Основы методики русского языка в 4—8 классах (Текучева и др) 1983 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителя
В книге обобщен практический опыт и теория преподавания русского языка, отражены достижения отечественной методики, а так же вычленены нерешенные проблемы
© "Просвещение" Москва 1983
Авторство: Под ред. А. В. Текучева и др
Формат: PDF Размер файла: 41.3 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . 3
Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах
Русский язык как предмет изучения я обучения в средней шкоде... 6
Содержание обучения русскому языку ... 7
Методы обучения русскому одну 8
Воспитание школьников процессе обучения русскому языку ... 15
Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку 20
Литература 23
Раздел 11
Методика и туче и ни разделов науки о языке
Методика фонетики 24
Задачи научения фонетики в школе —
Содержание школьною курса фонетики 25
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Фонетика и орфоэпия 33
Умения и навыки, спим иные с изучением фонетики 34
Характер фонетических упражнений 35
Связь фонетики с другими разделами курса 36
Литература 37
Методика лексики 38
Лексика в школьных программах по русскому языку я задачи се изучения —
Место лексики в структуре школьной программы 39
Лексические понятия я умения о школьном курсе русского языка 40
Изучение лексики как раздела науки о языке я IV и V массах ... 42
Работа по лексике о IV—VIII массах при изучении грамматики на
уроках литературы • • 49
Литература . . . 61
Методика словообразования. . —
Словообразование в школьном курсе русского языка и задачи его изучения . —
Лингвистические основы школьного курса словообразования ... $2
Словообразовательные понятия и школьном курсе русского языка в
IV-V классах 60
Методика изучения словообразовательных понятий в IV—V массах 62
Изучение словообразования частей речи 68
Работа по словообразования» в VII—VIII классах 70
Литература 71
Методика морфологии . 72
Цели изучения морфологии в школе —
содержания школьного курса морфологии как
проблема 74
Усиление практическое направленности школьного курса морфологии 86
Упражнения при изучении морфология 93
Литература . . . . . 96
Методика синтаксиса ... 97
О месте синтаксиса в курсе родного языка и задачах его изучения в школе .... —
Лингвистические основы школьного курса синтаксисе ..... 98
Содержание школьного курки синтаксиса в основе we проблемы его
изучения 103
Пути. приемы. средства обучения синтаксису П7
Литератур* 127
Взаимосвязь морфологии я……….принцип обучения грамматике —
Мет сан на орфографии ...... .133
Орфография в школьном курсе русского языка ... —
Теоретические основы изучения орфографии я школе .136
Орфографические упражнения . .... .130
Процесс обучения орфографии |$2
Работе над навыками орфографии в VII —VIII классах , .139
Литература . 162
Методика пунктуации 163
Назначение м основы русской пунктуации —
Некоторые . современной методики …. .... 166
Принципы методики обучения пунктуации а школе 173
Типы и причины пунктуационных ошибок 176
Характеристика ----- 163
Основные виды упражнений, используемые при обучения пунктуации 187 Работа нал пунктуацией * процессе изучения «нес ни токсических тем» 191 Литература 196
Раздел Л|
Развитие речи
Основные разделы методики развития речи 199
Изучение речи учащихся как одна из важнейших основ методики развитая
речи . 201
Развитие грамматического строя речи учащихся 203
Литература 211
Обогащение словарного запаса учащимся на уроках русского языка в IV—
VII! классах -*
Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся на
уроках русского языка 212
……….*педагогические предпосылки методики
обогащении словарного запаса 213
Организации процесса обогащения словарного запаса учащихся 217
Место ……. работы на уроках русского языка 221
Литература 221
Методика стилист яки —
Место стилистики в школьном курсе русского языка . 226
Основные понятия стилистики 227
Методика работы над стилистическими понятиями . 2:30
Стилистические упражнения 234
Литература 242
Связная речь 213
Понятие «связная речь» и критерии развитости сон зной речи . —
О содержании работы по развитие связной речи 243
Основные «опросы системы в работе по развитию связной речи , 233
Изложения и сочинения 263
Особенности работы по развитию связной устной речи . 272
Литература 265
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Основы методики русского языка в 4—8 классах (Текучева и др) 1983 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий этап развития советской школы знаменателен тем. что в стране введено обязательное среднее образование.
В этот важнейший исторический момент XXVI съезд КПСС поставил перед школой следующие задачи:
— повысить качество обучения, трудового н нравственного воспитания;
— изжить формализм в оценке труда учителей и учащихся;
— на деле укрепить связи обучения с жизнью.
Тем самым каждый учебный предмет призван решать как общие задачи (воспитать стойких и убежденных строителей коммунистического общества, развить мышление и речь нашей молодежи. воспитать творческое отношение к действительности, привить любовь к знаниям и труду» научить учиться), так и специфические (дать глубокие знания основ изучаемой науки (языка); вооружить прочными навыками и умениями в дайной сфере человеческой деятельности; привить чувство гордости и ответственность за великие достижения страны в области изучаемой науки).
Основная цель обучения русскому языку как родному — вооружить учащихся научными знаниями в области современного русского языка и на этой основе привить навыки литературной речи в ее устной и письменной формах — решается на современном этапе путем повышения уровня обучения за счет системной организации учебного материала, внимания к языковому развитию учащихся, к развитию навыков устной и письменной речи в разных сферах человеческого общения.
Языковые явления рассуживаются с точки зрения их значения (семантики), формы и функционирования в речи. Привыкая к такому триединому анализу, учащиеся постигают взаимозависимость явлений, учатся познавать язык как неразрывное ….. новые знания, обобщая н систематизируя изученное, учащиеся получают представление о языке как исторически сложившемся общественном явлении, как средстве общения. Курс русского языка призван повысить роль предмета в решении задач коммунистического воспитания, воспитания культуры труда, навыков самообразования. От знаний учителя, от его идейной убежденности, от его педагогического мастерства, а значительно А степени зависит уровень преподавания русского языка в школе и подготовка учащихся по этому предмету.
Большое влияние и уровень преподавания оказывает современная система учебно-методической литературы и средств обучения. В этом ряду особое место занимают «Основы методики русского языка в IV—VI11 классах», представляющие собой коллективный труд по вопросам теории и практики преподавания русского языка в советской школе.
Методические вопросы в пособии решаются на основе достижений отечественной методики, особенно методики советского периода. Все то, что уже сложилось и закрепилось в преподавании, служит опорой при освещении вопросов, которые, будучи вновь поставленными практикой, требуют комментариев в первую очередь.
Хотя в каждой главе поднимаются свои специфические проблемы, все пособие имеет единую направленность. Задачи, содержа* кие и методы обучения раскрываются применительно к каждому разделу; при этом авторы исходят из общеобразовательных, воспитательных н практических задач обучения русскому языку как учебному предмету, учитывают психофизиологические условиями формирования понятий, умений и навыков учащихся, опираются на достижения лингвистической науки, на связь теории с речевой практикой.
Освещая те или иные вопросы теории методики, авторы используют данные опыта прошлого (методическое наследство) и настоящего (опыт лучших учителей, зарубежный опыт).
Небольшой для такого многоаспектного труда объем пособия требовал от авторов максимальной сжатости, краткости и компактности изложения.
Пособие рассчитано на повышение квалификации учителя и не является книгой типа методразработок.
Пособие на писано коллективом авторов под руководством лаборатории обучения русскому языку Института содержания к методов обучения Академии педагогических наук СССР.
Разделы и главы написали следующие авторы:
Баранов М. Т.— «Методика лексики», «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в IV—VIII ф классах»:
Богуславская Н. Е.— «Методика фонетики»;
Григорян Л. Т— «.Методы обучения русскому языку» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах»); «Некоторые проблемы современной методики пунктуации», «Типы И причины пунктуационных ошибок», «Характеристика пунктуационных правил», «Работа над пунктуацией в процессе изучения несинтаксических тем» (в главе «Методика пунктуации»);
Иконников С Н.— «Стилистически* упражнения» (я главе «Основные вопросы методики стилистики»);
К а п и и о с В. И.— «.Место стилистики & школьном курсе русского языка», «Основные понятия стилистики», «Методика работы над стилистическими понятиями». «Характеристика стилей речи» (а главе «Методика стилистики»);
Купалова А. Ю.— «Методика синтаксиса»;
Ладыженская Т. А.- «Основные разделы методики развития речи»; «Понятие «связная речь» и критерии развитости связной речи». «Основные вопросы системы в работе по развитию связной речи», «Особенности работы по развитию связной устной речи» (в разделе «Связная речь»);
Ломизов А. Ф.— «Назначение и основы русской пунктуации». «Принципы методики обучения пунктуации в школе». «Основные виды упражнений, используемые при обучении пунктуации» (в главе «.Методика пунктуации»);
Львов М. R— «Изучение речи учащихся как одна из важнейших основ методики развития речи». «Развитие грамматического строя речи учащихся» (в разделе «Развитие речи»):
М а м у ш и и В. Е.—- «О содержании работы по развитию связной речи», «Сочинения» (в главе «Связная речь»);
Озерская В. П.— «Взаимосвязь морфологии и синтаксиса как важнейший принцип обучения грамматике» (в разделе «Методика изучения разделов науки о языке»);
11 л с и к и и Н. А.— «Изложение» (в главе «Связная речь»);
П о г и х а З..А.— «Методика словообразования»;
Разумовская М. М.— «Содержание обучения русскому языку», «Воспитание школьников в процессе обучения русскому ЯЗЫКУ» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка о IV—Vl11 массах»); «Методика орфографии»;
Текучее А. В.—«Русский язык как предмет изучения и обучения в средней школе», «Содержание обучения русскому языку (в разделе «Общие вопроси методики русского языка в IV—VJ11 классах»);
Тростенцоаа Л. А.— «Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку», «Методы обучения русскому языку» (в разделе «Общие вопросы методики русского языка в IV—VlII классах»); «Методика морфологии».
Второе издание «Основ методики.» подготовлено в соответствии с изменениями, внесенными в программу по русскому языку и школьные учебники (1980—1981 гг.). В связи с этим некоторые разделы первого издания пособия подверглись сокращению.
Наряду с этим в I раздел «Общие вопросы методики русского языка в IV—VIII классах» включен новый материал: «Обращение к ленинскому теоретическому наследию при обучении русскому языку». «Воспитание школьников в процессе обучения русскому языку», ««Методы обучения русскому языку».
{/spoilers}