Сборник текстов для изложений по русскому языку для IV-VIII классах (Ржевусская) 1969 год

Скачать Советский учебник

 Сборник текстов для изложений по русскому языку для IV-VIII классах (Ржевусская) 1969

Назначение: Настоящий сборник содержит материал для обучающих и контрольных изложений в IV—VIII классах.

      Тексты выбраны из художественных, публицистических и научно-популярных произведений, некоторые взяты из книг, указанных в программе для внеклассного чтения учащихся. При подборе текстов большое внимание было обращено на их воспитательную и познавательную ценность. Чтобы приспособить материал для учебной работы, его нередко приходилось сокращать, а в отдельных случаях дополнять вступлением или заключением, частично перерабатывать. 

© " Народная асвета" Минск 1969

Авторство: Ржевусская Т.А. 

Формат: PDF Размер файла: 44.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

IV класс

Василий Крюков. А. Гайдар 6

Гость из тайги. По М. Ропанову 7

Солдатская медаль. По Л. Семёнову 8

Боевая хитрость. По Тханю Фыонгу 10

Скворечня. По В. Бахревскому 11

У озера Разлив. А. Кононов 13

Бой с Петушком. По А. Мусатову 14

Осенняя листва 16

На допросе. По В. Катаеву 17

Как Валя спасла жеребёнка. По А. Дорохову 18

Боевая выручка. По A. Лессу 20

Братья-герои. По И. Игнатову 21

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Необыкновенный квартирант 23

Василь Василии. По B. Дементьеву 25

Награда 27

Случай на охоте. По Стр. Г. Снегирёву 28

Чижик-пыжик. По Е. Пермяку Девочка с камнем. По Р. Фраерману

Пятеро из одного стручка. По X. Андерсену

Страничка из жизни Алёши. По И. Груздеву

Детство великого сказочника. По К. Паустовскому

Беляк. И. Соколов-Микитов 36

Из рассказа Валерии Борц 37

Тимуровцы. А. Гайдар

 

V класс

 

Как Журочкин оживлял танки. По В. Кожевникову 39

Вильгельм Телль. По О. Дрожжину 40

Михаськин рой. А. Якимович 42

Чьи грибы лучше. По Я. Пинясову 44

Рысь. 0. Соколов-Микитов 46

Забияка. По Е. Курто 48

Из воспоминаний Эрнста Тельмана 49

Солдат гренадёрской роты. По С. Алексееву

Школа в лесу На льдине. В. Житков

Неожиданное знакомство. Г. Скребицкий

Мой сурок. По Н. Аргуновой

Чайка. В. Романенко

Несжатая полоса. По Е. Етчику

Обманчивая внешность.

Иван Ульянович Павлов

Микитка. По Я. Мавру

На посту. По Я. Пинясову

«Молодой партизан». А. Мусатов

Страх. Ю. Еачаев

Дружба

Кто сильнее. По В. Осеевой

Красный командир. Б. Житков

Ель и берёза в тайге. По К. Минаеву

Славка. По Е. Пермяку

Волчонок. Б. Житков

Первый опыт. М. Ильин

Лёня Голиков

Гуля Королёва. Е. Ильина 84

 

VI класс

 

Улица Мари-Роз, 4. По А. Исбаху

Инженер первого ранга.

По Л. Пантелееву «Лампочка Ильича». По А. Исбаху

Ученическая тетрадь. П. Рунец 92

Буря.А. Толстой

Солдатский ножик. По С. Георгиевской

Пашка и лётчик. В. Козлов

Подвиг Николая Гойшика. По И. Туричину

На реке Шушь. По А. Кононову

Беспородный Мишка. М. Черкасский 104

Лесная загадка. И. Соколов-Микитов 106

Змеиный камень. Прем Чанд 109

Поручительство. Е. Пермяк

Писатель-воин. По Л. Кассилю 114

Новогодняя ночь. По Н. Леонову 116

Хорошее дело. По А. Маркуше 118

Пионерский галстук. По А. Гусеву 119

Владик на строительстве Братской ГЭС. По Г. Горышину 120

Поход. А. Гайдар 121

Ужасная встреча. М. Пришвин 122

Платочек. Л. Пантелеев 124

Тёма и Жучка. По Н. Гарину-Михайловскому 126

Как долго живут в зоопарках животные. Я. Соколов 127

На заставе. По Л. Конторовичу 128

 

VII класс

 

Максимка. По К. Станюковичу 131

У Зимнего. По М. Слонимскому 134

Два праздника природы. Г. Скребицкий 136

Встреча. Ю. Давыдов 139

Хлебозавод. П. Лопатин 142

Мужество 145

Честное слово. Л. Пантелеев 146

Три белоснежных оленя. По А. Мошковскому 150

Человек не сдаётся. По Е. Юнгу 153

Лиана. Жан-Луи Кристина 155

Из письма с опалённой земли. А. Сербин 157

След человека. Я. Богданов 161

Подвиг Сергея Тюленина. А. Фадеев 162

Юный герой. В. Морозов 165

Товарищи. По Л. Минаеву 168

Петька на даче. Л. Андреев 170

Мальчиш-Кибальчиш. По A. Гайдару 173

Рассказ актёра. Б. Чирков 176

Октябрь в окопах. По B. Кочетову 178

Имя, которое помнит народ. Б. Раевский 180

Помним тебя, Артур! По И. Виноградову 182

Поперечная навигация. По М. Коршунову 184

Первый рассказ. 0. Груздев 186

 

VIII класс

 

Мальчик. С. Полетаев 188

«Портрет». О. Туберовская 191

Белой стихии наперекор. В. Логинов 194

Верный друг неспокойной жизни 197

На ялике. Л. Пантелеев 200

Рука, державшая звезду. Ю. Яковлев 203

Феликс Эдмундович Дзержинский. По Ю. Герману 206

Наш посол мира. Я. Мельников 209

Мечта. По А. Исбаху 210

Летописец Первой Конной армии 213

Песня от сердца. По К. Паустовскому 215

Анкета. По Л. Видгопу и Я. Сухотину 216

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник текстов для изложений по русскому языку для IV-VIII классах (Ржевусская) 1969 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Изложения, вошедшие в сборник, следует рассматривать как один из видов упражнений по развитию речи. Они знакомят школьников с особенностями повествования, описания и рассуждения, учат подчинять высказывание основной цели, систематизировать материал, «сжимать» его или пересказывать выборочно, переставлять, сохраняя связь частей и не искажая основной мысли, оценивать поведение героев, делать из прочитанного выводы. Группировка текстов произведена не по. тематическому принципу, а по видам изложений, по задачам развития речи, разрешению которых изложения должны способствовать.

      Материал по классам расположен в такой последовательности: сначала приведены тексты, которые используются для ознакомления учеников со способами высказывания. Из класса в класс эти тексты становятся всё труднее: увеличивается их объём, усложняются содержание, сюжет, композиция, переживания героев раскрываются полнее, удельный вес неповествовательных элементов возрастает.

      Школьники учатся последовательно рассказывать об одном эпизоде либо нескольких эпизодах, связанных друг с другом, о действиях и поступках одного человека либо группы лиц, описывать предметы, животных, природу, различные процессы, внешний вид и переживания человека, сравнивать характеры людей и находить авторские характеристики, понимать и логически правильно излагать ход рассуждений автора.

      Затем приведены изложения, цель которых — ознакомить школьников с приёмами изменения структуры высказываний в соответствии с заданием. Тексты подобраны с таким расчётом, чтобы ученики имели возможность менять лицо рассказчика, восстанавливать либо, наоборот, нарочито нарушать хронологическую последовательность действий, переставлять причину и следствие, общее и частное, исключать эпизод, извлекать из материала только определённые заданием данные, передавать материал сокращённо, вычленяя самое главное, устраняя повторения, несущественные детали. Ценность этих изложений в том, что они способствуют выработке творческого подхода к тексту как к материалу для собственного высказывания.

      Третий, последний вид изложений по каждому классу — изложения с дополнительным заданием. К материалу текста ученики добавляют свой, подобранный самостоятельно. Конечно, они должны хорошо понимать, почему добавление возможно. Изложения этого вида близки одновременно и к пересказу, и к сочинению. Это переходная форма письменных работ, которая показывает движение от изложения к сочинению. Дополнительные задания, предложенные в пособии, носят разнообразный характер и различны по степени трудности. Подготовка к ним обеспечивается целенаправленным анализом текстов и предварительным ознакомлением учеников с источниками.

      После каждого текста обучающего характера приведены задания и

      Краткие комментарии.

      В каждом задании сжато сформулированы требования, предъявляемые к изложению. Не следует оглашать задание (конечно, речь идёт об осложнённом задании) перед первым чтением текста — это может нарушить непосредственность восприятия — и до анализа, который подведёт к пониманию задания. Однако перед вторичным чтением ученики должны хорошо понимать свои задачи.

      Краткие комментарии имеют целью облегчить учителю проведение изложений: сосредоточить его внимание на тех этапах подготовительной работы, которые для того или иного изложения являются наиболее важными. Обучение изложениям самым тесным образом связано с работой над планом, развивающей умение выявлять причинно-следственные связи, отделять главное от второстепенного, раскрывать основную мысль произведения. Поэтому в комментариях приведены образцы планов. Сначала использована форма вопросов и повествовательных предложений, а затем — назывных предложений. В комментариях же дано объяснение тех трудных слов и выражений, с пониманием которых связано восприятие текста учащимися.

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика