Методика физического воспитания (Качашкин) 1972 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика физического воспитания (Качашкин) 1972

Назначение: Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для учащихся школьных педагогических училищ

© Издательство  Просвещение Москва 1972 

Авторство: Виктор Михайлович Качашкин

Формат: PDF, Размер файла: 5.76 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 

 Глава I 

 Физическое воспитание в СССР 5 

 Задачи физического воспитания 14 

 Советская система физического воспитания 20 

 Средства физического воспитания 35

 

 Глава II 

 Физическое воспитание учащихся начальной школы 39

 

 Глава III 

 Учебная программа — основной документ работы по физическому воспитанию в школе 54 

 Практический материал и методические указания к его проведению 58 

 Теоретические сведения 58

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 

 Гимнастика 60 

 Построения и перестроения 60 

 Общеразвивающие упражнения 74 

 Упражнения для формирования осанки 92 

 Лазанье и перелезание 94 

 Упражнения в равновесии 99 

 Акробатические упражнения 101 

 Танцевальные упражнения 104 

 Поднимание и переноска груза 107 

 Ходьба 108 

 Бег 110 

 Прыжки 113 

 Метания 123 

 Игры 127 

 Краткое описание игр 136 

 Игры на лыжах 167 

 Лыжная подготовка 169 

 Передвижение на лыжах 172 

 Элементы лыжного строя 176 

 Подъёмы и спуски на лыжах 178

 

 Глава IV 

 Урок — основная форма работы по физическому воспитанию в школе 180 

 Требования к уроку г 181 

 Задачи уроков физической культуры 182 

 Структура урока 183 

 Типовая структура урока 184 

 Подготовка учителя к урокам 188 

 Физическая нагрузка на уроке 195 

 Плотность урока 197 

 Задания на дом 198 

 Типы уроков 199 

 Методы ведения урока 203 

 Обучение физическим упражнениям 205 

 Методы обучения 209 

 Словесные методы 209 

 Наглядные методы 211 

 Практические методы 213 

 Исправление ошибок 215 

 Индивидуальный подход к учащимся 216 

 Условия проведения урока 218 

 Особенности работы в малокомплектной начальной школе 220 

 Анализ уроков 233

 

 Глава V 

 Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня 235

 

 Глава VI 

 Внеклассная работа по физическому воспитанию 244 

 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию 244 

 Содержание и формы внеклассной работы 244 

 Организация внеклассной работы 245 

 Физкультурная работа в пионерской организации 263 

 Агитация и пропаганда физической культуры и спорта в школе 266

 

 Глава VII 

 Планирование и учёт работы по физическому воспитанию 268 

 Планирование 268 

 Учёт 275

 

 Глава VIII 

 Внешкольная работа по физическому воспитанию 283 

 Физическое воспитание детей в семье 290

 

 Глава IX 

 Устройство мест для занятий физическими упражнениями, оборудование и инвентарь 293 

 Примерное оборудование гимнастического зала 298 

 Лыжный инвентарь и его хранение 300

 

 Глава X 

 Примерный практический материал для внеклассной и вне школьной работы 303 

 Примерный материал для гимнастических выступлений 303 

 Игры 309 

 Приложения 315

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика физического воспитания (Качашкин) 1972 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЕ 

      

      В Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС, определены основные задачи коммунистического строительства в СССР. Наряду с задачами создания материально-технической базы коммунизма, развития коммунистических общественных отношений поставлены задачи воспитания всесторонне развитого человека коммунистического общества. 

      «В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»1, — говорится в Программе КПСС. 

      1«Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Политиздат, 1971, стр. 120 — 121. 

      В воспитании всесторонне развитого человека важное значение имеет физическое воспитание, являющееся неотъемлемой частью коммунистического воспитания. 

      Физическое воспитание детей должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы и советской общественности, при этом ведущая роль принадлежит школе. Именно в школе закладываются основы физического воспитания детей. 

      Уроки физической культуры в начальных классах школы проводятся учителями соответствующих классов. Поэтому учителя должны иметь достаточно знаний, умений и навыков в области физического воспитания детей и методики проведения занятий. 

      С этой целью в учебный план школьных педагогических училищ включён предмет «Теория и методика физического воспитания». 

      Теория и методика физического воспитания является частью педагогической науки, рассматривающей совокупность методов систематического, последовательного и наиболее целесообразного проведения работы по физическому воспитанию в школе. 

      В соответствии с этим учащиеся педагогических училищ изучают следующие вопросы; 

      а) физическое воспитание в СССР; 

      б) физическое воспитание учащихся начальных классов школы; 

      в) учебная программа по физической культуре; 

      г) физкультурные мероприятия в режиме учебного дня; 

      д) урок физической культуры в школе; 

      е) внеклассная и внешкольная работа; 

      ж} планирование и учёт работы; 

      з) устройство мест, оборудование и. инвентарь для занятий Физическими упражнениями. 

      Учитель должен владеть практическим материалом программы по физической культуре. С этой целью в раздел методики физического воспитания включены практические занятия, в процессе которых подробно изучаются, анализируются и выполняются упражнения и игры, предусмотренные для учебной и внеклассной 

      работы с детьми. 

      Значительное место в работе педагогических училищ занимает педагогическая практика будущих учителей. После необходимой теоретической и практической подготовки учащиеся педагогических училищ сначала наблюдают и анализируют уроки физической культуры, проводимые учителями школ, а потом сами практикуются в проведении учебных и внеклассных занятий. 

      Курс теории и методики физического воспитания в педагогических училищах преподаётся в тесной связи с предметом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как педагогика, психология, анатомия, физиология, школьная гигиена. 

      Настоящее пособие предназначено для учащихся школьных педагогических училищ, готовящихся стать учителями начальных классов и обучать учащихся по всем предметам учебного плана школы, в том числе и по физической культуре. 

      

      ГЛАВА I 

      ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СССР 

      

      В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции было основано Советское государство. 

      Советский народ, став подлинным хозяином своей Отчизны, построил социалистическое общество и приступил к осуществлению постепенного перехода от социализма к коммунизму. 

      Советские люди достигли огромных успехов во всех областях экономики и культуры, в том числе и в области развития физической культуры. 

      Советская физическая культура как составная часть социалистической культуры является одним из важных средств коммунистического воспитания трудящихся, улучшения их здоровья, всестороннего физического развития и подготовки к труду и защите социалистической Родины. 

      Советская физическая культура представляет собой совокупность достижений советского социалистического общества в области физического воспитания народов СССР, спортивных достижений, специальных научных знаний и материально-технических средств, необходимых для выполнения задач физического воспитания советских люден. 

      Об этих задачах просто и ясно сказал М. И. Калинин: «Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке, — словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества». 

      Задачи физического воспитания были определены учением основоположников марксизма-ленинизма и конкретизированы решениями Коммунистической партии и Советского правительства. 

      Основоположники марксизма-ленинизма о физическом воспитании. Маркс и Энгельс придавали большое значение воспитанию подрастающего поколения. 

      «...Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от вос- 

      1 М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. М., «Молодая гвардия», 1958, стр. 135. 

      

      питания подрастающего рабочего поколения»1, — писал Маркс, рассматривая воспитание молодёжи как составную и неотъемлемую часть борьбы рабочего класса за свержение капитализма и установление коммунизма. 

      Маркс и Энгельс показали, что условия материальной жизни трудящихся в капиталистическом обществе обусловливают одностороннее воспитание трудящихся. 

      Одновременно они создали учение о коммунистическом воспитании трудящихся, которое может быть осуществлено только в условиях нового общественного строя, после уничтожения эксплуатации человека человеком. 

      «Под воспитанием мы понимаем три вещи: 

      Во-первых: умственное воспитание. 

      Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое даётся в гимнастических школах и военными упражнениями. 

      В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно даёт ребёнку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»2, — писал Маркс в инструкции делегатам Временного Центрального Совета Женевского конгресса I Интернационала в 1866 г. 

      Маркс и Энгельс придавали очень большое значение физическому воспитанию как средству всестороннего развития человека. Маркс указывал, что в обществе будущего «для всех детей свыше известного возраста производительный груд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей»3. 

      В. И. Ленин, развивая учение Маркса и Энгельса, в своих трудах и выступлениях подчёркивал, что физическое воспитание в условиях социалистического строя должно быть средством улучшения здоровья населения, средством повышения производительности труда и подготовки трудящихся к обороне Родины. 

      Выступая на Ш съезде комсомола в октябре 1920 г., В. И. Ленин говорил: «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали»1. 

      В. И. Ленин указывал на то, что именно молодёжи предстоит закончить, завершить дело строительства коммунизма, ей еше предстоят бои за коммунизм и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами. 

      «Молодёжи, — говорил В. И. Ленин, — особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, 

      1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 16, стр. 198. 

      2 Там же. 

      8 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23, стр. 495. 

      4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 309. 

      

      экскурсии, физические упражнения всякого рода, — разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование...»1. 

      В. И. Ленин всегда уделял внимание физической культуре и в своей личной жизни. Он придавал большое значение занятиям физическими упражнениями в чередовании с умственной деятельностью. В одном из писем к своей сестре М. И. Ульяновой он писал: «А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»2. 

      Мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства по развитию физической культуры и спорта в СССР. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют большое внимание развитию физической культуры и спорта. 

      Уже в первые годы существования Советского государства была развёрнута физкультурная работа на фабриках, заводах и в клубах, вводилось физическое воспитание в школах. В годы гражданской войны успешно проводилась работа по физической подготовке защитников молодой Советской республики. 

      В 1919 — 1920 гг. создаются учебные заведения по физкультуре. В эти же годы организуются спортивные клубы, проводятся спортивные соревнования как на местах, так и в республиканском масштабе. 

      В 1923 г. создаются советы физкультуры как межведомственные органы, объединяющие физкультурную работу различных ведомств, профсоюзов и комсомольских организаций. 

      13 июля 1925 г, ЦК РКП (б) принял постановление о задачах в области физической культуры. 

      Этим постановлением были определены основные средства физической культуры: физические упражнения, естественные силы природы, общественная и личная гигиена, правильный режим труда и отдыха. 

      Большое значение это постановление имело в организационном отношении: в нём указывалось, что физкультурные организации должны работать в тесной связи и под руководством общественных и государственных организаций. 

      В постановлении отмечался вопрос о проведении на научной основе спортивных соревнований, являющихся одним из способов вовлечения в занятия физической культурой новых масс трудящихся и выявления спортивных достижений как индивидуальных, так п физкультурных коллективов и организаций. 

      Здесь же было указано, что спортивно-гимнастические связи Советского Союза с зарубежными спортивными организациями способствуют укреплению международной солидарности. 

      1 К. Цеткин. Воспоминания о Ленине. М., Госполитиздат, 1955, стр. 49 — 50. 

      3 В И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 55, стр. 209. 

      

      Все основные положения, выдвинутые в этом постановлении, и до настоящего времени не потеряли своего значения. 

      16 октября 1929 г. ЦК ВКП(б) принял новое постановление о физической культуре, в котором были вскрыты крупные недостатки в работе (недостаточный охват трудящихся физической культурой, ведомственный разнобой, рекордсменский уклон) и указаны конкретные пути дальнейшего подъёма физкультурного движения. 

      3 апреля 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры. ЦИК СССР обязал Всесоюзный совет физической культуры и соответствующие государственные органы принять конкретные меры к охвату физической культурой широких масс трудящихся, улучшить материальную базу для физкультурной работы, организовать физическое воспитание всей учащейся молодёжи, наладить врачебный контроль, вести научную работу, больше и лучше заниматься подготовкой инструкторов и преподавателей физического воспитания. 

      Подчёркивая государственный характер физкультурного движения в стране, Коммунистическая партия и Советское правительство в 1939 г. установили Всесоюзный День физкультурника, который стал праздником молодости, силы и красоты. 

      27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) в своём постановлении «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии н правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» обязал все партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации обеспечить широкое развитие физической культуры и спорта среди населения города и деревни. 

      В постановлении было указано, что главными задачами в области физкультурной работы являются развёртывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства советских спортсменов и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. 

      ЦК ВКП(б) обязал министерства просвещения и комитеты по делам физкультуры и спорта союзных республик улучшить постановку физического воспитания школьников: повысить качество уроков по физическому воспитанию, широко развернуть внеклассную физкультурную работу в кружках, секциях, юношеских спортивных школах. 

      В принятой XXII съездом КПСС (1961 г.) Программе партии определены перспективы массового развития физической культуры и спорта. 

      «Партия считает одной из важнейших задач, — говорится в Программе КПСС. — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоёв населения, особенно молодёжи»1.

      Программа предусматривает, что физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей. В целях физического воспитания во всех школах и внешкольных учреждениях будут оборудованы гимнастические залы, спортивные городки, расширится сеть городских и сельских детских стадионов, спортивных школ, туристских лагерей, лыжных баз, водных станций, бассейнов и иных спортивных сооружений. Получат развитие спортивные общества. Физической культуре и спорту придаётся важное значение как средству укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни человека. 

      XXIII съезд КПСС подчеркнул, что в условиях, когда наша страна широким фронтом ведёт коммунистическое строительство, всё большее значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее развитие народного образования и культуры 

      «Школы призваны прививать детям принципы коммунистической морали, улучшать эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения»2, — говорится в резолюции XXIII съезда КПСС по отчётному докладу ЦК, КПСС. 

      Физическая культура в школе всем своим содержанием способствует воспитанию жизнерадостного, здорового поколения советских людей. 

      В директивах XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 — 1970 гг. было сказано: «Шире внедрять в быт населения массовые виды физической культуры и спорта, обратив особое внимание на их развитие в общеобразовательных школах, в высших и средних специальных учебных заведениях»3. 

      В августе 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта»4. 

      В этом постановлении отмечается, что в развитии физкультурного движения имеются определённые положительные результаты, но достигнутый уровень не отвечает возросшим требованиям, физическая культура и спорт не носят массового характера, в школах и учебных заведениях не уделяется необходимого внимания массовой физкультурной работе, повышению спортивного мастерства учащихся. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали ЦК ком- 

      1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Политиздат, 1971, стр. 96 — 97. 

      2 «Материалы XXIII съезда КПСС», М., Политиздат, 1966, стр. 194. 

      3 Там же, стр. 263. 

      4 «Правда» от 25 августа 1966 г.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика