Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах (Пичугов) 1986 год

Скачать Советский учебник

 Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах (Пичугов) 1986

Назначение: Предлагаемое учителю пособие освещает один из основных вопросов содержания, методики и планирования работы по развитию связной речи учащихся в VII — VIII классах.

© " Просвещение" Москва 1986

Авторство: Юрий Степанович Пичугов

Формат: DjVu, Размер файла: 1.87 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

      Особенности работы по развитию речи учащихся в VII — VIII классах

      Цели и задачи развития речи на данном этапе обучения 5

      Работа по развитию речи на уроках русского языка 7

      Основные направления работы на уроках развития связной речи 19

      Планирование работы над сочинениями на свободную тему 32

      Использование различных средств наглядности на уроках развития связной речи в VII — VIII классах 38

      Проверка и анализ сочинения. Организация работы над ошибками 43

      Обучение сочинениям на свободную тему в VII классе

     

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

      I четверть 57

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка 58

      Работа иад сочинениями на уроках развития связной речи 61

      Сочинение повествовательного характера с элементами описания

      Характеристика хорошо знакомого человека 63

      Изложение публицистического характера с элементами описания местности 66

     

      II четверть 72

      Планирование работы —

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка 75

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи 77

      Сочинение публицистического характера с описанием местности

      Сочинение-рассуждение (с элементами описания) о родном крае, о бережном отношении к природе 84

     

      III четверть 88

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка 90

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи 92

      Сочинение публицистического характера с описанием памятника

      Сочинение-отзыв о книге 96

      Изложение-рассуждение (или изложение повествовательного характера с элементами сочинения) на морально-этическую тему 99

     

      IV четверть 105

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка 108

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи

      Сочинение на морально-этическую тему

      Сочинение о подвиге народа в Великой Отечественной войне 113

     

      Обучение сочинениям на свободную тему в VIII классе

     

      I четверть 118

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи 120

      Сочинение-рассуждение о пользе знаний

      Сочинение о человеке, на которого хочется быть похожим 123

     

      II четверть 130

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи 132

      Сочинение о роли труда в жизни человека, о героях труда

      Сочинение о Родине, о родном крае 141

     

      III четверть 145

      Планирование работы

      Подготовка к сочинениям на уроках русского языка 147

      Работа над сочинениями на уроках развития связной речи

      Сочинение-рассуждение о роли книг в жизни человека

      Сочинение о комсомоле

      Сочинение о выборе профессии 158

     

      IV четверть

      Планирование работы

      Подготовка к сочинению на уроках русского языка

      Работа над итоговым сочинением на уроках развития связной речи 166

     

      Приложение

      Основные направления и содержание работы по подготовке изложений и сочинений (сводная таблица) 172

      Дополнительный дидактический материал к урокам развития связной речи

      Литература

Скачать бесплатный учебник  СССР - Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах (Пичугов) 1986 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Описанная в книге система обучения сочинениям на свободную тему учитывает требования программы по развитию связной речи для данных классов 1 и опирается на специальные упражнения, имеющиеся в учебнике русского языка 2, а также на темы сочинений, включенные в экзаменационный список 3. При определении количества и видов письменных работ (изложений и сочинений) автор исходил из рекомендаций, которые даны в методических письмах Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся...»4 и «Совершенствование преподавания русского языка в общеобразовательных школах РСФСР»5 6.

      Пособие состоит из трех частей и приложения. В первой части раскрываются цели и задачи развития связной речи учащихся в VII — VIII классах, содержание и особенности этой работы на уроках русского языка и развития связной речи, вопросы планирования, использования средств наглядности, проверки и анализа сочинений, организации работы над ошибками.

      Знание общих положений методики развития связной речи учащихся в VII — VIII классах поможет учителю творчески применять практические рекомендации, которые содержатся в других разделах.

      Вторая и третья части книги — «Обучение сочинениям на свободную тему в VII классе» и «Обучение сочинениям на свободную тему в VIII классе» — построены единообразно: в них дается примерное планирование работы, рассматривается методика подготовки к сочинениям на уроках русского языка и работа над сочинениями на уроках развития связной речи, причем весь материал разделен по учебным четвертям. Это должно облегчить учителю его практическое использование.

      Рекомендации по подготовке сочинений различных групп часто имеют вариативный характер. Учителю самому предстоит выбрать, какой путь методического решения предпочтительнее в его классе. На выбор предлагается несколько вариантов дидактических материалов, а также конкретных тем сочинений. Вариативен и характер их раскрытия.

      В связи с тем, что развитие связной речи учащихся — задача всего педагогического коллектива, которая должна решаться на межпредметном уровне, в пособии сделана попытка показать возможности использования межпредметных связей и внеклассной работы при подготовке сочинений на свободную тему.

      В приложении учитель найдет сводную таблицу, отражающую основное содержание работы по подготовке сочинений разных групп, и дополнительный дидактический материал, а в конце пособия — небольшой список рекомендуемой литературы, посвященной проблемам методики развития связной речи учащихся в VII — VIII классах.

     

      ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В VII — VIII КЛАССАХ

     

      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

     

      Цели и задачи работы по развитию речи учащихся в VII — VIII классах вытекают из общих целей обучения русскому языку в школе. «Свободное владение русским языком, — подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, — должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения»1.

      1 Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. — О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984, с. 45.

      В соответствии с главной целью развитие речи учащихся в устной и письменной форме — одна из важнейших задач обучения их русскому языку. Эта задача может быть успешно решена только при соблюдении единства учебного и воспитательного процесса, в тесной взаимосвязи с другими задачами — изучением грамматики и развитием мышления школьников.

      В работе по развитию речи учащихся выделяют следующие основные взаимосвязанные направления, соответствующие задачам обучения русскому языку:

      — обогащение словарного запаса,

      — обучение нормам литературного языка ( в том числе орфографическим и пунктуационным),

      — обогащение грамматического строя речи,

      — формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

      Важное место в решении задач развития речи учащихся отводится VII — VIII классам. В этих классах изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации, происходит определенный скачок в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии учащихся. В конце VIII класса школьники держат экзамены по русскому языку, на которых должны показать уровень владения умениями и навыками связной речи в устной и письменной форме, что обязывает учителя в VII — VIII классах очень ответственно отнестись к работе по развитию речи учащихся.

      Основное содержание этой работы отражено в программе по русскому языку. Учителю необходимо знать, какими речевыми умениями, перечисленными во вторых пунктах программы, должны овладеть учащиеся при изучении той или иной темы синтаксиса, а также ознакомиться с разделом «Развитие связной речи».

      Данный раздел программы в VII — VIII классах практически не содержит нового теоретического материала. В этих классах обобщаются и систематизируются сведения, ранее приобретенные учащимися: о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о стилях речи (среди которых особое внимание должно быть уделено публицистическому), о типах речи (повествовании, описании, рассуждении) и нек. др.

      Систематизация теоретических сведений должна проводиться практически: при анализе текстов, выполнении речевых упражнений, при подготовке и написании сочинений.

      В разделе «Развитие связной речи» указаны основные виды изложений и сочинений, в процессе подготовки и написания которых формируются и совершенствуются умения и навыки учащихся в создании текста.

      Для VII класса программа предлагает следующие виды работ:

      — подробное и выборочное изложение текстов публицистического характера с элементами описания местности (улицы, города, села, поселка, деревни, края) или описанием памятника истории, культуры;

      — изложение на морально-этические темы;

      — сочинение публицистического характера с описанием местности (улицы, города, села, поселка, деревни, края) или памятника истории, культуры;

      — сочинение-рассуждение на морально-этические темы;

      — сочинение повествовательного характера с элементами описания, рассуждения.

      В программе по развитию связной речи предусмотрены также виды сочинений, связанные с курсом литературы; сочинение-рассуждение на тему, посвященную анализу изучаемых литературных произведений; сравнительная характеристика литературных героев.

      В VIII классе программа по развитию связной речи предлагает проводить сочинения публицистического характера на общественно-политические, морально-этические и историко-литературные темы.

      Кроме того, учащиеся VIII класса должны уметь сделать доклад или подготовить реферат на историко-литературную тему (по одному источнику), составить конспект или тезисный план литературно критической статьи, написать заявление, автобиографию.

      В указанном выше методическом письме «Совершенствование преподавания русского языка в общеобразовательных школах РСФСР» за счет уроков русского языка в VII классе рекомендуется провести два изложения и пять-шесть сочинений на свободные темы, в VIII классе — семь-восемь таких сочинений.

      Одна из важных особенностей работы по развитию речи в VII — VIII классах состоит в учете и использовании открытых

      тем экзаменационных сочинений1. Это положительно влияет на качество обучения, активизирует деятельность учащихся на уроках развития связной речи, позволяет снять у них нервное напряжение во время подготовки и проведения экзаменационных сочинений.

     

      РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

     

      На уроках русского языка в VII — VIII классах реализуются главным образом следующие три направления работы по развитию речи учащихся: обогащение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи школьников.

      Первое направление — обогащение словарного запаса учащихся (овладение новыми словами, уточнение значения и сферы употребления известных слов, расширение пассивного и активного словарного запаса) осуществляется не только на уроках русского языка, но и в процессе всей их учебной, общественной и трудовой деятельности. Овладевая содержанием различных учебных предметов, усваивая понятия, прайила, законы, школьники обогащают свой словарный запас. В методическом письме Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся» указывается, что учителя-предметники должны «систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи»2.

      1 Темы экзаменационных сочинений публикуются вместе с экзаменационными билетами по русскому языку для VIII класса.

      2 См.: Программы восьмилетней и средней школы на 1985/86 учебный год. Русский язык. М., 1985, с. 43.

      Целесообразно, чтобы каждый учитель составил список основных терминов по своему предмету, трудных по написанию и произношению.

      Конечно, учителю русского языка и литературы принадлежит особая роль в проведении словарной работы с учащимися. Уроки русского языка и литературы предоставляют для нее наиболее благоприятные условия, что вытекает из специфики содержания этих предметов и целей и задач их преподавания в школе.

      На уроках литературы учитель видит главную задачу словарной работы в раскрытии смыслового значения слова в контексте, уяснении выразительно-изобразительной и эмоциональной функции слова как первоэлемента литературы. Другие аспекты работы над словом (орфографический, грамматический и т. д.) на уроках литературы выступают как вспомогательные или попутные.

      На уроках русского языка слово тоже является предметом рассмотрения и изучения. Основное внимание здесь, как известно, уделяется таким сторонам слова, как его состав, орфография, характеристика как части речи и т.д., т.е. тем аспектам словарной работы, которые вытекают из задач преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Другим сторонам словарной работы на уроках русского языка также отводится место, но чаще всего они затрагиваются попутно.

      Необходимо, чтобы словарная работа проводилась систематически и целенаправленно, а ее содержание, как отмечалось, в известной степени корректировалось предстоящими сочинениями.

      В VII — VIII классах словарная работа строится главным образом на материале общественно-политической лексики, в связи с тем, что в этих классах сочинения учащихся на свободные темы все более приобретают публицистический характер.

      В соответствии с основной тематикой экзаменационных сочинений слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, а также слова, точное значение которых учащиеся должны знать, можно условно объединить в следующие группы:

      1) Родина, родной край, родная природа, родиой город (деревня, село);

      2) Труд, производство, сельское хозяйство, трудовые процессы, выбор профессии;

      3) Подвиг, героизм, Великая Отечественная война, памятники героям, защита Родины;

      4) Человек, портрет, характер, качества человеческой личности;

      5) Школа, знания, любимый предмет, любимый писатель, поэт, книга;

      6) Комсомол, молодежь, будущее.

      Конечно, данные группы не имеют четких границ, одно и то же слово нередко оказывается в разных группах. Однако такая группировка помогает учителю организовывать и проводить словарноорфографическую работу с учетом лексики, характерной для сочинений на свободные темы.

      В словарной работе на уроках русского языка рекомендуется максимально использовать возможности, предоставляемые учебником. В последнем издании учебника русского языка для VII — VIII классов1 существенно изменен подбор слов в рамках. Во-первых, в рамках дано много слов, относящихся к общественно-политической лексике, активное владение которой необходимо учащимся для успешного написания сочинений на свободные темы.

      1 См.: Русский язык. Учебник для 7 — 8 классов. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 12-е изд., перераб. М., 1985.

      Во-вторых, очень часто в одну рамку заключено не одно, а два-три слова: родственные (однокоренные); близкие по значению; входящие в одну тематическую группу; имеющие одинаковые словообразовательные элементы. Следует указать учащимся на эту особенность подачи слов в рамках и учитывать ее при организации словарной работы.

      Важно целенаправленно использовать упражнения учебника, в которых рассказывается об этимологии слов, образованных из интернациональных словообразовательных элементов, об особенностях их значения и употребления. Эти упражнения обычно даются учащимся на дом. Школьники знакомятся с пояснительным текстом упражнения и составляют с указанными словами предложения (см. упр. 90, 158, 214 и др.).

      Кроме того, в словарио-орфографической работе можно опереться на упражнения, объединенные общим заданием: «Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю» (см. упр. 44, 81, 91, 134 и др.). Эти упражнения предназначены главным образом для домашней работы. Чтобы теснее связать их выполнение с подготовкой к предстоящему сочинению, учащимся предлагается составлять словосочетания или предложения со словами, данными в упражнениях, на тему, близкую этому сочинению.

      Нацеленность на подготовку к предстоящему сочинению при проведении словарио-орфографической работы должна стать правилом.

      Реализация второго направления в развитии речи учащихся — овладения нормами русского литературного языка — осуществляется, главным образом, при изучении грамматики и других разделов науки о языке, а также в процессе речевой деятельности на уроках и во внеклассных мероприятиях. Работа по овладению этими нормами строится с учетом содержания изучаемого раздела грамматики, особенностей местного говора и отклонений от норм, которые проявляются в речи учащихся.

      Так, еще в IV классе при изучении фонетики учащиеся практически знакомятся с орфоэпическими нормами. В дальнейшем учителю необходимо постоянно следить за правильностью произношения школьников.

      В кабинете русского языка целесообразно вывешивать сменные списки слов, в которых часто нарушается литературная норма.

      В списки для VII — VIII классов включается больше профессиональной лексики, особенно тех слов, в которых нередки ошибки в постановке ударения: квартал (а не «квартал»), договор (а не «дб-говор»), добыча (а не «добыча») идр.1, и общественно-политических терминов, в которых возможно неправильное произношение звуков, например: капитализм, марксизм, социализм, коммунизм (в этих и других словах с суффиксом -изм некоторые ошибочно произносят мягкие согласные [з’]и [м’]). В списках должны найти место слова текст, термин и т. п., где перед гласным [’э] нужно произносить мягкий согласный.

      1 См.: Горбачевич К С. Нормы современного русского литературного языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981, с. 82 — 98.

      Настойчивости и систематичности требует работа по устранению из речи учащихся просторечия в произношении. В первую очередь надо бороться с теми отступлениями от произносительных норм литературного языка, которые режут слух, считаются грубыми, например: бо[н]ба, [к]уфайка, [л’]егулярный, ко[л]идор, [ар]жаной, ру[б’э]ль, б[ау]шка, ск[ры]я, г[ры]б и др.

      Решая задачи повышения культуры речи учащихся, учитель обращает их внимание на соблюдение стиля произношения, интонационную окраску и выразительность устной речи в зависимости от условий и целей коммуникации.

      При ответах школьников на уроках часто наблюдается интонационная невыразительность речи, преобладание бытового стиля произношения. Нельзя проходить мимо этих недочетов устной речи учащихся.

      Яркой иллюстрацией разных стилей и выразительности произношения служит эпизод из известного фильма режиссера С. Ростоцкого «Доживем до понедельника». На уроке истории о событиях революции 1905 — 1907 гг. рассказывают трое: ученики Сыромятников, Батищев и учитель Илья Семенович Мельников. Как различен интонационный стиль их речи! Общая монотонность и интонационная невыразительность речи у Сыромятникова, высокомерный и снисходительный тон у Батищева. И сдержанная, эмоционально напряженная речь учителя истории (в исполнении народного артиста СССР В. Тихонова) — подлинный образец публицистического стиля произношения.

      Необходимо систематически совершенствовать произносительные умения и навыки учащихся (дикцию, громкость, темп, ритм, интонацию речи и т. д.).

      На уроках литературы нужно больше работать над выразительностью чтения стихотворений, которые учащиеся учат наизусть в соответствии с требованиями программы.

      Следить за правильным звуковым оформлением речи учащихся, ее звуковой выразительностью — задача не только словесников, но и учителей других предметов. При этом важно, поправляя учащихся, делать соответствующие замечания тактично. Рекомендуется чаще использовать на всех уроках чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи.

      В школе должен быть установлен культ выразительной русской речи. Полезно проводить классные, школьные, районные и другие конкурсы художественного чтения, организовать литературный и драматический кружки.

      В усвоении учащимися наиболее трудных норм словоизменения, как известно, большую роль играет изучение морфологии. При повторении этого раздела программы в VII — VIII классах целесообразно уделить достаточно внимания практическим упражнениям в темах, которые способствуют усвоению данных норм. Эти темы хорошо известны учителям, кроме того, ряд речевых умений обозначен во вторых пунктах программы по русскому языку. Например: употребление в речи несклоняемых существительных (метро, пальто и др.), согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (типа кофе, рояль, толь, фамилия), с собирательными существительными (молодежь, человечество и т. п.), со сложносокращенными словами (ТАСС, БАМ, МИД, и др.); склонение составных числительных (сто семьдесят пять — ста семидесяти пяти), обозначение дат (в тысяча девятьсот сорок пятом году, а не «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году»), оформление в письменной речи дат, обозначений количества и порядка предметов, явлений (1941 год; 12 апреля; трое бойцов, а не «3-е бойцов»; четвертый год, а не «4-й год» и т. д.), склонение числительных оба, обе (у обеих подруг, но у обоих приятелей); буква к в личных местоимениях 3-го лица (к нему, а не «к ему») и др. Необходимо принять меры к устранению подобных недочетов в речи учащихся.

      Значительное место отводится работе по усвоению норм синтаксиса литературного языка, при изучении которого учащиеся знакомятся с правильным построением словосочетаний и предложений. Осмысление этих норм, большинством из которых учащиеся уже практически владеют, благотворно влияет на их общую речевую культуру.

      При изучении синтаксиса следует выделить темы, которые дают возможность провести практические упражнения для усвоения норм литературного языка и подобрать дидактический материал для проведения таких упражнений.

      Так, в разделе «Словосочетание» заслуживают внимания такие примеры: уверенность в победе — вера в победу, любовь к Родине — преданность Родине, оплатить сполна — заплатить за все, играть роль — иметь значение, вопреки надеждам противника, благодаря стойкости и мужеству солдат и т. д.

      В теме «Главные члены предложения» целесообразно рассмотреть особенности согласования глаголов с сочетаниями существительных с количественными числительными (при активном и пассивном действии), например: В отряде было двадцать человек. Четыре бойца бросились на помощь командиру.

      В темах «Второстепенные члены предложения» и «Обособленные члены предложения» полезно давать учащимся предложения для редактирования. Например:

      1. Согласно указаний.. главного инженера работы проводились в две смены. (При работе с подобными примерами целесообразны задания по синонимии: По указанию главного инженера...) 2. Подходя к дому, в окне горел электрический свет. 3. Заметая ветром следы, разведчики шли по снежному полю.

      Особо надо остановиться на теме «Предложения с косвенной речью», так как некоторые учащиеся в VII — VIII классах все еще

      допускают ошибки при переводе прямой речи в косвенную и косвенной речи в прямую. Работу по исправлению подобных ошибок, конечно, требуется вести, не дожидаясь изучения соответствующей темы, на уроках анализа сочинений. Приведем примеры:

      1. Он сказал, что я пойду в разведку. — Он сказал, что пойдет в разведку. 2. Командир спросил, заметили в деревне фашистов? — Командир спросил, заметили ли в деревне фашистов; Командир спросил: «Заметили в деревне фашистов?»

      При изучении темы «Сложноподчиненные предложения» необходимо выделить вопрос о месте придаточного в этих предложениях, так как у отдельных учащихся наблюдаются ошибки в их построении (оформление придаточного как самостоятельного предложения, отрыв определяемого слова от придаточного определительного и др.).

      Для искоренения подобных ошибок учащимся также предлагаются упражнения на редактирование. Например:

      Найдите ошибки в построении данных предложений. Постройте их правильно и запишите. Подчеркните союзные слова и слова, которые определяются придаточным предложением.

      1. Отец подарил интересную книгу сыну, которая ему очень понравилась. 2. Писатель получил за свой новый роман первую премию, где он рассказывает о героическом труде нефтяников Сибири. 3. Студенты строительного отряда успешно справились с заданием, которые были посланы в совхоз. 4. Эта песня стала популярной среди молодежи, которая исполнялась на фестивале.

      На уроках русского языка в известной степени реализуется и стилистический аспект развития речи учащихся. Эта работа ведется при изучении лексики, при стилистической характеристике различных морфологических и синтаксических единиц языка, при определении стиля текста.

      Однако вне речевой деятельности самих учащихся стилистическая работа носит ознакомительно-подготовительный характер.

      В VII — VIII классах при определении стилистической принадлежности тех или иных текстов необходимо больше внимания уделять их стилистической характеристике, выявлению лексических, морфологических, синтаксических средств, которые создают текст определенного стиля. Основная работа в этих классах, конечно, проводится с текстами публицистического стиля. Для обоснования принадлежности текста к публицистическому стилю можно использовать следующую таблицу:

     

      Публицистический стиль речи

      1. Целевое назначение (основная функция) — воздействовать на читателя (слушателя) с целью пробудить у него определенные мысли и чувства, побудить к общественно значимым действиям.

      2. Сфера применения или жанр — журнальные и газетные статьи, заметки, очерки, поднимающие общественно важные во-12

      вопросы; выступления на митингах, собраниях, по радио, телевидению.

      3. Стилевые черты (особенности) — эмоциональность, страстность, образность.

      4. Языковые средства

      — лексические:

      — морфологические:

      — синтаксические:

      — изобразительно выразительные:

      общественно-политическая лексика, профессиональная и специальная лексика (в зависимости от темы), употребление слов в переносном значении;

      весь арсенал морфологических средств языка;

      восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы; синтаксис разговорного и книжных стилей (в зависимости от темы): эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.

     

      Одно из главных мест на уроках русского языка по всем без исключения темам школьного курса занимает работа п° овладению орфографическими нормами. Эта работа проводится практически на всех уроках.

      В VII — VIII классах учащиеся совершенствуют орфографические навыки при изучении синтаксиса и пунктуации. Это обстоятельство во многом определяет организацию и содержание работы по орфографии в данных классах.

      Во-первых, учащиеся овладевают нормами правописания при выполнении специальных орфографических упражнений с заданием «Перепишите. Проверьте по словарю».

      Во-вторых, орфографическим задачам служат слова и рамках и упражнения этимологического характера (касающиеся происхождения, образования и значения слов, включающих международные словообразовательные элементы: авиа-, теле-, мо№-, фоно-и т. д.).

      В-третьих, во многих упражнениях учебника даны дополнительные задания орфографического характера или в текстах пропущены орфограммы.

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика