Методическое пособие по истории СССР VII класс (Лейбенгруб) 1978 год

Скачать Советский учебник

 Методическое пособие по истории СССР VII класс (Лейбенгруб) 1978

Назначение: Пособие для учителей - Серия «Библиотека учителя истории и обществоведения»

Данное методическое пособие обобщает многолетнюю педагогическую и научно-экспериментальную работу автора. Пособие содержит общую характеристику содержания и задач курса, методические рекомендации ко всем темам и урокам. В ряде случаев приводятся различные варианты уроков. Большое внимание уделяется вопросам организации активной познавательной деятельности школьников в процессе обучения, их коммунистическому воспитанию и развитию мышления.

© "Просвещение" Москва 1978 

Авторство: Павел Соломонович Лейбенгруб,  Под редакцией академика М.В. Нечкиной

Формат: PDF Размер файла: 17.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 Предисловие (3).

 Введение (4).

 Вводный урок (12).

 Раздел I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ

 Тема I. Первобытнообщинный строй и рабовладельческий строй в истории нашей страны. Древние славяне (14).

 Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА

 Тема II. Раннефеодальное государство - Киевская Русь (с IX в. до начала XII в.) (41).

 Тема III. Феодальная раздробленность на территории нашей страны. (68).

 Тема IV. Образование и развитие Русского централизованного государства (113).

 Тема V. Крестьянская война в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов (126).

 Тема VI. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. (180).

 Тема VII. Дальнейшее развитие феодальной России. Образование Российской империи (223).

 Раздел III. РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

 Тема VIII. Начало разложения феодализма и развитие капиталистических отношений в России во второй половине XVIII в. (250).

 Итоговое повторение (300).

 Приложение (314).

 Список литературы для учителя (314).

 Список наглядных пособий (318).

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методическое пособие по истории СССР VII класс (Лейбенгруб) 1978 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Предисловие

Данное методическое пособие написано применительно к учебнику М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба «История СССР» и в соответствии с программой курса отечественной истории для VII класса.

Основная цель методического пособия — помочь учителям в преподавании истории СССР в VII классе.

Пособие разбито на темы, каждая тема — на уроки. Во введении к каждой теме кратко формулируются ее основные задачи, намечаются связи темы с ранее изученным учебным материалом; в ряде случаев кратко излагаются выводы современной советской исторической науки по содержанию изучаемых вопросов.

По каждому уроку даются методические, рекомендации о структуре, методах и приемах урока, приводится некоторый дополнительный материал, рассчитанный на дальнейшую конкретизацию и углубление основного содержания программы и учебника (отрывки из документов и произведений художественной литературы, описание наглядных пособий и т. д.).

Большое внимание в методическом пособии уделяется конкретным рекомендациям о путях организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Дополнительный, главным образом иллюстративный, материал набран петитом.

В пособие в ряде случаев включено больше материала, чем практически можно использовать па уроке; это дает возможность учителю выбрать нужный материал; отбор его является одним из важных элементов творческой подготовки учителя к уроку и должен отвечать конкретным условиям работы в каждом классе. *

В третьем издании методического пособия значительно сокращено Введение, из приложения сняты документы, в то же время в пособие внесены дополнения: некоторые новые данные советской исторической науки и школьного опыта, краткое описание ряда цветных иллюстраций учебника. В пособии учтены пожелания учителей. Лаборатория обучения истории Института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР и автор выражают глубокую благодарность всем учителям и методистам, принявшим участие в опытно-экспериментальной работе по курсу отечественной истории в VII классе и приславшим свои замечания и предложения по дальнейшему усовершенствованию методического пособия.

Введение

/. Основные образовательные и воспитательные задачи курса истории СССР в VII классе

В материалах XXV съезда КПСС сформулированы задачи дальнейшего совершенствования учебного процесса, с тем чтобы молодое поколение получало все более глубокие и прочные зна-ния и воспитывалось в духе коммунистической сознательности и нравственности. Отмечено, что в современных условиях особенно важно прививать молодежи умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации

Новая Конституция СССР> характеризуя построенное в СССР развитое социалистическое общество, отмечает, что это — общество высокой идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов. В свете новой Конституции СССР особое значение приобретают задачи воспитания молодежи в духе коммунистической гражданственности и человечности. Огромные духовные богатства нашей страны должны быть использованы для нравственного и эстетического воспитания школьников.

В докладе о 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Л. И. Брежнев указал, что ныне одной из первостепенных задач является воспитание в человеке устремленности к высоким общественным целям, идейной убежденности, творческого отношения к труду 1 2.

В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) вновь подчеркивается необходимость воспитывать школьников в духе коммунистической идейности, революционных, трудовых и боевых традиций советского народа, прививать подрастающему поколению принципы и нормы коммунистической морали3.

Изучение истории в школе вносит важный вклад в решение этих ответственных задач. Особое образовательное и воспита

1 См.: Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77.

2 См.: Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества. Доклад на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 2 ноября 1977 года. М., 1977, с. 15.

3 См.: «Правда», 29 лек. 1977.

тельное значение имеет изучение учащимися средней школы истории своей Родины — страны, в которой впервые утвердилась диктатура пролетариата и победил социализм и которая первой в истории прокладывает человечеству путь к коммунизму.

В VII классе, на материалах отечественной истории, перед школьниками раскрывается история развития общества с глубокой древности до конца XVIII в., закономерный переход народов нашей страны от одной общественно-экономической формации к другой, формируется убеждение в исторической закономерности смены одного общественного строя другим: первобытнообщинного строя — рабовладельческим и феодальным, а затем феодального — капиталистическим (об этом в VII классе закладываются лишь первоначальные представления, в целом последнее понятие дается в курсе VIII класса). При этом классовая борьба должна предстать перед школьниками не как отдельные, изолированные восстания трудового народа, а как движущая сила прогрессивного развития общества, разделенного на антагонистические классы.

Формированию научно-атеистического мировоззрения школьников помогут ознакомление с причинами возникновения религиозных верований на определенном (весьма позднем) этапе развития первобытнообщинного строя, раскрытие вреда религиозных верований, показ на конкретном материале истории нашей страны классовой сущности религии и церкви — и православной, и мусульманской, и католической, и любой другой.

Велико значение курса истории СССР для воспитания школьников в духе советского патриотизма и дружбы народов. В этом плане необходимо особое внимание уделить показу передовых патриотических традиций народов нашей страны. Надо разъяснить школьникам, что дружба народов Советского Союза своими корнями уходит в далекое прошлое; ее истоки — общность исторических судеб, совместная борьба против иноземных захватчиков и эксплуататорских классов, благотворное влияние иа культурное развитие народов передовой русской культуры, общее культурное взаимодействие всех народов России. Вместе с тем должно быть показано и то, что царизм и эксплуататорские классы России жестоко угнетали трудящихся национальных окраин, чю многие войны, которые вела Россия в далеком прошлом, сопровождались усилением эксплуатации своего народа и угнетением народов завоеванной территории. Раскрытие объективно-прогрессивных последствий вхождения в состав России различных пародов нашей страны должно сочетаться с правдивой характеристикой угнетательской политики царизма и помещиков в национальных районах страны.

Велика роль курса истории Родины в военно-патриотическом воспитании школьников. Большое значение имеют здесь яркий рассказ учителя, умелое использование на уроках и во внеуроч

ной работе соответствующих документов, материалов по истории своего края, произведений художественной литературы, кинофильмов о героической борьбе народов нашей страны против иноземных захватчиков, о выдающихся полководцах России и героических подвигах рядовых воинов на полях сражений за независимость Родины. Особенно интересуют и волнуют школьников великие подвиги народа. Важно поддерживать этот эмоциональный настрой, идти ему навстречу. Живое, прочувствованное изложение учителем героики прошлого ведет к восприятию детьми исторических событий как близких и дорогих им, к чувству своей сопричастности к бессмертным делам предков. Все это будет содействовать воспитанию у учащихся любви к Родине, гоювности в случае необходимости встать на ее защиту с оружием в руках.

Куре отечественной истории помогает и решению задач нравственного воспитания школьников. В VII классе перед школьниками раскрывается большое число исторических фактов, которые помогают учителю воспитывать черты морального облика советского патриота-интернационалиста, чувства дружбы и братства всех, народов нашей страны, нетерпимости к национальной и расовой неприязни, смелость, самоотверженность в защите социалистической Родины от любых покушений ее врагов. При этом очень важно не только приводить на уроке соот-ветствующие факты из истории, но и излагать их таким образом, чтобы у школьников возникали необходимые морально- этические выводы и чувства.

Большое внимание в курсе истории СССР для VII класса уделяется вопросам развития культуры. Необходимо не только охарактеризовать наиболее важные явления в развитии отечест-венной культуры, но и познакомить школьников с общим содержанием понятия о культуре как одной из важнейших составных частей материальной и духовной жизни общества, об основных видах искусства (устное народное творчество, литература, зодчество, живопись, скульптура, театр, музыка). В учебнике введено небольшое число терминов, необходимых для понимания знаменитых архитектурных памятников (закомары, пилястры, аркатурный пояс), дается краткая характеристика различных стилей (шатрового стиля, барокко, классицизма), что поможет учащимся овладеть элементарными знаниями, необходимыми для самостоятельного анализа и других, не упомянутых в учебнике, памятников культуры. Ознакомление школьников с лучшими произведениями искусства помогает формированию их эстетического вкуса, учит понимать и ценить подлинно прекрасное и непримиримо относиться ко всему уродливому, пошлому и в искусстве и в жизни.

Специальное внимание в курсе* уделяется дальнейшему развитию умений самостоятельной работы школьников с учебной книгой, документами, исторической картой, тетрадью. Учащиеся

VII класса должны уметь выделить из прочитанного текста учебника основные мысли и составить простой и развернутый план небольшого отрывка учебника или рассказа учителя, сопоставить однородные исторические факты и установить их общие черты и отличия, сделать выводы из пройденного материала, показать основные этапы в развитии изученного исторического явления, сравнить текст учебника и документа и т. п.

Так, по иллюстрациям § 1—2 школьники могут самостоятельно подготовить рассказ о развитии первобытнообщинного строя и с помощью текста определить его этапы. Сопоставив помещенные в учебнике отрывок из летописи о смерти князя Игоря с кратким изложением этого же события в тексте учебника (§ 7), учащиеся определят, какие новые факты можно узнать из документа. После изучения вопроса о введении христианства школьникам может быть дано задание составить план текста учебника (§ 8, п. 2—«Введение христианства») и сделать выводы о значении введения христианства в древней Руси. Сравнение карты «Русские княжества в XII в.» и карты «Древ-нерусское государство — Киевская Русь в IX — начале XII в.» поможет семиклассникам самостоятельно сделать вывод о том, что в период феодальной раздробленности шло освоение новых земель, возникали новые города, росла общая территория Руси.

Подобные задания не только способствуют лучшему усвоению основны?; фактов и понятий курса, но и развивают историческое мышление школьников, помогают им овладеть полезными умениями самостоятельной работы. Выводы, сделанные школьниками самостоятельно, становятся для них особенно убедительными и оказывают большое воспитательное воздействие. При этом всегда следует помнить о необходимости увлечь учащихся изучением истории, пробудить у них живой интерес, тягу к знаниям, вызвать радость от их приобретения и самостоятельного размышления над историческим материалом. Процесс познания в школе должен быть всегда эмоционально окрашен, особенно при изучении истории родной страны. Только при этих условиях в ор1аническом единстве будут решаться задачи формирования знаний школьников, их коммунистического воспитания и развития познавательных способностей и различных умений.

2. Особенности курса истории СССР в VII классе

Действующая ныне структура исторического образования в средней школе носит линейный характер, т. е. предполагает в соответствии с марксистско-ленинским учением об общественно-экономических формациях последовательное изучение школьниками основных ступеней в развитии общества — от глубокой древности до наших дней. Курс эпизодических рассказов и* истории СССР, изучаемый в IV классе, носит пропедевтический

характер, т. е. ставит своей задачей лишь первоначальное ознакомление учащихся с отдельными эпизодами из истории Родины, имеющими особенно большое значение для формирования у детей первоначальных исторических представлений и коммунистического воспитания младших школьников. Этот курс призван удовлетворить естественный интерес четвероклассников к историческим сюжетам и подготовить их к последующему систематическому изучению истории, литературы, географии и других предметов. Систематический курс отечественной истории изучается в VII—X классах. При этом предусмотрено с учетом познавательных возможностей учащихся более краткое и элементарное изучение первых этапов в истории нашей страны и более подробное и глубокое изучение периодов капитализма и особенно социалистического и коммунистического строительства.

В VII классе изучается история нашей Родины с древнейших времен до конца XVIII в.

Охарактеризуем кратко главные особенности курса отечественной истории в VII классе:

1. Ознакомление с историей нашей страны осуществляется в курсе путем относительно развернутого изложения взаимосвязанных главнейших фактов, наиболее выразительно характеризующих направление и основные этапы исторического развития нашей Родины, что совершенно необходимо для подведения учащихся к научному пониманию развития общества и имеет особенно большое воспитательное значение. При этом главные факты, изучение которых предусмотрено программой, должны освещаться ярко и красочно, в живой, занимательной форме.

2. В процессе изучения курса школьники знакомятся с отдельными высказываниями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина по вопросам истории нашей страны. Их изучение формирует у семиклассников подлинно научный, классовый подход к оценке исторических фактов и явлений, помогает осознанию исторического значения важнейших событий в истории Родины.

3. В курсе истории СССР показано положение народных масс, а также положение господствующих классов в различные исторические периоды. Для этого используются яркие обобщенные примеры (жизнь славянского поселка в VI—IX вв., феодального поместья в XVII в. и т. д.), а также прием персонификации. Большое внимание в курсе уделяется яркой характеристике классовой борьбы в условиях феодализма.

4. Значительное место отводится в курсе вопросам культуры и быта народов нашей страны в различные периоды их развития, при этом в первую очередь освещается наиболее яркое и самобытное, характерное для культурного развития народа в изучаемый период. Так, при изучении культуры древней Руси основное внимание уделяется характеристике высокого уровня ремесла, устному народному творчеству, развитию письменности и архитектуры. При изучении развития культуры в XIV—XVI вв.

внимание школьников концентрируется на развитии русской живописи, зодчества, литейного дела, книгопечатания. К пониманию коренных различий в культуре господствующих классов и народных масс учащиеся подводятся на основе обобщения конкретных фактов ряда тем курса.

5. В курсе даны образы крупнейших исторических деятелей, выразителей и защитников интересов определенных общественных классов.

Особенно большое воспитательное значение в курсе истории СССР VII класса имеет яркая характеристика борцов за неза- -висимость Родины, предводителей народных восстаний, деяте-лей культуры, выдающихся русских полководцев. Однако при этом не должны допускаться идеализация исторических деятелей прошлого, их отрыв от конкретных исторических условий и тех общественных сил, интересы которых они выражали.

6. Курс раскрывает 'причинно-следственные связи между историческими явлениями, подводя учащихся к пониманию закономерности в историческом процессе. Однако в курсе VII класса изучается, как правило, не вся совокупность основных причинно-следственных связей, а лишь важнейшие из них, доступные для понимания учащихся. Сопоставление истории нашей страны и зарубежных стран (для курса VII класса — применительно к периодам древности и средневековья) создает особенно благоприятные условия для формирования в сознании учащихся понятия о закономерности развития общества, ибо позволяет показать сходство и отличия в историческом развитии различных .стран мира. Однако сами законы исторического развития общества (категории исторического материализма) в курсе VII класса, как правило, не формулируются.

7. Курс истории СССР в VII классе продолжает формирование системы понятий об общественно-экономических формациях как ступенях прогрессивного развития общества. При этом сам термин «общественно-экономическая формация» не употребляется, а из признаков каждой формации раскрываются в доступной для подростков форме лишь наиболее существенные. В результате изучения курса школьники должны усвоить основные признаки и общие определения трех общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной (применительно к истории нашей страны).

8. Курс истории СССР в VII классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого. В курс включается минимум хронологических дат, необходимых для понимания периодизации исторического развития нашей страны и для установления временных связей между важнейшими историческими фактами. Строго ограничено в курсе количество географических наименований.

9. В ходе изучения курса истории СССР продолжается ознакомление учащихся с основными общеисторическими понятия

ми (класс, классовая борьба, государство, частная собственность, общественный с-трой, средства производства и др.). В учебнике приводятся соответствующие определения этих понятий в доступной для семиклассников форме.

10. В курс истории СССР в VII классе включены краткие сведения из истории зарубежных стран XVII—XVIII вв.: победа буржуазной революции XVII в. в Англии, буржуазная революция конца XVIII в. во Франции, ее значение. Эти события подробно изучаются в курсе новой истории в VIII классе, а между тем хотя бы некоторые сведения о них абсолютно необходимы для понимания отечественной истории XVII—XVIII вв. Сопоставление истории нашей страны и зарубежных стран в предшествующие периоды опирается на материал изученных школьниками в V—VI классах курсов истории древнего мира и средних веков. Одной из особенностей действующего в VII классе учебника по истории СССР является постоянное напоминание учащимся изученных ранее курсов истории древнего мира и средних веков, систематическое сопоставление основных линий в истории нашей страны и зарубежного мира. Это, как показывает опыт, облегчает усвоение учащимися аналогичных исторических процессов (образование древнейших государств, фео-дальная раздробленность, образование централизованного государства и др.), показывает общие черты и особенности в исторических судьбах народов нашей страны и других стран мира, помогает школьникам более отчетливо представить себе место и роль нашей Родины в мировой истории.

11. В программу VII класса включены вопросы краеведческого характера. Учитель может привлекать материал краеведения в тематической связи с изучаемыми на уроках событиями или же на отдельных уроках, специально выделенных для изучения местного материала. Краеведческий материал играет на уроке вспомогательную роль: он призван на фактах местной истории помочь уяснить общие закономерности исторического развития всей страны, сделать их более понятными, теснее связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города, области, показать школьникам общие черты (эго главное) и некоторые особенности в развитии страны в целом и местного края 1.

12. В союзных республиках предусматривается преподавание истории своей республики в органической связи с общим курсом истории СССР-. Следует иметь в виду, что в общем курсе истории СССР невозможно во всем объеме и последовательно описать историю народов, населяющих нашу страну. Это вызвало бы перегрузку курса, калейдоскопичиость изложения. Целе

1 В ряде областей и автономных республик изданы специальные пособия по истории местного края для учителей и учащихся. О содержании, организации и методах краеведческой работы в школе см.: Историческое краеведение. Иод ред. Г. Н. Матюшина. М., 1975.

сообразно прежде всего показать главные линии развития стра< ны в целом и наиболее важные явления из жизни отдельных народов, позволяющие раскрыть общность их исторических судеб и развитие дружеских связей, совместную борьбу с иноземными захватчиками, против царизма, помещиков и капиталистов, братское сотрудничество в строительстве нового общества. Более полное и последовательное освещение прошлого и настоящего той или иной республики дается в школах соответствующей союзной республики L Как показывает опыт, очень важно обеспечить тесную связь в изучении истории республики и общего курса истории СССР. Методические пути связи этого материала намечены в ряде пособий, изданных в союзных республиках1 2, а также в специальных методических исследованиях.

Таковы основные особенности курса истории СССР в V4I классе.

При разработке и преподавании курса истории СССР в VII классе необходимо опираться на огромный опыт изучения отечественной истории, накопленный советской школой, широко использовать этот опыт с учетом особенностей курса, возраста учащихся VII класса и учебного времени, отведенного школьной программой.

Существенную помощь в усвоении учащимися курса истории и в разрешении его основных воспитательных задач оказывает соответствующая внеурочная работа: посещение местных исто-рических и краеведческих музеев, просмотр художественных фильмов на исторические темы, внеклассное чтение3, организация кружков по изучению истории Москвы, Ленинграда, родного города, района, по истории развития орудий труда и техники, культуры и т. д.

1 См. статьи в журнале «Преподавание истории в школе»: Л с й б е н- г р у б П. С., Окунева Р. Я. Тесная связь изучения истории союзной республики и общего курса истории СССР.— 1970, № 4; Рывкин М. С. Методические пути связи истории союзной республики с общим курсом исто- [ ни СССР (на материале VII—VIII классов).— 1970, № 6; До го тар у М. Г. Изучение исторических связей молдавского, русского и украинского народов.—• 1977, № 3; Анисимова В. Р. Раскрытие исторических связей латышского и русского народов при изучении истории Латвии (VII класс).— 1968, К? 3; Шс р стюк И. Н. Методические приемы изучения истории Киргизской ССР.— 1971, № 3, и др.

2 См.: Лысенко Н. Н. ^Методика преподавания истории Украинской ССР, ч. I, 7—8 классы (на укр. яз.). Киев, 1970; Рывкин М. С. Изучение истории Белорусской ССР в VII—VIII классах (на белорус, яз.). Минск, 1968; Рем ее в Н. М. Изучение истории Узбекской ССР в 7—8 классах. Таш-кент, Г977.

3 При организации внеклассного чтения учитель опирается на приведенный в конце учебника список произведений художественной и научно-популярной литературы к соответствующим темам курса истории СССР в VII классе. Очень важно систематически привлекать внимание школьников к рекомендуемым книгам, возбуждать интерес к ним, включать краткие сообщения учащихся о прочитанных книгах в некоторые уроки.

Вводный урок

Первый урок рекомендуется посвятить беседе о содержании в задачах курса отечественной истории, а также ознакомлению школьников со структурой учебника и с тем, как надо работать с учебником дома.

После краткого вводного слова о задачах изучения в VII классе курса отечественной истории учитель говорит школьникам, что авторы учебника обратились к ним с «Письмом». Пусть семиклассники тут же прочтут его. Текст дан не для заучивания, а для того, чтобы учащиеся, начиная систематическое изучение истории своей Родины, поняли особую важность этого курса, увлеклись его тематикой и захотели бы хорошо, основательно его знать.

После прочтения «Письма» учитель может дополнительно рассказать учащимся о том, как важно хорошо знать историю своей Родины, и об отношении к истории ряда выдающихся деятелей.

Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс глубоко изучали историю. Сохранилось большое число тетрадей с выписками Маркса из исторических книг. «История,— писал Энгельс,— это для нас всё, и она ценится нами выше, чем каким-либо другим, более ранним философским учением...»1

Прекрасно знал и любил историю В. И. Ленин. «Коммунистом стать можно лишь тогда,— говорил он, обращаясь к молодежи,— когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»2. Изучение истории помогает овладеть богатейшими достижениями культуры, созданными человечеством в течение тысячелетий.

Любой предмет школьного обучения играет важную роль в образовании и воспитании молодого человека наших дней. У каждого школьника есть предметы, которые он любит больше, есть и такие, которые интересуют его меньше. Но история — предмет особый. «Не любить историю,— писал Н. Г. Чернышевский,— может только человек, совершенно не развитый умственно».

Изучение истории знакомит школьников с развитием человеческого общества, с жизнью и борьбой прошлых поколений, учит лучше понимать и ценить героические дела своих дедов и отцов. Зная прошлое, глубже поймешь настоящее. История формирует горячие чувства патриотизма: любовь и преданность

’Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее».— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 1, с. 592. В дальнейшем нее сноски даются на это издание.

2 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.).— Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 305. В дальнейшем все сноски даются на это издание.

своей социалистической Родине, народу, Коммунистической партии и ненависть к врагам Родины, учит молодежь беречь и приумножать революционные завоевания и трудовые подвиги прошлых поколений.

Обязательно надо познакомить школьников со структурой учебника. Учитель предлагает открыть и прочесть оглавление учебника, говорит., что в VII классе учащиеся будут изучать историю Родины с древнейших времен до конца XVIII в., что наша страна прошла в своем историческом развитии те же этапы, что и другие страны мира. В VII классе учащиеся изучают три первые ступени в истории Родины — первобытнообщинный строй, рабовладельческий (на юге нашей страны) и феодальный.

Все эти ступени уже знакомы школьникам из истории древнего мира и средних веков. Но тогда, в V—VI классах, учащиеся изучали историю зарубежных стран. А теперь, в VII классе, они приступают к изучению истории своей Родины. Знания по истории древнего мира и средних веков должны помочь школьникам лучше усвоить историю своей страны, ибо в развитии народов мира много общего.

Далее учитель кратко характеризует разделы учебника (по оглавлению). Надо обратить внимание школьников на то, что в конце каждой главы (темы) дается заключение, в котором формулируются общие выводы по теме и приводятся вопросы для повторения пройденного материала.

Надо показать учащимся, что в конце учебника есть общая хронологическая таблица, по которой можно повторять основные даты в течение учебного года, тут же приведен список исторических терминов с указанием параграфов и пунктов, где дается их объяснение. Если школьник забудет, что означает тот или иной термин, пусть сам с помощью этой таблицы найдет его определение. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в конце учебника имеется список книг для внеклассного чтения. Хорошо возбудить интерес к справочной литературе, посо-ветовать ею пользоваться, сказать о ее значении, объяснить, что такое энциклопедия.

В последней части урока рассматриваются советы о том, как работать с учебником дома: с его текстом, иллюстрациями, картами, документами. Подобные рекомендации давались школьникам в учебниках для V и VI классов. Но, как показывает опыт, школьники забывают советы, а в результате тратят много лишнего времени на выполнение домашнего задания. Поэтому полезно прочитать важнейшие рекомендации для VII класса..

В качестве домашнего задания к следующему уроку можно предложить учащимся вспомнить несколько вопросов из истории первобытнообщинного строя: в чем состояли главные отличия древнейших людей от животных? Как с течением времени изменялись орудия труда первобытных людей? Как с изменением орудий труда изменялись занятия людей? Какое значение в жизни первобытных людей имело овладение огнем?

Раздел I

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ.

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

В процессе изучения темы I школьники знакомятся с первобытнообщинным и рабовладельческим строем в истории нашей страны, а также с жизнью восточных славян в древности.

Первобытнообщинный строй — обязательней, начальный этап в развитии всех народов мира. Это самая длительная из всех общественно-экономических формаций прошлого, продолжавшаяся сотни тысячелетий. Начало первобытнообщинного строя относится ко времени появления человека (недавние открытия ученых Свидетельствуют о том, что это было более двух миллионов лет назад)1, а конец (время возникновения классов и государства) у различных народов определялся по-разному в зависимости от условий развития каждого из них.

Длительность существования первобытнообщинного строя была неодинакова в разных областях СССР. Так, на территории Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья рабовладельческие государства возникли уже в Г тысячелетии до и. э. А у ряда народностей России (народы Севера, Дальнего Востока) пережитки первобытнообщинных отношений сохранились вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

В результате распада первобытнообщинных отношений возникали антагонистические классовые отношения: рабовладельческие (например, в странах древней Греции и древнего Рима, на юге нашей Родины) или феодальные (например, у древних германцев, у славян).

Изучение темы I в VII классе проводится в значительной степени на основе повторения фактов и понятий о первых двух этапах в жизни человечества, изученных школьниками в курсах

1 См.: Урысон М. И. Истоки рода человеческого в свете новейших данных. — «Вопросы истории», 1976, № 1, с. 92—101.

истории древнего мира и средних веков. В курсе истории СССР полученные ранее знания конкретизируются и углубляются на материале истории нашей Родины.

Наблюдения и анализ уроков позволили определить, на какие знания учащихся можно опираться при изучении темы. Учащиеся помнят из истории древпего мира о главных отличиях первобытного человека от животных, об овладении огнем и его значении в жизни древнейших людей, о значении перехода к земледелию и скотоводству для развития общественных отношений, о роли овладения металлом в развитии общества. Некоторые вопросы нуждаются в дальнейшей конкретизации и особенно тщательном закреплении (постепенное усовершенствование орудий труда и связанные с этим изменения в жизни общества — переход от стада к родовой общине, родовая община, разложение первобытнообщинного строя; наличие у первобытных людей звуковой речи; основные признаки первобытнообщинного строя). Наличие у учащихся определенных знаний требует широкого использования при изучении темы I беседы с классом.

Углубление знаний учащихся о первобытнообщинном строе должно заключаться в ознакомлении их с проблемой происхождения древнейших людей, в усвоении школьниками основных этапов развития первобытнообщинного строя, в частности двух этапов развития родовой общины — матриархата и патриархата, а также причин возникновения у людей религиозных верований. Знания о первобытнообщинном строе, полученные ранее, должны стать более осознанными и четкими.

Учащиеся знакомятся с периодизацией первобытнообщинного строя, принятой в археологической науке в зависимости от изменений орудий труда (палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век, железный век), а также с периодизацией в зависимости от изменений в общественных отношениях (первобытные человеческие стада; родовые общины — время господства матриархата, затем — патриархата; разложение первобытнообщинного строя). В VII классе завершается работа по формированию понятия об основных чертах первобытнообщинного строя, о закономерности и прогрессивности смены первобытнообщинного строя рабовладельческим (на юге нашей страны) или феодальным (у восточных славян и ряда других народов).

На примерах из истории древнейших государств Закавказья и Средней Азии учащиеся должны быть подведены к выводу, что еще в далекой древности на юге нашей страны были центры высокоразвитой для того времени культуры.

В последние годы многие ученые ставят под сомнение существование рабовладельческой формации в Закавказье и Средней Азии. В то же время считается установленным, что рабство здесь получило довольно значительное развитие и существовало в качестве уклада не только в древности, но и в средние века

вплоть до вхождения этих районов в состав России Г На ваш взгляд, пока еще нет достаточных основании для пересмотра в школьном курсе принятой ранее характеристики первых государств в Закавказье и Средней Азии как рабовладельческих. В учебных пособиях по истории республик Закавказья и Средней Азии речь идет о рабовладельческих государствах древности. Однако необходимо обратить внимание учащихся на то, что рабство в Закавказье и Средней Азии никогда не получало такого развития, как в древней Греции или в древнем Риме.

Изучение расселения восточных славян в VI—VIII вв., их занятий, общественного строя, быта и верований дополнит и закрепит знания, полученные школьниками при изучении истории средних веков в VI классе о славянах как исконных жителях Европы.

В результате изучения темы I у учащихся укрепляется понимание того, что наша Родина имеет древнюю историю. Здесь важно привлечь местный материал — рассказать о раскопках вблизи или внутри родного города, о том, что было в глубокой древности на его месте. Так в сознание школьников, в их сегодняшние представления о родном городе, селе включаются знания о далеком прошлом края.

На изучение темы I отводится 6 часов.

Урок 1. Древнейшие жители нашей страны

На уроке повторяются и закрепляются знания школьников об основных отличиях древнейших людей от животных, о роли труда в развитии первобытного человека; учащиеся знакомятся со следами жизни древнейших людей на территории СССР.

В начале урока формулируется в доступной для школьников форме его учебная задача. Как показывает опыт, четкая формулировка учебной задачи мобилизует внимание учащихся и обе-спечивает лучшее усвоение нового материала.

В данном случае учебная задача может быть сформулирована в виде нескольких вопросов, на которые школьники должны ответить в ходе урока или в конце занятия.

Назовем эги вопросы: где на территории нашей страны ученые нашли следы жизни древнейших людей? Чем первобытные люди отличались ог животных? Почему древнейшие люди жили коллективами? Почему в жизни первобытных людей особенно большое значение .имели природные условия?

План изучения нового материала

I. Происхождение древнейших людей.

2. Великое оледенение и новые условия жизни людей.

3. Стоянки первобытных людей.

1 См.: Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пут» развития феодализма. М.» 1972, с. 98—99.

При рассмотрении первого вопроса учитель кратко знак')- гит школьников с научной теорией происхождения древнейших нолей от человекообразных обезьян особого вида.

В южной Африке, на острове Ява, в южной Азии найдены останки предков человека (например, в южной Африке были найдены окаменевшая часть черепа и отпечаток мозга). Очевидно, это были человекообразные обезьяны, способные передвигаться на одних задних конечностях. Мозг у них был более развитый, чем у современных человекообразных обезьян. Они пользовались как орудиями различными предметами природы: палками, камнями, костями. Жили они уже не на деревьях, а на земле, в пещерах. Постепенно, в течение многих сотен тысяч лет, такие человекообразные обезьяны особого вида превратились в древнейших людеу. Их главное отличие от животных — наличие примитивных орудий труда — грубо обработанных ими камней (ручных рубил)1.

Археологические раскопки последних лет значительно отодвинули начальный этап происхождения человека в глубь веков— вплоть до двух и даже четырех миллионов лет. Так, в ноябре 1972 г. в газетах было опубликовано сообщение о том, что ученый из Кении Лики в пустыне, простирающейся к востоку от озера Рудольф, при раскопках обнаружил череп и кости ног древнего человека, жившего приблизительно 2,5 млн. лет назад. Совсем недавно в Эфиопии были обнаружены три Ччелю- сти древнейшего человека, возраст которых достигает 3,5— 4 млн. лет.

После краткого ознакомления школьников со взглядами на время происхождения человека учитель организует беседу по материалу, известному школьникам еще из курса истории древнего мира. Беседа проводится по следующему плану: в чем состояли главные отличия древнейших людей от животных? Каковы были орудия труда древнейших людей? Почему древнейшие люди жили не в одиночку, а группами? Чем можно доказать, что в развитии человека решающую роль играл труд?

При рассмотрении второго вопроса учитель рассказывает о великом оледенении, об изменении природных условий и животного мира, о том, какое влияние эти изменения оказали на человека.

Главная причина победы человека в борьбе с суровыми природными условиями ледникового времени — это способность человека трудиться и делать орудия труда. Огромное значение имело овладение огнем.

Что же дал древнейшим людям огонь? На этот вопрос могут ответить сами школьники.

1 Для более подробного ознакомления с вопросом о происхождении человека учитель рекомендует школьникам обратиться к Детской энциклопедии. Изд. 2-е, т. 8.

2 Заказ № 2806

17

При разборе третьего вопроса учитель, пользуясь физической картой СССР, показывает районы стоянок древнейших людей на территории нашей страны. Полезно использовать на уроке таблицу 1 «Древнейшие люди на территории СССР» из «Альбома по истории культуры СССР» (М., 1971).

Область распространения стоянок самых древних людей, где найдены грубо оббитые каменные орудия, на территории нашей страны обширна (Армения, Абхазия, Туркмения, Киргизия и другие районы юга и центральной полосы — течение рек Дона, Южного Днепра, Волги, Оби, Енисея, Лены, вокруг озера Байкал). В данное время на территории нашей страны известно до тысячи стоянок людей древнекаменного века (палеолита)1. Хорошо рассказать школьникам несколько подробнее про те стоянки первобытных людей, о которых идет речь в учебнике* 2, или же познакомить их с материалами раскопок стоянок древнейших людей на территории местного края (если такие раскопки проводились).

При разборе третьего вопроса учитель начинает с учениками работу по заполнению таблицы «Первобытнообщинный строй в истории нашей страны». На этом уроке записываются данные о периоде первобытного человеческого стада. На втором уроке работа с таблицей продолжается: вносятся данные о втором и третьем периодах первобытнообщинного строя.

Первобытнообщинный строй в истории нашей страны

Основные периолы первобытнообщинного строя Примеры стоянок и поселений Орудия труда Занятия людей

1

В конце урока можно предложить школьникам самостоятельно проанализировать содержание картины «В пещере первобытного человека» (из серии картин и таблиц по истории СССР для восьмилетней и средней школы, вып. 1). Подробное описание картины и вопросы для беседы учитель найдет в кн.: Н и к и- форов Д. Н. и Коровкин Ф. П. Руководство к картинам и таблицам по истории СССР для восьмилетней и средней школы. Вып. 1. М., 1969.

Учащимся предлагаются, например, следующие вопросы: к какому времени относится жизнь первобытных людей, изображенная на картине? Какой образ жизни вели люди в это время: чем занимались женщины, чем — мужчины? Какие обязанности выполняли дети? Почему первобытные люди могли жить только

’ См.: Бадер О. Н. Из глубины палеолита. — «Вопросы истории», 1976, № 2, с. 124—136.

2 См.: Мерперт Н. Я. и Шелов Д. Б. Древности нашей земли. М., 1961, с. 10—13; Амальрик А. С. и Монга йт А. Л. Что такое археология. М.» 1966, с. 82—83.

большими группами? Что говорит о трудностях жизни первобытных людей?

Давая домашнее задание по тексту учебника (Нечкина М. В., Лейбе игр у б П. С. История СССР. Учебник для VII класса. М., 1978 \ § 1), учитель предлагает школьникам тут же прочитать в учебнике вопросы и задания, а в случае необходимости дает некоторые дополнительные рекомендации по работе с картой, по привлечению местного материала и т. п.

Можно предложить дополнительный вопрос: определите, к какому примерно времени относятся стоянки людей на Сатани-дар и к какому — в пещере Тешик-Таш.

При выполнении данного задания учащиеся должны прежде всего выяснить, какие орудия труда были найдены на этих стоянках (см. учебник). Эго позволит установить, что обе стоянки относятся к палеолиту—периоду жизни людей первобытными стадами. При этом стоянка на Сатани-дар относится к более раннему времени, а в пещере Тешик-Таш — к более позднему, ибо здесь найдены более совершенные и разнообразные каменные орудия.

Урок 2. Поселения родовых общин

На уроке раскрывается тесная зависимость развития первобытнообщинного строя от изменений орудий труда и занятий людей, формулируются общие выводы об основных чертах первобытнообщинного строя и о его месте в истории всех народов нашей страны. Важной задачей урока является формирование понятия об исторически преходящем характере религиозных ве-рований, которые возникли на сравнительно позднем этапе развития первобытнообщинного строя.

Надо объяснить учащимся, что религиозные верования порождены частым бессилием человека в борьбе с природой, страхом древних людей перед непонятными и грозными силами природы. Однако фантастические, религиозные представления о мире могли возникнуть лишь на определенной ступени развития сознания и чувств древних людей, что в свою очередь определя-лось развитием общественного труда. Религия возникает лишь тогда, когда и труд и сознание людей достигли такой ступени развития, на которой человек стал пытаться осознать окружающую его обстановку, непонятные ему явления природы * 2.

Говорить о последовательности возникновения первоначальных форм религиозных верований (анимизма, тотемизма, магии, фетишизма) не следует: это было бы очень сложно для семи-классников. Надо иметь в виду и то, что в науке существуют различные точки зрения: одни ученые считают, что эти формы религиозных верований возникли не одна за другой, а существовали одновременно, другие исследователи доказывают, что эти верования развивались в определенной последовательности, поскольку развивались бытие и сознание первобытного общества3.

’ В дальнейшем ссылки на эту книгу даются так: учебник, § ... .

2 См.: Общество и религия. М., 1967, с. 109.

3 Там же, с. 113—114.

В начале урока проводится опрос примерно по тем же вопросам, которые сформулированы в учебнике к § 1. Необходимо, чтобы учащиеся убедились, что в процессе домашней работы надо подготовить ответы на все вопросы учебника, что учитель обязательно проверит выполнение домашнего задания. В опрос могут быть включены и другие вопросы (часто это совершенно необходимо), но проверка усвоения заданного материала очень важна: в противном случае школьники перестанут обращать внимание на вопросы и задания учебника.

Переходя к изучению нового материала, учитель формулш рует учебную задачу урока: определить, как и почему шло развитие первобытнообщинного строя, какие основные периоды з своем развитии он прошел.

Можно рекомендовать различные варианты изучения темы урока.

Вариант А

План изучения нового материала соответствует последовательности и содержанию § 2 учебника:

1. Зарождение родового строя.

2. Возникновение религии.

3. Поселения древнейших земледельцев.

4. Начало разложения первобытнообщинного строя.

• При изучении первого вопроса используется метод беседы по вопросам: какие орудия труда были у людей примерно 700— 30 тыс. лет назад? Как совершенствовались орудия труда людей в более позднее время? Как в связи с этим изменялись занятия людей?

Беседа проводится на основе знаний, полученных школьниками в V классе и на предыдущем уроке. Необходимые уточнения и дополнения вносит учитель: а) постепенно усовершенство-валась техника обработки камня и кости; б) орудия труда становились более разнообразными и эффективными; в) в связи с усовершенствованием орудий -труда изменялись и занятия людей и условия их жизни (люди стали заниматься земледелием и скотоводством); г) усовершенствование орудий труда, развитие земледелия и скотоводства вызвали определенные изменения и в общественном устройстве людей (на смену первобытным стадам пришли родовые общины).

Надо разъяснить школьникам основные признаки понятия «родовая община»: а) общность происхождения; б) общность хозяйственной жизни; в) общность имущества.

Наиболее сложен для семиклассников второй вопрос урока — возникновение религии. При рассмотрении его также необходимо опираться на знания, полученные школьниками в V— VI классах. С этой целью учитель проводит беседу примерно по следующему плану: всегда ли существовала религия? Когда

и почему возникла вера в богов? Почему в условиях родового строя люди верили во многих богов?

В итоге беседы учащиеся должны уяснить следующее.

В течение сотен тысячелетий люди не верили в богов и религии не было.

Религия возникла постепенно, в определенных условиях жизни людей (примерно 30 тыс. лет назад1), когда орудия труда и занятия людей стали более сложными, значительно развилось мышление человека и он пытался постичь причины окружающих его явлений (смерти, грома, дождя и т. д.).

Большинство явлений люди не могли объяснить и поэтому считали их действиями каких-то таинственных сил, наделяли предметы и явления «душой», пытались задобрить непонятные им силы подношениями, молитвами, колдовством. Постепенно у древних людей возникли верования в сверхъестественные силы природы, духов, а затем и богов.

Придуманные людьми боги наделялись теми же чертами и особенностями, которые были свойственны людям. В религии фантастически, искаженно отразились окружавшая людей при-рода, их занятия и общественный строй2.

В учебнике отмечается, что археологи обнаружили большие пещеры с рисунками древних людей. Дополнительно можно рассказать, что в СССР (в Башкирии — в Каповой пещере) в 1959 г. найдена пещерная живопись людей древнекаменного века. В работе экспедиции ученых Института археологии АН СССР принимали участие и школьники — члены школьного археологического кружка (г. Уфа). Поражают огромные размеры Каповой пещеры. Из нижнего «зала» на высоте около 30 я имеется вход во «второй этаж» пещеры. Стены здесь покрыты ярко-красными фигурами мамонтов, носорогов, диких лошадей и каких-то иных животных. Больше всего изображений мамонтов. Поэтому верхнюю пещеру назвали «зал мамонтов». Рисунки сделаны охрой — минеральной краской, глубоко въевшейся в камень3.

Наскальные изображения обнаружены также в Карелии, на Дальнем Востоке, в Средней Азии.

Третий вопрос урока более прост. Желательно, чтобы школьники самостоятельно по карте учебника определили районы поселений древних земледельцев и скотоводов на территории нашей страны. Далее учитель может несколько подробнее рассказать о раскопках в селе Триполье. Этот рассказ сочета

1 Некоторые ученые предполагают, что зачатки религиозных представлений были у неандертальцев (50—100 тыс. лет назад), поскольку найдены их погребения, позволяющие это заключить. >

2 См.: Лернер И. Я. Содержание и,методы обучения истории в V— VI классах вечерней (сменной) школы. М., 1963, с. 107—116.

3 См.: Матюшин Г. Н. Археология в школе. М., 1964, с. 52—58; Бадер О. Н. Из глубины палеолита. — «Вопросы истории», 1976, № 2, с. 134-136.

ется с разбором таблицы 2 «Древнейшие земледельцы и скотоводы на территории СССР» из «Альбома по истории культуры СССР» Н. И. Аппарович и Д. Н. Никифорова (вып. 1. М., 1971) L Здесь изображены различные земледельческие орудия (обломок мотыги, серп, зернотерка), приведены схемы трипольского поселения, трипольский дом и др. Использование таблицы поможет учителю создать у школьников более конкретные представления о древнейших земледельцах нашей страны (см. «Руководство» к названному альбому).

В конце XIX в. под Киевом, у села Триполье, обнаружили загадочные глинобитные площадки, сглаженные и покрашенные, часто со следами прутьев, глиняные сосуды, обожженные человеческие скелеты,. Больше 35 лет ученые спорили о характере обнаруженных вещей: одни считали это «домами мертвых», т. е. семейными погребениями, другие — наземными жилыми по-стройками. Советские ученые в 30-е годы провели в Триполье раскопки по новому методу: они раскопали не узкие участки, а огромную площадь — около 15 тыс. кв. я. Это позволило увидеть то, что ранее было скрыто от глаз ученых. Загадочные глиняные площадки оказались основаниями глинобитных, часто сплетенных из прутьев и обмазанных глиной жилых домов. Поселок трипольцев состоял из десятков таких домов, расположенных по окружности, с площадью посередине. Трипольцы раскрашивали свои дома белой и желтей краской. Крыши делали двускатные из камыша или соломы. Дома делились на несколько помещений, в каждом из которых находились глиняные очаги.

Главным занятием трипольцев было мотыжное земледелие. Землю разрыхляли каменными и роговыми мотыгами, а затем засевали пшеницей, ячменем, просом. Созревший урожай снимали каменными ножевидными пластинами или серпами с кремневыми лезвиями.

Зерна размалывали на каменных плитах —- зернотерках.

Трипольцы делали разнообразные орудия из камня, умели сверлить и шлифовать его, лепили из глины сосуды, затем обжигали их в печах и украшали яркими, красочными узорами.

Трипольцы занимались и скотоводством, охотой, рыболовством, умели прясть из волокнистых растений нити и ткать полотно 1 2.

Древнейшие земледельческие племена, названные по месту первых раскопок их поселка трипольскими, жили на территории нашей страны в Молдавии.*! Правобережной Украине. Древнейшие поселения людей, знавших земледелие и скотоводство, открыты также в Туркмении — близ Ашхабада, в Армении — около Еревана и в других местах.

При рассмотрении четвертого вопроса урока необходимо напомнить школьникам, какое значение в развитии человека имело начало производства металла. Овладение металлом спо-собствовало развитию земледелия (железные сошники, леме- хи), лучшей обработке дерева (топоры, ножи). Нет отрасли производства, которую не усовершенствовал бы металл. Четвер

1 Далее ссылки на этот альбом будут даваться только к некоторым урокам. Систематический подбор соответствующих таблиц учитель проводит самостоятельно.

2 См.: Па ссек Т. С. Первые земледельцы. — В кн.: По следам древних культур. М., 1951, с. 47—70; История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1. М., 1966, с. 87—96.

тый вопрос можно разобрать путем беседы: какие металлы люди стали обрабатывать раньше всего? (Самородную медь, золото, затем бронзу1.) Какое значение в жизни людей имело начало обработки железа? Почему?

Производительность труда человека возросла, когда люди научились получать железо. Это наиболее распространенный в мире металл. Железо значительно тверже бронзы и более удобно для производства различных орудий труда и оружия. Начало обработки железа произвело настоящую революцию в технике: появление железного наконечника у сохи, а затем и плуга с железным лемехом неизмеримо улучшило обработку земли, а железный топор и нож дали возможность по-новому обрабатывать дерево, появилось новое оружие, более высокого качества. Все это вызвало существенные изменения в жизни людей.

О значении нового металла в жизни человека Ф. Энгельс говорил: «Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных про-странств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов»2.

Далее учитель разъясняет, почему на смену материнской родовой общине пришла отцовская родовая община. Вопрос этот сложен. В VII классе можно ограничиться кратким указанием на то, что усовершенствование орудий труда и усложнение Хозяйства привели к возрастанию роли мужчины в жизни рода. Как отмечается в учебнике, мужчина занимался скотоводством, его сила нужна была в земледелии, он же добывал и обрабатывал металлы. Мужчина-отец стал передавать свое имущество сыновьям. Все это привело к тому, что родство стало считаться по отцовской линии.

Тогда же началось разложение первобытнообщинного строя.

Опираясь на знания, полученные учащимися в V классе, учитель обращает их внимание на то, что развитие орудий труда, переход к земледелию и скотоводству, а особенно производство металлов приводили к распаду родовой общины, к появлению некоторых «излишков», или так называемого прибавочного продукта, который стала присваивать родовая знать. В результате стали возникать частная собственность, имущественное неравенство и классы; на смену первобытнообщинному строю в ряде южных областей нашей страны пришел рабовладельческий строй, о чем будет идти речь на следующем уроке.

1 Бронза представляет собой сплав меди с оловом (примесь олова составляет от 3 до 12%), иногда—с мышьяком и другими металлами; бронза значительно тверже меди, хорошо куется, легко принимает различные формы при отливке, дает острые края, имеет красивый внешний вид. В силу всего этого бронза получила более широкое распространение, чем медь. Из бронзы делали различные орудия труда, оружие, посуду, украшения.

2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 163.

Вариант В

В более подготовленном классе можно отказаться от последовательного рассмотрения всех подразделов учебника и сосредоточить внимание школьников на сложных вопросах, прежде всего на показе основных этапов в развитии первобытнообщинного строя. В этом случае изложение приобретает проблемный характер. Вопрос о возникновении религии может быть рассмотрен последним.

Примерный план изучения нового материала по варианту Б.

•1. Усовершенствование техники обработки камня и кости.

2. Материнская родовая община (матриархат).

3. Отцовская родовая община (патриархат).

4. Начало разложения первобытнообщинного строя.

5. Возникновение' религии и ее роль в жизни первобытных людей.

В конце урока (по вариантам А и Б) проводится итоговая беседа по вопросам, сформулированным в начале изучения нового материала.

В ходе беседы называются основные черты первобытнообщинного строя (желательно их кратко записать в тетради):

а) крайне примитивные орудия труда, полная зависимость человека от окружавших его сил природы;

б) коллективный труд людей, которые жили группами, общинами и совместно вели свое примитивное хозяйство;

в) общинная собственность (следует отметить, что при этом существовала и личная собственность членов общины на некоторые орудия труда и средства защиты от хищных зверей);

г) уравнительное распределение продуктов между членами общины;

д) отсутствие эксплуатации человека человеком, классов и государства.

Необходимо, чтобы учащиеся осознали, что время первобытнообщинного строя — это не «золотой век», а период примитивного хозяйства, скудной пищи, частых голодовок, когда выми-рали целые племена, период почти полной беззащитности человека перед страшащими его силами природы.

Вместе с тем первобытнообщинный строй — это обязательный и очень важный этап в развитии каждого народа мира, в том числе и народов нашей страны. «Эта «седая древность»,— как говорил Ф. Энгельс,— при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высо-кого развития, потому что опа имеет своим исходным пунктом

выделение человека из животного царства, а своим содержанием— преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.

Какие же этапы прошел в своем развитии первобытнообщинный строй?

Пользуясь текстом учебника, учащиеся определяют периодизацию первобытнообщинного строя на основе развития орудий труда: палеолит — древнекаменный век; мезолит — среднека-менный век; неолит—новокаменный век; бронзовый век; железный век.

Затем устанавливаются основные периоды в развитии общественных отношений:

первый период — период жизни людей первобытными стадами;

второй период — период родового строя: а) господство материнского рода (матриархат), б) господство отцовского рола (патриархат);

третий период — разложение первобытнообщинного строя, переход к классовому обществу.

Домашнее задание: учебник, § 2.

Обратить особое внимание на вопросы, сформулированные в учебнике.

Урок 3. Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии

На примерах рабовладельческих государств Закавказья (Урарту) и Средней Азии (Хорезм) учащимся показывается, как в результате развития производительных сил изменялись общественные отношения и на смену первобытнообщинному строю на юге нашей страны пришел более прогрессивный тогда, рабовладельческий строй.

Необходимо, опираясь на пройденный школьниками по истории древнего мира материал, включить сведения о развитии рабовладельческих государств на территории нашей страны в общую систему знаний об истории рабовладельческого строя. С этой целью учебник напоминает школьникам о возникновении первых рабовладельческих государств в IV—II тысячелетиях до н. э. на Востоке — в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, а затем во II—I тысячелетиях до н. э.—в древней Греции, в древнем Риме.

В начале урока проводится беседа по основным вопросам домашнего задания, проверяется составленная школьниками таблица «Первобытнообщинный строй в истории нашей страны».

В спецшколе №6 Москвы проверка знаний на данном уроке проводилась в проблемном плане: учитель вывесил пять картин по истории первобытнообщинного строя (которые раньше

1 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 118.

школьникам не показывались) и предложил им на основании изображенных па картинах орудий труда, внешнего облика человека, природных условий и т. п. определить период, к которому может быть отнесено содержание каждой картины (первобытное стадо, материнский род, отцовский род и т. д.).

Школьники с большим интересом приняли участие в решении поставленной задачи, которая потребовала от них не только знания текста учебника, но и умения применять свои знания.

Переходя к изучению нового материала, учитель ставит вопрос: почему па смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий строй?

Некоторые учащиеся свой ответ о причинах перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому начинают с вопроса о войнах и захвате военной добычи, а не с рассказа о развитии орудий труда и появлении «излишков». Следует объяснить школьникам, что такое изложение вопроса является неправильным: военные столкновения между племенами проис-ходили и в условиях первобытнообщинного строя, однако в течение многих десятков тысячелетий это не приводило к появлению имущественного неравенства и классов. Только с развитием орудий труда, после перехода к земледелию и скотоводству, когда люди стали производить не только то, что им было необходимо для поддержания своей жизни, но и некоторые «излишки» (так называемый прибавочный продукт), появилась возможность одним людям присваивать результаты труда других, стало возникать имущественное неравенство. Захват военной добычи старейшинами и военными вождями увеличивал это неравенство, но не определял его возникновение.

План изучения нового материала

1. Переход на юге нашей страны от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

2. Государство Урарту и его культура.

3. Народы Средней Азии в древности.

Первый вопрос раскрывается в процессе перехода к изучению темы урока. Учащиеся отвечают, почему на смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий строй; вспоминают, историю каких рабовладельческих государств они рассматривали в V классе, когда примерно эти государства возникли. Затем учащиеся па карте учебника находят рабовладель-ческие государства на юге нашей страны.

Изучение второго вопроса проводится на основе анализа учащимися документов, иллюстраций учебника и соответствующей таблицы из «Альбома по истории культуры СССР». 14с- пользуется также картина М. В. Оболенского «Сооружение канала в Урарту» (из серии картин и таблиц по истории СССР).

Весь этот материал позволит школьникам самостоятельно определить занятия жителей Урарту, их общественный строй, характер внешней политики, высокий для того времени уровень культуры.

Для того чтобы сделать познавательную деятельность учащихся более целенаправленной, учитель заранее записывает на классной доске следующие вопросы:

1) Каковы были занятия жителей Урарту?

2) Каков был в Урарту общественный строй?

3) Какую внешнюю политику проводило государство Урар- ту?

4) Приведите доказательства высокого уровня развития культуры в Урарту. Чьим трудом она была создана?

' Рассказывая о падении государства Урарту, можно дать яркое описание раскопок на Красном холме в Армении (холм Кармир-Блур в районе Еревана) по книге Л. Липина и А. Белова «Глиняные книги» (М., 1956, с. 144— 151) или по статье Б. Б. Пиотровского «Урарту» в книге «По следам древних культур» (М., 1951, с. 105—112).

Советский >ясный Б. Б. Пиотровский приступил к раскопкам Красного холма в 1939 г. В первый день, когда уже все было готово для начала раскопок, пошел проливной дождь. Археологи были очень огорчены, но, когда они на другой день явились к месту работ, их поразил внешний вид местности: земля частично просохла, а в ряде мест стояли лужи, ровными прямоугольниками вырисовывая план существовавшей здесь в давние времена крепости. Очевидно, дождевая вода значительно быстрее проходила сквозь грунт, заваливший внутренние помещения крепости, чем через кирпичные стены, на месте которых еще стояла вода. Б. Б. Пиотровский быстро нарисовал на листе бумаги план подземной крепости. Теперь уже более уверенно приступили к раскопкам. Постепенно перед учеными открывались интереснейшие страницы прошлого.

Ученые установили, что на возведение крепостных стен ушло примерно два миллиона кирпичей, каждый из которых представлял собой целую глыбу длиной около полуметра. Выяснили и то, чго крепость была разрушена скифами в начале VI в. до н. э. (нашли бронзовые наконечники стрел, которыми ь это время пользовались скифы). Враг проник в крепость не через главные, необычайно прочные ворота, а через боковые (это было установлено потому, что при раскопках у главных ворот не обнаружили ни одного наконечника вражеских стрел). Осада была недолгой (в жилищах осажденных найдено много продовольствия, следовательно, не голод заставил их сдаться). Решительный штурм крепости был проведен внезапно в одну из августовских ночей. Скифы забросали крепость горящими факелами и ворвались в нее, когда уже бушевал пожар. Рушилась кровля, и, спасая свою жизнь, жители выбегали из домов, не успев ничего захватить с собой (это стало очевидно, когда внутри жилищ были найдены драгоценные женские украшения и оружие). Время гибели крепости — первая половина августа — было установлено учеными по пищевым запасам урартов: хлеб был уже собран, а виноград еще не созрел и винные кладовые были пусты. Все это характерно в данной местности для конца июля — начала августа.

Шаг за шагом ученые восстановили историю гибели крепости.

Вот, рассказывает Б. Б. Пиотровский, скифы ворвались в уже горящую кладовую и среди огня пытались поспешно захватить добычу. Через узенькую дверь вбежали они в большую винную кладовую, среди застилающего глаза дыма кинулись к карасам (карасы — огромные винные сосуды, вмещавшие 200—250 тыс. л вина. — П. Л.), заглянули в. них и, убедившись в том, что они пусты, прекратили дальнейшие поиски. Пожар бушевал Скифы не увидели, что в одном из сосудов было спрятано около 100 замечательных

бронзовых чаш. В другом винном складе они так и не заметили (или не ценили захватить ввиду бушевавшего пожара) великолепные щиты, ценный шлем, дорогой колчан. Все это уцелело и было обнаружено археологами.

Заканчивая разбор второго вопроса, учитель отмечает, что высокая культура урартов не погибла бесследно:ее унаследовали и развили предки современных народов Закавказья — армян и грузин.

При рассмотрении третьего вопроса учитель обращает внимание учащихся на то, что в Средней Азии с древнейших времен жили предки современных народов нашей страны—тад-жиков, туркмен, узбеков, казахов и др.

В I тысячелетии до н. э. народы Средней Азии переходили к земледелию с применением искусственного орошения.

Пользуясь картой, учитель показывает древнейшие государства Средней Азии — Хорезм (по нижнему течению Амударьи), Бактрию (в верховьях Амударьи), Согдиану (в долине Зеравшана).

Главным занятием населения этих государств было земледелие. Большие оросительные каналы питали живительной влагой поля пшеницы, проса, ячменя, хлопка, фруктовые сады. Соз-дание оросительной системы требовало применения труда огромных масс людей. В Средней Азии возникло рабовладение.

На границах государств стояли мощные крепости с двойными стенами, защищавшие оазисы от набегов кочевых племен, 'занимавших тогда степи нынешнего Казахстана.

Сравнительно недавно, уже после Великой Отечественной войны, советские археологи обнаружили развалины грандиозного замка-дворца Топрак-Кала (на территории древнего Хорезма). Центральная часть замка поднимается на 16 м, а три башни еще выше — на 25 м. Только в северной части замка и трех башнях было около 100 помещений. Общая площадь замка примерно 11 тыс. кв. м. В комнатах замка обнаружена цветная роспись, монументальная глиняная скульптура, найдены косточки плодовых растений, семена пшеницы, многочисленные кости животных и много других предметов, позволяющих определить занятия жителей и уровень культуры древнего Хорезма !.

Древняя история Средней Азии рассказывает о героической борьбе ее народов против вторжений иноземных захватчиков: персидских царей, Александра Македонского и других (см. учебник).

Домашнее задание: учебник § 3.

На контурной карте «Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны» закрасить цветными карандашами территорию древнейших государств Закавказья и Средней Азии; надписать их названия.

Урок 4. Народы Северного Причерноморья в древности

На уроке рассматриваются вопросы об общественном строе п культуре скифских племен, живших в I тысячелетии до н. э. в степях Северного Причерноморья и античных городах-госу-

1 См.: По следам древних культур. М.» 1951, с. 183—189.

дарствах, расположенных на северном побережье Черного моря.

Опираясь на имеющиеся у школьников знания об истории древнего мира, учитель помогает им закрепить в памяти основные черты рабовладельческого строя и его отличия от первобытнообщинного строя.

Начать урок можно с изучения нового материала, предложив школьникам, слушая рассказ учителя, самостоятельно определить: какой общественный строй в I тысячелетии до н. э. был у скифов и в античных городах-государствах Северного Причерноморья? Что было общего в жизни народов Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э ? Каковы были отличия? Каковы основные отличия рабовладельческого строя от первобытнообщинного?

План изучения нового материала

1. Скифы, их общественный строй и культура.

2. Античные города-государства Северного Причерноморья.

3. Боспорское царство.

4. Отличия рабовладельческого строя от первобытнообщинного.

Первый вопрос освещается в объеме учебника. Важную роль здесь занимает работа с иллюстрациями, по которым школьники могут сами рассказать об условиях жизни и занятиях скифов.

Можно дополнительно сообщить об одном-двух скифских курганах, предложив учащимся по найденным в них вещам сделать выводы об общественном строе, о связях с другими странами и культуре скифов.

В новом издании учебника рассказывается о недавних (1971) раскопках скифского кургана «Толстая могила» вблизи города Орджоникидзе Днепропетровской области. Здесь были обнаружены захоронения скифских царя и царицы. Захоронение царицы сохранилось нетронутым. Возле входа в одну из погребальных камер найдена поразительная по красоте золотая пекго- раль — нагрудное украшение, — символ власти царя (от лат. pectus — грудь) (см. иллюстрации в учебнике). Пектораль имеет форму полумесяца. Она состоит из четырех жгутов, соединенных концами в обоймах, оформленных в виде головок львов с кольцами в пасти. Три промежутка между витыми жгутами заполнены высокохудожественными горельефами и барельефами. В центре верхней части изображены два скифа, обнаженные до пояса. Они держит за рукава сшитую из овечьей шкуры рубаху. Подле них лежат стрелы для лука.

Рядом с останками царицы ее слуги. У ног царицы служанка. Воз те нее железный нож с костяной ручкой. Рядом небольшая ниша с бронзовым котлом и сковородкой. В головах у царицы воин с колчаном и стрелами. Невдалеке от входа в склеп еще один слуга. Тут же погребение шести лошадей и три могилы конюхов.

По материалам рассказа о раскопках скифских курганов проводится беседа: каков был общественный строй скифов? Что можно сказать на основании найденных вещей о связях .скифов с другими народами? Какие выводы можно сделать о культуре скифов?

Далее учитель рассказывает об античных городах-государствах в Северном Причерноморье.

В V классе учащиеся познакомились с образованием греческих колонии на побережье Черного моря. Школьники, пользуясь картой, могут назвать некоторые из них (например, Ольвию, Херсонес, Пантикапей).

Следует напомнить учащимся, что греческие города обладали высокой культурой. Здесь были каменные дома рабовладельцев, храмы, театры. Города вели оживленную торговлю с Грецией и народами Причерноморья. Среди рабов было много скифов.

В V в. до н. э. в Северном Причерноморье образовалось крупное рабовладельческое государство — Боспорское царство с центром в Пантикапее (ныне г. Керчь). В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание рабов под предводительством Савмака.

Об этом восстании рассказывает херсонесский декрет в честь Диофанта— полководца понтийского царя Митридата. Диофант оказал херсонесцам военную помощь в подавлении восстания, и в благодарность ему был поставлен памятник — бронзовая статуя. На мраморном пьедестале памятника была вырезана надпись, которая рассказывала о заслугах Диофанта и победах, одержанных нм в борьбе против скифов. Статуя Диофанта не сохранилась, а пьедестал был обнаружен среди развалин Херсонеса. Надпись полностью до нас не дошла: нет начала, некоторые слова стерлись. И все же ученые прочитали текст и узнали о восстании, о котором ни в каких других источниках не говорилось.

«...Когда же скифы с Савмаком во главе подняли восстание и убили выкормившего их (т. е. скифов) боспорского царя Перисала, а против Диофанта составили заговор, он, избежав опасности, сел на отправленный за ним гражданами корабль и, прибыв к нам и упросив граждан также, имея ревностное содействие со стороны пославшего его царя Митридата Евпатора, в на-чале весны явился с сухопутным и морским войском, а кроме того, взял и отборных из граждан на трех судах и, отправившись из нашего города, взял Феодосию и Пантикапей, виновников восстания наказал, а Савмака, убийцу царя Перисада, захватив в свои руки, выслал в царство Митридата и таким образом восстановил власть паря Митридата Евпатора...»1.

Найдено и шесть маленьких серебряных монет, которые, по мнению исследователей, принадлежали Савмаку. Три из этих монет хранятся в Государственном историческом музее в Москве. На одной стороне монет голова бога солнца, окаймленная лучами, на другой — голова быка и надпись по-гречески — «царь Савмак».

Учащимся дастся задание подумать, какие выводы о восстании в Бос- порском царстве можно сделать на основании текста надписи и монет. Учащиеся смогут установить, что предводитель восстания был, очевидно, скифом; имя его — Савмак. Весьма возможно, что он с детства жил при дворе боспорского царя (в документе идет речь о том, что восставшие убили «выкормившего их боспорского царя Перисада»). Восставшие одержали победу и даже успели выпустить новые монеты с изображением своего предводителя Савмака, который был объявлен царем. Восставшие захватили Пантикапей и Феодосию. Сила восставших была велика, ибо на их подавление пришлось мобилизовать сухопутные и морские войска царя Митридата, а также «от-борных» местных граждан. После подавления восстания над Боспором установилась власть царя Митридата Евпатора.

1 Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1956, с. 165—166.

Дополняя сказанное школьниками, учитель расскажет, что господство понтийского царя Митридата в Боспоре продолжалось недолго. Потерпев поражение в войнах с Римом за господство в Малой Азии, Митридат пытался \ крыться в Пантикапее. Но здесь против него возник заговор. Тогда Митридат кончил жизнь самоубийством в своем дворце, расположенном в Пантикапее на горе. До наших дней она сохранила наименование горы Митридата.

В конце занятия проводится итоговая беседа по вопросам, поставленным в начале урока. При этом устанавливается, что в I тысячелетии до н. э. на юге нашей страны образовались первые рабовладельческие государства: в Средней Азии — Бактрия, Согдиана и Хорезм, в Закавказье — Урарту, в Северном Причерноморье — античные города-государства и Боспор- ское царство. У скифов шел процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабства.

Далее при участии класса устанавливаются основные отличия рабовладельческого строя от первобытнообщинного, и учащиеся подводятся к выводу, что рабовладельческий общественный строй по сравнению с первобытнообщинным -был большим шагом вперед. При этом особое внимание обращается на усовершенствование орудий труда, развитие земледелия, скотоводства и различных ремесел, строительство городов, оросительных каналов, осушение болот и т. п.

Школьники правильно характеризуют отличия рабовладельческого строя от первобытнообщинного, указывают, что при первобытнообщинном строе существовал общий труд, общая собственность, равенство, не было классов п государства, а при рабовладельческом строе общество разделилось на враждебные (антагонистические) классы (рабовладельцы и рабы, кре-стьяне-общинники, ремесленники). Учащиеся называют и другие черты рабовладельческого строя — скопление богатств в руках рабовладельцев, отсутствие всякого имущества у рабов, которые принадлежат рабовладельцам и работают на них, наличие государства — особой силы, с помощью которой рабовладельцы удерживали свое господство над эксплуатируемыми — крестьянами и рабами. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в древних государствах Закавказья и Средней Азии рабство не получило такого развития, как в древней Греции или в древнем Риме. В Закавказье и Средней Азии основное трудовое население составляли не рабы, а крестьяне-общинники и ремесленники.

Домашнее задание: учебник, § 4.

Дополнительно учитель поручает школьникам повторить материал из истории средних веков: какие три ветви славян жили на территории Европы? Где они расселялись? Каков был общественный строй славян в первые века нашей эры? Повторение этих вопросов подготовит школьников к изучению темы следующего урока.

Урок 5. Восточные славяне в древности

Приступая к изучению темы урока, учитель отмечает, что в лесостепной полосе Восточной Европы издавна жили славянские земледельческие племена. Следует напомнить школьникам, что в курсе истории средних веков они уже познакомились с жизнью славян в VI—X вв. н. э.

При этом можно поставить перед учащимися следующие вопросы: какие три ветви славян жили на территории Европы? Покажите по настенной карте территорию расселения западных, восточных и южных славян в VI—IX вв. н. э. (предварительно учащиеся определяют границы расселения восточных, западных и южных славян по карте альбома учебника).

Уточнив, если потребуется, ответы школьников, учитель подчеркивает, что славяне — исконные жители обширных пространств Европы, что восточные славяне являются предками трех современных народов нашей страны — русского, украинского и белорусского.

План изучения нового материала

1. Расселение восточных славян в VI—IX вв.

2. Занятия восточных славян. Славянский поселок.

3. Общественный строй славян.

4. Обычаи и верования древних славян.

Предки славян в глубокой древности жили в Средней и Восточной Европе. Уже в начале II тысячелетия до н. э. древние славяне в основном заселяли те области, которые были славянскими и в период раннего средневековья. Из курса истории средних веков учащиеся знают, что в период раннего средневековья (в VI—IX вв.) восточные славяне жили на огромной территории нашей страны — от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки.

Пользуясь картой альбома учебника и настенной исторической картой, учитель знакомит школьников с расселением некоторых восточнославянских племен. Всего же на Русской равнине жило, очевидно, свыше 100 различных племен. Имена многих из них неизвестны.

Полезно на классной доске и в тетрадях учащихся начертить соответствующие картосхемы. Схемы помогут школьникам лучше усвоить расселение восточных славян.

Рассказ о занятиях и условиях жизни восточных славян удобно построить по картине В. А. Малышева «Славянский поселок» (из серии картин и таблиц по истории СССР).

После ознакомления с содержанием картины учащиеся смогут принять участие в беседе. Перед ними ставятся следующие 32

вопросы: чем занимались восточные славяне, изображенные на картине? Какое занятие было главным? Каковы были орудия труда у восточных славян в VI — IX вв.? Опишите их.

Уместно рассказать о том, что у восточных славян было распространено два вида земледелия — подсечное (или огневое) и пашенное.

Из курса истории средних веков учащиеся знакомы с названными системами земледелия. Поэтому они сами могут рассказать о подсечном и пашенном земледелии. В случае необходимости учитель дает дополнительные разъяснения о том, что собой представляли эти системы земледелия (орудия -труда и способы обработки земли).

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, бобы, просо, лен. На огородах сажали репу, лук, морковь.

Помимо земледелия, славяне занимались домашним скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, владели искусством изготовления различной посуды, обработки кости и ме-таллов— золота, серебра, меди, железа.

Рослые и сильные, очень выносливые, славяне легко переносили зимнюю стужу и летний зной. Они были гостеприимны и охотно угощали своих гостей всем, что только у них было.

На войне славяне проявляли много ловкости и хитрости, были храбры и выносливы. Не раз бывало, что славянские воины. спасаясь от неприятеля, погружались с головой в воду и дышали через тростник, который держали во рту.

Каков же был общественный строй восточных славян в VI—IX вв.?

Опираясь на знания, полученные в VI классе, а также учитывая сказанное на уроке о развитии у славян пашенного земледелия и обработки железа, учащиеся самостоятельно определяют, что у славян в VI—IX вв. был первобытнообщинный строй в стадии его «разложения.

Почему же у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя?

При разъяснении этого вопроса учитель рассказывает, как развитие орудий труда и занятий людей подрывало изнутри родовую общину и приводило к возникновению соседской общины. В VI классе школьники познакомились с этим процессом на примере германских племен. В VII классе полученные ранее знания конкретизируются и закрепляются на материале истории славян.

В ходе разбора этого вопроса полезно составить таблицу «Разложение первобытнообщинного строя»1. Приведем примерный текст таблицы.

1 На классной доске и в тетрадях школьников записываются схема таблицы и вопросы. Ответы на них даются устно. Заполняют таблицу учащиеся дома.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ИСТОРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика