71. Июньские дни 1848 года в Париже (А. И. Герцен) 148
72. Баррикады в дни Июньского восстания 1848 года в Париже {В. Гюго) 150
73. После подавления Июньского восстания 1848 года (Г. Флобер) 152
Тема 9. РЕВОЛЮЦИИ 1848 1849 ГОДОВ В ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, АВСТРИИ, ВЕНГРИИ И ЧЕХИИ
74. Силезские ткачи (Г. Гейне) 155
75. Сопоставление английской революции XVII века, французской революции XVIII века и революции в Германии в середине XIX века (Гейне) 156
76. Раздробленность Германии (Г. Гервег) 157
77. Революция и контрреволюция в Германии (Ф. Фрейлиграт) 158
78. «Новая Рейнская газета» (Г. Веерт) 159
79. Немецкая буржуазия в революции 1848 года (Г. Гейне)160
80. Революция 1848 года в Италии (Дж. Кардуччи).161
8L Начало революции 1848 года в Венгрии (Ш. Петефи)
82. Восставшая Венгрия (М. Йокаи) 162
83. Венгерский народ сражается (Ш. Петефи)
84. Революционное движение в Чехии в 1848 году (А. Сташек) 155
Тема 10. ПЛАНТАЦИОННОЕ РАБСТВО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США
85. Работорговля на Атлантическом океане в начале XIX века (Г. Гейне) 168
86. Жизнь невольников (Э. Петри) 171
87. Негроловы (Г. Бичер-Стоу). 173
88. Г. Лонгфелло против невольничества 176
89. Восстания рабов в США в первой половине XIX века (Э. Петри) 177
90. «Подпольная железная дорога» и деятельность Гарриет Табмен (Петри) 178
91. Беглый раб (У. Уитмен) 183
92. Казнь Джона Брауна (Я. Кальма)
93. Негры и гражданская война (Л. В. Рубинштейн) 188
94. «Янки цдут» {Л. В. Рубинштейн) 189
95. Взятие Ричмонда войсками Севера (Л. В. Рубинштейн) 191
96. «Освобожденный» негр (Ж. Верн) 192
Тема 11. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В ИНДИИ И КИТАЕ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
97. Восстание сипаев в 1857 1859 годах (3. И. Выгодская) 193
98. Геройская гибель Лакшми Бай (В. Варма) 197
99. Восстание тайпинов (Л. В. Рубинштейн) 199
Тема 12. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ
100. Облик Джузеппе Гарибальди (Я. Кальма) 204
101. Отплытие гарибальдийской «тысячи» из Генуи в Сицилию весной 1860 года (Я. Кальма)
Тема 13. I ИНТЕРНАЦИОНАЛ. КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА
102. Образование I Интернационала (Г. Серебрякова) 207
103. К. Маркс и Ф.- Энгельс по воспоминаниям современников (В. Либкнехт и Я. Лафарг) 209
Тема 14. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА И ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
104. Окружение и разгром французской армии под Седаном 2 сентября 1870 года (Э. Золя) 216
105. Борьба французских крестьян против немецких захватчиков (Г. Мопассан) 217
106. Париж в осаде (Э. Золя) 221
107. Создание Центрального Комитета 20-ти округов (Ж. Валлес) 222
108. Провозглашение Коммуны 28 марта 1871 года (JI. Кладель) 223
109. Люди из народа указывают на ошибки руководителей Коммуны (Л. Кладель) 224
110. «Трубка коммунара» (И. Эренбург) 226
111. На баррикадах Парижа в майские дни 1871 года (Ж. Валлес) 230
112. Версальцы в Париже. Решение Коммуны об отпоре врагу (Д. Гранин) 231
113. Луиза Мишель (А. Барбюс) 234
114. Зверства версальцев (В. Гюго) 235
115. В Париже после подавления Коммуны 1871 года (Г. И. Успенский) 236
116. «Интернационал» (Э. Потье) 238
Тема 15. ГЕРМАНИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА
117. Германская империя в конце XIX века (Г. Гервег) 239
118. Фабрика смерти (Ж. Верн) 240
119. Пушечный король герр Шульце (Ж. Верн) 241
120. Император Вильгельм II (Г. Манн).243
121. Август Бебель (В. Бред ель) « 245
122. Клара Цеткин на чрезвычайном конгрессе II Интернационала в Базеле в 1912 году (Л. Арагон) 247
123. Оппортунизм в германской социал-демократической партии (В. Бредель) 248
Тема 16. АНГЛИЯ И ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА
124. Буржуазная Англия на пороге XX века (Дж. Голсуорси) 251
125. Идеология британского империализма (Р. Киплинг) 252
126. Лондонские трущобы (Д. Лондон) 254
127. Ирландия борется (Ш. ОКейси) 256
128. Общественно-политический строй Франции в начале XX века (А. Франс) 260
129. Забастовка шоферов в Париже (Л. Арагон) 262
130. Обострение классовой борьбы во Франции в начале XX века 266
Тема 17. ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
131. Зверства турок в Болгарии (И. Вазов) 267
132. Высадка отряда Христо Ботева на болгарском берегу Дуная весной 1876 года (И. Вазов) 268
133. Стихи Христо Ботева 270
Тема 18. США И СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА
134. Капиталистическое земледелие с применением машин в США (В. Г. Короленко) 271
135. Рост Чикаго в конце XIX века (Т. Драйзер) 273
136. Нью-Йорк в начале XX века (М. Горький)
137. Предвыборная борьба между республиканцами и демократами и подкуп избирателей (Т. Драйзер) 276
138. Продажность сенаторов (Т. Драйзер) 277
139. Империалистическая внешняя политика США (М. Твен) 279
140. Расправа над филиппинцами (М. Твен).280
141. Борьба трудящихся Мексики за победу буржуазно-демократической революции 1911 года (Д. Лондон) 282
Тема 19. ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ
142. Судьба бедняка (Лу Синь) 285
143. Положение крестьян в Индии (Р. Тагор) 291
144. Образование партии Индийский национальный конгресс и его умеренные элементы (Р. Тагор) 292
145. Иран в начале XX века (А. Лахути) 298
146. Нарастание революционного движения в Иране против мирового империализма (А. Лахути) 299
Тема 20. АФРИКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
147. Зверства империалистов-колонизаторов в Африке (Дж. Конрад) 299
148. Хозяйничанье бельгийских колонизаторов в Конго (М. Твен) 302
149. Восстание зулусов (Дж. Коуп) 304
Тема 21. ИМПЕРИАЛИЗМ КАК ВЫСШАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА
150. Собрание акционеров (Дж. Голсуорси) 307
151. Власть банков (3. Верхарн) 311
152. Образование треста путем скупки акций. Спекуляция акциями на бирже (Т. Драйзер) 312
153. Образование капиталистических монополий и рост финансового капитала (Т. Драйзер) 314
154. Рост милитаризма в Европе в конце XIX века (В. Гюго) 315
Тема 22. ПЕРВАЯ МИРО ВАЯ ВОЙНА 1914 1918 ГОДОВ
155. Виновники империалистической бойни (Б. Келлерман) 316
156. Окопная война на французском фронте (А. Барбюс) 317
157. На германском Западном фронте в 1916 году (Б. Келлерман) 321
158. Наступление русских армий в 1916 году и роль России в первой мировой войне (А. Н. Толстой) 322
159. Религия и война (Я. Гашек) 323
160. Артиллерийский обстрел (Э. М. Ремарк) 326
161. Немецкая революционная молодежь (В. Бредель) 327
162. Покончить с войной (А. Барбюс) 329
163. Восстание в полках французской армии в 1917 году (А. Барбюс) 331
164. Близ французского фронта весной 1918 года (Э. Синклер) 332
165. Наступление армий Антанты осенью 1918 года (Б. Келлерман) 334
166. Немецкий тыл к концу войны (Б. Келлерман) 335
167. Великая Октябрьская социалистическая революция в России и пролетариат Германии (В. Бредель) 337
168. Великая Октябрьская социалистическая революция начало новой эры в истории человечества (Б. Келлерман) 339
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Художественная литература в преподавании новой истории 1966 года
Скачать...
{spoiler=СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...}
Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории в советской школе произведения художественной литературы широко привлекаются учителем на уроке, в массовой внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.
Чем объясняется столь широкое применение художественной литературы в преподавании истории? Какие качества художественного образа определяют его ценность с точки зрения познавательно-воспитательных задач, разрешаемых в школьном курсе истории?
Прежде всего, подлинно художественный литературный образ, реалистически отражающий общественные явления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой и заостренностью выражающий сущность данного социального явления.
Художественный образ, отличаясь особой «наглядностью, меткостью живописного изображения» (Н. В. Гоголь), помогает показать историческое явление наиболее рельефно, красочно и наглядно. «Живописность» художественного образа делает его прекрасным средством, с помощью которого достигается картинность повествования и описания исторических явлений. Образы художественной литературы дают нам возможность хотя бы до некоторой степени приблизить восприятие школьником исторического материала к живому созерцанию событий и людей прошлого, воссоздать картины и образы прошлого, помогают созданию у учащихся полнокровных исторических представлений.
Меткостью и правдивостью художественного образа определяется его убедительность. Привлечение художественных образов повышает доказательную силу изложения.
Отличаясь особой эмоциональной насыщенностью, художественный образ не только повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя, но и воспитывает у учащихся определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть.
Подлинно художественный образ воздействует на все стороны личности учащегося — на его ум, чувства, волю, поведение. Исключительная сила нравственного воздействия художественного образа определяется его предельной конкретностью. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченных формулировках, а в ярких образах, действующих персонажах, конкретных жизненных ситуациях, служащих живым примером.
Служа богатейшим источником для учителя истории, художественная литература содержит ценнейший материал для утверждения в сознании учащихся нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе строителя коммунизма.
Типические литературные образы, привлекаемые учителем истории, усиливают идейную направленность урока, помогают довести до сознания учащихся его идейно-образовательное и идейно-воспитательное содержание в доступной и конкретной форме.
Образы художественной литературы, которыми пользуется учитель, усиливая внутреннюю наглядность и картинность изложения, способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. При этом запоминаются не только сами исторические события и деятели, но и те общие понятия, выводы, закономерности, которые раскрываются особенно конкретно через художественные образы, в картинах прошлого. К. Д. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания»; «к такой врезавшейся в нас картине,— писал он,— мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро»
Привлечение художественной литературы играет весьма существенную роль и в повышении педагогического мастерства самого учителя истории. Обращаясь к произведениям художественной литературы, учитель истории находит в них не только добавочный конкретный материал, обычно отсутствующий в учебных пособиях, но и те выразительные детали, которые помогают ему воссоздать перед учащимися обстановку и колорит эпохи, «дух времени» и облик его героев. Учитель находит там и яркие образы, и меткие характеристики, и другие выразительные средства для конкретизации своего изложения. Художественная литература в руках учителя, словно палитра в руках художника, предоставляет разнообразные краски для создания яркой картины, помогает сделать рассказ учителя ярким, образным, доходчивым.
При чтении художественной литературы начинающему учителю полезно делать краткие выписки, заимствуя для своего рассказа живые краски, выпуклые характеристики, яркие описания из исторических романов, правдиво изображающих прошлое.
В свой конспект учителю полезно включать меткие характеристики из художественной литературы, перлы народного творчества. Это шлифует и оттачивает мысль, обогащает и развивает язык учителя.
В какой мере, однако, можно говорить об образах художественной литературы как об источнике, обогащающем и уточняющем исторические знания учащихся?
Буржуазная методика отрицала и отрицает научно-познавательную ценность художественных образов, допускает их использование в преподавании истории лишь в качестве иллюстративного материала. Наука противопоставляется искусству в познавательном отношении. Такое противопоставление связано с идеалистической трактовкой художественного образа как продукта «свободной», субъективной интуиции художника, лишенной какого-либо социального содержания и объективной познавательной ценности.
Против такой концепции выступал в свое время В. Г. Белинский, отстаивая высокое познавательное значение искусства: «Политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает, в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами» *.
Марксизм высоко оценивает познавательную роль реалистического искусства, подчеркивая в то же время его специфичность в познавательном отношении сравнительно с наукой.
1 В. Г. Белинский, Собр. соч. в 3-х т., т, III, Гослитиздат, М., 1948, стр. 798.
Живое созерцание представляет собой исходную ступень познания. Дальнейший шаг к познанию сущности явлений состоит в анализе и обобщении фактов окружающей нас действительности.
Если результатом научного анализа и обобщения являются понятия, категории, то в искусстве результаты обобщения воплощаются в художественные образы. Типичные черты общественно-исторических явлений, тенденции и закономерности общественной жизни искусство раскрывает нам не в виде точных понятий и общих формулировок, а языком конкретных художественных образов.
Реалистическое искусство, особенно литература, отражая в художественных образах социальные сдвиги, факты и события общественной жизни, служит, вслед за наукой, важнейшим средством познания общественно-исторических явлений.
Классики марксизма-ленинизма часто использовали образы художественной литературы в своих научных исследованиях и в политической пропаганде. В «Капитале» К. Маркс широко привлекает образы античной мифологии, персонажи Шекспира, Гете и других классиков мировой литературы. В научном исследовании В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» свыше тридцати ссылок на произведения художественной литературы.
Художественная литература использовалась Марксом, Энгельсом и Лениным, во-первых, как материал для научного анализа явлений общественной жизни, для формулировки выводов и обобщений; во-вторых, для иллюстрации и конкретизации научных положений; в-третьих, в качестве средства для выражения научных понятий с наибольшей точностью, живостью, яркостью и убедительностью.
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений:
а) литературные памятники изучаемой эпохи и б) историческую беллетристику.
К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т. е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий общественной жизни той эпохи. Например, описание июньских баррикад в Париже 1848 г., которое мы находим в романе В. Гюго «Отверженные» (см. материал 72), это — свидетельство очевидца, современника, точно так же, как рассказ А. Барбюса об окопах первой мировой войны в романе «Огонь» (см. материал 156).
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Ф. Энгельс утверждал, что «Человеческая комедия» О. Бальзака дает самую замечательную реалистическую историю французского «общества» первой половины XIX в., из которой он (Энгельс) «даже в смысле экономических деталей узнал больше... чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» Известно, что сам О. Бальзак, которого К. Маркс характеризовал как писателя, «вообще отличающегося глубоким пониманием реальных отношений» 2, целью своей «Человеческой комедии» ставил воспроизведение «живой истории современных нравов», «точное изображение общества» (см. материалы 38, 58—61).
Разумеется, литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора как представителя определенного класса своего времени. Необходим поэтому критический подход к художественному произведению, как, впрочем, и к любому историческому документу. Вместе с тем литературные памятники изучаемой эпохи могут быть широко использованы для изучения не только быта, обстановки и исторических событий, но и взглядов людей того времени.
Так, отрывки из философских сказок Вольтера «Кандид», «Царевна Вавилонская» и др. (см. материал 11) могут быть использованы для характеристики идей передовой буржуазии во Франции XVIII в.
{/spoilers}