Основы методики русского языка в 4—8 классах (Текучева и др) 1983 год

Скачать Советский учебник

 Основы методики русского языка в 4—8 классах (Текучева и др) 1983

Назначение: Пособие для учителя 

В книге обобщен практический опыт и теория преподавания русского языка, отражены достижения отечественной методики, а так же вычленены нерешенные проблемы

© "Просвещение" Москва 1983 

Авторство: Под ред. А. В. Текучева и др

Формат: PDF Размер файла: 41.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . . 3

Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах

Русский язык как предмет изучения я обучения в средней шкоде... 6

Содержание обучения русскому языку  ... 7

Методы обучения русскому одну  8

Воспитание школьников  процессе обучения русскому языку ... 15

Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку  20

Литература  23

Раздел 11

Методика и туче и ни разделов науки о языке

Методика фонетики  24

Задачи научения фонетики в школе  —

Содержание школьною курса фонетики 25

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Фонетика и орфоэпия  33

Умения и навыки, спим иные с изучением фонетики 34

Характер фонетических упражнений  35

Связь фонетики с другими разделами курса  36

Литература  37

Методика лексики  38

Лексика в школьных программах по русскому языку я задачи се изучения     —

Место лексики в структуре школьной программы 39

Лексические понятия я умения о школьном курсе русского языка 40

Изучение лексики как раздела науки о языке я IV и V массах ... 42

Работа по лексике о IV—VIII массах при изучении грамматики на

уроках литературы • •   49

Литература . . .  61

Методика словообразования. .   —

Словообразование в школьном курсе русского языка и задачи его изучения .     —

Лингвистические основы школьного курса словообразования ... $2

Словообразовательные понятия и школьном курсе русского языка в

IV-V классах 60

Методика изучения словообразовательных понятий в IV—V массах 62

Изучение словообразования частей речи  68

Работа по словообразования» в VII—VIII классах 70

Литература     71

Методика морфологии .   72

Цели изучения морфологии в школе  —

содержания школьного курса морфологии как

проблема 74

Усиление практическое направленности школьного курса морфологии 86

Упражнения при изучении морфология 93

Литература . . . . . 96

Методика синтаксиса ...  97

О месте синтаксиса в курсе родного языка и задачах его изучения в школе   ....

Лингвистические основы школьного курса синтаксисе ..... 98

Содержание школьного курки синтаксиса в основе we проблемы его

изучения 103

Пути. приемы. средства обучения синтаксису П7

Литератур* 127

Взаимосвязь морфологии я……….принцип обучения грамматике  —

Мет сан на орфографии ...... .133

Орфография в школьном курсе русского языка ...

Теоретические основы изучения орфографии я школе .136

Орфографические упражнения . .... .130

Процесс обучения орфографии  |$2

Работе над навыками орфографии в VII —VIII классах , .139

Литература  . 162

Методика пунктуации  163

Назначение м основы русской пунктуации   —

Некоторые . современной методики …. .... 166

Принципы методики обучения пунктуации а школе 173

Типы и причины пунктуационных ошибок 176

Характеристика ----- 163

Основные виды упражнений, используемые при обучения пунктуации 187 Работа нал пунктуацией * процессе изучения «нес ни токсических тем» 191 Литература 196

Раздел Л|

Развитие речи

Основные разделы методики развития речи 199

Изучение речи учащихся как одна из важнейших основ методики развитая

речи .  201

Развитие грамматического строя речи учащихся 203

Литература 211

Обогащение словарного запаса учащимся на уроках русского языка в IV—

VII! классах  -*

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся на

уроках русского языка  212

……….*педагогические предпосылки методики

обогащении словарного запаса 213

Организации процесса обогащения словарного запаса учащихся 217

Место ……. работы на уроках русского языка 221

Литература 221

Методика стилист яки  —

Место стилистики в школьном курсе русского языка . 226

Основные понятия стилистики  227

Методика работы над стилистическими понятиями . 2:30

Стилистические упражнения  234

Литература   242

Связная речь  213

Понятие «связная речь» и критерии развитости сон зной речи .

О содержании работы по развитие связной речи  243

Основные «опросы системы в работе по развитию связной речи , 233

Изложения и сочинения  263

Особенности работы по развитию связной устной речи . 272

Литература  265

 

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы методики русского языка в 4—8 классах (Текучева и др) 1983 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий этап развития советской школы знаменателен тем. что в стране введено обязательное среднее образование.

В этот важнейший исторический момент XXVI съезд КПСС поставил перед школой следующие задачи:

повысить качество обучения, трудового н нравственного воспитания;

изжить формализм в оценке труда учителей и учащихся;

на деле укрепить связи обучения с жизнью.

Тем самым каждый учебный предмет призван решать как общие задачи (воспитать стойких и убежденных строителей коммунистического общества, развить мышление и речь нашей молодежи. воспитать творческое отношение к действительности, привить любовь к знаниям и труду» научить учиться), так и специфические (дать глубокие знания основ изучаемой науки (языка); вооружить прочными навыками и умениями в дайной сфере человеческой деятельности; привить чувство гордости и ответственность за великие достижения страны в области изучаемой науки).

Основная цель обучения русскому языку как родному — вооружить учащихся научными знаниями в области современного русского языка и на этой основе привить навыки литературной речи в ее устной и письменной формах — решается на современном этапе путем повышения уровня обучения за счет системной организации учебного материала, внимания к языковому развитию учащихся, к развитию навыков устной и письменной речи в разных сферах человеческого общения.

Языковые явления рассуживаются с точки зрения их значения (семантики), формы и функционирования в речи. Привыкая к такому триединому анализу, учащиеся постигают взаимозависимость явлений, учатся познавать язык как неразрывное ….. новые знания, обобщая н систематизируя изученное, учащиеся получают представление о языке как исторически сложившемся общественном явлении, как средстве общения. Курс русского языка призван повысить роль предмета в решении задач коммунистического воспитания, воспитания культуры труда, навыков самообразования. От знаний учителя, от его идейной убежденности, от его педагогического мастерства, а значительно А степени зависит уровень преподавания русского языка в школе и подготовка учащихся по этому предмету.

Большое влияние и уровень преподавания оказывает современная система учебно-методической литературы и средств обучения. В этом ряду особое место занимают «Основы методики русского языка в IV—VI11 классах», представляющие собой коллективный труд по вопросам теории и практики преподавания русского языка в советской школе.

Методические вопросы в пособии решаются на основе достижений отечественной методики, особенно методики советского периода. Все то, что уже сложилось и закрепилось в преподавании, служит опорой при освещении вопросов, которые, будучи вновь поставленными практикой, требуют комментариев в первую очередь.

Хотя в каждой главе поднимаются свои специфические проблемы, все пособие имеет единую направленность. Задачи, содержа* кие и методы обучения раскрываются применительно к каждому разделу; при этом авторы исходят из общеобразовательных, воспитательных н практических задач обучения русскому языку как учебному предмету, учитывают психофизиологические условиями формирования понятий, умений и навыков учащихся, опираются на достижения лингвистической науки, на связь теории с речевой практикой.

Освещая те или иные вопросы теории методики, авторы используют данные опыта прошлого (методическое наследство) и настоящего (опыт лучших учителей, зарубежный опыт).

Небольшой для такого многоаспектного труда объем пособия требовал от авторов максимальной сжатости, краткости и компактности изложения.

Пособие рассчитано на повышение квалификации учителя и не является книгой типа методразработок.

Пособие на писано коллективом авторов под руководством лаборатории обучения русскому языку Института содержания к методов обучения Академии педагогических наук СССР.

Разделы и главы написали следующие авторы:

Баранов М. Т.— «Методика лексики», «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в IV—VIII ф классах»:

Богуславская Н. Е.— «Методика фонетики»;

Григорян Л. Т— «.Методы обучения русскому языку» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах»); «Некоторые проблемы современной методики пунктуации», «Типы И причины пунктуационных ошибок», «Характеристика пунктуационных правил», «Работа над пунктуацией в процессе изучения несинтаксических тем» (в главе «Методика пунктуации»);

Иконников С Н.— «Стилистически* упражнения» (я главе «Основные вопросы методики стилистики»);

К а п и и о с В. И.— «.Место стилистики & школьном курсе русского языка», «Основные понятия стилистики», «Методика работы над стилистическими понятиями». «Характеристика стилей речи» (а главе «Методика стилистики»);

Купалова А. Ю.— «Методика синтаксиса»;

Ладыженская Т. А.- «Основные разделы методики развития речи»; «Понятие «связная речь» и критерии развитости связной речи». «Основные вопросы системы в работе по развитию связной речи», «Особенности работы по развитию связной устной речи» (в разделе «Связная речь»);

Ломизов А. Ф.— «Назначение и основы русской пунктуации». «Принципы методики обучения пунктуации в школе». «Основные виды упражнений, используемые при обучении пунктуации» (в главе «.Методика пунктуации»);

Львов М. R— «Изучение речи учащихся как одна из важнейших основ методики развития речи». «Развитие грамматического строя речи учащихся» (в разделе «Развитие речи»):

М а м у ш и и В. Е.—- «О содержании работы по развитию связной речи», «Сочинения» (в главе «Связная речь»);

Озерская В. П.— «Взаимосвязь морфологии и синтаксиса как важнейший принцип обучения грамматике» (в разделе «Методика изучения разделов науки о языке»);

11 л с и к и и Н. А.— «Изложение» (в главе «Связная речь»);

П о г и х а З..А.— «Методика словообразования»;

Разумовская М. М.— «Содержание обучения русскому языку», «Воспитание школьников в процессе обучения русскому ЯЗЫКУ» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка о IV—Vl11 массах»); «Методика орфографии»;

Текучее А. В.—«Русский язык как предмет изучения и обучения в средней школе», «Содержание обучения русскому языку (в разделе «Общие вопроси методики русского языка в IV—VJ11 классах»);

Тростенцоаа Л. А.— «Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку», «Методы обучения русскому языку» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка в IV—VlII классах»); «Методика морфологии».

Второе издание «Основ методики.» подготовлено в соответствии с изменениями, внесенными в программу по русскому языку и школьные учебники (1980—1981 гг.). В связи с этим некоторые разделы первого издания пособия подверглись сокращению.

Наряду с этим в I раздел «Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах» включен новый материал: «Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку». «Воспитание школьников в процессе обучения русскому языку», ««Методы обучения русскому языку».

 

{/spoilers}

 

 

 

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика