Активные формы и методы обучения биологии. Животные (Молис, Молис) 1988 год

Скачать Советский учебник

 Активные формы и методы обучения биологии. Животные (Молис, Молис) 1988

Назначение: Книга для учителя 

Книга содержит многообразные интересные вопросы, задания, оригинальные иллюстрации, отобранные с учетом основных направлений школьной реформы, межпредметных связей, дифференцированного подхода к учащимся (специально выделен материал повышенной трудности, работы общие, итоговые и проблемные, с использованием новых технических средств обучения, с заданиями по рисункам, занимательными вопросами).

Книга обобщает и систематизирует многолетний опыт литовских (г. Вильнюс) учителей -методистов

© "Просвещение" Москва 1988 

Авторство: Молис С.С., Молис С.А.

Формат: PDF Размер файла: 6.01 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Цель создания книги - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усвоить материал по зоологии. Постоянно овладевая умениями и кавыками рационального учебною груда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их по рекомендуемой биологической литературе.

Б помощь активизации систематического и последовательного учебно- воспитательного процесса мы разработали (на базе преподавания биологии в школах г. Вильнюса и научно-методического обобщения этою опыта) разнообразные формы и методы изучения животных в VII- VIII классах средней школы, направленные на интенсификацию учебно- познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания школьников.

{spoiler=ОТКРЫТЬ:   Предисловие полностью...}

 

Комплекс заданий, упражнений и вопросов для учащихся включает в себя работы, которые связаны с понятиями курса биологии и умениями применять свои знания. соответствуют содержанию материала о животных в учебной литературе.

Задания и упражнения по биологии для VII-VIII классов нацелены на развитие познавательной деятельности учащихся, приводящей их к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости ox-раны природы, пользы научных общебиологических, в частности зоологических, знаний для промышленного и сельскохозяйственного производства, для здравоохранения.

Ведущее место отведено системе намеченных в программе по биологии знаний, от которых зависит прежде всею умственное развитие и формирование материалистическою мировоззрения учащихся. Вместе с том выделены конкретные варианты деятельности учащихся как источника, а затем и результата образования. Таковы, например, формулирование ответов на вопросы, составление таблиц, докладов, отчетов, характеристик, определение зоологических объектов, изучение внешнего и внутреннего состояния животных, вычерчивание пиктограмм, схем, решение задач с использованием меж предметных связей, работа с учебником и дополнительной литературой, задания прикладного характера и т. д.

Выполнение заданий, ответы на вопросы помогут учащимся последовательно усвоить намеченную программой систему

общебиологических и специальных -зоологических понятий, закономерностей, теорий и идей: воспитать настойчивость.

любознательность, находчивость н сообразительность, любовь к труду н родной природе, интерес к профессии, связанной с работой с животными.

Представленные задания объединены в труппы: а) задания с минеральными объектами (раздаточным или демонстрационным материалом); б) задания, предусматривающие работу с учебником. "Книгой для чтения по зоологии" и другой дополнительной литературой: в) с использованием технических средств обучения (микроскопов. луп, аудиовизуальных средств, электронной техники): г) задания с изобразительными и изобразительными средствами (таблицами, картами, моделями, макетами); д) заедания, связанные с воспроизведением и реконструкцией материала. изложенного способами

(рассказом, объяснением, беседой).

При изучении животных в курсе биологии непосредственное значение имеют натуральные объекты, фронтальные и индивидуальные наблюдения, лабораторные работы. домашние задания опытнического и прикладного характера. Многие такие задания и вопросы с натуральными (живыми и фиксированными) объектами отражены в нашей книге.

. Учащиеся должны изучать конкретные объекты, начиная с первых уроков биологии. С этой целью в книгу включены задания по изучению микроскопических объектов (корненожек, жгутиковых, инфузорий), а также и других животных (червей, моллюсков, членистоногих, рыб. земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Имеются задания для проведения конкретных наблюдений и доступных учащимся опытов, не дублирующих материалы учебника или "Книги для чтения по зоологии".

Конкретные знания, полученные на основе опытов, наблюдений, определений, являются исходным пунктом формирования соответствующих представлений о жизни животных. От эмпирических знаний описания конкретных объектов и явлений в результате обобщения выявленных существенных признаков рассматриваемых объектов учащиеся подводятся к теоретическим знаниям, абстрактным определениям, что необходимо для последующего изучения науки.

Ряд заданий направляет учащихся на работу с учебником. Эти задания усложняются от общего знакомства с отдельными компонентами учебника (текстом, иллюстрациями, рубрикацией, аппаратом ориентировки) до самостоятельною формирования умений находить в параграф ведущую мысль, составлять план рассказа, готовить ответы на вопросы, рассказывать содержание параграфа, абзаца и т. и.

При изучении структуры учебника формируются умения пользования аппаратом ориентировки: 1) знать и применять инструктивное предисловие; 2) понимать цветные вы*деления шрифтов; 3) использовать оглавление для ориентировки в книге; 4) понимать и использовать сигналы-символы; S) уметь пользоваться колонтитулами; 6) уметь обращаться с указателем.

При использовании иллюстраций как важнейшего источника знаний (информации) формируются умения такого порядка: 1) находить в иллюстрациях нужные объекты и их части; 2) понимать условные знаки; 3) сравнивать изображенные на иллюстрациях объекты; 4) на основе иллюстраций распознавать объекты в натуре; 5) пользуясь иллюстрациями учебника, изображать схематично необходимые детали (не копируя их), раскрашивать на своем рисунке (схеме) органы внешнего и внутреннего строения животных; 6) находить но иллюстрациям учебника ответы на заданные учителем вопросы; 7) пользуясь рисунком, составлять таблицы м т. 11.

При изучении текста формируются умения: 1) планировать прочитанный текст; 2) находить в тексте ответ на вопрос или материал для составления доклада; 3) пользуясь текстом учебника, выполнять задания прикладною (практическою) характера; 4) пользуясь текстом, составлять таблицы, диаграммы, схемы; 5) быстро находить в тексте нужные понятия, определения; 6) составлять характеристики. выводы; 7) понимать иерархию систематики животною мира.

Задания, способствующие интеллектуальному развитию учащихся, рассчитаны на прочное, осознанное усвоение знаний и общее умственное развитие, включающее формирование системы знаний, овладение приемами умственной деятельности, развитие качества ума (гибкость, критичность, самостоятельность мышления) и т. и. Задания рассчианы также на развитие приемов умственной деятельности учащихся, например: пользуясь схемой развития животною мира, сравнить место мша хордовых с расположением ранее изученных типов и сделать вывод; на схематическом рисунке изображено строение какой-либо системы некоторых представителей беспозвоночных животных, надо объяснить, у каких животных эта система более совершенна в чем это выражается.

Названия книг, которые рекомендованы учащимся для углубления знаний, по определенным вопросам биологии, приведены в самих заданиях.

В конце книги дана, использованная для подбора ряда заданий, вопросов и иллюстраций.

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Активные формы и методы обучения биологии. Животные (Молис, Молис) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО изучению ЖИВОТНЫХ

Подготовка к работе учащихся по изучению животных начинается в нашем педагогическом опыте с отбора дидактического, натуралистического и библиографического материала, который затем систематизируется по темам программы и по методическому подходу к выполнению работ.

Выполняя задания е учетом меж предметных связей, школьники могут использовать свои знания по другим предметам для более глубокого проникновения в сущность биологических явлений, осознавать значение биологических знаний для смежных научных и практических областей, для целостного представления о мире.

В целях облегчения работы учителя по каждому разделу указана литература советских и зарубежных авторов. Задача учителя —- помочь учащимся достать книги в библиотеке, регулярно интересоваться, как такие задания выполняются. Имея в виду ограниченные возможности учащихся в приобретении нужных книг, общий список литературы для них считаем нецелесообразным.

Руководствуясь своим многолетним опытом, рекомендуем иметь в кабинете биологии практичные книги о животных. Нели не удастся купить их. советуем достать и с помощью библиотек, комсомольских и пионерских организаций, личных коллекций. Мы, например, ежегодно организуем общественный сбор книг биологического содержания. 

 

В целях развития практических умений и навыков в применении знаний в нашу книгу включены задания прикладного характера. Таковы, например:

сбор раздаточною материала для уроков; сбор семян, ягод и другой нищи для подкормки птиц зимой; изготовление искусственных гнездований для шмелей, птиц, летучих мышей; проведение наблюдений и опытов.

Выполнение некоторых заданий предполагает применение современной электронно-вычислительной техники, дисплеев, микрокомпьютеров и др. Как показал опыт отдельных школ г. Шауляя ЛитССР, электронная техника вызывает у учащихся большой интерес, способствует развитию интереса к предмету. Микрокалькуляторы и дисплеи все активнее используются в школах нашей страны, в частности и на уроках зоологи. Этот метод отражен у нас в ряде заданий: 19,60,61, 143, 150, 160, 165, 166,352,388.459.

Большинство заданий включает в себя по одному вопросу. Такие задана удобно использовать (например, для быстрого и массовою (фронтального) опроса) на уроке в ходе изучения нового материала. Иной подход к заданиям по систематизации и обобщению изученного материала. Здесь в одном задании может быт ь 2—5 взаимно дополняющих вопросов.

Часть вопросов рассчитана не только на формирование учебно-познавательных интересов учащихся, но и на развитие экологическою мышления, стремления бережного отношения к природе. В них особую роль играют наблюдения в природе. Эго выражено в таких заданиях, как 16, 93, 104. 115, 130. 154, 170, 222. Организовать наблюдения за натуральными объектами в школах сельской местности проще. Однако и в городских условиях можно проводить интересные успешные наблюдения на окраинах юрода, в парках, садах, скверах или во время посещения зоопарка, зоомузея, сельскохозяйственной выставки. В целях укрепления нравственного воспитания школьников наши задания пропагандируют любовь к Родине, к отечественной науке, внимание к великим достижениям и открытиям наших ученых.

В обучении биологии особое место занимают трудовое воспитание, профориентация. Задачи этою плана в нашей книге отражают такие задания, как 23. 52. 67. 122. 156. 214, 457. Они помогают развивать у учащихся их индивидуальные способности и склонности, последовательно осуществлять трудовую подготовку ребят к жизни, сознательному выбору профессии.

Для выполнения ряда заданий необходимы и дидактические карточки, которые обычно применяют при ознакомлении с новым материалом. Однако в выпускаемых государством комплектах каждая дидактическая карточка представлена в одном экземпляре. Как же тогда организовать фронтальную работу по проверке знаний учащихся, закрепление знаний, зачеты и др.? Мы предлагаем в этом случае использование) или же копирование и размножение материалов своими силами (например, перерисовка под копирку, изготовление фото.).

Некоторые наши задания включают работу с рисунками. схемами. Учитель может также сделать необходимое количество их копий.

В ряде заданий, например, в 14, 29, 30. 46, 58, 59, 76, 100, 101, 124, 138, 184, 238, 245, 267, 300, 367, 375, 382, содержится требование раскрасить рисунок или его отдельные детали. В таких случаях целесообразно использовать заранее заготовленные рисунки или трафареты (из плотной бумаги) контуров внешней формы объекта (туфельки, взгляни зеленой, дождевого червя, рыбы, лягушки, птицы и других животных). Метод работы с трафаретами и заранее заготовленными рисунками не только экономит урочное время, но и способствует более аккуратному выполнению задания: рисунки в тетрадях учащихся будут иметь одинаковые размеры, топография органов животных будет изображена отчетливо и правильно. Таким образом при выполнении этих заданий будет развивания и эстетическое воспитание.

В пособии есть задания повышенной трудности. Их номера подчеркнуты (например, 7). Эти задания адресованы учащимся, проявляющим более глубокий интерес к науке о животных, имеющим для решения и ответа специальную литературу, оборудование и др. К этим заданиям приведены ответы (см. с. 138).

Таким образом задания, составленные и рекомендуемые на основании нашего опыта, дают возможность в определённой мере осуществлять дифференцированный подход к обучению биологии. Одни задания выполняют вес учащиеся, а другие предназначены тем, кто хорошо и быстро справляйся с работой по биологии и изъявляет желание заниматься глубже, больше. Поэтому для эффективного применения заданий необходимо знание учителем общей подготовки учащихся, их индивидуальных особенности. Тогда учитель сможет лучше определить, когда и как целесообразнее использовать то или иное задание, сколько следует отвести времени на ею выполнение.

На кружковых занятиях выполняются те задания, для которых нужны раздаточный материал, лабораторное оборудование (микроскоп, луна, приборы), просмотровая (фильмоскоп, киноаппарат), а также слайды, диафильмы, магнитофонные записи, необходимая литература и др.

В зависимости от целей и задач конкретной темы, содержания изучаемого материала можно применять работу с заданиями на любых папах урока, а также и во внеурочное время. Наши материалы могут быть использованы для фронтальной, фоновой и индивидуальной проверки знаний и умений учащихся, при изучении новых тем или для закрепления уже полученных знаний об изучаемых животных. В этом случае задания будут иллюстрировать уже знакомый материал, служить повторением изученных фактов.

В плане развивающего обучения важно организовать больше заданий на этапе изучения нового материала. В дидактическом отношении это более рациональный путь, так как он отвечает высшему уровню усвоения знаний и носит исследовательский характер, служит ИСТОЧНИКОМ приобретения новых знаний, развития навыков и умений познавательной деятельности учащихся. Учитывая требования к современному уроку биологии, следует, но словам методиста Б. Е. Райкова, как можно чаще ставить школьников в положение исследователей и открывателей научных фактов для самих себя; отдавать предпочтение этому варианту организации работы учащихся как наиболее эффективному в учебно-воспитательном отношении.

Некоторые задания, учащиеся могут выполнять после уроков в групповом или индивидуальном порядке — дома или на кружковых занятиях. Такие задания требуют для выполнения более длительного времени, например, приготовление смешанных (нечистых) культур простейших; наблюдения и опыты при изучении жизни и поведения ресничных и кольчатых червей, развития большою прудовика, колорадского жука, бабочки крапивницы или других насекомых; наблюдения и опыты с аквариумными рыбаками, волнистыми попугайчиками, сирийскими хомячками, домашними животными; задания природоохранного содержания и др.

Групповые задания можно проводить с разными объектами, например: д;ш первой труппы учащихся предлагается изучить в ходе демонстрации кинофильма «Паукообразные» более обстоятельно мучною клеща, а для второй изучить чесоточного клеща; для первой труппы определить бабочек семейства белянок, а для второй— семейства нимфалид или сравнить капустную белянку с речным раком (первая группа), а майского жука с пауком-крестовиком (вторая группа); изучить внешнее строение птицы на примере голубя (первая группа) либо на примере утки (вторая ipyinia) и т. д. При этом важно, чтобы групповые задания имели одинаковую трудность н были продуманы способы организации их выполнения и проверки.

Особого внимания заслуживают задания с натуральным раздаточным материалом. Они могут быть организованы по-разному. В тех случаях, когда учащиеся не имеют необходимых опыта и навыков для самостоятельного вымол-нения заданий и нуждаются в постоянной помощи, целесообразно организовать фронтальные работы под непосредственным руководством учителя. При этом предлагается всему классу выполнить часть задания. В беседе выясняются и закрепляются подученные знания, затем выполняется следующий пункт задания и т. д.

В заключение подводят итоги всей работы, делают необходимые выводы и обобщения. 

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС (2)

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика