Обучение грамоте (Кеменова, Архангельская, Карлсен) 1969 год

Скачать Советский учебник

 Обучение грамоте

Назначение: Пособие для учителя

В книге А. В. Кеменовой и др. «Обучение грамоте» учитель найдет не только теоретические сведения по обучению грамоте, но и познакомится с различными методическими приемами, характерными для каждого этапа работы. Книга является пособием к букварю

© "Просвещение" Москва 1969 

Авторство: А. В. Кеменова, Н. В. Архангельская, Е.Г. Карлсен

Формат:DjVuРазмер файла: 3.53 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Подготовительный период к обучению грамоте 10

Примерные уроки в связи с подготовкой учащиеся к чтению. . 13 

Примерные уроки в связи с подготовкой учащихся к письму ... 27

Первый этап букварного периода 32

Примерные уроки чтения на первом этапе .... .... 35

Уроки письма на первом этапе букварного периода 67

Второй этап букварного периода   72

Примерные уроки чтения на втором этапе букварного периода . . 77

Уроки письма на втором этапе букварного периода 125

Третий этап букварного периода 130

Примерные уроки чтения на третьем этапе букварного периода . . 136 

Уроки письма на третьем этапе обучения грамоте ... 152 

Послебукварный период 156

Скачать бесплатный учебник  СССР - Обучение грамоте (Кеменова, Архангельская, Карлсен) 1969 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЕ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ О ЗВУКАХ РУССКОЙ РЕЧИ

Звуки русской речи делятся на гласные и согласные. При произношении гласных звуков воздух выходит изо рта свободно. При произношении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие  Гласные звуки образуют слоги. Согласные звуки слогов не образуют

Согласно учению о звуках речи в русском языке имеется сорок два ОСНОВНЫХ звука, т. е. таких звуков, при помощи которых мы различаем значение слов. Из этих сорока двух основных звуков шесть звуков гласных (а, у, ы, о, и, э) и тридцать шесть согласных.

Эти сорок два звука русской речи потому называются основными, ЧТО они ДВЮТ возможность отличать одно слово от другого по значению.

Если мы возьмем такие слова, как осы и усы, жар и шар, то увидим, что первые звуки этих пар слов различны. Эти звуки позволяют нам различать по значению слова осы и усы, жар и шар. Значение слова уголь и угол мы различаем по последним звукам*

Совершенно ясно, что основные звуки - это опорные звуки нашей речи. Их-то и нужно практически изучать детям, обучающимся грамоте. Эти основные звуки своеобразно обозначаются с помощью тридцати трех букв русского алфавита. Своеобразие обозначения звуков буквами дети также постигают в процессе овладения грамотой. При этом условии усвоение детьми грамоты является делом осознанным.

Безударные гласные и звонкие согласные, произносящийся как глухие, являются вариантами. Мы пользуемся для обозначения этих второстепенных звуков теми же буквами, которые употребляем для обозначения основных звуков.

Буквы я, ё, ю, е при письме выступают в двух значениях: в начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, т. е. два звука: йа (я), йу (ю), йо (ё), йэ (е); после мягких согласных они обозначают основные гласные а, у, о, э и показывают, что согласная буква перед ними обозначает мягкий звук: мя - это все равно, что мь+а, лю-ль+у, лё-ль+о, ле-ль+э. 

При протяжном чтении йотированных гласных, естественно, слышатся основные гласные; после мягких согласных также слышатся основные гласные, только при более узком растворе рта. Изучение букв я, ю, ё, е откладывается на конец периода обучения грамоте; они легче усваиваются детьми после того, как будет пройдена й (и краткое) и дети получат понятие о мягкости согласных и о способе их обозначения буквами и и ь; тогда значение букв я, ю, ё, е будет для учащихся более понятным. При этом о звуках, обозначаемых йотированными гласными буквами, детям не сообщается, но им дается указание кратко произносить названия этих букв, а согласные перед ними читать мягко.

Гласные буквы (их всего десять) лучше располагать на настенной таблице так:

а, у, О; ы, э я, ю, ё, и, е

Первые четыре гласные буквы верхнего ряда ставятся после твердых согласных, а гласные буквы нижнего ряда - после мягких согласных.

Еще более трудными для изучения являются йотированные гласные в словах типа семья, объём. При произношении таких слов согласный и следующий за ним звук не сливаются. На это указывает разделительный знак (ъ или ь).

Безударные гласные являются при обучении грамоте более трудными, так как в отличие от ударных их произношение и написание нередко расходятся. В нашей системе обучения грамоте на безударные гласные обращено особое внимание: они даются по возможности позднее ударных и подготавливаются чтением слов того же значения, но другой формы, в которых те же гласные находятся в ударном положении (сначала осы, потом оса). Это тем более необходимо, что случаи расхождения между письмом и произношением чаще всего падают именно на безударные гласные.

Обычно считают, что в русском языке двадцать согласных звуков. На самом деле это не совсем так: наука о языке считает, что мягкие согласные являются особыми, самостоятельными звуками, только обозначаются они теми же буквами, что и твердые, и следующими за ними гласными и, е> ё, я, ю или мягким знаком. Это нужно обязательно принимать в расчет при обучениях грамоте, и на выделении и практическом изучении мягких согласных звуков следует особо останавливаться, нужно выделять мягкие согласные из начала, середины и конца слов, сопоставлять их с твердыми согласными, придумывать с ними слова и пр. Это облегчает чтение слогов с мягкими согласными.

Ясно, что изучение мягких согласных должно составить вторую ступень в изучении звуков речи. На первой ступени изучают только твердые согласные и соответственно тому те гласные, которые стоят после твердых. Затем дети знакомятся с гласным звуком и буквой и, которая на письме обозначает мягкость согласных. Причем чаще всего и употребляется в словах с открытыми слогами. Позже детям указывается, что мягкость согласных обозначает и мягкий знак. На третьем этапе букварного периода можно перейти к изучению согласных, мягкость которых обозначается с помощью букв е, ё, я, ю.

Таким образом, учитель должен знать, что основных согласных внуков в русском языке больше, чем согласных букв, а основных гласных звуков, наоборот, меньше, чем гласных букв, и помнить, что на двух первых этапах букварного периода мы изучаем н первую очередь звуки, а не буквы.

Изучение начертания букв и их усвоение особой трудности не представляет; важнее и труднее другое - изучение значения буки и сочетаний звуков в слогах различного типа.

Согласные звуки усваиваются детьми неодинаково легко, так как они не с одинаковой легкостью выделяются из слова или слога и читаются в слогах. Наиболее легкими для выделения и чтения являются сонорные (р, л, м, н) и длительные глухие согласные (х, с, ш); их можно тянуть, и при протяжном произнесении они не переходят в другие звуки; на концах слов они звучат так же, как и перед гласными.

Вторая по трудности группа согласных - глухие мгновенные согласные п, т, к; их тянуть нельзя; но на концах слов они не переходят в другие звуки и произносятся одинаково перед гласными, глухими согласными и в конце слов (рак, кот, тапки).

Третья по трудности группа согласных - звонкие длительные согласные (в, ж, з); их можно тянуть, что облегчает их выделение в открытых слогах, но в конце слов они переходят в глухие звуки (лев, нож, воз).

Четвертая по трудности группа согласных - звонкие мгновенные согласные (б, д, г); их нельзя тянуть, в конце слов они переходят в глухие (дуб, сад, снег), и только перед сонорными (р, л, м, н) и перед гласными они не изменяются, их произношение соответствует написанию (бусы, губы, дом, гроза, дрова, блины).

Оглушение звонких согласных в конце слов, а также и перед глухими согласными (зуб, нож, сказка, шубка, лодка) необходимо принимать во внимание при обучении детей грамоте: сначала следует давать для чтения такие слова и предложения, п которых звонкие согласные стоят перед гласными или сонорными согласными (зубы, дуга, блины, гроза) и звучат соответственно написанию, а потом, после ряда упражнений, можно дать и такие слова, в которых звонкие согласные переходят и глухие (сад, шубка). В этих случаях имеет место расхождение письма и произношения, и чтение таких слов следует подготовлять чтением слов, где нет такого расхождения: сначала прочитать сады, шубы, а лотом - сад, шубка.

На уроках письма в период обучения грамоте случаев расхождения письма с произношением надо избегать или же тщательно подготовлять письмо таких слов путем предварительной записи слов без указанного расхождения: сначала написать глаза, потом - глаз*

Пятая по трудности группа согласных - слитные согласные (ц, ч); при длительном произношении они переходят в простые длительные согласные: и, - в с, а ч - в шь (мягкий ш).

Особую группу представляют всегда мягкий звук щ и редко употребительный в исконно русских словах звук ф. Эти звуки обычно относятся к концу букварного периода.

Все особенности этих звуков учитель должен знать, чтобы при практической работе по обучению грамоте обратить на них внимание детей.

Нужно добиться того, чтобы дети практически выделяли любой согласный звук независимо от его места в слове и указывали твердые и мягкие согласные. Чтобы дети не смешивали твердые согласные с мягкими, звонкие с глухими, слитные с простыми, йотированные гласные с простыми гласными, надо постепенно при всяком удобном случае сравнивать, сопоставлять звуки, которые дети могут смешать.

Чтобы дети не смешивали звонких согласных с глухими, сопоставляем слова: жар - шар, козы - косы, горка - корка; чтобы не смешивать твердых согласных с мягкими, даем сопоставлять: мыло - мило, хор - хорь, вол - вёл, мал - мял,

лук - люк; во избежание смешения слитных согласных с простыми даем -сопоставление слов типа кольцо - колесо.

Звуки выделяются из начала, конца и середины слов в течение всего периода обучения грамоте. Одновременно проводится и обратная работа - соединение звуков в слоги, а слогов в слова.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - ОСНОВА ЗВУКОВОГО АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Анализ звуковых образов слов, выделяемых из живой речи, является основой обучения грамоте. Он заключается в разложении предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки.

Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, т. е. умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Учителю надо выработать у детей умение производить анализ слова, т. е. разлагать его на слоги, а слоги на звуки перед тем, как составлять слово из букв разрезной азбуки, читать и записывать.

Ра (решая азбука должна быть у каждого ученика. Она необходимым пособием при обучении грамоте. Составление детьми слов из букв разрезной азбуки на мерных норах заменяет более трудную запись слов. Для того чтобы ученик o оставил слово или записал его, он должен уметь выделит!" нее жуки из произнесенного слова. Заставляя учащихся работать с ра (резной азбукой, мы одновременно учим их и писать и читать.

При работе с разрезной азбукой и после нее дети упражняются в чтении (синтез). Они читают по слогам слова, составленные ими или учителем из разрезной азбуки, читают столбики на (деленных на слоги слов на классном наборном полотне и лишь после этого переходят к чтению страницы букваря.

Упражняясь в письме, учащиеся пишут элементы новой буквы, новую букву, слова с новой буквой и предложения. Письму слов и предложений должен предшествовать их анализ: разложение шедложения на слова, слов на слоги, а на первых двух oниних букварного периода и слогов на звуки. Звуковой анализ Гм"лее трудных слов необходим и в дальнейшем (только об йотированных гласных не говорится как о звуках). Слоговое прогокирнняннс записываемых слов про себя должно стать привычным детям.

Следовательно* метод обучения грамоте называется англичано-синтетическим потому, что оба процесса - и анализ и синим - органически сочетаются друг с другом. Когда мы читаем, мы не только работаем над синтезом, т. е. над слитным произнесением в слогах и плавным чтением слов по слогам, но отчасти и над анализом, воспринимая отдельные элементы печатного " ловя. Когда мы пишем, мы не только разлагаем речь на слова, слоги и звуки, но и соединяем звуки в слоги, слоги в слова.

Мы подробно останавливаемся на значении упражнений аналитического и синтетического характера, чтобы выправить ошибки в построении уроков грамоты. Первой задачей обучения грямоте является выработка и совершенствование у детей умения производить слоговой и звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость звуков в словах. Изучая отдельные звуки, дети знакомятся с буквами, их обозначающими, как в печатном, так и в письменном начертании. С этой первой задачей органически связана вторая: научить детей слитно, за один прием, читать слоги в две, а потом и в три-четыре буквы и слова по слогам.

Некоторые учителя, не вполне осознавая взаимоотношение анализа и синтеза в обучении грамоте, тяготятся звуковыми аналитическими упражнениями и легкомысленно их сокращают.

Упражняя учащихся в чтении новых слов без должной подготовки по выделению новых звуков и новых слогов, без работы над ними с разрезной азбукой, учителя толкают детей не на слитное чтение слога, а на побуквенное чтение слога и слова.

Неподготовленный ученик при чтении перебирает названия букв, что мешает выработке умения слитно читать слог. Последствием такого неправильного приема чтения будет большое количество ошибок в чтении и письме.

 

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ БУКВАРЕЙ И АЗБУК

БОЛЬШЕ НЕТ

БУКВАРИ И АЗБУКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Еще из раздела - БУКВАРЬ - АЗБУКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ БУКВАРИ И АЗБУКИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика