Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (Китайгородская) 1986 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Для преподавателей иностранных языков, педагогов, методиста и, психологов; может быть интересна широкому кругу читателей.
Что такое интенсивное обучение, в чём его специфика? Можно ли обучиться за короткие сроки? На эти вопросы ответит монография одного из зачинателей интенсивного обучения иностранным языкам в нашей стране. В книге изложены теоретические основы и описана система краткосрочного обучения иностранным языкам. Впервые издаётся работа, сочетающая теоретические основы нового перспективного метода обучения с описанием его практического применения.
© "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Китайгородская Г.А.
Формат: PDF Размер файла: 11.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 3
Глава 1 Метод активизации возможностей личности и коллектива — методическая система интенсивного обучения иностранным языкам ... 5
§ 1 Основные понятия 5
§ 2. Психо логические предпосылки к общая характеристика методической системы . 18
§ 3. Структура и содержание методической системы 33
Глава IL Методические принципы системы интенсивного обучения иностранным языкам . ... 42
§ 1* Принцип личностного общения .... 46
§ 2. Поэтапно-концентрический принцип 51
§ 3, Личностно-ролевой принцип 63
§ 4. Принцип коллективного взаимодействия . . 71
Глава III. Учебно-методический комплекс 78
§ 1. Отбор и организация учебного материала 80
§ 2. Структура и содержание учебника для учащихся 94
§ 3, Коммуникативные задания 107
§ 4. Дополнительные учебно-методические средства 116
§ 5. Организация учебной среды 121
Глава IV. Учебно-воспитательный процесс , 125
11. Устный курс и устное опережение . . 125
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
2. Введение нового учебного материала (урока) 128
3. Активизация учебного материала . 137
4. Коррекция ошибок 149
§ 5. Контроль успешности обучения . 153
§ 6. Регуляция преподавателем собственной деятельности и управление взаимодействием учащихся 156
Заключение 167
Литература 168
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (Китайгородская) 1986 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях ускорения научно-технического прогресса вопрос качественного улучшения системы образования в стране непосредственно связан с разработкой более совершенных, научно обоснованных методов управления учебно-познавательной деятельностью, мобилизующих творческие способности личности. В связи с этим разработка теории и широкое внедрение в практику различных форм интенсивного обучения иностранным языкам представляются актуальными.
За последние годы достигнуты определенные успехи в интенсивном обучении различного контингента учащихся иностранным языкам, в передовой практике этого метода реализуются прогрессивные тенденции языкознания, педагогики и психологии. Основываясь на деятельностном коммуникативно-личностном подходах, интенсивное обучение предлагает реа-листический путь к овладению устной иноязычной речью — развитие у обучаемых коммуникативной способности, способности активно и свободно общаться на изучаемом языке. Теоретические и экспериментальные исследования в общей, педагогической и социальной психологии, в частности научные исследования, проведенные на материале учебпо-экспериментальных групп интенсивного курса, позволяют подойти к рассмотрению опыта, накопленного за 15 лет практической работы со строгих теоретических позиций.
В настоящее время интенсивное обучение иностранным языкам представляет собой направление, реализующееся в различных методических системах. Специфика одной из таких систем — метода активизации возможностей личности и коллектива — заключается в использовании тех возможностей, которые открываются при рассмотрении учебной группы как временного коллектива, осуществляющего согласованную совместную деятельность. При этом процессы иноязычного общения трактуются как непосредственно «обслуживающие» совместную деятельность и межличностные отношения. Задача заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую совместную деятельность учения, которая была бы личностно значимой, имела бы общественную ценность, сплачивала бы коллектив, обеспечивала влияние коллектива на личность, т.е. способствовала активному формированию личности через систему положительных межличностных отношений.
Традиционная методика обучения иностранным языкам пока еще недостаточно учитывает «человеческий фактору т. е. основную характеристику совместного процесса деятельности — ее субъект, активность обучаемых в усвоении предмета деятельности,
В условиях интенсивного обучения содержание обучения обогащается введением в него реально взаимодействующих личностей педагога и обучаемых, что также важно при отборе и организации учебного материала.
Такая постановка вопроса требует пересмотра многих положений теории и изменения практики обучения иностранному языку. Проблема наполнения учебного процесса новым содержанием, в свою очередь, ведет к пересмотру и теоретическому осмыслению методических принципов коллективного развивающего обучения, созданию конкретной методической модели, реализующей эти принципы, а также требует иного типа деятельности преподавателя, его подготовки и переподготовки.
В течение многих лет нами ведется работа по созданию и усовершенствованию методики интенсивного обучения, расширению сферы её практического применения. Задача данной работы состоит в научном (лингвистическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом) обосновании и описании методической системы интенсивного обучения иностранным языкам, получившей название метода активизации возможностей личности и коллектива.
Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ и особенно академику АПН СССР, профессору А. В. Петровскому за большую помощь и ценные замечания при подготовке этой книги к изданию.
Глава I
МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА — МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
S I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В этом вводном параграфе мы рассмотрим некоторые основные понятия, которые далее будут использованы для характеристики и описания той методической систсйы интенсивного обучения иностранным языкам, которой посвящена данная работа.
Начнем рассмотрение с двух центральных и взаимосвязанных понятий; интенсификации и активизации. Первое обсуждается в теории обучения иностранным языкам давно и многими специалистами [34; 70; 86; 106], в частности в связи с проблемами интенсивного обучения, а второе остается вне поля их внимания, хотя оба понятия непосредственно связаны с содержанием интенсивного обучения.
За последние годы достигнуты многообещающие результаты именно в теории и практике интенсивного обучения иностранным языкам самых различных контингентов учащихся. Интенсивное обучение осмысливается специалистами как оптимальная реализация тенденций научно-технического прогресса и некоторых прогрессивных тенденций в педагогике и психологии обучения. Б. Д. Парыгин, один из известных советских социологов и социальных психологов, ха-рактеризуя современные тенденции научно-технической революции, пишет о том, что они связаны с интенсификацией и возрастанием сложности деятельности человека: «Интенсификация психической деятельности человека носит ... достаточно разносторонний характер и предполагает активизацию, рост его производственной, потребительской, коммуникативной (подчеркнуто нами. — Г. К.), рефлексивной, познавательной, созидательной, репродуктивной и творческой активности» [121, с. 67]. Тенденции на-
учпо-техиического прогресса требуют интенсификаций и активизации всех видов деятельности человека, в том числе и учебной. В теории и практике обучения иностранным языкам тенденции к интенсификации и активизации проявились особенно отчетливо в последние годы, когда главной целью было выдвинуто овладение учащимися иноязычным общением как основной и исходной частью общей системы языкового общения и коммуникативного взаимодействия людей.
Отражая соответствующие социальные требования и следуя им, интенсивное обучение предложило реалистический и последовательный подход к овладению иноязычной речью как к социально-психологической проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности — с другой. В рамках этой специфической системы обучения разработаны новые принципы организации учебного материала, создана новая, динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых. Управляемое овладение обучаемыми ино-^ язычной речью ^представляет собой моделирование процессов порождения, смыслового восприятия и' коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов. Особое значение приобретают ускоренное овладение обучаемыми психотехникой речевого общения и достижение в обучении за короткий срок ряда психолого- педагогических и социально-психологических целей (8t 128]..
Что же такое интенсивное обучение и какое содержание при его характеристике вкладывается в рассматриваемые понятия «интенсификация» и «активизация»? Прежде чем предложить ответ на данный вопрос, обратимся к мнению специалистов в области методики и психологии обучения иностранным языкам.
Они выдвигают весьма различные концепции интенсивности и интенсивного обучения. Психологи раскрывают содержание понятий «интенсификация» и «интенсивность», не всегда совпадающее с тем, которое предлагают дидакты и методисты. Так, выделяя наиболее важные педагогические проблемы: активизация деятельности учащихся, эффективность
обучения, рационализация учебного материала, методов и приемов обучения, известные советские педагоги В. М. Блинов и В. В. Краевский полагают, что повышение интенсивности обучения является центральной проблемой для педагогики. При этом ими дается следующее определение интенсивности обучения: «„.это не просто эффективное обучение, а такое, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и учителя» [22, с. 96]. Это определение представляется нам достаточно емким и в своей всеобщности четким. Его можно положить в основу более конкретных определений интенсивности, характеризующих то, какими средствами, за счет чего достигается эффект интенсификации обучения.
В. М. Блинов и В. В. Краевский справедливо отмечают, что в области методики обучения иностранным языкам интенсивность должна найти отражение как в качественной, так и в количественной характеристике. В этой связи интересны две методические закономерности, выделяемые авторами: соотнесенность двух языковых систем в сознании изучающего и зависимость скорости овладения речью как способа передачи сообщения от темпа усвоения средств речевого сообщения. Несомненно, что проблема интенсивности обучения решается с учетом этих закономерностей, т. е. за наиболее короткий срок учащимися должна быть усвоена система средств речевого общения, действующая в изучаемом языке. Этот вывод можно подкрепить рассуждениями лингвистов о том, что совершенное овладение иностранным языком — это процесс приближения к минимуму временного интервала, занимаемого операцией перекодировки, автоматизированный процесс перехода с родного языка на иностранный [72].
Методисты определяют интенсивность как повышение скорости и качества обучения [41], как объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени [25]. В этом понимании ясно отражаются количественные параметры интенсивности, и интенсификация понимается как процесс, направленный на повышение количественных показателей успешности обучения [145].
{/spoilers}